Главная страница

духовенсвто 17-19. Труд на производстве


Скачать 17.36 Kb.
НазваниеТруд на производстве
Дата10.07.2022
Размер17.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладуховенсвто 17-19.docx
ТипДокументы
#628088

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже XVIII - XIX вв. абсолютистское государство несколько изменило свое отношение к духовному сословию. В XVIII веке оно все более обособляло его от других сословий. Духовенство начинает играть важную идеологическую роль, освещая авторитетом церкви политические деяния, а в XIX веке эта функция духовенства становится превалирующей. Окончательное утверждение посредническая роль церкви получила в формуле "православие, самодержавие, народность". Но выдвижение на первый план "охранительной" функции требовало повышения официального статуса духовенства.

Образование духовного сословия происходило в русле начатой Петром I реорганизации общества на основе сословий, или состояний. В Московском государстве население делилось на служивых и тяглых людей, причем четкой границы между ними не было. Из нескольких групп служилых людей Петр I образовал шляхетство. Из тяглого городского люда возникло мещанство. Следствием той же самой тенденции стало и образование (хотя и значительно более медленное) духовного сословия из приходского духовенства и его потомства. В соответствии со старомосковской традицией все сословия в меру своих способностей и познаний были обязаны служить государю. Служба духовных лиц заключалась в том, что они были богомольцами великого государя. Целым рядом указов Петр ограничил возможности личного выбора профессии и сделал принадлежность к тому или иному сословию наследственной. Таким образом, как вступить в духовное звание, так и покинуть его стало сложнее.

ТРУД НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Основная задача духовенства состоит в удовлетворении религиозных нужд прихожан. Священнослужители осуществляют богослужение, исполняют требы (крещение, венчание, отпевание, освящение домов), исповедуют и причащают прихожан, заботятся об их нравственном состоянии. Деятельность духовенства была также направлена на распространение знаний, исправление нравов и искоренение суеверий.

ТРУД В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ


Атмосфера в доме священника, как правило, была глубокодуховно.

В петровские времена сельскому батюшке полагался небольшой участок земли. Ведение хозяйства на этом участке позволяло прокормить семью. При этом община нередко выдавала худшую землю в селе, например, на болоте. От священнослужителей требовалось исполнять все христианские обязанности, не общаться с "лицами зазорного и сомнительного поведения", воздерживаться от пьянства, жить в мире между собой и с другими членами. Причта, „ содержать в чистоте и порядке свои дома, избегать излишней роскоши.

В канун Рождества и на Пасху батюшка отправлялся с крестом и иконами по домам прихожан. Хозяева не только угощали его вином, но и отдавали положенную десятину. Иногда на эти деньги и запасы церковнослужитель жил весь год — от государства поступали копейки. При этом на него ложилась большая нагрузка по крещениям, бракосочетаниям и отпеваниям прихожан.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА
Церковные школы были двух типов: школы грамоты с годовым курсом обучения и церковно-приходские школы с двух-, четырех годовым сроком учебы.

Средними духовными школами, по плану, являлись семинарии - по одной на епархию, с шестилетним обучением, разделенным на три двухлетних отделения, которые по-старинному именовались риторическим, философским и богословским. В Семинариях преподавали словесность, гражданскую историю, географию, математику, физику, философию, а из богословских дисциплин - Священное Писание, герменевтику, догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковную историю с археологией, древние и новые языки.

Подготовка кадров православных священнослужителей осуществлялась через разветвленную сеть духовных учебных заведений. Высшее духовное образование можно было получить в духовных акаде­миях, располагавшихся в Санкт-Петербурге, Москве (Троицко-Сер­гиевском посаде), Киеве и Казани. К концу XIX века в них обучалось 900 студентов. Академии давали глубокое церковное образование В 1863 году выпускникам семинарии был открыт доступ в университеты и вскоре выходцы из духовенства составили почти половину студенчества.

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ И ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Общественная активность священнослужителей заключалась в архитектурном занятии. Активно строились и реставрировались храмы и монастыри. Огромный общественным занятием было написание церковных законов и реформ

В любительском деле стоит упомянуть такие занятия как иконопись и написание духовных произведений, написание летописей и книг про жизнь монахов.

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Атмосфера в доме священника, как правило, была глубоко духовной. Живая вера главы семьи, матушки и детей — все это создавало картину маленького духовного мира.

Главное место в семейной иерархии, несомненно, принадлежало отцу семейства — священнику. Он умел совмещать заботу, любовь и, одновременно, строгость к своим домочадцам. Слушались его беспрекословно. Его любили и даже немножко боялись. Каждое утро членов семьи пастыря начиналось с молитвы, молитвой и завершался день. Но кроме утренних и вечерних правил, все священники имели и другое молитвенное делание. Образа матушки — жены сельского батюшки, хранительницы домашнего очага. Роль матушки была очень велика в жизни и деятельности священника. Именно от того, какою она была, зависела и атмосфера в доме, и во многом облик самого батюшки. Хорошая матушка была «правой рукой», помощником пастырю. Крест супруги священника, порой был не менее, а может, даже в чем-то и более тяжелым. Как правило, именно матушкам доставалось воспитание детей, так как отцам, постоянно обремененным приходскими заботами, не хватало на это времени. Жизнь в семье батюшки проходила по указаниям типикона. Строго соблюдались посты. Само отношение к принятию пищи было очень строгим. Еда понималась как дар Божий, к которому надо относиться с благоговением и благодарностью. Нередко, в свободные вечера вся священническая семья собиралась для слушания Священного Писания или жития святых. Дети уже с молоком матери впитывали строгий, благоговейный уклад. С раннего детства вся их жизнь была неразрывно связана с храмом. На богослужения они приносились уже с младенческого возраста.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩИ

Одним из показателей обеспеченности семьи является питание. Лишь из некоторых воспоминаний можно узнать об этой мелочи быта, да и то упомянутую вскользь. Еда в семьях сельских пастырей часто была лишь средством для поддержания сил, и не более того. Один из держателей “крепкого” священнического хозяйства так описал рацион своей семьи: «В скоромные дни и щи скоромные, с забелой, или свининой и молоком, а в постное время — редька с квасом, овсянка или горох и картофель. Делалась иногда и яичница, даже варилась в великие праздники каша пшеничная»

СОБЛЮДЕНИЕ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

Соблюдение гигиены у священнослужителей было просто. Священник никогда не мог себе позволить выйти на службу в грязном одеяние. Под каждый день православного праздника у священника бы несколько одеяний. Мылись они в банях при монастырях.

СОЦИАЛЬНО-ОБРЯДОВАЯ ПРАКТИКА (ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИ).

В основе священнослужители всегда жили по православному календарю. Все традиции были связаны с церковными практиками.

В канун Рождества и на Пасху батюшка отправлялся с крестом и иконами по домам прихожан. Хозяева не только угощали его вином, но и отдавали положенную десятину. Иногда на эти деньги и запасы церковнослужитель жил весь год — от государства поступали копейки. При этом на него ложилась большая нагрузка по крещениям, бракосочетаниям и отпеваниям прихожан.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ, КРАСОТЕ, ЛЮБВИ, СМЕРТИ.

Тотальное внедрение церковью христианской идеи во все сферы жизни, как общественной, так и сугубо личной, стало основой возникновения феномена “религиозного сознания”. В сознании средневекового человека противостояли друг другу два мира: мир земной – юдоль горя, слез, тяжелого изнурительного труда, насилия, жестокости, несправедливости – и мир небесный – безупречное царство Божье, объект стремлений и надежд любого христианина. Это горизонтально-вертикальное членение мира не мешало ему органично соединяться в сознании верующего. Христианская доктрина подчеркивала, что между мирами не существует непроницаемых перегородок. Религиозная мысль предлагала верующему путь нового обретения Божественного образа и посмертную возможность его созерцания посредством аскезы, духовного подвижничества и отрешения от земного, чувственного мира.


написать администратору сайта