Главная страница

Контрольная. Русская философиия Выполнила студентка группы бн 1708 Столяренко Майя


Скачать 26.43 Kb.
НазваниеРусская философиия Выполнила студентка группы бн 1708 Столяренко Майя
АнкорКонтрольная
Дата07.04.2022
Размер26.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia.docx
ТипДокументы
#450667

Эпоха

Н
Русская философиия Выполнила студентка группы БН 17-08 Столяренко Майя
аправление

Представители

Основные идеи

Киевская Русь

Во-первых, для философской культуры Киевской Руси характерен синкретизм

Во-вторых, для философской мысли той эпохи характерно многообразие подходов к решению тех или иных проблем.

В-третьих, для философской мысли того периода характерна те- истичность, т.е. развитие под эгидой церкви, церковного мировоззрения.

Владимир Мономах (1053—1125)

Киевский митрополит Илларион(Х1в.)

Митрополит Климент Смолятич(XII в.)

Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах.

Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью.


Московское Царство

  1. Историософское направление. Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея "Москва-третий Рим".
    Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла..

    2) Религиозные направления

    А). Ереси – отклонение в вопросах религиозной доктрины от ортодоксии Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против засилия религиозной византийской догматики.



Б). Нестяжатели и стяжатели.


3) Нравственное направление.

Сименон Полоцкий (1629-1680)
-Юрий Крижанич (1618-1683)
-Андрей Белобоцкий
-Епифаний Славинецкий

Полоцкий считал, что вещественный и духовный мир создан Богом. Задачу философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их нравы, врачевать болезни, поучать мудрости и правильной жизни.

Согласно учениям С. Полоцкого философия состоит из трех частей: логики, физики и этики.

Философские воззрения С. Полоцкого пронизаны верой в развитие и расцвет разума.

Юрий Крижанич выступал с позиции политической философии.

Он призывает умножать государственное благополучие и богатство, развивать земледелие как основу богатства, а так же совершенствовать промыслы и торговлю.

Согласно Крижаничу человеческое тело состоит из 4 первозданных вещей: земли, воды, воздуха и огня.

Мудрость Крижанич делил на духовную и мирскую

Согласно Белобоцкому мир делится на 2 части:материальную и духовную.


Эпоха русского Просвещения

 Либерально-правовое направление

Патриархально-консервативное направление

Радикально-демократическое направление



Феофан Прокопович(1681-1736), Григорий Сковорода(1722-1794

Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765)

Александр Николаевич Радищев(1749-1802

Ломоносов создал корпускулярную концепцию материи. Великий русский ученый сформулировал закон сохранения вещества и движения. Он отмечал, что материя в целом вечна и неуничтожима, что она всегда остается в пределах собственного наличного бытия. Природа и мир в целом находятся в непрестанном движении, которое никогда не будет завершено. Внешний и внутренний человек (его материальная и духовная сущность) едины. Радищев, написавший философское произведение «О человеке, о его смертности и бессмертии». Находясь на позициях деизма, он считал бога «первой причиной всех вещей», который находится вне пространственно-временных отношений природы, поскольку «понятие и сведение о необходимости бытия божия может иметь бог един».



Эпоха 19 века

Славянофилы ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра Первого за политику европеизации России.

Западники связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю.

Материализм и марксизм В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Чернышевский, исповедовавший антропологический материализм, считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьянской революции видел панацею от всех социальных бед.


М.А. Бакунин,

П.Я. Чаадаев,

И.В. Киреевский



Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета. Русская философия 19 века также характеризуется политическими и нравственными взглядами западников. Сторонники светского атеизма и материализма почитали труды Гегеля, придерживались демократических взглядов и ратовали за радикальное свержение существующей власти.


Философия 20 века

советская

проблема ценностей;

проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»;

проблема гносеологии;

проблема сознания;

проблема культуры;

проблема философских методов


Н. И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

А. Ф. Лосев (человек, история);

Л. Гумилёв (вопросы истории, этногенеза);

М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

Ю. Лотман (общество, философия истории)

Разработка проблем культурологии, тектологии, герменевтики, ноосферы и др. 

• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

свобода человека подвергается угрозе извне;

• ключевую роль в жизни человека играет также религия;

• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

• отношения между Богом и человеком должны быть "на рав­ных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.


Философия 20 века

постсоветская

При сохранении сложившейся структуры философского образования, запустился процесс освоения той части философского наследия, от которого советская философия была искусственно изолирована. Возникли и стали развиваться новые дисциплины философского цикла — политология, культурология, религиоведение, философская антропология.

А.С.Панарин, И.К.Пантин, В.М.Межуев, А.С.Ахиезер, В.Е.Кемеров, H.H.Козлова

Советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии, что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

1917 – 30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;


Современная эпоха

  • феноменология, 

  • герменевтика, 

  • аналитическая философия и 

  • постмодернизм.




Пригожин

В настоящее время значительно вырос (или "вышел из подполья") интерес российских философов к самым различным философским идеалистическим учениям (особенно заметен, по контрасту с советским периодом, интерес к мистическим учениям). Обнаружился заметный интерес к постмодернизму и проявился характерный для него "плюрализм" философских учений.


написать администратору сайта