Главная страница

история русская правда. Руководство для судебных процессов. Источниками для составления кодекса были церковные уставы, обычаи, договоры и законодательная воля киевских князей


Скачать 13.58 Kb.
НазваниеРуководство для судебных процессов. Источниками для составления кодекса были церковные уставы, обычаи, договоры и законодательная воля киевских князей
Дата31.10.2022
Размер13.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория русская правда.docx
ТипРуководство
#764503

В начале становления русской государственности возник запрос на унифицированное уголовное и гражданское судопроизводство в контексте развития процессуальных правоотношений. На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Однако какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». Этот юридический артефакт является не только историческим памятником, но и важным нормативным кодексом, который представляет собой руководство для судебных процессов. Источниками для составления кодекса были церковные уставы, обычаи, договоры и законодательная воля киевских князей.

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава (1016 и 1054).

До наших дней первый экземпляр не сохранился. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки. «Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Всего правда Ярославасостояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право. Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу. Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры в сборнике были в состоянии заплатить единицы. В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему. Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную неполученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

- князь;

-знатные люди (дружинники, мелкие князья);

- свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);

- холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Главная мысль Русской Правды заключена в стремлении общества освободиться от родоплеменных рудиментов регулирования межличностных и имущественных отношений.


написать администратору сайта