Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1 по дисциплине «Технологии коммуникации»

  • ФИО студента Салмина Валерия Анатольевна Направление подготовки

  • Группа ЛПЕ-С-2-2021-1 Москва 2021

  • Реферат технологии коммуникации. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине Технологии коммуникации


    Скачать 47.92 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине Технологии коммуникации
    Дата21.12.2021
    Размер47.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат технологии коммуникации.docx
    ТипДокументы
    #312684






    Российский государственный социальный университет





    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1

    по дисциплине «Технологии коммуникации»
    Мимика собеседников в классической литературе: разбор отрывка из произведения по выбору студента.



    ФИО студента

    Салмина Валерия Анатольевна

    Направление подготовки

    Перевод и переводоведение

    Группа

    ЛПЕ-С-2-2021-1


    Москва 2021

    ВВЕДЕНИЕ.

    Мимика (от греч. mimikos - подражатель) - 1) выразительное движение лицевых мышц в соответствии с испытываемыми чувствами, эмоциями, настроением; 2) искусство выражать чувства и мысли с помощью движений лицевых мышц и соответствующих жестов. Именно поэтому мимику называют языком эмоций.

    Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду, внимание и т.д. Когда человек счастлив, мышцы лица двигаются, все черты как бы приподнимаются. Носогубные складки резко меняются, слегка изгибаясь вверх от переносицы, а затем вниз. Большие скуловые мышцы сокращаются, оттягивая уголки губ вверх и назад, а щеки также поднимаются, создавая мелкие морщинки под глазами у внешних уголков. Брови слегка изогнуты, так как мышцы лба мягко сокращаются. Нос укорачивается за счет выраженного подъема щек и верхней губы вверх. Центр выражения лица находится в середине лица.

    Чувство гнева выражается нахмуриванием, сокращением мышц, смещающих брови, пирамидальной мышцы и верхней части круговой мышцы. Внутренние концы бровей смещаются и опускаются вниз.

    Между бровями имеются выраженные вертикальные складки. Губы плотно сжаты. Щеки кажутся впалыми. Переносица выступает из-под бровей. Центр выражения лица сосредоточен в верхней части щеки.

    Мимикрия исторически и эволюционно развивалась в человечестве как первое средство коммуникации. Бесконечный спектр переживаний может быть выражен мимическим языком, используемым новорожденными детьми, и даже у недоношенных младенцев регистрируются мимические движения ("эмбриональные гримасы"). Начиная с младенчества, люди усваивают общий мимический код путем подражания, причем настолько прочно, что выражения лица потом кажутся естественными, почти врожденными (гримасы плача, удивления, обиды, участия, внимания и т.д.).

    Мимические жесты, отражающие чувства и мысли, являются элементарным языком, дополняющим речь, лицо функционирует как специфический орган выражения, а мимические жесты воплощают психомоторные реакции сами по себе и независимо от воли человека (непроизвольно). На мимику существенно влияет раса и различные обстоятельства, в которых живет человек. Например, сильный характер, красивые, монументальные, непроницаемые лица уроженцев Северной и Южной Америки. В торжественных церемониях, в жестоких войнах, в радостях и горестях их лица остаются спокойными, на первый взгляд равнодушными и безучастными ко всему. В действительности они могли проявлять беспокойство "наедине", не показывая никаких эмоций на лице и не двигая лицевыми мышцами. Африканское население, напротив, улыбчивое и добродушное, излучающее радость и веселье каждой чертой лица, белозубой улыбкой и блеском в больших глазах, даже при любых обстоятельствах.

    Мимикрия зависит от возраста. Известно, что в детстве и юности лица более подвижны, чем в зрелом и пожилом возрасте. Бесконечная счастливая болтовня ребенка уступает место созерцанию, опыту юноши, старика.

    Наедине с самим собой человек не задумывается о своем выражении лица, если только не работает над ним обдуманно и целенаправленно. На самом деле, нюансы мимики развиваются и эволюционируют в процессе общения с другими людьми, в поисках средств усиления своей эмоциональной и интеллектуальной выразительности. Мимикрия функционирует как форма социальной коммуникации, таким образом транслируя индивидуальные качества человека "вовне".

    Со времен Гиппократа (и, конечно, раньше) врачам помогали хорошо разработанные методы наблюдения за внешними признаками состояния пациента, включая легкодоступный визуальный анализ выражения лица. Даже сегодня, когда инструментальные методы обследования пациентов заменяют непосредственное наблюдение у постели больного, мы должны признать, что способность видеть и различать страдания по лицу и мимике пациента не утратила своего значения.

    Повторяя одни и те же мимические движения, можно создать стереотип, который усиливает мимику преобладающей эмоции. Этим профессионально занимаются художники. Лицо - это инструмент человеческого общения, и, как и всеми инструментами, им нужно научиться пользоваться. Это автоматическая тренировка: оказывается, добровольная тренировка лицевых мышц создает так называемую обратную афферентацию (обратную связь от мышц к мозгу), которая воссоздает соответствующую эмоцию. Это важно для саморегуляции, поскольку, отражая на лице, скажем, радость, тренировка может привести к заметному улучшению психологического настроя. Вы можете и должны контролировать свое лицо, контролировать выражение лица. Нет необходимости в излишнем жеманстве и нарочитой демонстрации эмоций. Пусть ваше лицо будет открытым и дружелюбным, красота и выразительность которого будут подчеркнуты мимикой, выработанной хорошим воспитанием.

    Мимика дополняется позой, жестами и шаблонами движений. Рассмотрим значение мимики на примере литературного отрывка.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    «Чучело»-повесть Владимира КарповичаЖелезникова8, рассказывающая о чувствах и связанных с ними душевных переживаниях шестиклассницы, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством.

    Повесть Железникова «Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей. Она наполнена переживаниями, адресованными главной героине произведения –Лене Бессольцевой. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционирует картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни, называя его Заплаточником.

    Однажды Ленка примчалась домой в слезах и начала собирать вещи.

    «…она чем-то сильно возбуждена,… куртка у нее нараспашку, губы крепко сжаты, а в глазах отчаяние»- всё её поведение говорит о том, что она почувствовала себя одинокой, на душе у неё было тревожно от пережитого, что вполне реально можно понять. Своим угнетенным состоянием она говорит, что не хочет оставаться здесь. Крепко сжатые гуды дают понять нам её позицию протеста, неприятия по отношению к определенной группе лиц(в её же случае, к одноклассникам, которые беспощадно её «гнобили»).

    «Ничего ты в этом не смыслишь, скажу я тебе, Елена, хотя и не глупая девица. — Николай Николаевич грустно покачал головой. — Ну что ты топаешь как слон, только пыль выбиваешь из досок»-здесь мы ясно видим несогласие Николая Николаевича с Ленкой и стремление его к решению проблемы.

    Она хотела уехать из города навсегда. Николай Николаевич всячески пытался отговорить Ленку, отказаться от отъезда.

    «А кто тебя отпустит?.. Какая самостоятельная! Они тебя привезли, они пусть и увозят. — Николай Николаевич провел блуждающим взором по картинам и сказал тихо-тихо: — Пойми, я только этим и жив. — Он протянул руку к Ленке: — Отдай портфель».- Николай Николаевич очень нервничает и глазами как бы ищет решение проблемы. Таккже по его глазам можно понять восхищение Леной, ведь с такого раннего возраста она уже стремится к самостоятельности. Тихий голос свидетельствует о его сдержанности и скромности.

    В ответ на это «Ленка отскочила, стала по другую сторону стола и крикнула: « Дай денег!»». Эта реплика дает нам понять волнение и страх, а также её храбрость и желание отстоять свою точку зрения. «Она беспомощно оглянулась», ища выход из положения, что является признаком неуверенности и нерешительности, а значит, у Ленки в то время ещё проскальзывала мысль об откладывании своего отъезда на некоторое время, а быть може, и вовсе о вечном пребывании в этих краях.

    Уговоры не помогли — Николаю Николаевичу пришлось купить билет на пароход. У касс речного пароходства Ленку встретила группка одноклассников. Они начали обзывать девочку Чучелом, когда появился Николай Николаевич. Он принялся защищать свою внучку.

    «Ленка резко повернулась к дедушке, и он увидел ее лицо: искаженное, словно ее больно ударили. Он уже хотел крикнуть этим детям, чтобы они замолчали, чтобы побыстрее ушли и оставили их вдвоем»- резкие движения Ленки говорят о её раздражении, а лицо передает её внутреннее состояние: сломленность, боль, печаль, и в тоже время протест.«Бедная Ленка ткнулась Николаю Николаевичу лицом в грудь», чтобы спрятаться хотя бы на время от тех бед, которые свалились на нее. Таким образом она искала защиту и успокоение в лице деда, хотела, чтобы все невзгоды исчезли сами собой. В свою очередь Николай Николаевич «погладил ее мягкий нежный затылок», проявив заботу, теплоту, внимание. Всё же в его душе притаилась обида на Ленку за то, что она так неожиданно уезжает, что он даже не успел проникнуть в её душу, не успел разглядеть в ней что-то общее, родное(«нахохлился, как птица под дождем, и натянул козырек кепки на глаза»). Дедушка не мог отпустить так сразу свою внучку, но чтоже было поделать: её слова-закон.

    «Она подняла глаза и увидела его спокойное, неподвижное лицо. Только шрам, идущий от виска к углу жестких, сухих, стариковских губ, предательски побелел, и потерянные глаза, спрятанные под козырьком кепки, выдавали его сильное волнение»-так сильно переживал внезапный отъезд внучки Николай Николаевич. По его лицу, а точнее, по его отсутствию, мы можем понять внутренние переживания , внутреннюю борьбу между нежеланием отпустить внучку домой, чтобы понять, прижиться с ней, найти общий язык, и обязательностью её возвращения, так как после того, что произошло, пребывание в школе было бы невыносимо как для ребят-одноклассников, так и для неё самой.

    Каждый из них думал о тревожном отъезде («взгляды столкнулись»), но оба пытались перевести тему разговора и забыть все разногласия, но иногда Николай Николаевич всё же посматривал на девочку «с немым укором».Дедушка и сдавался и отстаивал свою идею(продолжение житья и учебы у него). Но со стороны Ленки пошла ответная реакция: бросила портфель в деда. От злости и несогласия «губы и лицо у нее побелели, как мел». Она была в неописуемой ярости, и дедушка такой остервеневшей её никогда не видел. «Ленка постояла немного в нерешительности, вся сжалась, виновато опустила голову и робко села рядом с ним»- она винит себя за свой неправильный и совершенно необъяснимый поступок, чувствует вину и, самое главное, признает её. Её чистосердечие так и «брызжет» во все стороны, только безрассудство поступков создает о ней впечатление «чумовой» девчонки. Эта «чумовая» девчонка то и дело менялась в настроении: сначала обрадовалась, что дедушка простил её за кинутый портфель(«рот растянулся до ушей, щеки округлились»), и тут же изменилась и стала серьезной, напряженной, решительной («лицо …стало каким-то отчаянным», «губы… подтянулись и глаза сузились»).

    Был и такой случай, когда платье Ленки жгли ребята.

    Это был послепраздничный день, когда она решила постирать свое платье. Она выбежала на улицу, чтобы повесить его сушиться, и не заметила, как подошёл Димка. А он стоял подле неё «низко опустив голову»из-за чувства вины, стыда, сожаления, что так получилось. В ответ на вопрос Димки «Ты знаешь кто я?», она «улыбнулась уголком рта»- знак снисхождения к провинившемуся. Она была очень эмоционально напряжена, неуравновешенна, слегка возбуждена, что легко заметить в её голосе («голос дрожит»). Они то и дело обменивались волнительными взглядами. Димка чуть ли не «одними губами шептал», что говорило о его слабости, о страхе неприятия перед Ленкой. «Он поднял на неё глаза», полные слез и отчаяния, и, как бы в знак примирения, Дима поцеловал Лену. Это увидел ихзлостный одноклассник Валька и отобрал высушенное платье. Он хохотал со злостью, с завистью, которая таилась где-то далеко, отчетливо прикрытая равнодушием. И совсем незаметно Димка «совсем успокоился, лицо его стало прежним», незнакомым до этого. Он зашагал к забору «легкой походкой», как будто ничего его не мучает, не тяготит, с приподнятым, но уравновешенным настроением. Ленка побежала за ним к сараю и спряталась поблизости под гнилой лодкой, откуда открывался хороший обзор на всю группу под предводительством Железной кнопки. Ребята дурачились, то и дело хохотали так же злостно, как недавно насмехался над Димкой с Ленкой Валька, что, конечно, было неприятно видеть девочке. Только одна Железная Кнопка стояла, «не меняя позы и не поворачивая головы в сторону»-признак сдержанности, невозмутимости, культуры поведения, но одновременно и контроля, власти над всеми присутствующими. Среди них был и Димка. Поначалу они упрекали его в том, что он целовал Ленку, но потом от не смог допустить такого отношения к себе, взял палку и размахнулся ею со словами «Не подходите!», на что Ленка «звонко рассмеялась, лицо ее неожиданно расцвело, глаза заискрились»- признак радости за своего друга, за то, что он такой смелый и решительный, что ему не нужна помощь. И Димка наконец-то набрался смелости, «с вызовом улыбнулся, оглядываясь на всех»(говорит о его лукавстве в этот момент, что на самом деле он не думал, что окружающие поверят ему, так как всё говорит о его неуверенности и неопределенности) и промолвил: «А если это сделала не Ленка? Ну а если это сделал я?»

    «Он как-то криво ухмыльнулся. Его лицо меня испугало; может быть, он еще сам не знал, что он сделает в следующий момент, а лицо уже стало как в классе, когда глаза у него побелели» - мальчик испугался взглядов рядом стоящих, я думаю, что он хотел спрятаться или убежать прочь, но ему было некуда деваться. Вот до чего довело его безрассудство действий. Он никак не ожидал такой реакции, поэтому он просто стоял, потупясь. Но в его движениях стала проявляться суета, волнение, которое он никак не мог скрыть. Тут на него напали дети с криками «Пульс, пульс!», которые с остервенением пытались определить таким методом предатель он или просто прикрывает Ленку. И в этот момент выбежала Ленка из-за сарая. Она «улыбнулась ему», чтобы его подбодрить, и он в ответ тоже улыбнулся, но по иному: с некоторой жалостью, огорчением. Миронова к Лене «повернулась лицом– лицо её запылало». Оно пылало справедливым гневом, ожесточением. Она до конца хотела ещё больше унизить Лену. Они передавали Ленино платье по кругу, как бы играя, и в итоге платье попало в руки к её товарищу-Димке. И он тоже бросил… Она ударила его по лицу разгоряченной ладонью, спустя некоторое время всё ещё чувствуя, будто в руках бьётся птица. «В горестном и немом удивлении смотрела Ленка на свою руку, и тело ее вздрагивало от каких-то невидимых ударов, причинявших ей глубоко внутри острую, живую боль».Настал момент поджигания Лениного платья, коей чести был удостоен считающийся её лучшим другом Димка. «Димка упал на колени и так низко опустил голову, что у него торчали одни плечи, а головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель. Он чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами. Потом вскочил и торопливо отбежал в сторону»,- он своеобразно каялся перед Ленкой, что всё так выходит, но по- иному он ничего не мог предпринять. Он истинный трус, мальчик, который боится близости огня и который показывает в обществе себя независимым, решительным рыцарем, как оказывается, только для того, чтобы показать себя, что он хоть в чем-то преуспевает, по словам Шмаковой, «выставляется перед девчонками». Он испугался, что Лена приблизилась к костру и «схватил… за руку и старался оттащить от огня» - в тоже время переживал за неё, но всеми силами не хотел этого показывать… Долгое время она «лежала с закрытыми глазами»в полном разочаровании в своем друге. Она и не думала, что он способен на такой подлый, настоящий предательский поступок.

    Читатель, встревоженный трагедией девочки с начальных страниц повести, напряженно следит за развитием действия, пытаясь, как и Ленка, найти ответ на этот отчаянный вопрос: «За что?» Автор возвращает читателя назад, постепенно, день за днем воскрешая историю Ленкиной жизни в маленьком городке «где-то между Калугой и Серпуховом», знакомя нас с участниками невеселых событий, отзвук которых, «как колокольный звон, долго еще носился над городком, отзываясь по-разному в жизни тех людей, которые были в них замешаны».

    Конфликт, круто изменивший судьбу Ленки, заставляет читателя задуматься над очень многими важными проблемами нравственной жизни, прежде всего – человеческой чести и справедливости. Железников знакомит нас с ней, с её характером, выражая его в жестах и мимике, что ещё четче дает нам представление о ней. Железникова по праву можно назвать детским психологом, так как он понимает детей и дает нам тоже понять их.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Данная работа была посвящена роли мимики, жестов и позы в деловом общении. Была поставлена и достигнута цель работы, заключавшаяся в раскрытии темы невербального поведения в деловом общении и определении его роли и значимости.
    В ходе работы были сделаны следующие выводы:
    В силу некоторых особенностей, деловой разговор обладает невербальной составляющей, которая помогает оказать дополнительное воздействие на собеседника.
    Невербальное поведение является способом воздействия и передачи сигналов, а также показателем внутреннего состояния человека. Умение считывать информацию, которую несет в себе мимика и жестикуляция, определяет успешность делового общения.

    На ход общения влияют все его невербальные компоненты: они регулирует процесс и создают психологическую связь, вносят дополнительный смысл, отражают эмоции.

    Средства невербального общения не могут быть правильно поняты вне вербального или ситуационного контекста.
    Деловое общение подразумевает психологическую работу, направленную на распознавание невербальных сигналов, выраженных в мимике, жестах и позе, и корректировку ситуации по необходимости.
    Важно помнить об особенностях разных культур, которые проявляются в том числе и на невербальном уровне. Чтобы избежать неловких или конфликтных ситуаций в случае делового общения с иностранцами, нужно основательно изучить особенности невербального общения в их культуре.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




    1. Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ. Москва. 2006. 3 с.



    1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. 26-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 539 с.



    1. Гетьманенко Н.И. Невербальные средства общения: трудности перевода в иной культурной среде // Гуманитарный вектор, Т. 2, № 34, 2013. С. 125-131.



    1. Маркова Е.И., Маркова И.Д. Жесты как компоненты невербальной коммуникации в деловом общении // Русский язык за пределами России: лингвистический и социально-педагогический аспекты преподавания и ихучения на Украине и в других странах. Материалы VII международной научно-практической конференции. Харьков. 2012. Т. 7. С. 193-194.



    1. Жесты, позы, мимика в деловом общении [Электронный ресурс] // Буквы!: [сайт]. URL: http:/​/​bukvi.ru/​obshestvo/​etika/​zhesty-pozy-mimika-v-delovom-obshhenii.html



    1. Крылов В.С. Невербальное поведение. Объектно-ориентированный подход. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 81 с.



    1. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. 6-е изд. Москва: Ось-89, 2002. 320 с.



    1. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции. // Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Ростов ун-та, 1986. С. 5-35.



    1. Позы и походка: их психологическая интерпретация и скрытый смысл [Электронный ресурс] // Элитариум. Центр дополнительного образования: [сайт]. URL: http:/​/​www.elitarium.ru/​pozy-pohodka-ponimanie-proksemika-neverbalnoe-obshhenie-psihologija-kommunikacija/



    1. Стриганова В.В. Языки жестов в разных странах и культурах мира. Москва. 2015. 4 с.


    написать администратору сайта