Главная страница
Навигация по странице:

  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова”. Факультет гостинично-ресторанной, туристической и спортивной индустрии.

  • Глава 1. История русской философии и ее особенности.

  • Глава 2. Философские учения западников и славянофилов.

  • Глава 3. Философия П.Я. Чаадаева.

  • Глава 4. Философия В.С. Соловьева.

  • Список литературы

  • Реферат. Русская философия 19 века


    Скачать 28.09 Kb.
    НазваниеРусская философия 19 века
    Дата25.01.2021
    Размер28.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипРеферат
    #171077

    Министерство науки и высшего образования РФ.

    Федеральное государственное бюджетное

    образовательное учреждение

    Российский экономический университет

    им. Г.В. Плеханова”.

    Факультет гостинично-ресторанной, туристической и спортивной индустрии.

    Кафедра истории и философии.
    Реферат на тему

    «Русская философия 19 века»
    Выполнила:

    Студентка 2 курса ФГРТСИ

     группы 15.08д-11баГД/19

    Евтихова Елизавета

    Проверила:

    Доцент кафедры истории и философии

    РЭУ им. Г.В. Плеханова

    Безвесельная З.В.
    г. Москва – 2020

    Содержание

    Введение 3

    Глава 1. История русской философии и ее особенности. 4

    Глава 2. Философские учения западников и славянофилов. 7

    Глава 3. Философия П.Я. Чаадаева. 11

    Глава 4. Философия В.С. Соловьева. 13

    Заключение 15

    Список литературы 16


    Введение


    Философия разного времени каждой страны дает нам хорошее представление о том, что из себя представляло то или иное государство в определенной период его истории.

    Так и по философии России 19 века можно практически безошибочно судить об интеллектуальном уровне нации, ее духовном опыте и культуре.

    В данной работе будут рассмотрены все основные аспекты развития русской философии 19 века, от ее становления до сравнения взглядов западников и славянофилов.

    Глава 1. История русской философии и ее особенности.


    Одним из наиболее важных вопросов русской философии всегда был вопрос о роли России в истории и ее месте в жизни и судьбе человечества. Говоря о русской философии также необходимо помнить о том, что она обладает рядом особенных черт, которые сформировались в связи с определенной уникальностью развития нашей страны. Именно поэтому для начала в данной работе будут рассмотрены некоторые этапы развития русской философии.

    Становление русской философии началось ещё в 11-12 веках. Уже тогда она была тесно связана с мировой философией, но несмотря на это сохраняла свою уникальную самобытность. В 11 и 12 веках русская философия являлась в своем роде синтезом славянского языческого мировоззрения и взглядов античной философии. Это объясняется довольно просто: до принятия христианства русский народ был народом язычников, с присущими им особенностями языческой культуры, однако крещение Руси в 998 году установило прочные связи между Россией и Византией, и, как следствие, ещё не сложившая тогда русская философия испытала на себе влияние идей античной философии. На данном этапе рассмотрения русской философии необходимо также отметить, что несмотря на влияние античной и византийской мысли, с самого начала русскими философами использовался собственный письменный язык, созданный ещё в 9 веке Кириллом и Мефодием.

    Центром развития духовной сферы жизни на Руси были монастыри, что также оказало определенное влияние на развитие философии.

    С самого начала русской философии присутствовала историческая глубина и идеи патриотизм. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Идея об особой миссии России привела к появлению в начале 16 века доктрины ''Москва-Третий Рим''.

    В русской философии мысль сформировалась в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России появилась в 16 веке и стала первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии 19 начала 20 веков.

    Русская культура смогла создать свой особый тип мышления, который нельзя однозначно отнести ни к азиатскому, ни к европейскому вариантам. Проблема отношения к Востоку и Западу – одна из неизменных проблем русской философии. Россия всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, что, возможно, определило и такую направленность философской мысли, как поиск единства, оснований целостности культуры, всеобщности.

    Важной особенностью русской философии является ее религиозная направленность, связанная с особой ролью православия в истории России. Именно религиозное направление было всегда ведущим, определяющим и наиболее плодотворным.

    Своеобразный утилитаризм русской философии выразился в ее социальной и этической направленности, что связано с ее развитием в условиях острых экономических, политических и идеологических процессов. Отличительной чертой русской философии являлось также то, что она всегда отражала определенные социально-политическую ситуацию в стране.

    Если до этого мы говорили о русской философии как о синтезе языческих и античных взглядов, то сейчас хотелось бы отметить разноплановое влияние Запада и Востока на ее развитие. От Востока Россия переняла такие черты как общинное мышление и невыраженность частных интересов отдельных людей. Также Россия являлась централизованным государством, которое в основном держалось на личном авторитете монарха или, как долгое время говорили жители России, «Царя-Батюшки». От Запада же, как уже было сказано ранее, России досталось христианское мышление и идеи об уникальной роли человека в природе.

    Формирование (до этого речь шла лишь о начале становления) собственно русской философии относится к середине 19 в., когда, с одной стороны, происходит широкое знакомство с западной культурой и философией, а с другой – наблюдается рост национально-патриотического самосознания. Импульсом стали «Философские письма». П.Я. Чаадаева, где с прозападных позиций острой критике была подвержена российская история и реальность. Своими громкими заявления Чаадаев спровоцировал спор западников и славянофилов по поводу исторического своеобразия России и ее статуса в общечеловеческой культуре. Именно о западниках и славянофилах и пойдёт речь в следующей главе данного реферата.

    Подводя итог первой главе реферата, хочется отметить, что история развития русской философской мысли действительно уникальна. Без знания того, как именно происходило становление русской философии, невозможно в полной мере изучить и понять ее.

    Глава 2. Философские учения западников и славянофилов.


    Славянофильство как идейное течение оформилось в первой половине 40-х годов, и является неотъемлемой органической частью русской общественной мысли и культуры ХIX в.

    С самого возникновения и на протяжении всего времени своего существования славянофильство было представлено немногочисленной группой. В её ряды входили Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Константин Сергеевич Аксаков, Юрий Федорович Самарин. Представители данного философского направления выступали с обоснованием самобытного пути развития России. Они исходили из того, что у России свой особый путь, определяемый ее историей, положением в мире, огромностью территории и численности населения, географическим положением и особенно своеобразными чертами русского национального характера, русской «души».

    Тремя основами особого исторического пути России славянофилы считали православие, самодержавие и народность, но понимали их иначе, чем официальная правительственная идеология. Славянофилы отрицали императорскую, петровскую Россию и власть относилась к ним подозрительно и враждебно, несмотря на их православие и монархизм. Не было ничего общего между системой официальной народности или официального национализма, выработанной в эпоху Николая I и ставшей идеологией власти, и славянофильским пониманием народности. Система официальной народности была основана на трех принципах - православие, самодержавие и народность. И хотя славянофильская система признавала эти же три принципа, дух ее был абсолютно противоположным. Совершенно ясно было, что для системы официальной народности человек принадлежал принципу самодержавия, православие же и народность были ему подчинены. Ясно также, что народность была сомнительна и претерпела влияние худших сторон западного государственного абсолютизма.

    Славянофилы искали православия очищенного, не искаженного и не извращенного историческими влияниями. Также они стремились к выявлению подлинной народности, народной души. Славянофилы видели образ русского народа освобожденным от искажений, которые они приписывали западному рационализму и государственному абсолютизму. Высшим идеалом для славянофилов являлась православная церковь, никогда не нарушавшая в отличие от католичества заветов первоначального христианства. Славянофилы упорно отрицали подчиненный характер отношения церкви к государству, А.С. Хомяков указывал, что русский император не имел права священства, не притязал на непогрешимость в вопросах вероучения, не решал вопросы церковного благочестия.

    Несмотря на консервативный элемент своего миросозерцания, славянофилы были горячими защитниками свободы личности, свободы совести, мысли, слова и своеобразными демократами, признавали принцип верховенства народа.

    Следует отметить, что славянофилы не отрицали достижений европейской культуры в сфере естественных наук, образования, культуры поведения. Целью славянофилов был не отрыв России от Европы, а восстановление единства русского общества и культуры на основе национальных ценностей. Они считали, что это позволит России занять подобающее место в центре мировой цивилизации. При этом Россия должна стремиться не к тому, чтобы стать богатейшей или самой могущественной из стран мира, а к тому, чтобы быть наиболее «христианским из всех человеческих обществ».

    Западники, в ряды которых входили А. И. Герцен, Т. И. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н.Чичерин и другие, также как и славянофилы, понимали различия России и Европы, но стремились к совершенствованию русского быта, культуры, законов на основе использования западноевропейского опыта. Они резко критиковали российскую действительность, основы социальной и духовной жизни. Главную задачу они видели в просвещении народа, в развитии демократических начал, в большей социальной и политической свободе личности.

    Ориентируясь на западноевропейскую цивилизацию, западники критиковали российское самодержавие, считая его формой восточной монархии. Такое же архаичное, противостоящее личностному развитию начало они видели в православной церкви. Человек в ней, как и в язычестве лишен возможности развития. Западники решающее значение придавали разуму, а не вере. Они утверждали самоценность человеческой личности как носителя разума, противопоставляли идею свободной личности идеи кооперативности (или «соборности» славянофилов).

    Идеал личности, по западничеству – это независимый человек, свободный от принижающей его преданности кому бы то ни было, индивидуалист. Главное в человеке – цивилизованность, противостояние всему дикому, хаотичному.

    Очень точно отношения западников и славянофилов описал Герцен. Он сказал: «мы подобны двуликому Янусу, у нас одна любовь к России, но не одинаковая».

    Славянофилы и западники дискутировали о России, ее судьбе и будущем. Одни, славянофилы, мечтали об идеальной допетровской Руси, другие, западники, мечтали об идеальном Западе. Но и консервативное обращение славянофилов к далекому прошлому было лишь утопией совершенного строя, совершенной жизни, также каким было обращение западников к Западу, который они плохо знали.

    Представителей обоих философских направлений объединяло отрицательное отношение к Николаевской России, к крепостному праву, на первое место по шкале ценностей они ставили гуманизм, духовные ценности, были глубоко озабочены проблемой нравственного роста личности, ненавидели мещанство.

    Так же, как и западники, славянофилы высоко ценили традиции и опыт Западной Европы. В свою очередь западники, разделяя позицию славянофилов, понимали значение России, ее великую внутреннюю, еще не раскрытую силу.

    Но как только от общих, абстрактных представлениях об идеальных обществе и личности славянофилы и западники переходили к их конкретным социальным, политическим и культурным характеристикам, различия между ними становились резкими, порой превращались в противоположность. Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов, какую роль в развитии России сыграли реформы Петра.

    Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами заключалось в вопросе о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику, науку, на преобразование в соответствии с ними социальной реальности.

    Глава 3. Философия П.Я. Чаадаева.


    Российское западничество 19 века никогда не было единым и однородным идейным течением. Среди общественных и культурных деятелей, считавших, что единственный приемлемый и возможный для России вариант развития – это путь западноевропейской цивилизации, были люди самых разных убеждений: либералы, радикалы, консерваторы. Сложной была и духовная эволюция П.Я. Чаадаева, безусловно, одного из наиболее ярких мыслителей-западников.

    Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – один из наиболее ярких русских мыслителей. Им были сформулированы проблемы философии человека, социальной истории, оказавших впоследствии влияние, как на западников, так и славянофилов. Он впервые связал вопросы сознания, культуры и смысла истории в единую проблему человеческого бытия, которое имеет иерархическую структуру.

    В центре философии П.Я. Чаадаева стоят проблемы антропологии и философии истории; его учение – это богословие культуры именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.

    В «Философических письмах» Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбе России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Главные пороки русской жизни Чаадаев видел в самодержавии и крепостничестве – главных свидетельствах ее отсталости. Различием католичества и православия он объяснял неодинаковость западной и русской цивилизации. Россия, приняв византийское православие, замкнулась в своем религиозном обособлении в стороне от европейских принципов жизни. П.Я. Чаадаев отдавал предпочтение католицизму, считая, что в нем заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало политический уклад, философию, науку, улучшило нравы.

    Подобно Шеллингу, Чаадаев видел одну из главных задач философии в решении проблемы единства мира и отстаивал идеалистический взгляд, принимавший за основу мира активное идеальное начало.

    П.Я. Чаадаев был одним из создателей русской историософии (философии истории). Характерной ее чертой является провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли – вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

    В учении о человеке он также подчеркивал значение разума и нравственности. Из двух выделяемых им видов познания – опыта и непосредственного озарения – безусловное предпочтение отдавал последнему.

    Глава 4. Философия В.С. Соловьева.


    В.С Соловьев – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

    Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».

    Окружающий мир по Соловьеву не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности.

    Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.

    Заключение


    В качестве заключения хочется сказать, что русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции).

    Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет лишь к обеднению её содержания.

    Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития.

    Список литературы


    1. Бердяев Н.А. Русская идея /О России и русской философской культуре / - М.: 1990. – 238 с.

    2. Горелов А.А. Философия: Учеб. пособие – Мн.: 2003. – 384 с.

    3. Кулик С.П. История философии: учеб. пособие/ С.П. Кулик, Н.У. Тиханович; под общ. Ред. С.П. Кулика. – Минск: Выш. шк., 2007. – 316 с.

    4. Сербиненко Вячеслав Владимирович. Русская философия: курс лекций: учеб. пособие по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилос. специальностям и направлениям / В.В. Сербиненко. – 2-изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2006. – 464 с.

    5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М., 2002. – 736 с.


    написать администратору сайта