ПЗ2_Емельянов_ИСТ2022-1. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности
Скачать 36.56 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «Человек и его права в контексте современной реальности» _____________________________________________________ (тема практического задания)
Москва Конвенция о запрете рабства (1926г.), Устав ООН (25.06.1945), Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948). Первый стал лишь завершением более чем векового осуждения рабовладельчества, полностью его запрещая и обязуя страны, подписавшие конвенцию, бороться с этим явлением. Остальные были созданы под впечатлением Второй Мировой войны. Нацизм и фашизм явно показали, что человечество нуждается в чётком описании своих прав и свобод не как граждан отдельного государства, представителей нации, расы и т.д., но как самого человека. То есть, те права и свободы, которыми обладают все и всегда. Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) — это лаконичный документ, состоящий из 30 статей, где перечислены основные права и свободы человека, нарушение которых считается недопустимым. Она не проводит различий между правами человека и правами гражданина. Все провозглашаемые в ней права и свободы представлены как права человека. В Декларации изложено общечеловеческое понимание концепции прав и свобод человека, характерное для середины ХХ в. ВДПЧ говорит о необходимости охраны прав человека властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения. Следующим шагом государств-членов ООН после ВДПЧ стал переход от декларирования фундаментальных прав и свобод человека к закреплению их в международных пактах, в которых были бы не только названы и конкретизированы эти права, но и установлена ответственность государств за их реализацию, согласованы формы всеобщего контроля над выполнением каждым государством взятых на себя обязательств. После длительных споров договорились разработать проекты двух пактов: один из них назвать Пактом о гражданских и политических правах, а другой — Пактом об экономических, социальных и культурных правах. Как это не покажется парадоксальным, деление мира на две противоположные системы сыграло огромную положительную роль в области прав человека. Соревнуясь друг с другом, и, подталкивая друг друга, каждая сторона выступала с новыми и новыми инициативами, призванными доказывать «демократичность», «народность», «гуманность» каждой из них. Предложение одной стороны, если оно казалось бесспорным, тут же дополнялось другим, не менее бесспорным. Поэтому не случайно, что период самого острого соперничества двух систем — 50—80-е гг. ХХ столетия — оказался самым продуктивным в области международной кодификации прав и свобод человека. В эти годы ООН, ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ), континентальными и региональными организациями были приняты сотни деклараций и соглашений в этой области. Многие из них обеспечены в настоящее время эффективными контрольными механизмами и дают неплохие результаты. Пакт о гражданских и политических правах перечисляет права и свободы, которые не могут быть нарушены или ограничены ни при каких условиях — даже во время чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой. Это: право на жизнь (ст. 6); свобода от пыток или жестокого бесчеловечного, унижающего его достоинство обращения или наказания (ст. 7); свобода от рабства и подневольного состояния (ст. 8, пункты 1 и 2); запрет лишения свободы на том лишь основании, что человек не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст. 11); право оценки действий человека в соответствии с законом, действовавшим в момент совершения деяния (ст. 15); право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 16); право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18). В то же время, допускаются ограничения, предусмотренные законом и необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (ст. 22). Пакт об экономических, социальных и культурных правах гарантирует право на труд (работу) и право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, справедливую зарплату и одинаковое вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Зарплата работников должна обеспечивать удовлетворительное существование для них самих и их семей. Условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, одинаковую для всех возможность продвижения в работе на более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации. Гарантируются права на отдых, на досуг и разумное ограничение рабочего времени, а также на оплачиваемый периодический отпуск, равно как и на вознаграждение за праздничные дни. Подписавшие Пакт государства обязаны обеспечивать право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы, признают их право на образование национальных федераций или конфедераций и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к существующим. Признается право на забастовки при условии ее организации в соответствии с законами страны. Пакт гарантирует каждому человеку право на социальное обеспечение, право на охрану семьи, право на оплачиваемый отпуск работающим матерям до и после родов или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Все ратифицировавшие Пакт государства обязаны принимать особые меры охраны и помощи в отношении детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могущих повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование детским трудом запрещается и карается законом. Статья 11 ПЭСКП признает право каждого человека «на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Совокупность всех международных документов, основанных на ВДПЧ, включая её саму, описывающих права человека. Не случайно, что Заключительный Акт Хельсинки получил название Договора о правах человека. Он провозглашает десять принципов международной политики, один из которых (седьмой) обязывает государства «уважать человеческие права и фундаментальные свободы». В последующих документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) эта цель была конкретизирована. Самым значительным достижением Совета Европы в области защиты основных прав и свобод является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. после сдачи на хранение десятой ратификационной грамоты. Европейская конвенция стала первым юридически обязательным актом, который детально кодифицировал основные права человека, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Европейская конвенция по правам человека представляет собой четкий механизм контроля и защиты прав человека. Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей собственной стране. Согласно Преамбуле Конвенции, государства-члены Совета Европы «имеют общее наследие политических традиций, идеалов уважения свободы и верховенства права». Конвенция является выражением «общего наследия» западных демократий и инструментом гармонизации внутреннего права государств-членов. Она не стремится к абсолютной унификации национального права, которое сохраняет свои особенности процедурного и другого характера. Цель Конвенции — достичь гармонии внутренних правопорядков в отношении общего минимума защиты прав человека, который она устанавливает и который государства могут превышать. Структурно система ЕКПЧ состоит из самих положений Конвенции (в редакции Дополнительного протокола № 11) и 14 Дополнительных протоколов. Часть протоколов закрепляют новые права и свободы, не предусмотренные самой Европейской конвенцией (ДП № 1, 4, 6, 7, 12, 13), другие протоколы посвящены совершенствованию и реформированию контрольного механизма (ДП № 2, 3, 5, 8, 9, 10, которые были упразднены ДП № 11, и ДП № 14, пока не вступивший в силу). В основном Европейская конвенция закрепляет лишь гражданские и политические права, за исключением Протокола № 1, закрепляющего право собственности и право на образование. Поэтому конвенционную систему защиты прав человека нельзя рассматривать в отрыве от Европейской социальной хартии. В основе функционирования межамериканской системы защиты прав человека лежат одновременно три документа: Устав ОАГ 1948 г., Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. Американская конвенция по правам человека, принятая 22 ноября 1969 г. в ходе Второй специальной межамериканской конференции в Сан-Хосе (откуда происходит и второе название данного договора -- Пакт Сан-Хосе) и вступившая в силу в 1978 г., является, как и Европейская конвенция, многосторонним международным договором «закрытого типа»: правом подписания, ратификации или присоединения к нему обладают только государства - члены ОАГ. Вступление Конвенции в силу завершило 30-летний процесс формирования в рамках ОАГ региональной системы защиты прав человека и означало переход от преимущественно нормотворческого периода в деятельности этой организации к фазе непосредственной практической реализации норм и положений, содержащихся как в самой Конвенции, так и в Уставе ОАГ и Американской декларации прав и обязанностей человека. Таким образом, данный процесс у американских стран отнял значительно больше времени, нежели аналогичный в рамках Совета Европы. Африканская хартия по правам человека и народов разрабатывалась тогда, когда уже вступили в силу международные пакты о правах человека, а на европейском и американском континентах функционировали дополнительно еще и свои конвенции, а также созданные в соответствии с ними контрольные механизмы. Государства Африки не стали копировать идеи и формулировки уже действовавших международных договоров, а изложили свое собственное видение и понимание философии прав и свобод человека. В основе ее лежат «свобода, равенство, справедливость и достоинство», традиционно рассматриваемые африканцами как основные цели своих жизненных устремлений. То есть рядом с западной классической триадой прав и свобод человека африканцы поставили свой квартет прав. Права и обязанности человека рассматриваются в Африканской хартии в тесном единстве. Хартия перечисляет все «права, обязанности и свободы» не только отдельного человека, но и целых народов. Гражданские и политические права не отделяются от экономических, социальных и культурных прав. Осуществление последних является гарантией пользования гражданскими и политическими правами, говорится в ее преамбуле. Согласно статье 1 Хартии, она стремится, в пределах контекста национальной специфики арабских государств и их понимания принадлежности к общей цивилизации, достигнуть некоторых целей. Ими признаются: 1. Поместить права человека в центр ключевых национальных проблем арабских государств, превращая их в высокие и фундаментальные идеалы, которые будут формировать волю людей в арабских государствах и позволят им улучшить свою жизнь в соответствии с благородными человеческими ценностями. 2. Учить людей в арабских государствах гордости за их идентичность, лояльности своей стране, преданности своей земле, истории и общим интересам, прививать им культуру человеческого братства, открытости и терпимости к другим в соответствии с универсальными принципами и ценностями, провозглашенными в международных инструментах прав человека. 3. Подготовить новые поколения в арабских государствах к свободной и ответственной жизни в гражданском обществе, которое характеризуется солидарностью, основано на балансе между пониманием прав и уважением к обязательствам, и управляется ценностями равенства, терпимости и умеренности. 4. Укреплять принцип, что все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными. Арабская Хартия, как и международные Пакты, начинается с права на самоопределение и признает права народов на национальный суверенитет и территориальную целостность. Она рассматривает все формы расизма, сионизма, оккупацию и иностранное господство несовместимыми с человеческим достоинством и главными препятствиями на пути осуществления фундаментальных прав народов. Поэтому, народы имеют право сопротивляться иностранной оккупации. Мужчины и женщины равны относительно человеческого достоинства, прав и обязательств в пределах структуры положительной дискриминации, установленной шариатом и другими божественными законами в пользу женщин. Смертная казнь допускается за самые серьезные преступления, «но ни в коем случае не должна быть вынесена за политические преступления». Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и безопасность личности. Государства должны защитить каждого человека на их территории от физической или умственной пытки, от жестокого, нечеловеческого и унижающего личность обращения. Хартия признает, что «народ является источником власти, и каждый гражданин, достигший совершеннолетия, должен иметь право участвовать в политической деятельности, которую он должен осуществлять в соответствии с законом». Признаются почти все права и свободы, которые гарантированы Всеобщей декларацией прав человека и Международными пактами о правах человека. В 1981г. конференция ОИК одобрила Всеобщую исламскую декларацию прав человека. В ней излагаются 14 принципов исламского миропорядка, каждый из которых гарантирует определенные права человека. Все люди равны, свободны. Рабство и каторжный труд запрещены. Уважается и сохраняется институт семьи. Все люди равны между собой. Любая земная власть рассматривается как священная и временная, ограниченная установленным законом сроком. Собственность божественна и все пользуются ею согласно законам Корана и Сунны. Все общественные дела ведутся после совета с верующими (Шуры). Должны приниматься усилия для устранения эксплуатации, несправедливости и угнетения. |