|
Васин Д.Ю. - Язык программирования Си. Курс лекций - 2003. Руководство для начинающих. М. Мир, 1988г. 512 с. Трой Д. Программирование на языке Си для персонального компьютера ibm pc Пер с англ. М. Радио и связь, 1991г. 432 с
4.5.1. Символьные данные и их внутреннее представление Символьная (текстовая) информация - самый простой тип данных с точки зрения его представления в памяти ЭВМ. Каждому символу текста в памяти соответствует байт с 8-разрядным кодом этого символа в том или ином стандарте. Буквам латинского алфавита, цифрам, знакам операций и различным разделителям (скобки, точки, запятые и т.п.) в некотором смысле повезло больше, так как их кодировка, практически, универсальна. Она предложена фирмой IBM и составляет первую половину большинства 8-разрядных кодировочных таблиц, используемых в разных странах. В терминологии IBM PC такие таблицы принято называть кодовыми страницами. Вторая половина кодовых страниц отведена под национальную символику.
В отечественной практике чаще всего приходится иметь дело либо с символикой MS-DOS в стандарте ASCII (American Standard Code for Information Interchange), либо с одной из кодовых страниц ANSI (American National Standard Institute), применяемых в среде Windows. Между этими таблицами существует принципиальное различие, связанное с кодировкой букв русского алфавита.
В таблице ASCII (кодовая страница 866) заглавные русские буквы начинаются со 128-й позиции. Вплотную вслед за ними располагается цепочка малых букв от "а" (код - 160) до буквы "п" (код - 175). Далее следуют символы псевдографики, используемые для формирования таблиц с одинарными и двойными линиями (диапазон кодов от 176 до 223). Начиная с 224-й позиции располагаются остальные буквы от "р" до "я". И, наконец, вслед за ними, выбиваясь алфавитного порядка, размещены буквы "Ё" (код – 240) и "ё" (код – 241).
В таблице ANSI (кодовая страница 1251) коды русских букв начинаются с позиции 192 (код буквы "А") и расположены сплошным интервалом до 255-й позиции (код буквы "я"). Символы псевдографики в графической оболочке Windows смысла не имеют и поэтому в таблице ANSI отсутствуют. Буквы "Ё" и "ё" здесь тоже не включены в общепринятую алфавитную последовательность и имеют, соответственно коды 168 и 184. Более того, их обозначение на большинстве русифицированных клавиатур отсутствует и для включения таких букв в набираемый текст приходится нажимать самую левую клавишу в верхнем ряду (на латинском регистре этой клавише соответствует символ "").
Все достаточно развитые алгоритмические языки включают серию процедур по обработке символьных (каждый объект – отдельный символ) и строковых (цепочки символов) данных. Базовым текстовым элементом в Си являются объекты типа char, значением каждого их которых является единственный символ. Объединение таких объектов в одномерный массив позволяет работать как с цепочками символов, так и с отдельными символами. В Си это вытекает из способа представления текстовой информации. Начальное присвоение (char name[5]="Вася";) или копирование одной строки в другую (strcpy(name,"Вася");) эквивалентно 5 обычным операторам присваивания:
name[0]='В';
name[1]='а';
name[2]='с';
name[3]='я';
name[4]='\0';
С точки зрения внутреннего представления текстовых данных в памяти ЭВМ в Си вслед за цепочкой символов располагается байт с признаком конца текста (обычно – это нулевой код).
4.5.2. Ввод и вывод текстовой информации В Си имеется довольно много возможностей для ввода одиночных символов и цепочек строк. Форматный ввод с помощью функции scanf использует для этой цели два спецификатора:
"%s" – при вводе строковых значений в массив типа char;
"%c" – при вводе одиночных символов в переменную типа char.
Например:
char c1, s1[80]; scanf("%c", &c1); //не забывайте указывать адрес переменной
scanf("%s", s1); // имя массива одновременно является адресом
Ввод символьных и строковых данных завершается после нажатия клавиши Enter, однако в переменную c1 поступит только один символ, а в массив s1 при этом будет введена начальная цепочка символов до первого пробела. В операторе форматного ввода пробел или несколько подряд идущих пробелов рассматриваются как признак конца информации, считываемой из очередного поля. Конечно, при наборе вы можете набрать в одной строке несколько символов или несколько слов, разделенных пробелами. Все они будут введены в системный буфер, выделяемый для работы функции scanf (стандартный размер этого буфера позволяет набрать строку длиной до 128 символов, включая и разделители-пробелы). При последующих обращениях к функции ввода данные из буфера продолжают извлекаться до тех пор, пока не будут исчерпаны, после чего вновь придется продолжить набор на клавиатуре.
Конечно, такой способ ввода может доставить неприятности и привести к непредусмотренному продолжению работы программы. Понятно также, что для ввода одного символа не хочется нажимать две клавиши, а вводимые строки могут состоять и из нескольких слов. Поэтому ввод символьных данных лучше выполнять с помощью других процедур:
int c1;
c1 = getch(); //Ввод кода нажатой клавиши без
//отображения соответствующего символа на экране
c1 = getche(); //Ввод кода нажатой клавиши с отображением
//соответствующего символа на экране
c1 = getchar(); //Ввод кода нажатой клавиши вслед за
//нажатием клавиши Enter
Обратите внимание на то, что вводимый символ передается не в переменную типа char, а в двухбайтовую целочисленную переменную. Именно такие значения возвращают указанные выше функции.
Вторая особенность их применения связана с разбиением клавиатуры на две категории клавиш – отображаемые и управляющие. Окраска клавиш не совсем точно передает принадлежность клавиши той или иной группе. Например, функциональные клавиши F1, F2, ..., F12 имеют разный цвет, но все они относятся к категории управляющих. А клавиша Enter, несмотря на серую окраску причислена к разряду обычных.
Дело в том, что при нажатии обычной клавиши в буфер входного потока (stdin) поступает единственный байт с ненулевым кодом. Именно он и извлекается при первом же обращении к одной из функций getch, getchar или getche. От нажатия управляющих клавиш в буфер stdin поступают 2 байта, первый из которых содержит нулевой код, а второй представляет уже собственно числовой код, соответствующий выбранной клавише. Для извлечения второго байта к этим функциям приходится обращаться повторно и таким образом программа может проанализировать сложившуюся ситуацию.
Есть некоторые нюансы и при нажатии клавиши Enter. Так, функция getch сообщает, что нажата клавиша с числовым кодом 13, а функция getchar считает, что последним введен символ с кодом 10. На самом деле она перекодирует код клавиши Enter в символ LF (line feed – строка заполнена), действительно имеющий код 10 (0x0A) в таблице ASCII. По разному воспринимают эти функции и комбинацию Ctrl+z, сообщая в одном случае, что поступил признак конца файла (end-of-file) с кодом 26, а в другом - что встретился признак EOF, которому соответствует числовой код -1. Функция getchar не позволяет ввести код клавиши Esc, тогда как функции getch и getche успешно справляются с этой клавишей.
Зато с функций gets, осуществляющей ввод строки, у вас никаких проблем не возникнет:
gets(s);
Вы можете набирать любые предложения, содержащие любое количество пробелов, и все они будут введены в строку s. Однако длина вводимой строки ограничена емкостью буфера (128 байт).
Дополнительные возможности по вводу текстовых данных связаны с использованием потоков:
#include
.....................
char c1, s1[80];
................
cin >> c1;
cin >> s1;
С выводом символьных и строковых значений все обстоит гораздо проще. Форматный вывод в Си при помощи функции printf использует указанные выше спецификаторы, однако константные текстовые данные, которыми перемежаются выводимые значения, здесь располагаются между спецификаторами формата:
printf("%c Вася %s",c1,s1);
Вывод отдельного символа или одиночной строки в Си можно выполнить и с помощью функций putchar(c1) и puts(s1).
Выводимое значение обычно располагается на экране, начиная с текущей позиции курсора. Если необходимо разместить текст в заранее предусмотренном месте, следует прибегнуть к одной из служебных процедур предварительного перемещения курсора в заданную позицию:
gotoxy(col,row);
Параметр col задает номер колонки в диапазоне от 1 до 80, а второй аргумент (row) определяет номер строки в диапазоне от 1 до 25.
Еще один способ управления по размещению текста связан с заданием ширины поля, отведенного под выводимое значение. Отображаемый текст при этом прижимается к правой границе поля.
В Си ширина поля включается в спецификатор формата ("%3c %10s"). Однако здесь имеется дополнительная возможность указать, что выводимое значение требуется прижать к левой границе выделенного поля ("%-3c %-10s").
4.5.3. Обработка фрагментов строк Под фрагментом строки понимают цепочку символов заданной длины, выделенную из исходной строки, начиная с указанной позиции. В частности, выделяемый фрагмент может состоять и из единственного символа. Кроме выделения фрагмента тем или иным способом к числу наиболее распространенных операций относятся действия по определению длины строки, объединению (конкатенации) символьных цепочек и поиску вхождения одной строки в другую.
Функции работы со строками в Си включены в состав заголовочного файла string.h. Для копирования строки или ее части в другую здесь можно воспользоваться одной из следующих функций:
strcpy(s1,s2); //копирует строку s2 в строку s1
strncpy(s1,s2,n); //копирует первые n символов из строки s2 в s1
Задавая аргумент-источник не ссылкой на начало символьного массива, а адресом любого его элемента, мы можем скопировать либо правую, либо среднюю подстроку :
strcpy(s1,&s2[k]); //копирует правую подстроку из s2 в s1
strncpy(s1,&s[2],n); //копирует среднюю подстроку из s2 в s1
Длина строк в среде программирования Borland C++ определяется системной функцией strlen. Единственным ее аргументом является анализируемая строка.
В Си операция конкатенации (объединения) строк реализуется с помощью одной из следующих функций:
strcat(s1,s2); //добавляет s2 к s1
strncat(s1,s2,n); //добавляет n первых символов из s2 к s1
Поиск вхождения одной строки в другую дает ответ на вопрос, содержится ли значение одного текста в другом и с какой позиции обнаружено это вхождение. Нулевая позиция в качестве результата такой операции соответствует отрицательному ответу.
Си предлагает довольно разнообразные варианты поиска вхождений:
strstr(s1,s2); //ищет вхождение строки s2 в s1
strchr(s1,c); //ищет вхождение символа с с начала строки s1
strrcgr(s1,c); //ищет вхождение символа с с конца строки s1
strpbrk(s1,s2); //ищет вхождение любого символа из s2 в s1
strspn(s1,s2); //ищет вхождение любого фрагмента,
//составленного из символов s2 в s1
4.5.4. Сравнение и сортировка текстовых данных Операции сравнения отдельных символов или строк основаны на последовательном анализе отношений числовых значений соответствующих кодов. В кодовых страницах символы букв упорядочены в соответствии их расположением в латинском или национальном алфавитах. Поэтому код буквы "A" меньше кода буквы "F", код буквы "Г" меньше кода буквы "Ю" и т.д.
Некоторое неудобство вызывает тот факт, что одноименные большие и малые буквы имеют разные коды – в одной клетке кодировочной таблицы можно разместить только один символ, кроме того большие и малые буквы имеют разный смысл. Это не позволяет напрямую упорядочить слова в соответствии с их лексикографическим расположением в словарях. Поэтому приходится предварительно заменять коды всех малых букв в тексте на коды больших (или наоборот) и только после этого выполнять операцию сравнения. Такая замена для букв латинского алфавита особых проблем не представляет, т.к. смещение между кодами соответствующих больших и малых букв - величина постоянная. А вот с русскими буквами приходится повозиться – в кодировке ASCII цепочка малых букв между "п" и "р" разорвана символами псевдографики, а буквы "Ё" и "ё" вообще находятся не на своих местах.
Учитывая эту специфику следует достаточно внимательно использовать языковые средства, связанные с преобразованием или игнорированием разницы в кодировке больших и малых букв. Для русскоязычных текстов их применять нельзя.
Си позволяет преобразовывать содержимое символьных строк к верхнему (strupr(s)) или к нижнему (strlwr(s)) регистру. Но коды символов, не принадлежащих множеству букв латинского алфавита, остаются при этом без изменения.
Для сравнения строк Си предлагает довольно много системных функций, но не забывайте, что их действие не всегда допустимо над русскими словами. Каждая из описываемых ниже функций принимает положительное значение, если ее первый операнд строго "больше" второго, нулевое значение при "равенстве" операндов, и отрицательное значение, если первый операнд оказался "меньше".
strcmp(s1,s2); //сравнивает строки s1 и s2
strcmpi(s1,s2); //сравнивает s1 и s2 с игнорированием
//разницы между большими и малыми буквами
stricmp(s1,s2); //эквивалентна функции strcmpi
strncmp(s1,s2,k); //сравнивает первые k символов в s1 и s2
strncmpi(s1,s2,k); //сравнивает первые k символов в s1 и s2
//с игнорированием разницы между большими
//и малыми буквами
strnicmp(s1,s2,k); //эквивалентна функции strncmpi
4.5.5. Управление цветом в текстовом режиме Наиболее важная информация, которую можно почерпнуть из многочисленных источников (книги, руководства по системам программирования, файлы помощи), сводится к трем следующим фактам:
существует несколько текстовых режимов работы монитора, различающихся по цветовой гамме, а также по числу строк и столбцов, отображаемых на экране; содержимое экрана отражает состояние активной страницы видеопамяти; каждой символьной позиции экрана (так называемому, знакоместу) в видеопамяти соответствуют 2 байта, в первом из которых находится код ASCII отображаемого символа, а во втором - атрибуты, управляющие цветом пикселов переднего плана (контуры буквы) и фоновых пикселов.
Самый распространенный текстовый режим допускает отображение в цвете 25 строк, каждая из которых содержит по 80 символов. При этом объем соответствующей страницы видеопамяти равен 4000 байт и каждый символ, отображаемый на экране, в принципе, может иметь индивидуальные цветовые характеристики, не зависящие от цветовой гаммы в соседних позициях.
В любом руководстве приводится следующее описание формата байта цветовых атрибутов:
-
7
| 6
| 5
| 4
| 3
| 2
| 1
| 0
| B
| b
| b
| b
| I
| f
| f
| f
|
Самый старший бит управляет режимом мерцания символа, которое осуществляется аппаратным способом примерно с частотой 1 раз в сек. при B=1. Три следующие бита (bbb) представляют код цветности фона, который должен принадлежать интервалу [0,7]. Четверка младших битов (Ifff) определяет код цветности переднего плана. Среди них особо выделяют бит I, единичное значение которого, обычно, соответствует повышенной яркости, т.е. цвету, сопровождаемому приставкой "ярко" или "светло".
Из сказанного выше следует, что стандартный текстовый режим на цветном мониторе позволяет задавать для каждого символа один из 8 фоновых оттенков и один из 16 цветов, выделяющих контур символа. А если мы хотим вывести мерцающий текст, то байты атрибутов соответствующих символов должны быть увеличены на 128.
Управление содержимым байта цветовых атрибутов осуществляется с помощью одной или нескольких системных процедур (операторов), действие которых распространяется на все последующие операции вывода до новой переустановки характеристик цветности.
В Си код цветности символов задается с помощью процедуры textcolor(fc). Значение фонового цвета изменяется процедурой textbackground(bc). В системе программирования Borland C++ существует и более универсальная процедура textattr, позволяющая за одно обращение изменить оба цвета и установить признак мерцания:
textattr(B*128 + bc*16 + fc);
Следует отметить, что при работе с мониторами SVGA сравнительно давно разработанная система Borland C++ 3.1 не очень точно следует ограничениям, вытекающим из структуры байта цветовых атрибутов. В указанных выше процедурах вы можете задавать цвет фона из диапазона [0,15], а эффект мерцания символов может и не наблюдаться.
Кроме того, в Си для вывода разноцветного текста, следует использовать не стандартную функцию вывода printf, а функцию cprintf, использующую "прямое" обращение к видеопамяти.
|
|
|