русская правда. Русская правда
Скачать 13.52 Kb.
|
Русская правда Происхождение и редакции: 1-ый письменным источником, объединившим все устные формы права, стала Русская правда, которую некоторые трактуют, как договор между князем и общиной. Русская правда сохранилась в нескольких списках, первоисточника нет, мы можем ознакомиться с ней только по ее копиям, изложенным в более поздних летописях. Всего этих списков более сотни. Выделяют 3-и редакции Русской правды, из-за этого и много противоречий в научных кругах (кто смерды – свободные общинники, податное население или феодально-зависимые крестьяне). Следующий источник права – каноническое право, регулирующее все сферы жизни, отнесенные к церкви. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Сокращенная редакция появилась в середине 15 в. из переработанной Пространной редакции. Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину). Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право. Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Сейчас известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, да и по содержанию. Правовой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она была составлена тогда, когда шла борьба за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава расправилась с новгородцами, положив тем самым начало затяжному и невыгодному для Ярослава конфликту. Стремясь задобрить новгородцев, он и "дал" им Правду, повелев им "по ее грамоте ходите". Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-XIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси. 2. Городские население делилось на ряд социальных групп - Боярство, духовенство, купечество, низы (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие). Были свободные: 1. Церковные (белое (приходские люди) и черное духовенство (монашество)) 2. Княжьи мужья (бояре и гридь) 3. Люди (смерды) Были несвободные: 1. Холопы ( закупы и обельные холопы) Смерды Кроме свободных смердов существовали и другие категории, о которых русская правда упоминает как о зависимых людях. Эта группа населения неоднородна. На ряду со свободными были и зависимые(крепостные) смерды, находившиеся в кабале и услужении феодалов. Свободный смерд – общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников имущество принадлежало общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником (наше определение: свободный общинник, за его убийство 5 гривен(26 ст), в случаи его смерти все наследство переходит его сыновьям, если их нет, то приданное дочерям, если они не замужем, а остальное князю (90 ст)) Закупы. Более сложной юридической фигурой является закуп. В краткой редакции русской правды они не упоминаются, зато в пространной редакции РП помещен специальный Устав о закупах. Закуп - человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности - земля, скот, зерно, деньги и проч. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Впервые юридические отношения закупов с кредиторами юридически были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 году. Установились предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупов, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть выдан головой, т. Е превращен в холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись, закуп обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам (в малых исках) или в случае отсутствия других свидетелей (по нужде). В русской правде ролейный (пахотный) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от неролейного. От наемных работников они отличались тем, что получали плату за работу впрок, а не после выполнения работы: За бегство становился обельным холопом (56ст), орудием, которым работает закуп, принадлежит господину (57ст). Он отвечает за имущество господина. Господин не имеет право нарушать условия договора с закупом, иначе обязан вернуть закупу положенное и выплатить штраф в 60 кун (59ст). Если господин распорядится с ним как с холопом, то закуп получает свободу (61 ст). За кражу закуп переходит в холопы (64 ст). Закуп может быть свидетелем только в крайних случаях и то о небольшим делам. Холопы Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое - все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, которые заключал холоп, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп, также ложились и на господина. Личность холопа фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину отдавался другой холоп. Самого холопа, свершившего преступление, следовало выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны. Ссылаясь на его слова в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа». Закон регламентировал источники холопства. Русская Правда предусматривала следящие случаи: 1. Самопродажа в кабалу 2. Женитьба на рабе 3. Поступление в услужение господину 4. Совершенные преступления 5. Бегство закупа от господина 6. Злостное банкротство 7. Плен (наше определение: не имеют ни собственности, ни свободы, за его убийство штраф 5 гривен. За него отвечает господин, который и платит за его косяки 12 гривен(17 ст)) Бояре – 40 гривен за его убийство (1ст). Имущество при его смерти переходит сыновьям или дочерям. Духовенство - освобождались от уплаты налогов, дани и их правовое положение регулировалось церковными правами (номоканонами и Кормчими книгами).7. Плен Уголовное право и система наказаний по Русской Правде. Удельный вес уголовно-правового раздела различен в разных редакциях: Краткая редакция – 37 уголовных статей. Пространная редакция – 60 уголовных статей. Высокая степень казуистичности. (минимальное обобщение, трактовка отдельных казусов) Разновидности преступлений по Р.П: 1. Преступление против личности 2. Преступление против собственности. |