корейская поп-культура в россии. Корейская поп-культура в России. Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Проектная деятельность
Скачать 41.03 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Проектная деятельность» Корейская поп-культура в России (тема практического задания)
Москва 2022 ОглавлениеВведение……………………………………………………………………….3Влияние современной корейской поп-культуры на российскую молодежь………………………………………………………………………6Заключение…………………………………………………………………...10Список литературы………………………………………………………….11Введение Расширение форм взаимодействия культур Востока и Запада обусловлено многими специфическими условиями современного общества, среди которых инновационные коммуникационные технологии, активизация социальной мобильности, процессы культурной интеграции и унификации и многое другое, способствующее формированию особого взгляда на культурные особенности разных народов и стран. Рост систематического знания европейцев об Азии, обусловленный интересом ко всему чужому и необычному, активно используется в разных сферах науки – от генетики, анатомии, психологии до филологии и истории, – что способствует развитию лучшего понимания между культурно различающимися сообществами. Специфической чертой современности является перераспределение позиций на политической карте мира. Если до недавнего времени отношение Европы к Азии в значительной степени основывалось на патернализме (отношению сильного к слабому), то сегодняшний экономический взлет Китая и Южной Кореи – «Азиатских тигров» – обуславливает изменение политического, экономического и, конечно, научного интересов. Республика Корея характеризуется также подъемом национальной культуры – 20 лет назад в стране начался период активного распространения традиционной и современной культур сначала на территории Восточной Азии, а затем и по всему миру. Начиная с 1990-х гг. корейская популярная культура (музыка, телесериалы и кинематограф), получившая название «корейской волны», постепенно приобретает широкую массовую известность. Количество ее поклонников в странах Северо- и Юго-Восточной Азии, в европейских государствах, США, Латинской Америке и Австралии продолжает неуклонно увеличиваться. Масштаб и скорость распространения данного феномена обуславливают появление новых исследований, посвященных вопросам усиления и популяризации азиатской культуры. Обозначенными факторами определяются актуальность и новизна выбранной темы – возникновение увеличивающегося интереса к «корейской волне» в разных странах, преимущественно в молодежной среде. Субкультура кореяманов появилась не так давно и в нашей стране, во многом благодаря Интернету. Несмотря на то, что увлечение азиатской культурой на сегодняшний день является в некоторой степени элитарным из-за доминирующей ориентации российского общества на европейские ценности, механизмы инкорпорации специфических культурных продуктов представляют несомненный исследовательский интерес. Во всем мире поклонники корейской поп-культуры слушают песни популярных групп, смотрят корейские фильмы и сериалы, учат корейский язык, следят за жизнью знаменитостей в социальных сетях, заказывают из Кореи диски и товары с изображениями любимых исполнителей, участвуют в благотворительных акциях, инициируемых звездами, покупают рис, книги, одежду и другие предметы потребления, которые затем отправляются в детские дома. Несмотря на то, что их активность имеет схожие черты с деятельностью поклонников других музыкальных групп, обладающих мировой известностью, их жизненные идеалы отличаются от ценностей поклонников западной культуры – очень важным становится достижение целей, усердие в преодолении трудностей, забота о близких, почитание старших и т.д. Учитывая тот факт, что после образования Республики Корея в 1945 г. страна находилась под сильным влиянием США, которое в некоторой степени продолжается и в настоящее время, интерес представляет процесс взаимодействия восточной и западной культур и трансляция полученного опыта в другие страны мира. Так, мы можем пронаблюдать оригинальную стратегию национального брендинга Южной Кореи – «корейская волна» является результатом «продвижения собственных культурных продуктов на глобальный рынок», сочетающим в себе американский капитализм и корейский национализм. Такая успешная внешняя политика была создана правительством страны для формирования ее имиджа с целью приобретения определенного статуса и получения прибыли. «Корейской волна» стала широко известна во многом благодаря рэперу PSY, который стал лидером мировых музыкальных чартов с хитом «Gangnam style». Но корейская поп-культура значительно шире, она имеет свою историю, определенные особенности подготовки и продвижения артистов, внутреннюю структуру и огромное количество приверженников в странах Восточной Азии, среди которых, помимо молодежи, есть взрослые и даже пожилые люди. Анализу механизмов формирования культурных продуктов, успешно и активно завоевывающих мировую популярность, посвящена данная работа. Влияние современной корейской поп-культуры на российскую молодежь Основным каналом распространения корейской культуры в России являются молодежные объединения поклонников музыкальных групп, фильмов и других культурных продуктов Южной Кореи. Как в свое время именно молодые способствовали усвоению передовых молодежных течений западного общества, так и современная молодежь является проводником актуальных направлений культуры восточных стран. Прежде чем приступить к анализу причин роста популярности и способов распространения современной корейской поп-культуры, дадим определения молодежной субкультурной активности. По мнению британского социолога Дика Хэбдиджа, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Неудовлетворенность существующими нормами и ценностями доминирующей культуры связана как с тем, что в современном обществе они достаточно быстро устаревают, так и с тем, что их трансляция от старших поколений носит зачастую насильственный характер, провоцируя молодых защищаться от него. С одной стороны, молодое поколение попадает под влияние устойчивых социальных групп и институтов, с другой, они сами благодаря социальной активности способствуют преобразованию структур общества (например, распространение Интернета, развитие индустрии досуга или внедрение новых технологий). Представители неформальных молодежных объединений, отличающиеся от преобладающего большинства поведением, стилем, языком и другими аспектами, вносят свою лепту в изменения, происходящие в культурной среде (достаточно вспомнить джинсы в 1960-х). Существует множество субкультур, базирующихся на разнообразных музыкальных направлениях и сопутствующих им взглядам на жизнь, стилю одежды, слэнгу и т.д.: хиппи, панки, металисты, готы, эмо, кибер-готы и пр. Поклонники южнокорейской поп-культуры также образуют собственную субкультуру под названием «кореяманы». Это понятие объединяет всех людей, увлекающихся K-pop’ом и драмами. Представители данной субкультуры обычно называют себя кей-поперами (англ. K-poper – человек, любящий K-pop) или дорамщиками (то есть человеком, любящим драмы/дорамы), однако между этими двумя группами нет жестких границ – кей-поперы не только слушают корейские поп-группы, но и смотрят сериалы, и наоборот. Аналитики связывают успех корейской поп-индустрии с тем, что ее модель маркетинга довольно сильно отличается от мировых практик, о чем уже было рассказано в предыдущей главе. К системе камбэков и промоушенов присоединяется развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие идолов в общении с поклонниками в социальных сетях. Как правило, у каждой публичной личности есть свои фанаты и антифанаты. Восточная Азия известна своим ярым фанатизмом – каждая музыкальная группа, актер/актриса, модель или другая знаменитость имеет собственный фандом и официальный фан-клуб. Фандом или фэндом (англ. fandom – букв. «фанатство») – неформальное субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с каким-либо произведением искусства или его автором, то есть пристрастием к определенному фильму, сериалу, книге и т.д. В рамках «Халлю» существует огромное число фандомов, так как каждая группа имеет свою многочисленную армию поклонников. «K-pop – это своеобразная «борьба» между группами. Мы, как и многие другие, стараемся завоевать свою часть аудитории», – говорят участники группы MYNAME. Каждый фандом имеет свое название и цвет: например, фандом группы BTS имеет название ARMY («Очаровательный представитель М.С. для молодежи») символика открывание дверь и цвет-фиолетовый. фандом группы Dong Bang Shin Ki именуется Кассиопеей (назван так в честь созвездия Северного полушария неба, пять ярчайших звезд которого образуют букву М или W; так как группа состоит из 5 участников, это имеет особый смысл – каждый из 5 мемберов так же сильно светит на сцене, как эти звезды на небе), имеет жемчужно-красный цвет, символизирующий страсть, и 23 апреля празднуется как день Кассиопеи. Названия фандомов, впрочем, как и расшифровка наименований корейских поп-групп, имеют интересный смысл – это не простое название, оно обязательно должно иметь особое значение. Как правило, выбор названия фан-клуба определяется общим голосованием на сайте группы или их агентства. Фанаты присылают различные названия, менеджеры продюсирующей компании отбирают наилучшие и затем проводится онлайн-голосование. Таким путем были выбраны названия фан-клубов для многих K-pop групп. В любой субкультуре существует такое понятие как «стафф». В зависимости от вида субкультуры оно может иметь различные значения. В рамках корейской массовой культуры стафф – это разнообразная продукция с изображениями звезд «корейской волны», выпускаемая специально для фанатов. К ним относятся диски и плакаты, фотобуки (англ. photobook – «книга с фотографиями»), журналы, одежда (футболки, толстовки, бейсболки и пр.), аксессуары (кольца, подвески, серьги, браслеты), канцелярия (тетради, ручки, карандаши, пеналы, наклейки, календари и т.д.), наушники, рюкзаки и сумки, кружки, кошельки, коврики для мышки, лайтстики (англ. light stick – «светящаяся палочка») и т.д [приложение Г]. Говоря о лайтстиках, стоит отметить, что они, как правило, используются на концертах и могут видоизменяться в зависимости от концепта, но всегда имеют цвет определенного фандома. Фанаты включают их во время концерта, тем самым создавая океан определенной цветовой гаммы в темноте. Это имеет большое значение для группы – так они могут увидеть и почувствовать любовь своих поклонников [приложение Д]. Помимо перечисленных товаров к числу стаффа также относят одежду и аксессуары, которые носят идолы, и определенные вещи из драм – например, кулон или игрушку, которые символизируют любовь главных героев. Стафф может быть официальным и неофициальным. Официальный стафф, как правило, продается на концертах, встречах с фанатами и других мероприятиях звезд, на сайте группы или агентства. Неофициальный стафф может продаваться в различных Интернет-магазинах и отличаться по качеству от оригинальных товаров. В Санкт-Петербурге продается как официальный, так и неофициальный стафф в Лавке Кролика – «передвижном» магазине, который уже два года продает фан-стафф корейского и собственного производства для кореяманов Санкт-Петербурга и других городов России на различных мероприятиях, посвященных восточным культурам. Заключение «Корейская волна» как любое яркое явление культуры имеет своих приверженцев. Поклонники образовали особую субкультуру под названием «кореяманы», состоящую преимущественно из представительниц женского пола. Данная субкультура имеет собственные особенности слэнга, стиля и прочих аспектов, отличающих их от потребителей западной культуры. Фанаты корейской поп-культуры являются активными пользователями различных Интернет-сообществ, создающими блоги и печатая заметки о культуре, языке и шоу-бизнесе Республики Корея. Организовывая различные фестивали восточных культур, печатая журналы, изучая корейский язык и переводя фильмы и сериалы, даря подарки любимым идолам и жертвуя мешки с рисом, одежду, помогая в строительстве школ и библиотек в рамках фан-проектов, поклонники корейской культуры проявляют себя как социально активное субкультурное объединение, влияющее также на развитие кросскультурных коммуникаций, ведение диалога культур и развитие российско-корейских отношений. Список литературы Википедия. BTS Халлю, сагык и K-pop. Как корейская поп-культура покорила Россию и весь мир Внутри к-попа в России АРМИ | BTS вики | Fandom |