Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский государственный университет спорта и туризма»

  • (ГАОУ ВО МГУСиТ) Институт среднего профессионального образования Содылева Олеся Андреевна

  • 49.02.01 – «Физическая культура» (углубленный уровень среднего профессионального образования)

  • Содержание Введение

  • Глава III .

  • Выводы

  • Приложения

  • Объект исследования

  • Научная новизна исследования

  • Теоретическая и практическая значимость

  • Глава I . Обзор научно-методической литературы 1.1.

  • 1.2. Эмоциональные состояния юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом

  • вкр рок - н - ролл. Диплом Олеся. Департамент спорта города москвы


    Скачать 433.5 Kb.
    НазваниеДепартамент спорта города москвы
    Анкорвкр рок - н - ролл
    Дата05.05.2021
    Размер433.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДиплом Олеся.doc
    ТипРеферат
    #201952
    страница1 из 4
      1   2   3   4



    ДЕПАРТАМЕНТ СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ
    Государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования города Москвы

    «Московский государственный университет спорта и туризма»

    (ГАОУ ВО МГУСиТ)

    Институт среднего профессионального образования

    Содылева Олеся Андреевна

    Студентка 4 – го курса 403 группы
    Развитие координационных способностей у танцоров
    возрастной категории «юноши и девушки», занимающихся
    акробатическим рок-н-роллом


    Выпускная квалификационная работа по специальности

    49.02.01 – «Физическая культура»

    (углубленный уровень среднего профессионального образования)

    Квалификация – педагог по физической культуре и спорту


    Научный руководитель:

    Крылов М.С.
    Москва, 2021

    Содержание

    Введение …………………………………………………..…………….………..3

    Глава I. Обзор научно-методической литературы……………………..………5

    1.1. Современное состояние проблемы развития координационных способностей у девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом…………………………………………………………………………..….5

    1.2. Эмоциональные состояния юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом…………………………...……………………..11

    Глава II. Цель, задачи и методы исследования…………………..……....…...21

    2.1. Цели и задачи исследования…………………………………...…….21

    2.2. Методы исследования………………………………..........................22

    Глава III. Результаты исследования………….…………..……………………26

    3.1. Организация исследования и характеристика контингента испытуемых…………………………...………………………………………….26

    3.2. Результаты первичного исследования…………………………..…..28

    3.3. Предложения по совершенствованию методики тренировки..…....33

    3.4. Результаты повторного исследования………………………………38

    3.5. Анализ полученных результатов………………………………...….41

    Выводы………………………………………….…...………………………......48

    Практические рекомендации …………………….……………………….….49

    Список использованной литературы………………………………...….…..51

    Приложения ……………………………………………...……………………..54

    Введение

    Актуальность исследования. Двигательная координация - один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки. Высокий уровень ее развития является фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности. К таким видам относится и акробатический рок-н-ролл, то есть совершенствование координации движений в данном виде спорта является базой для повышения технического мастерства.

    Танцевальная программа в детском акробатическом рок-н-ролле отличается сочетанием характерных движений ногами и исполнением акробатических или полу-акробатических элементов. В разминку и основную часть занятия входят упражнения  специальной физической подготовки, развивающие мышцы плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног, а так же упражнения укрепляющие связки. Специфика акробатического рок-н-ролла направлена на гармоничное развитие, как взрослого танцора, так и ребенка. Акробатический рок-н-ролл — это постановочный танец, сочетающий танцевальные движения под ритмичную музыку с хореографическими и акробатическими элементами. Его танцуют в паре (партнёр и партнёрша) или в группе, состоящей только из девушек или женщин, и в группе, состоящей из пар юниоров или взрослых («формейшн»).

    Цель исследования. Проанализировать эффективность разработанных средств и методов, направленных на совершенствование координации движений юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.

    Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс в группах спортивного совершенствования СДЮСШОР № 28 Москомспорта, отделение акробатического рок-н-ролла.

    Предмет исследования. Особенности методики развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.

    Научная новизна исследования. Определены целесообразные объемы специальных упражнений, направленных на развитие координационных способностей юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.

    Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, основанное на использовании сенсорной тренировки и повышении уровня специальной выносливости, позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования.

    Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая методика совершенствования составляющих координационных способностей, применяемая и внедряемая тренером во время занятий акробатическим рок-н-роллом, может быть применена для совершенствования техники спортсменов.

    Практическое обоснование разработанных методов и средств совершенствования специальных координационных способностей позволила разработать систему занятий, направленных на совершенствование координации движений у юных спортсменов именно во время занятий акробатическим рок-н-роллом.

    Глава I. Обзор научно-методической литературы

    1.1. Современное состояние проблемы развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом

    Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

    В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональные спортсмены. Однако координация нужна не только в спорте. От неё зависит каждое движение человека. Координация движений регулируется мозжечком.

    Техническое мастерство спортсменов - понятие теории и методики спортивной тренировки. Оно, в свою очередь, базируется на таких фундаментальных понятиях, как спортивная техника и техническая подготовка. Техническое мастерство является результатом разработки эффективной техники конкретного вида спорта и успешного проведения педагогического процесса собственно технической подготовки. Высокое качество техники, как правило, приводит к тому, что спортсмены приобретают такой высокий уровень технического мастерства, который обеспечивает им достаточно высокую вероятность достижения рекордных результатов.

    Акробатические элементы призваны продемонстрировать мастерство управления своим телом и телом партнера при выполнении акробатических комбинаций, прыжков, бросков, ловли, сальт. Во всех турах соревнований (кроме финала) каждый акробатический элемент отдельно не оценивается, а ставится общая оценка. При оценке акробатического элемента необходимо руководствоваться теоретической оценкой элемента, качеством его исполнения и оригинальностью, включая вход и выход. Оценка комбинации из акробатических элементов складывается из суммы теоретической оценки самого сложного элемента в комбинации и надбавки за сложность в зависимости от классификации другого элемента. В случае исполнения парой акробатических элементов с техническими ошибками, теоретическая оценка элементов снижается в зависимости от вида этих ошибок.

    К Техническим ошибкам относятся:

    • ошибки приземления, соскока;

    • недостаточная устойчивость партнера при исполнении соответствующего акробатического элемента или комбинации;

    • отсутствие чистоты и точности в движениях при исполнении акробатического элемента или комбинации;

    • искажение элемента;

    • недостаточная амплитуда и высота при исполнении акробатических элементов;

    • отсутствие четко выраженной фазы полета;

    • потеря темпа при исполнении акробатических элементов (комбинаций);

    • недостаточная скорость на элементах - вращениях;

    • касание пола при не техничном исполнении элемента;

    • падение (не планируемое приземление) - потеря контроля над исполняемым акробатическим элементом с касанием пола любой частью тела.

    Под координационными способностями подразумевают два основных аспекта:

    - способность перестраивать координацию движений, при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий;

    - способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;

    Обе эти стороны взаимосвязаны и в тоже время имеют свою специфику. В соответствии с этим и разрабатываются цели, задачи, средства, методы и методические приемы совершенствования координационных способностей.

    По - мнению В.Н. Платонова , координационные способности – это способности быстро, целесообразно, экономно решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно. Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из арсенала освоенных навыков. Очень большое влияние на координационные способности спортсмена оказывает состояние специализированных восприятий – чувства времени, пространства и т.д., а также оперативность обработки информации. Автор выделяет три основных компонента координационных способностей:

    - способность к овладению новыми движениями;

    - умение управлять различными характеристиками движений;

    -способность к импровизации и комбинированию в процессе двигательной деятельности.

    Осуществление двигательных действий класса предметной, или ручной, ловкости доступно только человеку. Пожалуй, ни одно из движений этого класса не в силах выполнить самое высокоорганизованное животное. Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать двигательные (координационные) возможности прирученных или подвергнутых дрессировке животных. Среди выделенных групп класса предметной ловкости, как видно, отдельные из них имеют особое значение для теории и практики физического воспитания и спортивной тренировки. Технические и технико-тактические действия этих видов двигательной деятельности особенно сложны. Не зря спортивные игры почти всеми авторами называются основными средствами и методами развития всевозможных КС.

    Наряду с иерархической, вертикальной классификацией КС имеется, по мнению автора исследования, и горизонтальная их систематизация как результат неравномерного развития отдельных уровней построения движений и психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений.

    Анализ материала о взаимосвязях гетерогенных КС у детей разного возраста и пола показал, что в одни возрастно-половые периоды число положительных связей является большим, чем в другие. Это позволяет предполагать, что в определенные возрастно-половые периоды жизни детей (у девочек младшего школьного возраста, а также в 13, 14 и 16 лет, а у мальчиков в 7-12 и в 15-16 лет) можно достичь наибольшего прогресса в развитии всевозможных КС при использовании самых разнообразных общих и специальных координационных упражнений [1].

    Половые и предполовые периоды жизни у девочек наступают несколько раньше, чем у мальчиков. Поэтому у первых, по-видимому, раньше заполняются смысловым содержанием ведущие уровни построения движений. Лишь к 15-17 годам эти диспропорции между уровнями начинают выравниваться, и у старшеклассника постепенно устанавливается окончательный психомоторный профиль, свойственный взрослому человеку.

    Качественное выполнение двигательного действия невозможно без определенного уровня развития точности. Даже незначительные отклонения от структуры движений приводят к искажению его техники. Поэтому автор включает точность в число ведущих двигательно-координационных качеств.

    Нарушение точности движений, а также несоразмерность мышечных усилий вызваны двумя факторами: иррадиацией нервных процессов в коре больших полушарий и слабостью дифференцировочного торможения. Иррадиация нервных процессов в двигательном анализаторе способствует вовлечению в работу излишнего числа двигательных единиц, делающих работу неэкономичной, а движение неточным. Именно поэтому движения новичка отличаются по амплитуде, усилию и направлению, что сказывается на снижении работоспособности. На этапе углубленного разучивания двигательного навыка происходит тонкая специализация условно-рефлекторных связей. Уточнение характеристик двигательного действия усиливает концентрацию нервных процессов и индукцию, способствует развитию внутреннего торможения. Это - длительный процесс, поскольку физиологические перестройки происходят постепенно, и овладение точными параметрами двигательного действия занимает довольно продолжительный отрезок времени. Чем сложнее физическое упражнение, тем разнообразнее точные характеристики, составляющие его основу.

    Рациональная мышечная деятельность определяется уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц благодаря строгому дозированию их активности. При достаточно эффективной организации мышечной деятельности легче усваиваются основы техники изучаемого упражнения.

    Экономичность в значительной степени обеспечивается чередованием напряжения и расслабления мышц. Во время расслабления не только создаются благоприятные условия для концентрации усилий, но и появляется возможность принятия наиболее выгодного положения для их приложения. Поэтому в подготовительной, основной и заключительной фазах двигательного действия их распределение различно.

    Способность чередовать напряжение мышц с их расслаблением, рационально распределять усилия во времени - одно из важных условий точного выполнения упражнений и создания ритма движений. Без овладения ритмом двигательного действия невозможно точное воспроизведение всех его параметров. Следовательно, точность двигательного действия обеспечивается тремя основными компонентами: формой, содержанием и ритмом.

    В различных двигательных действиях точность проявляется по-разному. Анализ наиболее распространенных видов спорта позволил автору исследования выявить как специфические, так и неспецифические проявления точность. Точность воспроизведения по пространственно-временным и силовым параметрам имеет большое значение при освоении ведущего звена техники любого двигательного действия [2].

    Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель - следующее проявление данного качества. Лучшего результата добивается спортсмен с более высоким уровнем данного проявления точности.

    Следующий фактор, определяющий проявление точности движений, - степень координации деятельности двигательных и вегетативных систем. Каждый двигательный навык имеет моторные и вегетативные компоненты. Поэтому ритм и темп технически совершенного двигательного действия характеризуется высокой степенью скоординированности ритмов дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Этим движения мастеров спорта главным образом отличаются от движений новичков.

    Уровень развития физических и координационных качеств как один из факторов, влияющих на проявление точности, в значительной степени обусловливается пространственными, временными и силовыми параметрами двигательного действия.

    1.2. Эмоциональные состояния юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом

    Психическое и эмоциональное состояния - еще один важный фактор, влияющий на прирост точности. Уровень эмоционального возбуждения и функционального состояния организма создает наиболее благоприятные возможности для протекания физиологических процессов и достижения высокой степени их согласованности. Так, удачное начало выступления вызывает у спортсмена дополнительный подъем душевных сил, чувства вдохновения. При пониженном эмоциональном настрое может возникнуть рассогласование функциональных систем как одна из причин снижения точности двигательного действия [3].

    Развитие и совершенствование точности невозможно без использования критериев, позволяющих оценить степень прироста данного качества. Выявление компонентов изучаемого качества, его различных проявлений позволило прийти к выводу, что один из критериев оценки прироста данного качества - степень точного воспроизведения внешней формы двигательного действия. Физическое упражнение, как известно, имеет свои определенные параметры: положение тела и изменение его формы, амплитуду, направление движения, величину прилагаемых усилий и их рациональное распределение. Это позволяет объединить данные характеристики по трем основным критериям, дающим возможность оценивать степень прироста точности:

    - качество воспроизведения внешней формы двигательного действия;

    - степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам;

    - качество воспроизведения ритма двигательного действия.

    Точность, как и другие двигательно-координационные качества, развивается и совершенствуется при наличии определенной целевой установки и использовании определенной методики. В зависимости от конкретного проявления этого качества, задач спортивной тренировки, возраста и уровня тренированности требуются разная продолжительность занятий и разная направленность, а также специфические методы и методические приемы.

    В каждом виде спорта обращает на себя внимание пластичность движений, привлекающая особое внимание зрителей и создающая его специфическую привлекательность.

    Составными компонентами пластичности являются:

    1) индивидуальный стиль:

    - Уверенность движений (приземление в ожидаемой точке, выполнение упражнений по четко рассчитанной траектории, амплитуде, высоте);

    - cамоконтроль (правильно выбранный главный момент приложения усилий, чередование напряжения с расслаблением, строго избирательное участие мышечных групп);

    - насыщенность двигательными действиями, требующими мощности, резкости (сочетающей силу и быстроту), точности;

    2) грация (грациозность движений):

    - сочетание силы и красоты движений;

    - пространственная точность и максимальная амплитуда;

    - контрастность движений;

    - манера держаться свободно, раскованно при больших нагрузках;

    - контакт со зрителем («чувство зрителя»).

    3) артистичность исполнения в сочетании со сложностью упражнений:

    - непрерывность движений от начала до конца без пауз, отсутствие неоправданных остановок, нарушающих композицию;

    - единство физического и внутреннего состояния (тела и духа).

    Автор исследования приводит подробную классификацию компонентов пластичности (рис. 2). Пластичность имеет две разновидности: статическую и динамическую, каждая из которых представлена специфическими и неспецифическими проявлениями.

    Статическая пластичность отражает эмоциональное состояние человека в один из моментов, когда его духовный мир раскрывается наиболее полно. Любое проявление статической пластичности связано со стремлением к совершенству и может проявляться в момент окрыления, когда спортсмен максимально близок к победе, ощущает ее всем своим существом.

    Пластичность бывает:

    - Динамическая

    - Статическая

    Так же, эти подпункты делятся еще на 2 группы:

    Специфические и неспецифические проявления.

    Специфические проявления в динамическом действии – это такие проявления в спортивных движениях, танцах, хореографии, пластичность телодвижений, эмоциональная мимика, смысловой, условный, безусловный жест.

    Неспецифические проявления в динамическом действии - проявляются в бытовых движениях и в трудовых действиях.

    Специфические проявления в статическом действии– это фиксация движения в позе, запечатление характера движения в скульптуре, изображение движений на картине, спортивная символика, фиксация жеста и мимики.

    Неспецифические проявления в статическом действии – это позы в трудовой и бытовой деятельности, жест как средство законченности двигательного действия.

    Пластичность движений рук в зависимости от вида спорта решает разные задачи. Так, дальность полета диска, гранаты, ядра в значительной степени зависят от финального усилия, в котором проявляется высокий уровень не только скоростно-силовых качеств, но и координационных, среди которых немаловажное значение имеет пластичность. В фигурном катании, гимнастике, акробатике движение рукой может подчеркнуть красоту, легкость, завершенность двигательного акта или показать переход к другому действию [4].

    Движениями рук спортсмен может передать свое внутреннее состояние: широко разведенные, раскрытые вверх ладони передают радость, открытость души; опущенные вниз кисти скрещенных рук подчеркивают легкую грусть, печаль, смирение. Таким образом, пластичность кистей рук помогает создать определенный выразительный образ. Движения рук имеют также большое значение в спортивных играх, единоборствах, в других видах спорта. Так, траектория и направление удара в волейболе во многом зависят от силы удара кисти, поэтому пластичность выражается здесь в резких отрывистых движениях, демонстрирующих мощь атлета, твердость характера, волю.

    Группу неспецифических проявлений пластичности составляют разнообразные бытовые, трудовые движения. Так, движения высококлассного токаря, плотника отличаются не только отсутствием лишних движений, но и высокой степенью их соразмерности, плавности, подчиненности строгому ритму. Каждое движение имеет четко выраженное начало, постепенное увеличение его интенсивности и завершенность.

    Мимика передает настрой человека и его состояние в данный момент. Например, спокойная улыбка является свидетельством хорошего расположения духа. Нахмуренные, сдвинутые брови, сжатые губы - признак недовольства, глубокой сосредоточенности.

    Критериями пластичности являются:

    1. Степень внутреннего ощущения характера двигательного действия:

    - точность пространственных, временных и силовых характеристик движения.

    2. Уровень развития артистичности:

    - эмоциональный подъем;

    - выражение чувства вдохновения, раскованности;

    - ощущение полного слияния движений с музыкой.

    3. Степень самообладания:

    - отсутствие тремора;

    - идеальная осанка.

    4. Степень сопереживания и контакт со зрителями.

    Одним из ведущих факторов, определяющих степень проявления пластичности, служит соразмерность развития и выраженности различных физических качеств. Известно, что без определенного уровня силы, быстроты, выносливости, а также ловкости, гибкости невозможно передать характер любого достаточно сложного двигательного действия. Вместе с тем очевидно, что при их слабой выраженности также невозможно освоить двигательное действие без искажения его качественных характеристик.

    Следующим фактором выступает уровень развития межмышечной и внутримышечной координации. Любое двигательное действие характеризуется проявлением нервной, мышечной и двигательной координации. Благодаря взаимодействию этих видов координации обеспечивается программирование действий, позволяющее решить двигательную задачу [5].

    Любые двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, передвижения на лыжах, бег на коньках, плавание и т.д.) связаны с сохранением устойчивого состояния тела. Это обеспечивает нормальное функционирование всех физиологических систем организма, оптимальную амплитуду движений, рациональное распределение мышечных усилий, что приводит к экономичности энергозатрат и повышению эффективности двигательного действия.

    Большие требования к сохранению равновесия предъявляет спортивная деятельность. Необходимый уровень развития данного качества позволяет быстрее и качественнее овладевать техникой различных физических упражнений.

    Следовательно, равновесие - одно из основных двигательно-координационных качеств (ДКК), развитие и совершенствование которого необходимо в течение всей жизни [6].

    Являясь сложным ДКК, равновесие имеет следующие компоненты:

    - рациональное расположение звеньев тела;

    - минимизацию количества степеней свободы движущейся системы;

    - дозировку и перераспределение мышечных усилий;

    - уровень пространственной ориентации.

    Основу управления любым равновесием составляет взаимодействие тела с земной гравитацией. Чем выше положение общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие оказывают на него силы гравитации и тем труднее сохранять устойчивость.

    Рациональное расположение звеньев тела - способствует лучшему сохранению равновесия. Так, балансировка тела на узкой опоре осуществляется гораздо легче при свободном положении рук в стороны. Правильная осанка в положении сидя или стоя способствует лучшей устойчивости тела. Рациональное взаиморасположение звеньев тела существенно влияет на активность мышц. Так, в положении приседа на одной ноге резко увеличивается активность мышц туловища и опорной ноги Экономия энергии - один из основных критериев рациональности спортивной техники.

    Как известно, не вся затраченная энергия полезна, так как некоторая ее часть расходуется на преодоление сил сопротивления. Кроме того, определенное количество энергии расходуется при недостаточной координации. Поэтому сохранение устойчивого положения тела (второй компонент) связано с минимизацией количества степеней свободы. Рациональная двигательная координация характеризуется прежде всего уменьшением количества степеней свободы.

    Дозировка и перераспределение мышечных усилий. Сложность сохранения устойчивого положения тела после выполнения какого-либо движения (поворота, прыжка, кувырка) заключается в том, что усилия мышечных групп имеют кратковременный характер, возникая лишь в определенных фазах двигательного действия, при этом в начале и в конце движений величина этих усилий различна.

    Разные группы мышц, как известно, имеют неодинаковую степень активности. Наибольшей обладают мышцы, выполняющие основную нагрузку при удержании звеньев тела в состоянии равновесия. Например, в стойке на руках более высокая активность характерна для мышц лучезапястных суставов и мышц спины.

    Сохранение устойчивого положения тела - уровень пространственной ориентации. Для выполнения любого двигательного действия, от элементарных естественных движений: удержание какой-либо позы, ходьба, бег - до технически сложных спортивных упражнений, необходима определенная степень ориентации в пространстве. Чем она лучше, тем легче сохранить устойчивое положение. Пространственная ориентация обеспечивает точность движений при перемещении тела и его отдельных звеньев [7].

    В различных видах двигательной деятельности большое значение имеет пространственная точность движений. Например, меткость броска мяча или шайбы зависит от степени точности оценки пространственных характеристик движений.

    Известны две основные разновидности равновесия: статическая и динамическая. Специальные исследования, проведенные Л.Д. Назаренко [8], позволили выявить, что как у статического, так и у динамического равновесия существует ряд специфических и неспецифических проявлений. Специфические связаны с конкретными видами спортивной деятельности, неспецифические чаще всего характерны для трудовой и бытовой деятельности. Деление на специфические и неспецифические проявления весьма условно.

    Равновесие или баланс - состояние системы, описываемой в естественных и гуманитарных науках: система считается находящейся в состоянии равновесия, если одни воздействия на неё компенсируются другими или отсутствуют вообще.

    Компоненты

    - рациональное взаимоположение звеньев тела;

    -минимизация степеней свободы движущийся системы;

    - дозировка и перераспределение мышечных усилий;

    - уровень пространственной ориентировки

    Статические проявления делятся на: специфические и неспецифические.

    Специфические: при сохранении равновесия после вращательных движений, после выполнения прыжков и прыжковых упражнений, при сохранении равновесия в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, при сохранении равновесия в метаниях, балансирование предметами в конкретной позе, при длительном удержании оружия в позе изготовки.

    Неспецифические в трудовой деятельности: сохранение заданной позы, сохранение позы с грузом, сохранение равновесия на повышенной опоре.

    Динамические проявления.

    Сохранение равновесия: на устойчивой и неустойчивой опоре, в условиях ограниченной опоры, на повышенной опоре, на повышенной подвижной опоре, на воде, на скользящей движущейся опоре, при преодолении противодействия партнера или снаряда, балансирование предметами при перемещениях, на подвешенной подвижной опоре, на упругой опоре.

    Неспецифические.

    В трудовой и бытовой деятельности сохранение равновесия: при ходьбе, при перемещениях с отягощениями, в условиях ограниченной опоры.

    Знание всех видов и проявлений равновесия позволяет определить его физиологическую основу. Механизмы регуляции равновесия сложны, так как обусловливаются комплексом деятельности различных анализаторов, состоянием вегетативных органов, нервной и мышечной систем. Неоднозначно участие анализаторов в управлении устойчивым состоянием тела. Очевидно, что значительная заслуга в сохранении равновесия принадлежит не только двигательному, но и зрительному, вестибулярному, тактильному анализаторам. Вместе с тем, очевидно, что их роль не может быть одинаковой [9].

    Высокий уровень развития равновесия - необходимое условие оптимизации двигательных действий, приближения их к совершенству. Чем резче движение, чем быстрее выполняется поворот, тем продолжительнее время одновременной активности мышц разнонаправленного действия. Поэтому для уменьшения времени прохождения дистанции необходимо овладеть техникой более резкого поворота, что повышает требования к устойчивому положению тела.

    В научно-методической литературе этот вопрос остается не до конца раскрытым (Староста В., 1998; Назаренко Л.Д., 1999, 2000, 2001). Основная сложность заключается в оценке оптимизации действий во внезапно меняющейся обстановке. Относительно точно разработаны критерии оценки КС с помощью специальных тестов (Лях В.И., 1991). На наш взгляд, наиболее комплексным и адекватным специфике двигательной деятельности спортсменов в акробатическом рок-н-ролле является метод оценки КС, предложенный Е. Сторостой (1998). Способность исполнения вращательных движений во время прыжка является основой предлагаемого способа измерения и оценки двигательной координации.

    Высокий результат в рассматриваемом тестовом задании требует быстрого и точного сочетания движений нескольких частей тела и сохранения равновесия во время прыжка и приземления. Подробный анализ выполнения максимального вращения во время прыжка, проведенный автором данного метода, указывает на высокую степень сложности этого тестового задания, требующего проявления всех основных координационных способностей. Поэтому правильно будет назвать этот тест требующим одновременного проявления целого комплекса координационных способностей. Экспериментальные исследования, проведенные автором данного метода, а также данные других исследователей (Карпеев А.Г., 1995; Староста В., 1998 и др.), подтверждают гипотезу равноценного значения отбора лиц с лучшей координацией, а также возможности совершенствования координации благодаря исполнению сложных упражнений [10].

    Таким образом, анализ данных специальной литературы за последние годы показывает, что ученые постоянно продолжают поиск адекватных средств и методов воспитания и оценивания координационных способностей спортсменов, основанный на изучении механизмов формирования этих качеств, уточнения их классификации, исследовании эффективности тех или иных средств. Поэтому разработка методик координационной подготовки спортсменов продолжает оставаться одним из важнейших вопросов спортивной тренировки. Особенно это важно в таких видах спорта, где теоретическое и методическое обеспечение тренировки находится только в стадии формирования. К таким видам можно отнести и акробатический рок-н-ролл.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта