Главная страница
Навигация по странице:

  • Александр Николаевич Скрябин

  • Николай Сергеевич Зверев

  • Как пианист Скрябин

  • Игорь Федорович Стравинский

  • Музыка и театр

  • Творчество Стравинского

  • Русская музыка конца XIX. Русская музыка конца xix начала xx веков Конец xix начало xx века (до 1917 г.)


    Скачать 19.21 Kb.
    НазваниеРусская музыка конца xix начала xx веков Конец xix начало xx века (до 1917 г.)
    Дата10.10.2022
    Размер19.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская музыка конца XIX.docx
    ТипДокументы
    #724412

    Русская музыка конца XIX — начала XX веков

    Конец XIX — начало XX века (до 1917 г.) — период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделен от предыдущего каким-либо резким переломом: в это время продолжают творить М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся к 90-м годам XIX в. и первому десятилетию XX в. Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 г. — и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели традиций: С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. В их творчестве чувствуются новые времена, новые вкусы. Произошли изменения в жанровых приоритетах. Так, опера, занимавшая более 100 лет главное место в русской музыке, отошла на второй план. А роль балета, наоборот, выросла.

    Среди молодого поколения музыкантов были композиторы нового типа. Они писали музыку по-новому, иногда даже дерзко. К ним относятся Скрябин, чья музыка покоряла своей силой одних, и пугала своей новизной других, и Стравинский, чьи балеты, поставленные во время "Русских сезонов" в Париже, привлекли внимание всей Европы. В годы 1-й мировой войны на русском горизонте восходит еще одна звезда — С. Прокофьев.

    В начале XX в. через русскую музыку, как и через все искусство, проходит тема ожидания великих перемен, которые происходили и влияли на искусство.

    Остановимся на творческих судьбах некоторых композиторов чуть подробнее.

    Александр Николаевич Скрябин (1871—1915). Жизнь и творчество Скрябина тесно связано с Москвой. В этом городе он родился, провел все детство и юность, здесь протекли годы его учения, художественного созревания и вступления в пору творческого расцвета. Здесь же безвременно оборвался жизненный путь композитора.

    Большую роль в формировании его как пианиста сыграл Николай Сергеевич Зверев, чьи уроки он брал с 1885 г. В 1888 г. Александр поступает в консерваторию в класс профессора В. И. Сафонова, еще не окончив корпуса. Скрябин учился на двух отделениях, на фортепиано и на композиции. Сафонов сразу же оценил своеобразие исполнительского искусства Скрябина, поэтичность его игры. В 1892 г. Н. Скрябин закончил Московскую консерваторию по классу фортепиано с золотой медалью, но от продолжения композиторского образования он отказался, так как профессор А. С. Аренский отказал ему держать выпускной экзамен вместе с Рахманиновым.

    Как пианист Скрябин был принят сразу, а как композитор нет. Но его творчеством заинтересовался богатый лесопромышленник Митрофан Петрович Беляев, он начал публиковать и пропагандировать его произведения и организовал концертную поездку Скрябина по городам Германии, Франции, Бельгии и Голландии. Это было началом интенсивной концертной деятельности и началом его славы.

    Пианист он был особенный. Он не был таким феноменальным виртуозом, как Сергей Рахманинов или Иосиф Гофман, этому препятствовала его физическая хрупкость. И тем не менее он обладал редким даром захватывать и не отпускать внимание слушателей. Никто не мог соперничать с автором-исполнителем собственных произведений. Как и Шопена, его можно назвать поэтом фортепиано.

    В начале пути в творчестве Скрябина преобладали малые формы фортепианной музыки: этюды, прелюдии, мазурки, потом появляются сонаты, симфонии. Композитор остро ощущал противоречия своего времени, жаждал перемен, верил в них. В зрелый период творчества Скрябин ставил себе не только музыкальные задачи, он был поэтом, философом, он хотел охватить мыслью весь мир: природу, человеческое общество, мир человеческой души. Он мечтает, чтобы музыкальное произведение стало синтетическим художественным действом. Это сближало его творчество с идеями символистов.

    В сочинениях Скрябина были подробные литературные программы, но названия достаточно абстрактны ("Божественная поэма" — 3-я симфония, 1904, "Поэма экстаза", 1907, "Поэма огня" — "Прометей", 1910).

    "Поэму экстаза" считают вершиной творчества композитора. "Прометей" был настолько новаторским произведением, что его не исполнили, как задумал Скрябин. В нем должны участвовать симфонический оркестр, солирующее фортепиано, хор и свет (произведение, каким его задумал автор, было исполнено лишь 80-е гг. XX в.). Но Скрябин задумал еще более грандиозное произведение на синтетических началах — "Мистерию" — музыкально-театральное действие, в котором участвовали все, и исполнители, и зрители, которое должно было состояться в Индии, на берегу озера, в Храме. Но мечта не осуществилась, Скрябин в 45 лет умер в 1915 г. от заражения крови (в бане сковырнул прыщик). Смерть его была воспринята как нечто исключительное, как общенародное горе.

    Что же осталось потомкам?! Три симфонии (1900, 1901, 1904), опера "Кощей бессмертный" (1901), "Поэма экстаза", "Прометей", для фортепиано: 10 сонат, мазурки, вальсы, поэмы, этюды, экспромты и т. д. Остались легенды о его стиле исполнения собственных произведений, в котором сочеталась необычайная чуткая, гибкая и нервная ритмика, поразительное владение звуком, достигаемое тончайшим использованием педали, подлинно творческое горение и вдохновенность.

    Скрябин, не выходя за рамки традиционного ладотонального письма, нашел абсолютно оригинальные ритмические и мелодико-гармонические элементы музыкального языка. Он совместил в своем творчестве два полярных начала. Мир зыбких, утонченных душевных переживаний человека и мир грандиозно-возвышенных порывов, прямо-таки космических устремлений человеческого духа.

    Игорь Федорович Стравинский (1882—1971)


    Игорь Федорович Стравинский (1882—1971). Композитор происходил из музыкальной семьи, его отец Федор Игнатьевич был прославленным певцом Мариинского императорского театра, блестящим исполнителем многих оперных партий, в частности Фарлафа в "Руслане и Людмиле" Глинки.

    Музыка и театр были неотъемлемой частью семейного была, поэтому только в последних классах гимназии Игорь стал брать уроки теории музыки. После гимназии он поступил в университет, музыкой занимался лишь "для себя". В университете он познакомился с сыном Римского-Корсакова, а через него и с самим композитором, который стал его основным учителем. Систематические занятия начались лишь после окончания университета, с 1905 г., а в 1908 г. Римский-Корсаков скончался. "Немногие были так близки мне, как Римский-Корсаков, он стал мне вроде названного отца", — вспоминал много лет спустя Стравинский.

    Общение с великим русским композитором сказалось в первых сочинениях Стравинского, в его самых популярных балетах господствует русская тема. В "Жар-птице" (1910) — это тема сказки о злом Кощее и падении его темного царства, в "Весне священной" (1913) — тема древних языческих обрядов, жертвоприношений в честь весеннего возрождения жизни, в честь земли-кормилицы. Балет "Петрушка" (1911), один из самых популярных, навеян гуляниями на масленицу и традиционными кукольными представлениями с участием Петрушки, его соперника Арапа и Балерины (Коломбины). В основе "кукольной трагедии" конфликт между страданиями маленького человека (Петрушка) и равнодушным жестоким миром (Арап), гибель искренности и человечности в столкновении с торжествующей пошлостью. Балет близок к реальности народного гуляния, здесь звучат темы песен "Вдоль по Питерской", "Ах вы сени, мои сени", гармошечные наигрыши. В соответствии с духом народных представлений Стравинский, балетмейстер Фокин, художник и либреттист Бенуа в конце спектакля воскрешают Петрушку, заставляя его грозить своим угнетателям и подчеркивая бессмертие этого героя.

    Эти балеты Стравинским создавались по инициативе Сергея Павловича Дягилева для "русских сезонов" в Париже, который хотел показать западной публике настоящее русское искусство. Так балет "Петрушка" стал одним из самых примечательных спектаклей "Русского сезона" 1911 г. Главные роли в нем исполняли прославленные Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. "Модернистическую" "Весну священную" публика приняла не сразу, так как М. Фокин для воссоздания языческих обрядов отказался от приемов классического балета, от танца на пуантах, заменив это нарочито угловатыми движениями, тяжелым топочущим плясом. В связи с "Русскими сезонами" Стравинский часто уезжал из России, а начало 1-й мировой войны совсем оторвало его от родины, которую он посетил только в 1962 г., на пороге 80-летия. Будучи в дали от родины, русская тема продолжала жить в его сочинениях ("Свадебка", 1923).

    После "Cвадебки"на музыку Стравинского заметно меняет свой облик. Складывалось впечатление, что композитор стремился овладеть музыкальной речью всех стран и всех времен. Иногда чужие темы он свободно сплетал со своими, он мастерски подражал старинной музыке, музыке Франции, Италии, джазовой музыке США. Разнообразие сочинений Стравинского ошеломляет. Выделим оперу-ораторию "Царь Эдип" по трагедии Софокла, в которой хор является участником и комментатором происходящего, и балет "Аполлон Мусагет" (1928). На сюжет серии гравюр английского художника Хогарта. Стравинский написал оперу "Похождения повесы" (1951). Опера о несчастной судьбе неожиданно разбогатевшего и сбившегося с пути юноши написана в традициях XVIII в., с речитативами под клавесин, с виртуозными руладами в партиях солистов.

    Творчество Стравинского огромно и разнообразно. В своих теоретических выступлениях он выдвигал лозунг "Назад к Баху", поэтому его творчество связывают со стилем неоклассицизма. По большому счету Стравинский все время находился в поиске: "Я любил все, что бы ни делал в данный момент, и с каждой новой вещью я чувствую, что наконец-то нашел путь и только сейчас начал сочинять". Это чувство помогло композитору до глубокой старости без устали работать, творить, искать новых путей.

    От матери-пианистки он унаследовал любовь к музыке, от отца-дипломата — жажду знаний, пытливый ум и крепкую волю. Александр в раннем возрасте научился писать, читать, а затем стал сочинять стихи и небольшие драматические произведения, декламировал их разными голосами, по прочитанным произведениям ставил спектакли и делал к ним декорации. Все, что видел и слышал, он пытался сыграть на фортепиано. Воспитанием Александра с согласия родителей занималась его тетка Любовь Александровна. Ее пугала всепоглощающая любовь мальчишки к музыке, поэтому его отдали учиться в кадетский корпус, хотя было ясно, что военная профессия не для него. Параллельно Скрябин занимался музыкой.


    написать администратору сайта