Главная страница

программирование. Руководство su P# a n Reference в herbert schildt полное руководство с 0 герберт шилдт


Скачать 3.32 Mb.
НазваниеРуководство su P# a n Reference в herbert schildt полное руководство с 0 герберт шилдт
Анкорпрограммирование
Дата25.01.2022
Размер3.32 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаc-40-polnoe-rukovodstvo-2011.rtf
ТипРуководство
#341448
страница30 из 97
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   97

Width = Height = x;

}

// Сконструировать копию объекта TwoDShape. public TwoDShape(TwoDShape ob) {

Width = ob.Width;

Height = ob.Height;

}

// Свойства ширины и высоты объекта, public double Width {

get { return pri_width; }

set { pri_width = value < 0 ? ‑value : value; }

}

get { return pri_height; }

set { pri_height = value < 0 ? ‑value : value; }

}

public void ShowDim()    {

Console.WriteLine("Ширина и высота равны " +

Width + " и " + Height);

}

}

// Класс для треугольников, производный от класса TwoDShape. class Triangle : TwoDShape { string Style;

// Конструктор, используемый по умолчанию, public Triangle()    {

Style = "null";

}

// Конструктор для класса Triangle.

public Triangle(string s, double w, double h) : base(w, h) { Style = s;

}

// Сконструировать равнобедренный треугольник, public Triangle(double x) : base (x)    {

Style = "равнобедренный";

}

// Сконструировать копию объекта типа Triangle, public Triangle(Triangle ob) : base (ob) {

Style = ob.Style;

}

// Возвратить площадь треугольника, public double Area() {

return Width * Height / 2;

}

// Показать тип треугольника, public void ShowStyle()    {

Console.WriteLine("Треугольник " + Style);

}

}

class Shapes7 {

static void Ma^n() {

Triangle tl = new Triangle("прямоугольный", 8.0, 12.0);

// Сделать копию объекта tl.

Triangle t2 = new Triangle ('t*L) ;

Console.WriteLine("Сведения об объекте tl: "); tl.ShowStyle();

tl.ShowDim();

Console.WriteLine ("Площадь равна " + tl.AreaO);

Console.WriteLine ();

Console.WriteLine("Сведения об объекте t2: "); t2.ShowStyle(); t2.ShowDim();

Console.WriteLine("Площадь равна " + t2.Area());

}

}

В представленном выше примере объект t2 конструируется из объекта tin поэтому подобен ему. Ниже приведен результат'выполнения кода из данного примера.

Сведения об объекте tl:

Треугольник прямоугольный Ширина и высота равны 8 и 12 Площадь равна 48

Сведения об объекте t2:

Треугольник прямоугольный Ширина и высота равны 8 и 12 Площадь равна 48

Обратите особое внимание на следующий конструктор класса Triangle:

public Triangle(Triangle ob) : base(ob) {

Style = ob.Style;

}

Он принимает объект типа Triangle в качестве своего параметра и передает его (с помощью ключевого слова base) следующему конструктору класса TwoDShape.

public TwoDShape(TwoDShape ob) {

Width = ob.Width;

Height = ob.Height;

}

Самое любопытное, что конструктор TwoDShape () предполагает получить объект класса TwoDShape, тогда как конструктор Triangle () передает ему объект класса Triangle. Как пояснялось выше, такое вполне допустимо, поскольку по ссылке на объект базового класса можно обращаться к объекту производного класса. Следовательно, конструктору TwoDShape () можно на совершенно законных основаниях передать ссылку на объект класса, производного от класса TwoDShape. А поскольку конструктор TwoDShape () инициализирует только те части объекта производного класса, которые являются членами класса TwoDShape, то для него не имеет никакого значения, содержит ли этот объект другие члены, добавленные в производном классе.

Виртуальные методы и их переопределение

Виртуальным называется такой метод, который объявляется как virtual в базовом классе. Виртуальный метод отличается тем, что он может быть переопределен в одном или нескольких производных классах. Следовательно, у каждого производного класса

может быть свой вариант виртуального метода. Кроме того, виртуальные методы интересны тем, что именно происходит при их вызове по ссылке на базовый класс. В этом случае средствами языка C# определяется именно тот вариант виртуального метода, который следует вызывать, исходя из типа объекта, к которому происходит обращение по ссылке , причем это делается во время выполнения. Поэтому при ссылке на разные типы объектов выполняются разные варианты виртуального метода. Иными словами, вариант выполняемого виртуального метода выбирается по типу объекта, а не по типу ссылки на этот объект. Так, если базовый класс содержит виртуальный метод и от него получены производные классы, то при обращении к разным типам объектов по ссылке на базовый класс выполняются разные варианты этого виртуального метода.

Метод объявляется как виртуальный в базовом классе с помощью ключевого слова virtual, указываемого перед его именем. Когда же виртуальный метод переопределяется в производном классе, то для этого используется модификатор override. А сам процесс повторного определения виртуального метода в производном классе называется переопределением метода. При переопределении имя, возвращаемый тип и сигнатура переопределяющего метода должны быть точно такими же, как и у того виртуального метода, который переопределяется. Кроме того, виртуальный метод не может быть объявлен как static или abstract (подробнее данный вопрос рассматривается далее в этой главе).

Переопределение метода служит основанием для воплощения одного из самых эффективных в C# принципов: динамической диспетчеризации методов , которая представляет собой механизм разрешения вызова во время выполнения, а не компиляции. Значение динамической диспетчеризации методов состоит в том, что именно благодаря ей в C# реализуется динамический полиморфизм.

Ниже приведен пример, демонстрирующий виртуальные методы и их переопределение.

// Продемонстрировать виртуальный метод.

using System;

class Base {

// Создать виртуальный метод в базовом классе, public virtual void Who()    {

Console.WriteLine("Метод Who() в классе Base");

}

}

class Derivedl : Base {

// Переопределить метод Who() в производном классе, public override void Who()    {

Console.WriteLine("Метод Who() в классе Derivedl");

}

}

class Derived2 : Base {

// Вновь переопределить метод Who() в еще одном производном классе, public override void Who()    {

Console.WriteLine("Метод Who() в классе Derived2");

class OverrideDemo { static void Main() {

Base baseOb = new Base();

Derivedl dObl = new DerivedlO;

Deri'ved2 dOb2 = new Derived2();

Base baseRef; // ссылка на базовый класс

baseRef = baseOb; baseRef.Who() ;

baseRef = dObl; baseRef.Who();

baseRef = d0b2; baseRef.Who();

}

}

Вот к какому результату приводит выполнение этого кода.

Метод Who() в классе Base.

Метод Who() в классе Derivedl Метод Who() в классе Derived2

В коде из приведенного выше примера создаются базовый класс Base и два производных от него класса – Derivedl и Derived2. В классе Base объявляется виртуальный метод Who () , который переопределяется в обоих производных классах. Затем в методе Main () объявляются объекты типа Base, Derivedl и Derived2. Кроме того, объявляется переменная baseRef ссылочного типа Base. Далее ссылка на каждый тип объекта присваивается переменной baseRef и затем используется для вызова метода Who () . Как следует из результата выполнения приведенного выше кода, вариант выполняемого метода Who () определяется по типу объекта, к которому происходит обращение по ссылке во время вызова этого метода, а не по типу класса переменной baseRef.

Но переопределять виртуальный метод совсем не обязательно. Ведь если в производном классе не предоставляется собственный вариант виртуального метода, то используется его вариант из базового класса, как в приведенном ниже примере.

/* Если виртуальный метод не переопределяется, то используется его вариант из базового класса. */

using System;

class Base {

// Создать виртуальный метод в базовом классе. public virtual void Who()    {

Console.WriteLine("Метод Who() в классе Base");

}

}

class Derivedl : Base {

// Переопределить метод Who() в производном классе.

public override void Who()    {

Console.WriteLine("Метод Who() в классе Derivedl");

}

}

class Derived2 : Base {

// В этом классе метод Who() не переопределяется.

}

class NoOverrideDemo { static void Main() {

Base baseOb = new Base();

Derivedl dObl = new Derivedl();

Derived2 d0b2 = new Derived2();

Base baseRef; // ссылка на базовый класс

baseRef = baseOb; baseRef.Who();

baseRef = dObl ; baseRef.Who() ;

baseRef = d0b2;

baseRef.Who(); // вызывается метод Who() из класса Base }

}

Выполнение этого кода приводит к следующему результату.

Метод Who() в классе Base.

Метод Who() в классе Derivedl Метод Who() в классе Base

В данном примере метод Who () не переопределяется в классе Derived2. Поэтому для объекта класса Derived2 вызывается метод Who () из класса Base.

Если при наличии многоуровневой иерархии виртуальный метод не переопределяется в производном классе, то выполняется ближайший его вариант, обнаруживаемый вверх по иерархии, как в приведенном ниже примере.

/* В многоуровневой иерархии классов выполняется тот переопределенный вариант виртуального метода, который обнаруживается первым при продвижении вверх по иерархии. */

using System;

class Base {

// Создать виртуальный метод в базовом классе, public virtual void Who()    {

Console.WriteLine("Метод Who() в классе Base");

}

}

class Derivedl : Base {

// Переопределить метод Who() в производном классе. public override void Who() {

Console.WriteLine("Метод Who() в классе Derivedl");

}

}

class Derived2 : Derivedl {

// В этом классе метод Who() не переопределяется.

}

class Derived3 : Derived2 {

//Ив этом классе метод Who() не переопределяется.

}

class No0verrideDemo2 { static void Main() {

Derived3 dOb = new Derived3();

Base baseRef; // ссылка на базовый класс

baseRef = dOb;

baseRef.Who(); // вызов метода Who() из класса Derivedl

}

}

Вот к какому результату приводит выполнение этого кода.

Метод Who() в классе Derivedl

В данном примере класс Derived3 наследует класс Derived2, который наследует класс Derivedl, а тот, в свою очередь, – класс Base. Как показывает приведенный выше результат, выполняется метод Who () , переопределяемый в классе Derivedl, поскольку это первый вариант виртуального метода, обнаруживаемый при продвижении вверх по иерархии от классов Derived3 и Derived2, где метод Who () не переопределяется, к классу Derivedl.

И еще одно замечание: свойства также подлежат модификации ключевым словом virtual и переопределению ключевым словом override. Это же относится и к индексаторам.

Что дает переопределение методов

Благодаря переопределению методов в C# поддерживается динамический полиморфизм. В объектно‑ориентированном программировании полиморфизм играет очень важную роль, потому что он позволяет определить в общем классе методы, которые становятся общими для всех производных от него классов, а в производных классах – определить конкретную реализацию некоторых или же всех этих методов. Переопределение методов – это еще один способ воплотить в C# главный принцип полиморфизма: один интерфейс – множество методов.

Удачное применение полиморфизма отчасти зависит от правильного понимания той особенности, что базовые и производные классы образуют иерархию, которая продвигается от меньшей к большей специализации. При надлежащем применении базовый класс предоставляет все необходимые элементы, которые могут использоваться в производном классе непосредственно. А с помощью виртуальных методов в базовом классе определяются те методы, которые могут быть самостоятельно реализованы в производном классе. Таким образом, сочетая наследование с виртуальными методами, можно определить в базовом классе общую форму методов, которые будут использоваться во всех его производных классах.

Применение виртуальных методов

Для того чтобы стали понятнее преимущества виртуальных методов, применим их в классе TwoDShape. В предыдущих примерах в каждом классе, производном от класса TwoDShape, определялся метод Area (). Но, по‑видимому, метод Area () лучше было бы сделать виртуальным в классе TwoDShape и тем самым предоставить возможность переопределить его в каждом производном классе с учетом особенностей расчета площади той двумерной формы, которую инкапсулирует этот класс. Именно это и сделано в приведенном ниже примере программы. Ради удобства демонстрации классов в этой программе введено также свойство паше в классе TwoDShape.

// Применить виртуальные методы и полиморфизм‑.

using System;

class TwoDShape { double pri_width; double pri_height;

// Конструктор по умолчанию, public TwoDShape()    {

Width = Height = 0.0; name = "null";

}

// Параметризированный конструктор.'

public TwoDShape(double w, double h, string n) {

Width = w;

Height = h; name = n;

}

// Сконструировать объект равной ширины и высоты, public TwoDShape(double х, string n) {

Width = Height = x; name = n;

}

// Сконструировать копию объекта TwoDShape. public TwoDShape(TwoDShape ob) {

Width = ob.Width;

Height = ob.Height; name = ob.name;

}

// Свойства ширины и высоты объекта, public double Width {

get { return pri_width; }

set { pri_width = value < 0 ? ‑value : value; }

}

public double Height {

get { return pri_height; }

set ‑{ pri_height = value < 0 ? ‑value : value; }

}

public string name { get; set; }

public void ShowDim()    {

Console.WriteLine("Ширина и высота равны " +

Width + " и " + Height);

}

public virtual double Area() {

Console.WriteLine("Метод Area() должен быть переопределен"); return 0.0;

}

}

// Класс для треугольников, производный от класса TwoDShape.

class Triangle : TwoDShape { string Style;

// Конструктор, используемый по умолчанию, public Triangle()    {

Style = "null";

}

// Конструктор для класса Triangle, public Triangle(string s, double w, double h) : base (w, h, "треугольник") {

Style = s;

}

// Сконструировать равнобедренный треугольник, public Triangle(double x) : base(x, "треугольник") {

Style = "равнобедренный";

}

// Сконструировать копию объекта типа Triangle, public Triangle(Triangle ob) : base(ob) {

Style = ob.Style;

}

// Переопределить метод Area() для класса Triangle, public override double Area() { return Width * Height / 2;

}

// Показать тип треугольника, public void ShowStyle()    {

Console.WriteLine("Треугольник " + Style);

}

I/ Класс для прямоугольников, производный от класса TwoDShape. class Rectangle : TwoDShape {

// Конструктор для класса Rectangle, public Rectangle(double w, double h) : base (w, h, "прямоугольник") { }

// Сконструировать квадрат, public Rectangle(double x) : base(x, "прямоугольник") { }

// Сконструировать копию объекта типа Rectangle, public Rectangle(Rectangle ob) : base(ob) { }

// Возвратить логическое значение true, если // прямоугольник окажется квадратом, public bool IsSquareO {

if(Width == Height) return true; return false;

}

// Переопределить метод Area() для класса Rectangle, public override double Area() { return Width * Height;

}

}

class DynShapes {

static void Main() {

TwoDShape[] shapes = new TwoDShape[5] ;

shapes[0] = new Triangle("прямоугольный", 8.0, 12.0); shapes[1]    =    new    Rectangle(10);

shapes[2]    =    new    Rectangle(10,    4);

shapes[3]    =    new    Triangle(7.0);

shapes[4]    =    new    TwoDShape(10,    20, "общая форма");

for (int i=0; i < shapes.Length; i++)    {

Console.WriteLine("Объект – " + shapes[i].name);

Console.WriteLine("Площадь равна " + shapes[i].Area());

Console.WriteLine();

}

}

}

При выполнении этой программы получается следующий результат.

Объект – треугольник Площадь равна 48

Объект – прямоугольник Площадь равна 100

Площадь равна 40

Объект – треугольник Площадь равна 24.5

Объект – общая форма

Метод Area() должен быть переопределен Площадь равна 0

Рассмотрим данный пример программы более подробно. Прежде всего, метод Area () объявляется как virtual в классе TwoDShape и переопределяется в классах Triangle и Rectangle по объяснявшимся ранее причинам. В классе TwoDShape метод Area () реализован в виде заполнителя, который сообщает о том, что пользователь данного метода должен переопределить его в производном классе. Каждое переопределение метода Area () предоставляет конкретную его реализацию, соответствующую типу объекта, инкапсулируемого в производном классе. Так, если реализовать класс для эллипсов, то метод Area () должен вычислять площадь эллипса.

У программы из рассматриваемого здесь примера имеется еще одна примечательная особенность. Обратите внимание на то, что в методе Main () двумерные формы объявляются в виде массива объектов типа TwoDShape, но элементам этого массива присваиваются ссылки на объекты классов Triangle, Rectangle и TwoDShape. И это вполне допустимо, поскольку по ссылке на базовый класс можно обращаться к объекту прризводного класса. Далее в программе происходит циклическое обращения к элементам данного массива для вывода сведений о каждом объекте. Несмотря на всю свою простоту, данный пример наглядно демонстрирует преимущества наследования и переопределения методов. Тип объекта, хранящийся в переменной ссылки на базовый класс, определяется во время выполнения и соответственно обусловливает дальнейшие действия. Так, если объект является производным от класса TwoDShape, то для получения его площади вызывается метод Area () . Но интерфейс для выполнения этой операции остается тем же самым независимо от типа используемой двумерной формы.

Применение абстрактных классов

Иногда требуется создать базовый класс, в котором определяется лишь самая общая форма для всех его производных классов, а наполнение ее деталями предоставляется каждому из этих классов. В таком классе определяется лишь характер методов, которые должны быть конкретно реализованы в производных классах, а не в самом базовом классе. Подобная ситуация возникает, например, в связи с невозможностью получить содержательную реализацию метода в базовом классе. Именно такая ситуация была продемонстрирована в варианте класса TwoDShape из предыдущего примера, где метод Area () был просто определен как заполнитель. Такой метод не вычисляет и не выводит площадь двумерного объекта любого типа.

Создавая собственные библиотеки классов, вы можете сами убедиться в том, что у метода зачастую отсутствует содержательное определение в контексте его базового класса. Подобная ситуация разрешается двумя способами. Один из них, как показано в предыдущем примере, состоит в том, чтобы просто выдать предупреждающее сообщение. Такой способ может пригодиться в определенных ситуациях, например при отладке, но в практике программирования он обычно не применяется. Ведь в базовом классе могут быть объявлены методы, которые должны быть переопределены в производном классе, чтобы этот класс стал содержательным. Рассмотрим для примера класс Triangle. Он был бы неполным, если бы в нем не был переопределен метод Area (). В подобных случаях требуется какой‑то способ, гарантирующий, что в производном классе действительно будут переопределены все необходимые методы. И такой способ в C# имеется. Он состоит в использовании абстрактного метода.

Абстрактный метод создается с помощью указываемого модификатора типа abstract. У абстрактного метода отсутствует тело, и поэтому он не реализуется в базовом классе. Это означает, что он должен быть переопределен в производном классе, поскольку его вариант из базового класса просто непригоден для использования. Нетрудно догадаться, что абстрактный метод автоматически становится виртуальным и не требует указания модификатора virtual. В действительности совместное использование модификаторов virtual и abstract считается ошибкой.

Для определения абстрактного метода служит приведенная ниже общая форма.

abstract тип имя {список_параметров );

Как видите, у абстрактного метода отсутствует тело. Модификатор abstract может применяться только в методах экземпляра, но не в статических методах (static). Абстрактными могут быть также индексаторы и свойства.

Класс, содержащий один или больше абстрактных методов, должен быть также объявлен как абстрактный, и для этого перед его объявлением class указывается модификатор abstract. А поскольку реализация абстрактного класса не определяется полностью, то у него не может быть объектов. Следовательно, попытка создать объект абстрактного класса с помощью оператора new приведет к ошибке во время компиляции.

Когда производный класс наследует абстрактный класс, в нем должны быть реализованы все абстрактные методы базового класса. В противном случае производный класс должен быть также определен как abstract. Таким образом, атрибут abstract наследуется до тех пор, пока не будет достигнута полная реализация класса.

Используя абстрактный класс, мы можем усовершенствовать рассматривавшийся ранее класс TwoDShape. Для неопределенной двухмерной фигуры понятие площади не имеет никакого смысла, поэтому в приведенном ниже варианте класса TwoDShape метод Area () и сам класс TwoDShape объявляются как abstract. Это, конечно, означает, что во всех классах, производных от класса TwoDShape, должен быть переопределен метод Area ().

// Создать абстрактный класс, using System;

abstract class TwoDShape { double pri_width; double pri_height;

// Конструктор, используемый по умолчанию, public TwoDShape()    {

Width = Height =0.0; name = "null";

}

// Параметризированный конструктор.

public TwoDShape(double w, double h, string n) {

Width = w;

Height = h; name = n;

}

// Сконструировать объект равной ширины и высоты, public TwoDShape(double х, string n) {

Width = Height = x; name = n;

}

// Сконструировать копию объекта TwoDShape. public TwoDShape(TwoDShape ob) {

Width = ob.Width;

Height = ob.Height; name = ob.name;

}

// Свойства ширины и высоты объекта, public double Width {

get {    return pri_width; }

set {    pri_width = value < 0 ? ‑value : value; }

}

public double Height {

get {    return pri_height; }

set {    pri_height = value < 0 ? ‑value :    value; }

}

public string name { get; set; } public void ShowDimO {

Console.WriteLine("Ширина и высота равны " +

Width + " и " + Height);

}

// Теперь метод Area() является абстрактным, public abstract double Area();

}

// Класс для треугольников, производный от класса TwoDShape. class Triangle : TwoDShape { string Style;

// Конструктор, используемый по умолчанию, public Triangle()    {

Style = "null";

}

// Конструктор для класса Triangle, public Triangle(string s, double w, double h) : base(w, h, "треугольник") {

Style = s;

I/ Сконструировать равнобедренный треугольник, public Triangle(double x) : base(x, "треугольник") { Style = "равнобедренный";

}

// Сконструировать копию объекта типа Triangle, public Triangle(Triangle ob) : base(ob) {

Style = ob.Style;

}

// Переопределить метод Area() для класса Triangle, public override double Area()    {

return Width * Height / 2;

}

// Показать тип треугольника, public void ShowStyle()    {

Console.WriteLine("Треугольник " + Style);

}

}

// Класс для прямоугольников, производный от класса TwoDShape class Rectangle : TwoDShape {

// Конструктор для класса Rectangle, public Rectangle(double w, double h) : base(w, h, "прямоугольник"){    }

// Сконструировать квадрат, public Rectangle(double x) : base (x, "прямоугольник")‑ { }

// Сконструировать копию объекта типа Rectangle, public Rectangle(Rectangle ob) : base(ob) { }

// Возвратить логическое значение true, если // прямоугольник окажется квадратом, public bool IsSquare() {

if(Width == Height) return true; return false;

}

// Переопределить метод Area() для класса Rectangle, public override double Area() { return Width * Height;

}

}

class AbsShape {

static void Main() {

TwoDShape[] shapes = new TwoDShape[4];

shapes[0] = new Triangle("прямоугольный", 8.0, 12.0); shapes[1] = new Rectangle(10) ;

shapes[2] = new Rectangle(10, 4); shapes[3] = new Triangle(7.0);

for(int i=0; i < shapes.Length; i++)    {

Console.WriteLine("Объект – " + shapes[i].name);

Console.WriteLine("Площадь равна " + shapes[i].Area());

Console.WriteLine() ;

}

}

> t

Как показывает представленный выше пример программы, во всех производных классах метод Area () должен быть непременно переопределен, а также объявлен абстрактным. Убедитесь в этом сами, попробовав создать производный класс, в котором не переопределен метод Area () . В итоге вы получите сообщение об ошибке во время компиляции. Конечно, возможность создавать ссылки на объекты типа TwoDShape по‑прежнему существует, и это было сделано в приведенном выше примере программы, но объявлять объекты типа TwoDShape уже нельзя. Именно поэтому массив shapes сокращен в методе Main () до 4 элементов, а объект типа TwoDShape для общей двухмерной формы больше не создается.

Обратите также внимание на то, что в класс TwoDShape по‑прежнему входит метод ShowDim () и что он не объявляется с модификатором abstract. В абстрактные классы вполне допускается (и часто практикуется) включать конкретные методы, которые могут быть использованы в своем исходном виде в производном классе. А переопределению в производных классах подлежат только те методы, которые объявлены как abstract.

Предотвращение наследования с помощью ключевого слова sealed

Несмотря на всю эффективность и полезность наследования, иногда возникает потребность предотвратить его. Допустим, что имеется класс, инкапсулирующий последовательность инициализации некоторого специального оборудования, например медицинского монитора. В этом случае требуется, чтобы пользователи данного класса не могли изменять порядок инициализации монитора, чтобы исключить его неправильную настройку. Но независимо от конкретных причин в C# имеется возможность предотвратить наследование класса с помощью ключевого слова sealed.

Для того чтобы предотвратить наследование класса, достаточно указать ключевое слово sealed перед определением класса. Как и следовало ожидать, класс не допускается объявлять одновременно как abstract и sealed, поскольку сам абстрактный класс реализован не полностью и опирается в этом отношении на свои производные классы, обеспечивающие полную реализацию.

Ниже приведен пример объявления класса типа sealed.

sealed class А {

// . . .

}

// Следующий класс недопустим.

class В : A { // ОШИБКА! Наследовать класс А нельзя / / ...

}

Как следует из комментариев в приведенном выше фрагменте кода, класс В не может наследовать класс А, потому что последний объявлен как sealed.

И еще одно замечание: ключевое слово sealed может быть также использовано в виртуальных методах для предотвращения их дальнейшего переопределения. Допустим, что имеется базовый класс В и производный класс D. Метод, объявленный в классе В как virtual, может быть объявлен в классе D как sealed. Благодаря этому в любом классе, наследующем от класса % предотвращается переопределение данного метода. Подобная ситуация демонстрируется в приведенном ниже фрагменте кода, class В {

public virtual void MyMethodO { /* ... */ }

}

class D : В {

// Здесь герметизируется метод MyMethodO и // предотвращается его дальнейшее переопределение, sealed public override void MyMethodO { /* ••• */ }

}

class X : D {

// Ошибка! Метод MyMethodO герметизирован! public override void MyMethodO { /* ••• */ }

}

Метод MyMethod () герметизирован в классе D, и поэтому не может быть переопределен в классе X.

Класс object

В C# предусмотрен специальный класс object, который неявно считается базовым классом для всех остальных классов и типов, включая и типы значений. Иными словами, все остальные типы являются производными от obj ect. Это, в частности, означает, что переменная ссылочного типа object может ссылаться на объект любого другого типа. Кроме того, переменная типа object может ссылаться на любой массив, поскольку в C# массивы реализуются как объекты. Формально имя object считается в C# еще одним обозначением класса System. Object, входящего в библиотеку классов для среды .NET Framework.

В классе obj ect определяются методы, приведенные в табл. 11.1. Это означает, что они доступны для каждого объекта.

Некоторые из этих методов требуют дополнительных пояснений. По умолчанию метод Equals (object) определяет, ссылается ли вызывающий объект на тот же самый объект, что и объект, указываемый в качества аргумента этого метода, т.е. он определяет, являются ли обе ссылки одинаковыми. Метод Equals (object) возвращает логическое значение true, если сравниваемые объекты одинаковы, в противном случае – логическое значение false. Он может быть также переопределен в создаваемых классах. Это позволяет выяснить, что же означает равенство объектов для создаваемого класса. Например, метод Equals (object) можно определить таким образом, чтобы в нем сравнивалось содержимое двух объектов.
Метод
Назначение
public virtual bool
Определяет, является ли вызывающий объект таким же,
Equals(object ob)
как и объект, доступный по ссылке оЬ
public static bool
Определяет, является ли объект, доступный по ссылке
Equals(object objA,
objA , таким же, как и объект, доступный по ссылке
object objB)
objB
protected Finalize()
Выполняет завершающие действия перед “сборкой му
сора". В C# метод Finalize ( ) доступен посредством
деструктора
public virtual int
Возвращает хеш‑код, связанный с вызывающим
GetHashCode()
объектом
public Type GetType()
Получает тип объекта во время выполнения программы
protected object
Выполняет неполное копирование объекта, т.е. копиру
MemberwiseClone()
ются только члены, но не объекты, на которые ссылают
ся эти члены
public static bool
Определяет, делаются ли ссылки objA и objB на один
ReferenceEquals(obj objA,
и тот же объект
object objB)
public virtual string
Возвращает строку, которая описывает объект
ToString()
Метод GetHashCode () возвращает хеш‑код, связанный с вызывающим объектом. Этот хеш‑код можно затем использовать в любом алгоритме, где хеширование применяется в качестве средства доступа к хранимым объектам. Следует, однако, иметь в виду, что стандартная реализация метода GetHashCode () не пригодна на все случаи применения.

Как упоминалось в главе 9, если перегружается оператор ==, то обычно приходится переопределять методы Equals (object) и GetHashCode (), поскольку чаще всего требуется, чтобы метод Equals (object) и оператор == функционировали одинаково. Когда же переопределяется метод Equals (object), то следует переопределить и метод GetHashCode (), чтобы оба метода оказались совместимыми.

Метод ToStringO возвращает символьную строку, содержащую описание того объекта, для которого он вызывается. Кроме того, метод ToStringO автоматически вызывается при выводе содержимого объекта с помощью метода WriteLine () . Этот метод переопределяется во многих классах, что позволяет приспосабливать описание к конкретным типам объектов, создаваемых в этих классах. Ниже приведен пример применения данного метода.

// Продемонстрировать применение метода ToStringO

using System;

class MyClass {

static int count = 0; int id;

id = count; count++;

}

public override string ToStringO {

return "Объект #" + id + " типа MyClass";

}

}

class Test {

static void Main() {

MyClass obi = new MyClass();

MyClass ob2 = new MyClass();

MyClass ob3 = new MyClass();

Console.WriteLine(obi);

Console.WriteLine(ob2);

Console.WriteLine(ob3) ;

}

}

При выполнении этого кода получается следующий результат.

Объект #0 типа MyClass Объект #1 типа MyClass Объект #2 типа MyClass
Упаковка и распаковка

Как пояснялось выше, все типы в С#, включая и простые типы значений, являются производными от класса object. Следовательно, ссылкой типа object можно воспользоваться для обращения к любому другому типу, в том числе и к типам значений. Когда ссылка на объект класса ob j ect используется для обращения к типу значения, то такой процесс называется упаковкой . Упаковка приводит к тому, что значение простого типа сохраняется в экземпляре объекта, т.е. "упаковывается" в объекте, который затем используется как и любой другой объект. Но в любом случае упаковка происходит автоматически. Для этого достаточно присвоить значение переменной ссылочного типа object, а об остальном позаботится компилятор С#.

Распаковка представляет собой процесс извлечения упакованного значения из объекта. Это делается с помощью явного приведения типа ссылки на объект класса ob j ect к соответствующему типу значения. Попытка распаковать объект в другой тип может привести к ошибке во время выполнения.

Ниже приведен простой пример, демонстрирующий упаковку и распаковку.

// Простой пример упаковки и распаковки.

using System;

class BoxingDemo { static void Main()    {

int x; object obj ;

X = 10;

obj = х; // упаковать значение переменной х в объект

int у = (int)obj; // распаковать значение из объекта, доступного по // ссылке obj, в переменную типа int Console.WriteLine(у);

}

}

В этом примере кода выводится значение 10. Обратите внимание на то, что значение переменной х упаковывается в объект простым его присваиванием переменной obj, ссылающейся на этот объект. А затем это значение извлекается из объекта, доступного по его ссылке obj, и далее приводится к типу int.

Ниже приведен еще один, более интересный пример упаковки. В данном случае значение типа int передается в качестве аргумента методу Sqr () , который, в свою очередь, принимает параметр типа object.

// Пример упаковки при передаче значения методу.

using System;

class BoxingDemo { static void Main() { int x; x = 10;

Console.WriteLine("Значение x равно: " + x);

// значение переменной x автоматически упаковывается // когда оно передается методу Sqr(). х = BoxingDemo.Sqr(х) ;

Console.WriteLine("Значение x в квадрате равно: " + х);

}

static int Sqr(object о) { return (int)о * (int)о;

}

}

Вот к какому результату приводит выполнение этого кода.

Значение х равно: 10

Значение х в квадрате равно: 100

В данном примере значение переменной х автоматически упаковывается при передаче методу Sqr ().

Упаковка и распаковка позволяют полностью унифицировать систему типов в С#. Благодаря тому что все типы являются производными от класса object, ссылка на значение любого типа может быть просто присвоена переменной ссылочного типа object, а все остальное возьмут на себя упаковка и распаковка. Более того, методы класса object оказываются доступными всем типам, поскольку они являются производными от этого класса. В качестве примера рассмотрим довольно любопытную программу.

// Благодаря упаковке становится возможным вызов методов по значению! using System;

/

class MethOnValue { static void Main() {

Console.WriteLine(10.ToString() ) ;

}

}

В результате выполнения этой программы выводится значение 10. Дело в том, что метод ToString () возвращает строковое представление объекта, для которого он вызывается. В данном случае строковым представлением значения 10 как вызывающего объекта является само значение 10!

Класс object как универсальный тип данных

Если obj ect является базовым классом для всех остальных типов и упаковка значений простых типов происходит автоматически, то класс object можно вполне использовать в качестве "универсального" типа данных. Для примера рассмотрим программу, в которой сначала создается массив типа object, элементам которого затем присваиваются значения различных типов данных.

// Использовать класс object для создания массива "обобщенного" типа.

using System;

class GenericDemo { static void Main() {

object[] ga. = new object[10];

// Сохранить целые значения, for (int i=0; i < 3; i++) ga[i] = i;

ga[9]    =    "Конец";

for(int i = 0; i < ga.Length; i++)

Console.WriteLine("ga[" + i + "]: " + ga[i] + " ");

}

}

Выполнение этой программы приводит к следующему результату.

да [ 0] : 0 да[1] : 1
да
[2] :
2
да[3] :
1.5
да [4] :
2
да[5] :
2.5
да[6] :
Привет
да
[7] :
True
да
[8] :
X
да
[9] :
Конец
Как показывает данный пример, по ссылке на объект класса object можно обращаться к данным любого типа, поскольку в переменной ссылочного типа object допускается хранить ссылку на данные всех остальных типов. Следовательно, в массиве типа object из рассматриваемого здесь примера можно сохранить данные практически любого типа. В развитие этой идеи можно было бы, например, без особого труда создать класс стека со ссылками на объекты класса object. Это позволило бы хранить в стеке данные любого типа.

Несмотря на то что универсальный характер класса object может быть довольно эффективно использован в некоторых ситуациях, было бы ошибкой думать, что с помощью этого класса стоит пытаться обойти строго соблюдаемый в C# контроль типов. Вообще говоря, целое значение следует хранить в переменной типа int, строку – в переменной ссылочного типа string и т.д.

А самое главное, что начиная с версии 2.0 для программирования на C# стали доступными подлинно обобщенные типы данных – обобщения (более подробно они рассматриваются в главе 18). Внедрение обобщений позволило без труда определять классы и алгоритмы, автоматически обрабатывающие данные разных типов, соблюдая типовую безопасность. Благодаря обобщениям отпала необходимость пользоваться классом object как универсальным типом данных при создании нового кода..Универсальный характер этого класса лучше теперь оставить для применения в особых случаях.

1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   97


написать администратору сайта