Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение 1.1 Николай Федоров Русский

  • Философия общего дела 2.1 Основные принципы Смерть

  • Основные концепции учения Воскрешение предков Освоение космоса

  • Общее дело

  • Критика учения Человечество сможет не найти

  • Русский космизм. Русский космизм. Место и роль человека во вселенной по Н. Федорову


    Скачать 21.93 Kb.
    НазваниеРусский космизм. Место и роль человека во вселенной по Н. Федорову
    АнкорРусский космизм
    Дата18.05.2023
    Размер21.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусский космизм.docx
    ТипДоклад
    #1141744

    Доклад на тему:

    «Русский космизм. Место и роль человека во вселенной

    по Н. Федорову»

    1. Введение

    1.1 Николай Федоров


    Русский мыслитель, один из родоначальников русского космизма

    1. Философия общего дела

    2.1 Основные принципы

    • Смерть – главное зло мира, может быть побеждена именно человеком

    • Бог и человек – одно целое

    • Вечная жизнь возможна

    • Возможности человеческого разума безграничны

    1. Основные концепции учения

      1. Воскрешение предков




      1. Освоение космоса





    Общее дело – воскрешение предков, как долг человечества (патрофикация)
    Миллионы воскрешенных не уместятся на нашей планете, поэтому необходимо освоение космического пространства.

    1. Критика учения

    • Человечество сможет не найти способ достижения бессмертия

    • Не учитывается множественность и многообразие культур и верований

    • Идея всеобщего блага, как правило, невозможна




    1. Вывод

    Федоров представил свое видение идеального общества и его развитие. Во многом оно следует православным идеалам, при этом, в некоторых аспектах, значительно отступая от них

    Науменко Иван, гр. СВ МАИ 2

    2023

    Николай Федорович Федоров родился 26 мая (9 июня) 1829 года в селе Ключи Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне в Рязанской области). Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина и получил фамилию крестного отца. Философ получил хорошее образование. В 1854-1867 годах Н. Ф. Федоров преподавал историю и географию в различных уездных училищах. С 1868 года жил в Москве.

    В 1869-1874 годах работал помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, с 1874 года в течение 25 лет был библиотекарем Румянцевского музея. По воскресеньям он вел в музейном помещении дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники. Круг интеллектуального общения Н. Ф. Федорова включал Л. Н. Толстого,  К. Э. Циолковского, Ф. М. Достоевского.

    Учение Федорова, именуемое им как «философия общего дела», концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью: достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений («патрофикация отцов»).

    Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков «отцов». Он полагал нравственным долгом потомков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят.

    Для осуществления грандиозной идеи достижения бессмертия необходимо осуществить ряд конкретных задач. Первое - изменить небратское, «неродственное» отношение людей друг к другу. Человечество для этого мыслителя единый род, который объединяет и современников, и уже давно ушедшие поколения «отцов». И поэтому «общее дело», борьба всех против смерти, может и должно объединить всех людей и помочь ликвидировать небратские отношения.

    В реализации своей мечты Федоров в духе славянофилов возлагал большие надежды на Россию. «Только Россия, - писал Н. Федоров, - как по своему географическому положению, так и по своим физическим особенностям, может стать исходным пунктом «общего дела».

    Огромная роль в реализации «философии общего дела» принадлежит науке. Задача: сначала максимально продлить жизнь человека, а затем сделать его организм бессмертным. Затем наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причем не в мистически-духовном, а в телесном виде.

    Н.Федоров стремится навести мост, соединяющий науку и религию. Для него наука - это в первую очередь мощное такого научного развития, когда человек сможет безгранично «подобно Богу» управлять природой (причем не только внешней, но и своей собственной). Религия, с точки зрения Федорова, дает науке цель - воскрешение и бессмертие, а также нравственное осознание сыновнего долга (в деле воскрешения всех предков, «отцов»).

    Другая задача науки - обеспечить человека и все воскресшие предшествующие поколения местом для существования (путем освоения космоса и переселения на другие планеты. Вот она взаимосвязь человека и космоса!

    Своеобразие Федоровской идеи заключается в том, что само воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть усилиями самого человека. Именно поэтому Федоров различает религиозное понятие «воскресение» и естественно-научное «воскрешение».

    Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители критически отнеслись именно к принижению роли божественного влияния.

    Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.

    Н.Ф. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству. Необходимо также обеспечить его местом для нормального существования. Мыслитель решает эту задачу с помощью освоения космоса. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания».

    И здесь открывается достойная новая задача для науки - помочь людям овладеть космосом. Об этом до Н.Ф. Федорова никто не говорил. Именно он первым заявил, что Земля не является границей для человека: «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание - поприщем нашей деятельности». Разумеется, для достижения этой цели потребуется создать соответствующие технические средства, что позже было блестяще теоретически обосновано К.Э. Циолковским.

    Русский мыслитель в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения вопроса о способе перемещения человека в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход» - для полетов в космос).

    По дерзновенным замыслам ученого, в перспективе человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этих путешествиях и последующем расселении людей на других планетах тесно проявится идея единства человека и космоса.

    Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.


    написать администратору сайта