контрольная. Основы социальной онтопсихологии ПЗ3 (2). Российский государственный социальный университет Рубежный контроль по дисциплине Основы социальной онтопсихологии
Скачать 47.22 Kb.
|
Рубежный контроль по дисциплине «__Основы социальной онтопсихологии»
Москва 2021 Содержание Введение……………………………………………………………………..3 1. Понятие культуры………………………………………………………..4 Заключение………………………………………………………………….9 Список использованных источников……………………………….……..11 Введение . В понятие культуры вкладывают разный смысл те, кто с ней сталкивается — обычные люди, ученые, работники творческих профессий и те, кто управляет культурой. Другими словами, существуют разные понятия культуры. Определение понятия «культура», казалось бы, дать может каждый из нас. Ведь мы сталкиваемся с культурой с самого детства, когда слышим колыбельные песни, соблюдаем традиции, читаем стихи, участвуем в праздничном событии В самом широком смысле слова культура – это все, что создано человечеством, а не природой, это весь разнообразный искусственный мир, который построил человек за время своего существования. Смысл понятия «культура» в данном подходе является скорее научным и обоснованным. Определение понятия «культура» здесь имеет официальное научное признание в виде теории культуры как второй природы человека. Действительно, еще древние греки, а затем и мыслители Просвещения в эпоху Нового времени полагали, что человек путем своих творений создал новый, искусственный мир. 1. Понятие культуры Культура — это всеобъемлющий и всеобъемлющий термин, который объединяет совокупность сведений истории, ценностях, морали, обычаях, искусстве и привычках. Культура — это «комплекс ценностей, идей, взглядов и других значимых символов, созданных людьми для формирования человеческого поведения и артефактов этого поведения по мере их передачи от одного поколения к другому». Приведенное выше определение выделяет три важных атрибута культуры человека. Во-первых, она «создается людьми», эволюционирует в результате деятельности человека и передается последующим поколениям. Во-вторых, воздействие культурного влияния является как нематериальным, так и материальным. Основные взгляды и ценности людей являются прямым результатом их культурной среды. Вера в свободу слова и выбора, гетеросексуальность и Бога являются продуктами человеческой деятельности. Кроме того, люди оставляют материальные свидетельства своей культуры в виде произведений искусства и ремесел, зданий, мебели, законов и еды. В-третьих, культурная среда эволюционирует, и чаще всего эволюционирует в течение длительных периодов. Изменения роли женщин в доме и бизнесе, а также внешнее стремление к досугу происходили довольно медленно. Однако другие изменения происходят быстрее. Стили одежды, например, приходят и уходят довольно поспешно. Культура также может быть определена другими способами. Согласно Крёберу, «масса выученных и переданных двигательных реакций, привычек, приемов, идей и ценностей — и включенное в них поведение — составляет культуру. Это все те вещи о мужчинах, которые больше, чем просто биологические или органические, и которые также больше, чем просто психологические». Это созданная человеком часть окружающей среды, общий образ жизни людей, социальное наследие, которое индивидуум получает от своей группы. Культура, в которой мы родились, предлагает множество готовых решений проблем, вытекающих из географической, биологической и социальной среды, в которой мы живем. Эти готовые решения предоставляются в виде культурных паттернов, относящихся к идеологии, ролевым определениям и процедурам социализации общества, в котором мы живем. Эти культурные модели передаются людям через социальные институты, такие как семья, образовательные учреждения, религиозные институты, социальные классы, языки, отношение родителей, поведение и чтение. В результате культурные модели, которым учатся потребители, влияют на их идеи и ценности, роли, которые они играют, как они выполняют эти роли и как удовлетворяются их потребности и желания. Э. Б. Тейлор определял культуру как сложное целое, включающее знания, веру, искусство, право, мораль, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества. Таким образом, культура состоит из общих привычек и моделей жизни людей в повседневной деятельности и общего интереса к развлечениям, спорту, новостям и даже рекламе. Культура — это всеобъемлющее понятие, которое включает почти все, что влияет на мыслительные процессы и поведение человека. Культура не включает унаследованные реакции и предрасположенности. Культура явление сложное, многоплановое. Её можно структурировать на три фундаментальных составляющих (отдела) – материальную, духовную и общественно-экономическую. К материальной культуре он относит жилище, одежду, пищу, утварь, оружие. Духовная культура включает в себя религию, нравственность, искусство, науку. Общественно-экономическая культура состоит из таких частей как семья, род, колено, сословие, государство, профессиональные организации. В данной сложной системе определяющую роль играет духовная культура. Такое положение дел объясняется тем, что основой человеческого бытия являются сознание, дух, идеи, идеалы. Духовная жизнь проявляется, прежде всего, в познавательных, чувственных и волевых аспектах. Следует заметить, что человек как культурное существо, согласно Ф.Ф. Зелинскому, реализует себя через индивидуальную и коллективную жизнь. Индивидуальная жизнь приоритетно проявляется в искусстве и науке. Именно здесь, в первую очередь, обнаруживается личностное начало художника, поэта, скульптора, архитектора, учёного. Коллективная жизнь реализуется через язык, верования, нравы. Рассуждая о соотношении индивидуальной и коллективной жизни, учёный делает вывод о том, что индивидуальная жизнь относительна; она не имеет абсолютного характера и, собственно, является частью коллективно жизни. Культура, есть, прежде всего, явление коллективное. Человек как существо коллективное и индивидуальное, стремится к идеалам добра, истины и красоты. Он выводит их из общения и поведения, из науки и искусства. Тем не менее, доброе, разумное, красивое, в своей сути неразрывны. Как, впрочем, вся культура органична, целостна. Между тремя отделами культуры границы весьма зыбки. Такова природа культуры, согласно убеждениям Ф.Ф. Зелинского Основатель культурологии Л. Уайт рассматривает культуру как самоорганизующуюся систему с её тремя подсистемами (системами) в виде трёх горизонтальных слоёв, надстраивающихся друг над другом – технологическом, социальном и философском. Такая картина, по мнению Л. Уайта, соответствует их относительным ролям в культурном процессе. Технологическая система первична, она лежит в фундаменте всей культуры; является базовой. Социальные системы являются функциями от технологических систем. Философские системы производны от производительных сил и отражают социальные системы. Технологический фактор, утверждает американский учёный, является детерминантой культурной системы в целом. Он определяет форму социальных систем, а технология с обществом вместе определяют содержание и направление философии (идеологии). Правда, Л. Уайт не склонен считать, что социальные системы не влияют на технологические процессы или что философия не влияет на социальные и технологические системы. И то и другое происходит. Но влиять – это одно, а определять – другое дело. Технология, следовательно, есть ключ к пониманию роста и развития культуры. Человек – это материальное тело (материальная система). Планета Земля – материальное тело. Космос – материальная система. Технология служит сочленением человека и космоса (этих двух материальных систем). Но эти системы не статичны, а динамичны, их функции связаны с затратами энергии. А, значит, всё – космос, человека, культуру, можно описать исходя из понятий материи и энергии Культурное бытие людей может рассматриваться в самом широком плане как сознательная деятельность, протекающая в трёх направлениях – духовном, материальном и социальном. Эти направления, или виды человеческой деятельности, движутся параллельно, жёстких, непреодолимых границ между ними нет. Более того, они воздействуют друг на друга, интегрируются, дополняют, обуславливают друг друга, и, в конечном счёте, составляют единое целое, называемое культурой. Сам механизм их порождения логически можно представить так. Природа – общество – человек. Вот три необходимых исходных компонента для порождения и развития культуры. Основа культуротворчества – потребности и разумная целеполагающая деятельность людей. Механизм порождения культуры таков. Отдельный индивид, желая выжить в существующем мире, а затем и жить хорошо, объединяется с другими индивидами и направляет свои индивидуальные и коллективные усилия на природу и на других людей. В результате длительных сложных взаимодействий между людьми, а также между людьми и природой рождаются частицы (атомы) «второй природы», со временем преобразующиеся в элементы культуры. А ещё позже элементы «стекаются» в подсистемы. Социальная культура отчасти является следствием развития духовной и материальной культуры, отчасти самопорождающимся и саморазвивающимся явлением. Она выступает генерирующим и организующим началом всей системы культуры. Именно в социальной сфере, культура получает возможность своего самоутверждения. Социум, с одной стороны, источник культуры, а с другой – её результат. Он преобразовывает культурные импульсы, придаёт им форму и содержание, упорядочивает их, а также управляет ими. Благодаря социальному началу культура дифференцируется и интегрируется в субкультуры. Материальная культура в значительной степени является порождением духовной культуры, во всяком случае, инициируется ею, затем получает вещественную реализацию и тоже институализируется в социальной сфере в виде хозяйственно-экономических учреждений и организаций, форм деятельности. Вместе с тем, она обладает и существенной автономией. Заключение Культура – многослойный, сложный и неоднозначный феномен. Культуру изучают, с ней работают, с помощью культуры мы верим, учимся, заботимся Итак, если исходить из научных фактов и достижений культурологии, то культура обладает следующими характерными признаками: культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы; культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом; культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе; культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке; культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют; культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания; культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые; культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов; культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности; культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур; культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях; культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры; культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой. Список использованных источников Антосевич Г. С. Культурология. Краткий курс; Окей-книга - М., 2018. - 128 c. Бахтин М. В., Большаков В. П. История мировой культуры. Учебник; ВНИИгеосистем - М., 2019. - 768 c. Белов К. А. О ценностях идеальных и неидеальных; Феникс + - М., 2017. - 272 c. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. Учебное пособие; Форум, Инфра-М - М., 2015. - 512 c. Беловинский Л. В. К истории Русской Православной Церкви; Форум - М., 2015. - 128 c. Беловинский Л. В. Культура русской повседневности; Высшая школа - М., 2019. - 768 c. Бобахо В. А., Левикова С. И. Культурология. Программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов; ФАИР-Пресс - М., 2017. - 400 c. |