вкр рок - н - ролл. Диплом Олеся. Департамент спорта города москвы
Скачать 433.5 Kb.
|
Выводы 1. Анализ литературных источников, обобщение опыта ведущих специалистов по акробатическому рок-н-роллу показал, что в данном виде спорта имеются пробелы в организации тренировочного процесса. В настоящее время назрела необходимость внесения существенных качественных изменений в тренировочный процесс. 2. Предлагаемая методика занятий акробатическим рок-н-роллом с включением в программу занятий комплекса упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей приводит к высокому уровню развития данных способностей спортсменов. Прирост результатов наблюдается во всех тестах, характеризующих развитие координации. При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей спортсмены значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями. 3. Результаты исследования показали, что применение комплекса занятий, направленных на развитие координационных способностей, включённых в программу занятий по акробатическому рок-н-роллу, позволяет качественно повысить уровень координационных способностей у юношей и девушек 14-15 лет. Практические рекомендации. На основании результатов исследования для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования СДЮСШОР по акробатическому рок-н-роллу были разработаны следующие методические рекомендации: 1. При оценивании развития координационных способностей необходимо учитывать уровень подготовленности спортсменов и в соответствии с этим выбирать задания для тестирования. 2. Если в одной тренировке стоят задачи совершенствования техники, повышения координационных способностей и других физических качеств, то целесообразно акцентированно воздействовать не более чем на 2-3 вида координационных способностей. 3. Упражнения следует группировать по требованиям к механизмам управления движениями: если в занятии решаются в основном задачи координационной подготовки, то упражнения постепенно усложняются по требованию к механизмам управления; в комплексных занятиях упражнения для развития координации движений подбираются по принципу сходства механизмов управления. 4. В процессе подготовки необходимо постоянное повышение требований к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов. При этом в восстановительных микроциклах используются преимущественно упражнения обще подготовительного характера, направленные на расширение двигательного опыта спортсменов. 5. Изменение интенсивности координационных упражнений должно носить волнообразный характер – по мере приближения соревнований можно увеличивать сложность упражнений и время их выполнения при условии достаточного развития специальной выносливости, после соревнований упражнения должны носить поддерживающий характер, не требовать значительных напряжений механизмов управления движениями, если в этот период планируется освоение новых элементов, то оно выполняется по частям. 6. Некоторые упражнения специальной сенсорной тренировки после их прочного освоения могут выполняться не только на тренировочных занятиях, но и в свободное время. 7. При составлении заданий для сенсорной тренировки должно поощряться творческое участие спортсменов. Список использованной литературы. Баршай В.М, Физическая и техническая подготовка юных акробатов. – Ростов н/Д, 1990. – 78 с. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 1991. – 288 с. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: ФиС, 1987. – 144 с. Болобан В.Н. Юный акробат. – Киев: Здоровье, 1982. – 159 с. Болобан В.Н. Обучение в спортивной акробатике. – Киев: Здоровье, 1986. – 125 с. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовленности спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 331 с. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: ФиС, 1980. – 136 с. Горохова В.Е. Экспериментальное обоснование педагогической эффективности методики развития координационных способностей гимнасток высокой квалификации путем специальной сенсорной тренировки. // Теория и практика физической культуры. – 2002. - № 6. – С. 44. Запорожанов В.А. Контроль в спортивной тренировке. – Киев: Здоровье, 1988. – 141 с. Земсков Е.А., Каледина И.В. Особенности взаимосвязи «пульсовых режимов» и качества выполнения сложнокоординационных упражнений в художественной гимнастике. // Теория и практика физической культуры. – 1999. - № 9. – С. 14 – 17. Ивлиев Б.К. Надежность навыка. Гимнастика: Сб. статей. Вып. 2-й. / Сост. В.М. Смолевский. – М.: ФиС, 1986. – С. 50 – 52. Ивойлов А.В. Соревнования и тренировка спортсмена. – Минск: В.ш., 1982. – 144 с. Каледина И.В. Особенности взаимосвязи "пульсовых режимов" и качества выполнения сложнокоординационных упражнений в художественной гимнастике / Каледина И.В., Земсков Е.А. // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. – М., 1999. – С. 30 – 37. Караев М.Г., Новиков А.М. Особенности проявления функционально-моторной асимметрии у спортсменов высокой квалификации. // Теория и Практика Физической Культуры. – 1985. - № 10. – С. 19. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и Практика Физической Культуры. – 1995. - № 9. – С. 5 – 7. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств // Теория и Практика Физической Культуры. – 1996. - № 7. – С. 2 – 5. Коркин В.П. От известного к неизвестному. Гимнастика: Сб. статей. Вып. 2-й. / Сост. В.М. Смолевский. – М. – ФиС, 1983. – С. 60 – 63. Курганский А.В. О возникновении и координации ритмических движений. // Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 11. – С. 44 – 49. Лайуни Рида бен Шадли. Проблемы совершенствования технического мастерства в сложнокоординационных видах спорта // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХХПИ. - Харьков, 2001. – № 1. – С. 30 – 33. Ломов А.А. Влияние вестибулярной стимуляции на точность временных параметров движений. В сб.: Физиологические основы управления движениями. / Под ред. Ф.М. Талышева, А.В. Овсянникова. – М.: ВНИИФК, 1980, С. 67 - 78. Лях В.И. О классификации координационных способностей. // Теория и Практика Физической Культуры. – 1987. - № 7. - С. 28. Лях В.И. Важнейшие для различных видов спорта координационные способности и их значимость в техническом и технико-тактическом совершенствовании // Теория и Практика Физической Культуры. – 1988. - № 2. – С. 57 – 59. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей // Теория и Практика Физической Культуры. – 1991 - № 11. - С. 17 - 20. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и Практика Физической Культуры. – 1995. - № 11. - С. 16 - 24. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна. // Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 11. – С. 20 – 25. Лях В.И. Совершенствуя координационные способности // Физическая культура в школе. – 1996. - № 4. - С. 18 - 20. Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовке в спорте. // Теория и практика физической культуры. – 1999. - № 5. – С. 40 – 47. Макарова В.И. Изучение функции вестибулярного анализатора у девочек в связи с подготовкой к занятиям гимнастикой. Гимнастика: Сб. статей. – Вып. 1. / Сост. В.М. Смолевский. – М.: ФиС, 1982. – С. 52 – 55. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: ФиС, 1991. – 543 с. Методика физического воспитания школьников / Д.А. Аросьев и др.; Под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с. Приложения. Приложение 1. Примерные вопросы для бесед с тренерами и спортсменами 1. Какое значение имеют координационные способности (КС) в подготовке и соревнованиях девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом? 2. Считаете ли Вы необходимым выделять время для целенаправленного воздействия на каждый вид КС, или воздействие должно быть комплексным? 3. Сколько времени Вы уделяете развитию КС на различных этапах подготовки девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом? 4. Какие средства и методы развития КС Вы считаете наиболее эффективными? 5. Как взаимосвязаны проявления КС и других физических качеств? 6. Как влияют на КС средства и методы, направленные на развитие силы, гибкости, выносливости, быстроты? 7. Как Вы оцениваете уровень координационной подготовленности спортсменов? Приложение 2. Процедура тестирования и оценочные шкалы для измерения КС по методу В.Старосты (1998) Приступая к измерению уровня координации с помощью предлагаемого теста, определяют лучшее - более удобное для исследуемого - направление вращения (оборотов). Если это обороты влево, то на левой ступне исследуемого мелом рисуем линию, проходящую через середину пятки сзади ступни и между большим и следующим пальцем спереди ступни. Исследуемый становится на координациометр так, чтобы его левая и правая ступни находились на контурах ступней, нарисованных на платформе. После выполнения полуприседа исполняется быстрый вертикальный прыжок с максимальным вращением влево. Приземляясь на обе ноги, исследуемый оставляет след - отпечаток линии, нарисованной мелом на его ступне. По этой линии определяется величина вращения (оборота) в градусах. Для большей точности измерения результатов координации используют линейку и прямоугольник. Одной стороной прямоугольник кладем параллельно линии, отпечатанной ступней, к другой стороне угла прикладываем линейку. Затем по линейке передвигаем прямоугольник до соответствующего положения на шкале так, чтобы сторона треугольника, определяющая величину оборота (вращения), проходила через середину координациометра (она находится между контурами нарисованных ступней). После этого на шкале определяем результат с точностью до одного градуса. При выходе за черный круг или потере равновесия задание повторяется. Таким же образом измеряем результат выполнения задания при оборотах в другом направлении. В каждом направлении тестовое задание выполняется троекратно. Исследуемый повторяет задание 6-кратно (6 раз), по 3 раза в каждом направлении (перед заданием вращаться в другую сторону рисуем мелом линию на другой ступне). Если три пробы были неудачными, их можно повторить, но так, чтобы в сумме было не более 5 проб. Результат теста с точностью до 1° определяется по сумме самых лучших результатов, показанных в обоих направлениях. Для статистической обработки из трех повторений в правую и левую сторону отбирается только лучший результат. При исполнении двигательных заданий с прыжками с одной ноги, например с правой на правую, линию мелом рисуем на правой стопе, а при задании со сменой ноги (например, с левой на правую) - на правой. При выполнении более сложных заданий, т.е. прыжков с одной ноги, существенным является сохранение равновесия в течение хотя бы короткого времени. В задании возможно разнообразное положение рук. Так, перед прыжком и во время его выполнения они могут находиться сбоку (в стороны с ладонями на высоте плеч). В этом варианте исключается взмах руками перед прыжком. В другом варианте разрешается выполнение взмаха с одновременным поворотом туловища и приближением рук к туловищу при выполнении оборотов. Третий вариант предусматривает выполнение задания с руками на поясе: это исключает участие рук во вращении. |