Волкова Е.М эмоц выгорание волонтеров. Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Технологии содействия профессиональному развитию
Скачать 37.16 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Технологии содействия профессиональному развитию» Творчество и юмор как профилактика эмоционального выгорания волонтёра (тема практического задания)
Москва Оглавление Введение 1. Понятие эмоциональное выгорание 2. Почему такое состояние может возникнуть у волонтеров? Примеры 3. Какие меры помогу избежать эмоционального состояния Заключение Список литературы Эмоциональное выгорание — явление распространенное. На него обратили внимание во второй половине ХХ века во время исследований «помогающих» профессий: врачей и педагогов. Сегодня речь идет и о психологах, о врачах, о работниках социально-ориентированных благотворительных организаций, о волонтерах. Именно эти люди большую часть рабочего времени проводят с людьми, общаясь с ними и оказывая на них влияние, встречаясь с их чувствами, порой не легкими. О «выгорании» есть немало литературы, ориентированной на любого читателя. Для правильного понимания эмоционального выгорания его нужно отличать от депрессии, синдрома хронической усталости и просто усталости. Основная характеристика «выгорания» – истощение, опустошение. Бывает, что оно проявляется как усталость человека «от всего» и надолго. При этом, в некоторых известных психологических исследованиях говорится, что люди, ведущие осмысленную духовную жизнь значительно меньше «выгорают» Быть волонтером, служить ближним и при этом не понимать мотивов и значения служения для самого себя, не анализировать собственные чувства и ощущения — разрушительно. Бывает, что человек (в нашем случае – волонтер) участвует в нескольких благотворительных проектах: помогает на ярмарке, навещает детей в больницах, кормит бездомных, что-то делает на благотворительных ремонтах и при этом у него работа, учеба, помощь друзьям, родственникам. Волонтер может таким образом испытывать себя на прочность и при этом чувствовать, что нужен всем, может получать одобрение от окружающих его людей за свою активность, отзывчивость, доброту… Но, при всем этом, если у человека нет ясного понимания, зачем ему это нужно, каковы его силы, что он в себе через это восполняет, нет осмысления деятельности через свои ценности, то он может столкнуться с эмоциональным выгоранием. Я думаю, что в волонтерской деятельности одна из серьезных причин выгорания – не понимание ценности, значения и смысла своей жизни, непонимание целей, ради которых осуществляется добровольчество. За этим может стоять пресловутое молодежное «попробовать свои силы», «узнать, на что способен». Аналогичные мотивы присутствуют в экстремальных видах спорта, интеллектуальных соревнованиях. Если человек не получил принятия и одобрения в своей семье, взрослой жизни, он ищет другие способы для этого, один из которых – добровольчество. Через добрые дела, человек ставит амбициозную цель «помочь всем», при этом, не имея возможности найти себе места в этой жизни, пытается его найти среди добрых дел, других волонтеров или людей, которые нуждаются в помощи. Все это, в итоге, приводит к излишней нагрузке. В такой ситуации эмоциональное выгорание схоже с защитными реакциями организма на вирус. Например, тело сообщает, что что-то не так через повышенную температуру, слабость, бессилие. Так и тут, описанные выше проявления говорят человеку о «выгорании». Соответственно, возможны два варианта реакции на этот сигнал: либо игнорировать его, и тогда есть вероятность, что эмоциональное выгорание станет «хроническим» и может привести к самым серьезным последствиям. Лучший выход – признать наличие выгорания и сознательно начать восстанавливаться. Во втором случае доброволец начинает осознавать, что, например, одни добрые дела (кормление бездомных) ему даются тяжело, а другие дарят больше удовлетворения. Тогда даже при нахождении, казалось бы, оптимальной нагрузки, следует быть внимательными, чтобы позволить восстановиться душевным и физическим силам. Если волонтер не осознает четко и глубоко, что же положительного приносит ему самому его доброе дело, то для него существует опасность втянуться в деятельность, разрушающую его. Доброволец общается с больными детьми и взрослыми, инвалидами, лежачими стариками. Словом, встречается с чужим страданием и даже смертью. Кроме этого, у начинающего волонтера меняется привычный режим жизни. Не остается времени на восстановление сил или увлечения. Нагрузка и степень эмоционального переживания увеличиваются, а ресурсов для восстановления сил становится все меньше. Волонтер может «выгореть», если неправильно распределяет нагрузку. Например, уделяет отдыху слишком мало времени или слишком много времени проводит с подопечными. Ему может помочь волонтерское сообщество. Например, с помощью правила, которое запрещает добровольцу посещать больницу или детский дом чаще трех раз в неделю. Если доброволец нарушает правило, его исключают из рядов движения. Но выгорание может произойти и у опытного добровольца. Оно может повторяется раз в год-полтора или чаще. Спровоцировать его могут неприятности на работе или в личной жизни. Вместо того чтобы решать свои проблемы, такой человек идет «волонтерить» в больницу. И сталкивается с медсестрой, которая отругала за грязные ботинки, или узнает о смерти своего подопечного. На последних стадиях выгорания человек не может сам правильно оценить ситуацию. Это может сделать только психолог или опытный наставник, способный поддержать его в трудную минуту. Ненормируемая нагрузка и непонимание со стороны друзей, родных, семьи также смогут привести к выгоранию. Большинство недооценивают опасность волонтерства. Добровольцы общаются с людьми, находящимися в состоянии стресса. Волонтер может столкнуться с несправедливостью в его понимании или руководствоваться неверной информацией. Например, показалось, что врач обидел пациента, и он начинает ругаться со всеми. Или, проигнорировав мнение врачей, собирать деньги на лечение безнадежного ребенка за границей. Это нарушение правил в итоге вредит всему сообществу. Но волонтер никого не слышит. Девушка, переписывающаяся с заключенным, в процессе общения может решить, что любит его. Но на поверку это будет вовсе не прекрасный принц. Например, у него могут быть проблемы с алкоголем и т.п. Создание семьи с таким человеком может разрушить жизнь добровольца. Волонтеру важно правильно расставить приоритеты. Я бы сказал новичку: «Жизнь – больше, чем волонтерство», «Помни о своих родных и близких», «Не забывай держать дистанцию с теми, кому помогаешь!», «Волонтер в свободное время» и «Волонтер имеет право в любой момент уйти из добровольчества». Новичок должен получить информацию о специфике деятельности и правилах волонтерского сообщества, контакты психологов, знать о своих правах и обязанностях. Полезны и тематические разделы форума на сайте волонтерского сообщества (благотворительные фонды «Подари жизнь» или «Старость в радость»), регулярные встречи добровольцев и работников учреждения, которое они посещают. Хорошо работает система наставничества. Координатор группы ведет новых волонтеров, анализирует отношения в группе, рационально распределяет задачи между добровольцами. Отход от принципа «нагружаем того, кто везет», когда координатор постоянно просит о помощи волонтера, кто точно не откажет, а не равномерно распределяет нагрузку между всеми членами группы, работа с добровольцем, если у него есть явные признаки выгорания, проведение неформальных встреч для волонтерской группы, организация групп поддержки с участием психологов и стремление к тому, чтобы волонтерская группа была не сообществом одиночек, а командой, занимающейся общим делом, – вот что я могу посоветовать. Большинство современных исследований в области психологии юмора выполнены западными учеными. Одним из основоположников этого направления является Род Мартин. Он определяет юмор как «широкое понятие, которое относится ко всем словам и действиям людей̆, воспринимающимся как забавные и обычно вызывающим смех у других, а также к психическим процессам, которые участвуют в генерации и восприятии такого забавного стимула, и к эмоциональной̆ реакции, связанной̆ с получением удовольствия от него». Чувство юмора традиционно считается атрибутом здоровья и психологического благополучия. Волонтеру важно не идти за границы своих возможностей и ответственности, а делать то, что ты можешь делать. Важно осознавать, до какого края, до какого предела ты готов. Это может быть одно посещение в неделю, или два, или три, или человек может думать, что он готов ходить каждый день. На самом деле это неправда. У каждого человека существует какой-то свой порог в плане того, как далеко он может ездить, сколько времени он готов посвятить волонтерству, сколько эмоционального ресурса он может потратить сегодня. Может быть, именно сегодня волонтеру хочется просто поиграть с детьми, не включаясь глубоко в какие-то душевные разговоры. Всё время должна происходить своеобразная настройка: «А что я могу? Именно сегодня? Как я могу это отрегулировать?». Эта внимательность к себе позволяет сохранять настрой на работу, внутреннюю энергию, желание продолжать. И если какой-то героический подвиг всё-таки произошел, важно после этого дать себе расслабиться, сказать про это координатору или другим волонтерам. Не перегружать себя ещё больше, если вы и так уже перегрузились. Потому что может быть такой откат, что вообще больше волонтерить не захочется, потому что слишком уж много было взято на свои плечи. Это прекрасно в плане подвига, но координатору и группе всегда важнее постоянность, чтобы волонтер ходил дольше, чтобы он был в ресурсе, радостный, счастливый и довольный. Важно, чтобы волонтер поддерживал себя и многое про себя понимал. Список используемой литературы Иванова Н.В., Посохова С.Т. Юмор и адаптивный потенциал подростков с проблемами в развитии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 1. Ч. 1 С. 99–108. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Изд-во ин-та психол. РАН, 2005. 330 с. Винокур В. А. Опросник «ОРПВ»: Отношение к работе и профессиональное «выгорание». СПб.: Изд-во Медиц. акад. последипл. обр-я, 2009. 24 с. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. издт. дом Филин, 1996. |