Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «

  • Группа ТД-С-05.02-Д-2021-1 Оглавление

  • Основная часть Смысл философии и специфика философского сознания

  • Мифологическое мировоззрение

  • Религиозное мировоззрение

  • Функция рационализации и систематизации

  • Философия пз 1. пз1. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине Философия


    Скачать 38.08 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине Философия
    АнкорФилософия пз 1
    Дата15.01.2022
    Размер38.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапз1.docx
    ТипДокументы
    #331465






    Российский государственный социальный университет





    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

    по дисциплине «Философия»


    ФИО студента

    Яковлев Кирилл Александрович

    Направление подготовки

    Таможенное дело

    Группа

    ТД-С-05.02-Д-2021-1


    Оглавление



    Смысл философии и специфика философского сознания 4

    Функции философии 8

    Заключение 11


    Введение

    Философия одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.

    Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.

    Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут объяснить в первом приближении, что такое философия, выделив из ряда вопросов — житейских, производственных, научных, политических, художественных и других — те, что носят философский характер. Откуда же у людей это предпонимание? Тематика этих раздумий задана потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире.

    Каждый из нас принимал в своей жизни бессчетное количество решений, которые воздействовали на нашу жизнь и в некоторой степени на окружающих. Многие из нас принимали даже наиважнейшие решения, не спрашивая себя, на каких принципах мы основываем наш выбор, заслуживают ли эти принципы уважения и стоят ли они того, чтобы им следовать. Когда приходит война, молодые мужчины идут сражаться и умирают, не слишком задумываясь о том, имеют ли они моральное право убивать другого человека.

    Однако бытовое понимание философии весьма иронично. С самого начала философы были объектом подозрений и даже насмешек. Сократ был осмеян в пьесе блестящего комического поэта Аристофана как человек, который витает в облаках и словно сумасшедший говорит бессмыслицу. Самый первый философ, Фалес, имел репутацию рассеянного. Обычно философов обвиняют в том, что они разглагольствуют о вещах, слишком далеко стоящих от реальных человеческих забот. «Дети с избыточным запасом слов», «Люди, не державшие в руках платежного поручения» и т.п. Традиция складывать анекдоты – от Фалеса до наших дней. «Три мудреца в одном тазу поплыли по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз длиннее был бы мой рассказ».

    Основная часть

    Смысл философии и специфика философского сознания


    В системе разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Слово "философия" греческого происхождения и буквально означает "любовь к мудрости". Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека.
    С момента своего возникновения, а существует философия более 2,5 тысяч лет, она включает в себя:




    • учение об общих принципах бытия, мироздания, представление об общей научной картине мира – онтология (от греческого ontos – сущее и logos – учение);


    • анализ общих вопросов познания – гносеология (от греческого gnoseos – познание и logos – учение) – познаваем ли окружающий нас мир? Возможности человека в познании мира;


    • исследование общих проблем, связанных с человеком и его существованием, его бытием в мире. Учение о человеке носит название философской антропологии;


    • изучение общих закономерностей развития человеческого общества – социальная философия;


    • изучение этических, эстетических, культурных аспектов бытия – аксиология (от греческого axios – ценный и logos – учение).



    На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы. Путь философского осмысления мира очень сложен, и все же философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
    Определение философии имеет много общего с определением мировоззрения, которое представляет обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, понимание и оценку человеком смысла своей жизни и деятельности.
    В самом общем виде мировоззрение включает в себя:




    • обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные). Чем больше объем этих знаний, тем прочнее основа мировоззрения;


    • духовные ценности и идеалы (нравственные, эстетические, идеологические и др.). Они определяют отношения людей ко всему происходящему. Благодаря им человек дает оценку тем или иным поступкам других людей и собственным.



    История человечества знает различные типы мировоззрения:




    • Мифологическое мировоззрение существовало на ранних этапах жизни человеческого общества. Его содержание – фантастические представления о мире, о деяниях богов и героев, создавших этот мир. Мифология – это система, содержащая идею сотворения мира и его объяснения. В мифологии закреплялись и духовные ценности и принципы. Миф рассказывал о прошлом и объяснял настоящее и будущее. Мифологические сюжеты прочно вошли в мировую культуру.


    • Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественное (существа, связи, свойства). Человек убежден, что сверхъестественное определяет судьбу мира и человека, поэтому он испытывает благоговение или страх перед сверхъестественным. В то же время верующий человек считает, что можно воздействовать на сверхъестественное, задобрить его и вымолить какие-либо блага для себя или близких.



    Любая религия (а мировых религий несколько, например – буддизм, христианство, ислам), будучи мировоззрением, рассматривает вопросы сотворения мира, его устройства. В священных писаниях содержатся духовные идеалы и ценности, следуя которым человек должен строить свою жизнь. Священные писания включают в себя мудрость многих поколений.
    Религиозное мировоззрение отличается от мифологического. Религия разделяет бытие на два мира – естественный и потусторонний (сакральный), а также отличает дух от материи. Мифологическое же деление человеческого бытия на мир живых и царство мертвых не обнаруживает существенных различий между первым и вторым. Душа в мифологическом представлении являлась материальной.
    На более зрелой стадии развития человечества возник новый тип мировоззрения. В процессе преобразования природы, человек накапливал соответствующие знания и опыт. Религиозное и мифологическое мировосприятие дополняется миропониманием, а миропонимание, как теоретическая основа мировоззрения, невозможно без знания философии.
    Истоками философии являются мифология и научное знание. Мифология выступала как мировоззренческая основа, откуда философы брали «вечные» темы бытия. Научное знание, благодаря которому стало возможным объяснение проблем бытия. Философия отличатся от мифологии и религии тем, что ничего не принимая на веру, все подвергает критике и научному анализу.
    В начале своего существования философия являлась своеобразной «наукой наук». Философы древности, обладая зачастую энциклопедическими знаниями, были одновременно выдающимися математиками, механиками, астрономами, целителями. С развитием отдельных наук, с разветвлением научного знания, философия выделяется в самостоятельную сферу и теряет статус «науки наук».
    В настоящее время философия является обширной сферой знания сложной по своему строению. Выделились как самостоятельные направления: философия природы, философия истории, философия науки, философия морали, философия искусства и т.п.
    Функции философии

    Являясь ядром научно-философского мировоззрения, философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими с такими важнейшими функциями как обобщение, синтез, интеграция всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий, масштабность философского подхода позволяет осуществлять функции прогноза, т.е. формировать гипотезы об общих тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
    Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции. Наиболее важными из них являются:




    1. Мировоззренческая. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. Немецкий философ нашего времени М. Хайдеггер определил философию как «вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос». Категории философии — это понятия особого рода, они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области (животное, язык); но «они охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия». К ним относятся такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, изменение, развитие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и т.д. Категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Так, без понятия причины невозможно обойтись ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности. Поэтому категории называются предельными основаниями и универсальными формами культуры. Их называют также вечными формами «чистого» разума. Мировоззрение как представление о целом имеет свою структуру: философское учение о бытии—онтология (от греч. ontos — сущее и logos — учение); философское учение о по знании мира — гносеология (от греч. gnoses — познание) и философское учение о ценностях (от греч. axios — ценный) — аксиология. Можно назвать эту функцию функцией экспликации (т. е. выявления) «универсалий», целого.


    2. Функция рационализации и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта во всех его формах. Так, атомистика Демокрита берет начало из простого обыденного опыта и его обобщения: наблюдение пылинок в солнечном луче, растворение вещества в жидкостях и т.д. Повседневные наблюдения служили толчком к открытию закономерностей,


    3. Критическая функция. Основа — ориентация на рационализм философской мысли, неприятие всякого рода заблуждений и ошибок, предрассудков и стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и деятельности. Особое неприятие у философов во все времена вызывал догматизм (религиозный и др.), филистерство.


    4. Обращенность к будущему. Философия, опирающаяся на теоретическое осмысление жизни, обладает всеми возможностями творческого формирования новых взглядов и идей, закладывает фундамент новых миропониманий, системы для будущего. Таковыми могут считаться «планетарная философия и этика», или «русский космизм» Вернадского, Циолковского, Чижевского, рассматривающих единство чело века и космоса. Далее мы обратимся к истории философии и посмотрим, какую школу жизни прошло человечество и как оно размышляло о мире и о себе самом,


    5. Велика роль философии в качестве методологической функции. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Среди разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой. Эти методы называют частнонаучными. Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания.


    6. Выполняя познавательную функцию, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без понятий. Эти понятия приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала философию с учением о категориях.


    Заключение




    Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности. Изучение философии – это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления – умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности. а значит – видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление – это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое.

    Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой куль турой, но даже и не приблизился к ней.

    В критические, переломные моменты своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.

    Дело заключается также в одной характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными».

    Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки, медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все же составляют лишь часть обширного ноля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан. А это ничуть не менее важно, чем первое.


    написать администратору сайта