Солярис_эссе. Солярис (1). Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 2 по дисциплине Введение в богословие
Скачать 26.63 Kb.
|
Рубежный контроль №2 по дисциплине «Введение в богословие»
Москва 2021 Фильм «Солярис» снят Тарковским по научно-фантастическому роману Станислава Лема, но он использовал этот сюжет для постановки нравственной проблемы. «Человеку не нужно иных миров, человеку нужен — человек…» На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, полностью покрытой Океаном, прибывает новый учёный, психолог Крис Кельвин. Его задача - разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции и закрыть её вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума, а потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его жена Хари, некоторое время назад покончившая с собой. Тарковский был верующий, понимающий человек, поэтому в своих фильмах не говорить о каких-то внутренних душевных переживаниях он не мог. Главный герой фильма Крис Кельвин, пытается убежать на Станцию, в космос, подальше от прошлого. Но Станция неожиданно для него оказывается местом, где Бог заглядывает в самое сердце человека, находя там образ того, о ком человек особенно мечтал бы забыть. Воплощая образы в живых телах, он посылает обитателям Станции тех людей, перед которыми те особенно страшно виновны. Так к Крису приходит давно погибшая жена, совершившая самоубийство. Сначала герой пытается отнестись к этой встрече так же, как другие обитатели Станции — пытается уничтожить свое постыдное прошлое. Но все дело в том, что на Станции от прошлого не убежишь. И Крис решается поверить и покаяться. Поверить, что перед ним не фантом, а действительно его жена, во плоти. Решается дать ей ту любовь и ту верность, на которые поскупился когда-то. И он сам начинает оживать, становиться настоящим, совестливым, сострадающим человеком. Крис не удержал любимую женщину — она погибла. Но он наконец-то бросился на колени перед своим отцом, или перед Отцом Небесным — это уж кто как хочет, может истолковать последнюю сцену фильма. Главная притча Евангелия - притча о блудном сыне! Фильм заставляет человека задуматься над тем, что духовный мир должен одержать верх над материальной деятельностью. Духовная часть должна начать играть главную роль в сердце и разуме, в отношениях между людьми. Важно держать в равновесии духовное и материальное, заставлять их двигаться параллельно. Человеку нужно чаще обращаться к своему сердцу, к душевным тайнам. Иначе познание неизведанного может привести к духовным срывам. Фильм Тарковского — призыв не запирать свою совесть на замок, а верить: с одной стороны, верить, что есть ужасная сила равнодушия, которое убивает, с другой — верить в великую силу Любви. «Солярис» — фильм о том, что от мук совести никуда не уйдешь, пока не изменишься, пока не станешь другим. Сам Станислав Лем, надолго сначала рассорившийся с Тарковским, лишь спустя много лет, намного пережив режиссера, поменял свою точку зрения, сказав, что это лучшая экранизация его романа. Создатели постарались показать в конце фильма совершенно новую моральную ступень, на которую ступил человек. В душе его осталась надежда, а важнее этого чувства нет ничего на свете. Но не только это хотели сказать создатели своим зрителям. Они не забыли о мечте. О мечте возвращения в собственный дом, на родную планету. Важно взглянуть из глубин космоса в самое начало, а затем преодолеть в своей душе новый рубеж в нравственном и духовном выражении. В конце хочется добавить, неслучайно на Каннском кинофестивале, помимо Гран-при, фильм «Солярис» получил премию протестантской и католической церкви (экуменического направления) за божественное начало в фильме. |