|
история музыки. Вопросы к экзамену.. Русский романс душа народа
5. Вокальное творчество А. С. Даргомыжского. Воплощение творческих принципов в романсах и песнях композитора.
Если Глинка олицетворяет собой облик русского музыкального искусства в пору его первого расцвета, то творчество Александра Сергеевича Даргомыжского открывает новые его стороны, которые ещё не развились у Глинки. Новые искания Даргомыжского были органично связаны с общими тенденциями искусства 40 – 50-х гг. XIX в, проявившимися в литературе и живописи этих лет. Даргомыжский – первый представитель критического реализма в музыке.
Новаторство Даргомыжского в области музыкального стиля связано с особым акцентом на речевой выразительности, в сближении музыки с речевым интонированием. В этом Даргомыжский – прямой предшественник Мусоргского.
Наследие:
– оперы (4): «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость».
– камерно-вокальный жанр: более 100 романсов и песен, свыше 20 камерных ансамблей; 13 камерных хоров a cappella.
– симфоническая музыка: «Болеро» для симфонического оркестра, «Баба-Яга, или С Волги nach Riga», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия».
– камерно-инструментальный жанр: пьесы для фортепиано и для скрипки.
Эстетические взгляды:
До середины 40-х гг. В этот период эстетика композитора носила сложный неоднородный характер. Как и множество людей искусства, Даргомыжский посещал художественные салоны, где общался с Жуковским, Лермонтовым, Вяземским. Был увлечён пышной французской оперой, романтическими сюжетами французской литературы. Поворотным моментом стало знакомство с Глинкой (1835 г.). Личность Глинки и его творчество явились для Даргомыжского эталоном творца и истинного искусства.
Со второй половины 40-х гг. Свой путь в искусстве – становится одним из типичных представителей русского искусства послепушкинской эпохи. В литературе – это «гоголевский период» или «натуральная школа» (Некрасов, Герцен, Тургенев, Григорович, Достоевский, Салтыков-Щедрин). Характерные черты: внимание к «низам» общества, изображение повседневной действительности, анализ и оценка социальных явлений.
Со зрелыми произведениями Даргомыжского в русскую музыку вошла социальная тематика, которая ещё отсутствовала у Глинки. В передаче жизненных сцен, в обрисовке людских характеров звучат ноты социального обличения и протеста.
Даргомыжский – выдающийся музыкальный портретист. Особенно привлекало его изображение человеческих характеров, художественная передача многообразных и тонких процессов внутренней душевной жизни, выражение эмоциональных состояний, нюансов мысли и чувства. В итоге романсы композитора содержат целую галерею «музыкальных портретов» современников. Своеобразную сторону музыкального психологизма составляет сфера комического: тонкая ирония, язвительная насмешка, злой сарказм, значительно реже – добродушный юмор.
Стилистические черты:
Драматургия. Даргомыжскому была абсолютна чужда сфера исторической тематики и эпической образности. Художественная сила его в другом – в прирождённом даровании композитора-драматурга. Он воспринимает и запечатлевает жизнь в движении, в реально существующих противоречиях, характеры людей – в их столкновении и постоянном развитии.
Истоки. От Глинки – горячая любовь к народной песне. Но понятие народного для Даргомыжского включало не столько старинный крестьянский фольклор, сколько более молодой в историческом отношении пласт народной музыки, в котором сплавлены элементы крестьянской и городской песенности. Музыка композитора выросла на почве жанров городского бытового музицирования его времени. В произведениях Даргомыжского представлены различные социальные «разрезы» современного музыкального быта. Отсюда – опора на стилистические черты городской песни и романса, бытовой танцевальной музыки, водевильных куплетов, «цыганского романса».
Мелодия. Вокальная мелодика трёх типов: песенный, ариозный, речитативный. Смелым новатором предстаёт в речитативном типе. Широко разработал новые виды национально-характерного речитатива, ввёл в русскую музыку социально-типическую речевую интонацию, создал различные типы речитативов: комически-характерный, бытовой, лирико-психологический.
Гармония. В целом – традиционна. Но встречаются необычные приёмы, продиктованные поворотами сюжета или особенностями «музыкальной характерологии».
Фортепианная партия и оркестровая фактура. Инструментальная ткань имеет программный характер. Она носит психологически-выразительную или картинно-изобразительную функцию. Инструментальное сопровождение драматургически направлено, активно. Удачным выбором фактуры и сменами её композитор оттеняет смысл текста, развитие образного содержания.
В целом аналитический склад музыкального мышления Даргомыжского, свойственный ему вкус к индивидуально-конкретному, детализированному отражению явлений действительности сообщают его музыке черты камерности, временами тонкой изысканности выражения.
В области камерно-вокальной музыки раньше всего сформировалась индивидуальность композитора, раскрылось и окрепло его мастерство. В камерно-вокальном творчестве Даргомыжского наиболее ярко проявилось его художественное «я», именно здесь он создал шедевры – произведения, которые повлияли на другие области творчества. В целом значение сводится к следующему:
Обогатил данную область новой проблематикой, новаторскими стилистическими приёмами;
Явился создателем нового оригинального направления, продолжили которое Мусоргский, Чайковский, Аренский, Балакирев, Римский-Корсаков, Рахманинов;
Вместе с Глинкой явился основателем классического русского романса и песни.
Наследие
Написал около 100 романсов. С одной стороны его романсы образуют хронологическую параллель к вокальному творчеству старших современников – Глинки, Алябьева, Варламова, Гурилёва. С другой – некоторыми своими сторонами соприкасаются с романсами композиторов поколения 50 – 60-х гг.
Эволюция
30-е – середина 40-х гг. – этап формирования. В 30-е гг. большинство романсов принадлежит к лирическому жанру. Они носят отпечаток поверхностной чувствительности, музыкальный облик их весьма стереотипен. В некоторых – подражает Глинке. Но уже в ранние годы можно обнаружить ростки индивидуального композиторского стиля: стремление к вдумчивому раскрытию музыкального образа, к интонационной напряжённости мелодии и гармонии. Стихи салонных поэтов, а также Дельвига, Козлова. К концу 30-х гг.вокальное творчество охватывает уже все основные жанры русской вокальной лирики того времени. В первой половине 40-х гг. расширяется тематика и углубляется образное содержание вокальной лирики, впервые в неё проникает социальная тематика. Поэтический вкус более взыскательный – Пушкин, Лермонтов, Языков, Дельвиг.
18451856 гг. – пора расцвета, появления лучших творений. Расширяется и углубляется содержание, социальное звучание получают не только его песни в народном складе, но и лирико-психологические романсы. Новый отбор жизненного материала, интерес к бытовой, повседневной, драматической стороне социальной действительности, глубокий психологизм содержания – всё это свидетельствует об утверждении реалистического метода в вокальном творчестве композитора, окончательном сложении его индивидуального стиля. Стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Жадовской.
18571866 гг. – поздний период. Предметом внимания явились низшие сословия. Социально-обличительные романсы, в которых главной задачей является обнажение пороков и язв социальной действительности. Поэты «Искры», Курочкин, Вейнберг.
Стиль, музыкальный язык
Традиции. Корни его песенного творчества множественны, пестры и неоднозначны. Чутко ощущал ветер моды, овладел типичными жанрами салонного творчества. Также опирался на достижения Глинки, Алябьева, Варламова.
Жанры. Традиционные насыщает новым содержанием. Новые: драматический монолог, комическая песня, драматическая песня, бытовая сценка, сатирический портрет, пародия.
Мелодия. Вокальная мелодика трёх типов: песенный, ариозный, речитативный. Можно выделить три основных аспекта, по которым шло претворение речевых и декламационных истоков: а) значение речевого интонирования для характеристики бытового в персонаже, его окружении; б) характер речевого интонирования используется для усиления драматизма психологического высказывания; в) интенсивное «омузыкаливание» речевой выразительности сначала происходит уже в самой поэтической речи.
Партия фортепиано. Носит психологически-выразительную или картинно-изобразительную функцию. Инструментальное сопровождение драматургически направлено, активно. Удачным выбором фактуры и сменами её композитор оттеняет смысл текста, развитие образного содержания.
Форма. Много нового и оригинального. Мастер в построении гибких и пластичных свободных музыкальных форм. Редко куплетная, трёхчастная. Чаще – простая двухчастная, сквозного развития. Тяготеет к постепенности развития, частой смене оттенков, что коренным образом отличает его от Глинки, который стремился строить форму как ряд больших законченных, контрастных эпизодов.
Типология романсов А.С. Даргомыжского
Лирические романсы.
Национально-характерные: цыганская ветвь, русская песня, восточная и испанская песня.
Комические, бытовые, сатирические, пародии.
Драматические песни, баллады.
Традиции:
Интерес к социально-бытовому содержанию, новаторство в области вокального стиля, в драматургии, создание новых вокальных жанров роднят Даргомыжского с Мусоргским.
Разработка лирических образов, острота музыкальной экспрессии, динамика музыкальной формы служат предвестниками лирического стиля Чайковского, а также Танеева, Аренского, Рахманинова.
Первые шаги в создании лирико-пейзажных романсов, новый подход к воплощению восточных образов, отдельные гармонические и тембровые находки предвосхитили некоторые существенные черты вокального творчества Балакирева и Римского-Корсакова.
Контрольные вопросы:
В чём состоит значение камерно-вокального творчества Даргомыжского?
Охарактеризуйте этапы эволюции.
Опишите особенности музыкальной стилистики.
Охарактеризуйте стиль каждой типологической группы романсов.
Проследите традиции камерно-вокального творчества композитора.
Вопросы к экзамену
Камерная вокальная музыка: Романс, песня, «Русская песня»
Что такое романс? Какие поджанры романса вы знаете?
Исторические корни развития жанра- романс.
Какой самый распространенный жанр в русской музыке первой половины 19в?
Какие композиторы писали в данном жанре?
Какие романсы вы можете назвать в данном жанре? Перечислить.
Какие особенности исполнения данного жанра вы можете назвать?
Особенности развития вокальной мелодии
Элегия- особенности данного жанра.
Какие композиторы писали в жанре элегии?
Чем отличается элегия от жанра- « русская песня»?
Как характеризуется баллада в русском творчестве и чем отличается от западного?
Баллада- особенности жанра.
Назовите примеры баллад с историческим сюжетом.
Какие приемы мелодического орнаментирования применялись в романсах?
Значение использования танцевальных ритмов
Какие романсы Н. Алябьева вы знаете?
Сколько романсов написал Алябьев и на стихи каких авторов?
Особенности развития мелодии в романсах Алябьева
.
.
Вопросы к экзамену с ответами ( мой вариант )
Камерная вокальная музыка: Романс, песня, «Русская песня»
Что такое романс? Какие поджанры романса вы знаете? (Элегия, Баллада)
Исторические корни развития жанра - романс.
Какой самый распространенный жанр в русской музыке первой половины 19в? (русская песня)
Какие композиторы писали в данном жанре? (Алябьев, Варламов, Гурилёв)
Какие романсы вы можете назвать в данном жанре? Перечислить.
Какие особенности исполнения данного жанра вы можете назвать? (Народно- песенная лирика, близость к фольклору, фольклорность стиля и языка.)
Особенности развития вокальной мелодии
Элегия- особенности данного жанра.
Какие композиторы писали в жанре элегии?
Чем отличается элегия от жанра- « русская песня»?
Как характеризуется баллада в русском творчестве и чем отличается от западного?
Баллада- особенности жанра.
Назовите примеры баллад с историческим сюжетом.
Какие приемы мелодического орнаментирования применялись в романсах?
Значение использования танцевальных ритмов
Какие романсы Н. Алябьева вы знаете?
Сколько романсов написал Алябьев и на стихи каких авторов?
Особенности развития мелодии в романсах Алябьева
.
.
5. Вокальное творчество А. С. Даргомыжского. Воплощение творческих принципов в романсах и песнях композитора.
Вопросы.
Кто был первый представитель критического реализма в музыке?
В чем заключалось новаторство в творчестве Даргомыжского?
Какому русскому композитору предшествовало творчество Даргомыжского?
Какая самая известная опера Даргомыжского?
Какие романсы Даргомыжского вы знаете? (3-5)
Какие особенности звучания вы можете отметить?
Какие темы композитор раскрывает в своих романсах?
Какие особенности музыкального «портрета» , характера человека можно выделить?
Каковы истоки интонационного и гармонического развития мелодии в песенном творчестве композитора?
Какие 3 типа музыкального развития мелодии использует композитор?
На стихи каких поэтов написаны романсы и песни Даргомыжского?
Особенности музыкальной характеристики гармонического плана.
Каковы особенности песенного творчества позднего периода 1857-1866гг композитора?
На творчество каких композиторов опирался Даргомыжский?
Какие новые «поджанры» в песенном творчестве Д-го можно отметить?
Каковы особенности музыкальной стилистики Д-го?
Какую роль играет камерно-вокальная музыка в творчестве Даргомыжского?
|
|
|