Главная страница

Проект по музыке. Проект Музыка. русская и зарубежная музыкальная культура хх века


Скачать 92.82 Kb.
Названиерусская и зарубежная музыкальная культура хх века
АнкорПроект по музыке
Дата19.05.2022
Размер92.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроект Музыка.docx
ТипРеферат
#539525



Проект по музыке на тему:

«РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

ХХ ВЕКА»

\

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА 4

2.МУЗЫКА МОДЕРНИЗМА 5

3.ЭКСПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ 6

4.РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ХХ ВЕКЕ 7

5.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА 10


ВВЕДЕНИЕ




20 век - время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – обусловил глубокие и серьёзные изменения в искусстве, определил новые и оригинальные пути его развития. С одной стороны, музыкальная культура 20 века – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. С другой – это более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные какими бы то ни было рамками и условностями. Никогда ещё музыкант не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Музыкальная культура 20 века необычайно разнообразна. Порой она представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени. Он лишён логики, имеет общие тенденции развития, подчиняется определённым закономерностям и правилам.

Впервые музыка, как искусство, отказывается от подражания миру, воспроизводить модель мира. Искусство не подражает, а моделирует действительность по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы.

Зарождаются новые направления: модерн, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и т.д. Почти каждое направление опирается на свою разработанную теорию.

  1. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА



Какими только эпитетами не награждали музыку 20 века: «модернистская», «элитарная», «авангардистская», «дегенеративная», «буржуазная», «большевистско-пропогандисткая», «революционная», «попсовая». Разобраться в этом калейдоскопе определений не просто, поэтому обратимся лишь к самым значительным, ярким именам и явлениям музыкальной культуры 20 века, определившим её общий характер и основные пути развития. Частая смена художественных направлений, течений и стилей открыла безграничные возможности для слушателей, удовлетворяя самые изысканные и самые непритязательные вкусы человека.

На самом деле в XX в., как и в любые другие эпохи, музыка точно отражала эмоциональную и духовную жизнь людей. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Трагические повороты истории - войны, революции, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в.

В музыку вошёл таинственный и странный мир снов, неосознанных желаний и инстинктов. Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Музыканты уже не ограничивались рамками мажора или минора, не ориентировались на семи звучный звукоряд конкретной тональности. Появилось понятие атональная музыка. . Вместе с тем, выдвигая новые музыкальные принципы, 20 век с трудом преодолевал романтические тенденции, вновь и вновь искал опору в традициях старинной музыки барокко и классицизма. Выдвинутый И.Стравинским лозунг «Назад к Баху!» лишний раз подтверждал прочность классических традиций в музыке. Но время смелых поисков и экспериментов уже диктовало новые пути развития музыкальной культуры.

  1. МУЗЫКА МОДЕРНИЗМА


Новое музыкальное мышление конца 19-начала 20 в. «выстраивалось» в русле модернизма и развивалось параллельно с изобразительным искусством, литературой, театром и кино. На целое десятилетие модерн определил лицо эпохи и дал ряд гениальных сочинений, имеющих непреходящее значение.


Рисунок 1 – Густаву Малеру
Густаву Малеру – одному из талантливейших австрийских композиторов и дирижёров суждено было связать музыкальную культуру двух столетий. В своём творчестве он завершил этап романтизма и положил начало модернизму. В жанре симфонии он увидел безграничные возможности для экспериментов в области совершенствования формы и выражения наиболее существенных проблем своего времени. В симфонических произведениях он говорил о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, хаосе и гармонии. Главный интерес композитора находился в сфере человеческой личности, которую он считал высшей ценностью мироздания. Музыку Малера отличает глубокое сострадание и предельная искренность к каждому человеку.
  1. ЭКСПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ



От трагичной и одновременно просветлённой музыки Малера путь лежал к творческим поискам экспрессионизма. От латинского expressio – выражение, выявление. Новое направление в музыке первых десятилетий 20 века отражало трагические переживания и глубочайшие потрясения человека времён Первой мировой войны: страх отчаяние, одиночество, болезненную напряжённость. Основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг писал:

«Искусство – есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества».



Рисунок 2 – Арнольд Шёнберг

Экспрессионизм сложился в Австрии и был представлен творческим содружеством Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. В историю музыки это содружество вошло под названием «новой венской школы». Творческие поиски композиторов привели к созданию собственной музыкальной системы, получившей название «додекафония».

Экспрессионизм в музыке положил начало многим авангардистским течениям, в частности атональной музыке.

  1. РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ХХ ВЕКЕ



Русское искусство начала 20 в. развивалась в условиях острой борьбы враждебных друг другу направлений.

Это было время когда Россия вступила в период империализма. В 1898 г. открылся Московский Художественный театр, основанный и руководимый Станиславским и Немировичем-Данченко. Художественный театр дал сценическую жизнь драматургии Горького и Чехова, выдвинул плеяду замечательных русских артистов. В области живописи продолжал свою деятельность Репин. Среди нового поколения – Серов.

В русском искусстве возникает модернистское направление. Модернизм резко противопоставил себя передовому реалистическому направлению. Начинается борьба. Большую роль в распространении модернизма сыграл журнал «Мир искусства». Позже появляются журналы «Золотое руно», «Весы», которые активно поддерживали одно из течений модернизма – символизм.

В русском искусстве начала 20 в. значительное распространение получили импрессионизм и символизм. Импрессионизм (от фр. impression «впечатление») – искусство, воплощающее субъективные мимолетные впечатления. Импрессионизм обычно отказывается от больших тем, значительных идей. С импрессионизмом была связана деятельность ряда художников из группы «Мир искусства». С. Дягилев был инициатором импрессионистского балета.

Символизм – одно из наиболее реакционных проявлений модернизма. В основе его сугубо идеалистическая концепция, утверждавшая существование «двух» миров. Один мир – познаваемый, материальный. Это «мнимая» фиктивная реальность. Все, что нас окружает – лишь тени или отражения иного «непознаваемого мира», которая и есть «подлинная» высшая реальность. В своем творчестве символисты стремились создать ощущение таинственности, завороженности. Они тяготели ко всему неясному, загадочному. Символизм проявился главным образом в литературе (Блок, Брюсов, Белый). В музыке – ярким представителем был Скрябин.

Подъем революционного движения, революция 1905 г. вызвали распространение революционной песни. Замечательный образец – «Интернационал». К числу известных революционных песен принадлежат «Рабочая Марсельеза», «Смело, товарищи, в ногу».

Продолжалась творческая деятельность Римского-Корсакова. Прогрессивное значение имело творчество Глазунова – ученика Римского-Корсакова. ТворчествоЛ ядова с большой тонкостью воплотило образы народной сказочной поэзии. Центральной фигурой московской музыкальной жизни стал Танеев – замечательный композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкант-ученый.



Рисунок З – Танеев Сергей Иванович
Среди представителей поколения композиторов, выдвинувшихся в 1900-х гг., наиболее крупными художниками были Рахманинов и Скрябин. Рахманинов – гениальный композитор, пианист и выдающийся дирижер, продолжатель традиций Чайковского. Ипполитов-Иванов – композитор, педагог, дирижер и музыкально-общественный деятель – был сторонником традиций «могучей кучки» и Чайковского. Основной сферой его творчества являлась лирика, картины быта и природы. Он продолжил линию русской музыки о Востоке. Композитор-симфонист, он написал также ряд опер. Творчество композиторов Ляпунова, Глиэра, Метнера развивало традиции русской музыкальной классики. Центральной фигурой не только русского, но и зарубежного модернизма постепенно становится Игорь Стравинский.


Рисунок 4 – Стравинский Игорь Федорович
Творчество Стравинского представляет сложный путь от произведений, написанных под воздействием его учителя Римского-Корсакова, к модернизму. Мясковский, ставший одним из крупнейших советских симфонистов, отличался стремлением выражать в музыке значительное содержание. Он высоко ценил классические традиции. В предреволюционные годы начал свой творческий пусть выдающийся композитор С.С. Прокофьев.

Модернистская музыка пропагандировалась некоторыми музыкальными кружками. Особенно активно вел пропаганду модернизма кружок «Вечера современной музыки», возникший в 1901 г. и связанный с группой «Мир искусства»,

Русской музыкальное исполнительство в начале 20 в. переживало большой расцвет, прежде всего в области оперного исполнительского искусства. Имена Шаляпина, Собинова, Неждановой, Ершова навсегда вошли в историю оперного театра. Расцвету оперного исполнительского искусства во многом способствовала дирижерская деятельность С. В. Рахманинова.

Широко развернулась исполнительская и педагогическая деятельность молодых пианистов Игумнова и Гольденвейзера. Продолжали свою деятельность скрипач Ауэр, виолончелист Брандуков, дирижеры и пианисты – Купер, Сафонов, Зилоти, Есипова

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА



Во второй половине XX в. возникло новое явление художественной культуры - рок музыка (англ, rock music), или рок. Оно объединило музыкальное, поэтическое, сценическое и другие виды искусства. Рок музыке сложно дать однозначное определение. Как музыкальное явление рок начал формироваться в 50х гг. в США. В той или иной степени на его развитие повлияли блюз, джаз, кантри др. Ведущая роль в этом процессе принадлежала блюзу - песенному и инструментальному фольклору афроамериканцев. С течением времени рок музыка включила в себя также черты многих других музыкальных традиций.

Становление рок музыки происходило в тесном взаимодействии с общественными движениями, от стаивавшими права молодёжи, расовое и социальное равенство, отказ от применения военной силы и т. д. Рок музыка способствовала разрушению расовых и социальных барьеров и во многом изменила мировоззрение и образ жизни американцев и европейцев. Однако со временем рок в значительной степени утратил общественную значимость. Первым направлением рок музыки, завоевавшим международную известность в середине 50х гг., стал рок н ролл (англ, rock'n'roll, от rock and roll - "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка. Он представляет собой сочетание упрощённого и быстрого по темпу ритм энд блюза с музыкой кантри. Рок н ролл пользовался популярностью у американской молодёжи в 50х гг., но к концу десятилетия от ношение к нему изменилось. Первое поколение поклонников рок н ролла повзрослело, а многие звёзды по разным причинам покинули сцену.

В конце 50х гг. в Англии, куда увлечение рок н роллом пришло из США, появились собственные исполнители, музыку которых англичане назвали бигбит (англ, big beat - "большой бит"), или просто бит. Наиболее выдающиеся представители этого направления - группа "Битлз" (англ. The Beatles, от beat - "бит" и beetles - "жуки").



Рисунок 5 – Группа Битлз
К концу 60-х годов возникло множество музыкальных направлений рок-музыки. Возросла роль импровизации, инструментальной музыки, увеличилось время исполнения композиций. Границы между направлениями рок-музыки весьма условны, так как творчество каждой из групп могло включать характерные особенности нескольких из них. Одним из таких направлений стал блюз-рок, вобравший черты фольклора (фолк-рок), классической музыки (арт-рок), джаза (джаз-рок).

Одним из ярких представителей блюз-рока стала группа «Роллинг Стоунз» (катящиеся камни). Лидео группы - Мик Джаггер.



Рисунок 6 – Группа «Роллинг Стоунз»

НА рубеже 60-70 веков складывается новое направление рок-музыки – хард-рок. (Лед Зеппелин – свинцовый дирижабль, Дип Пёрпл – Яркий пурпур, Блэк Сэббат - чёрный шабаш)


Рисунок 7 – Группа «Дип Перпл»
В 70 годы хард-рок получил новый стиль - хэви-металл. Одним из жанров рок – музыки становится рок-опера – театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами и декорациями. Выдающимся произведением этого жанра является рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. (по возможности посмотреть фрагмент). Не меньшей популярностью пользуется и жанр мюзикла – музыкального произведения со «вставными номерами», придающими сюжету особую эмоциональную окраску.

Так же во второй половине 70 годов развивается поп-музыка.



написать администратору сайта