ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ. С древнейших времен до конца XV века
Скачать 0.55 Mb.
|
11 МИТРОПОЛИЧИЙ СЕД. Это интересно В XVII веке среди каменщиков и кирпичников выделяли: мастеров, обжигальщиков, рядовых каменщиков и кирпичников и ярыжников. Каменных дел мастера — квалифицированные строители, руководители артелей. Они фактически были архитекторами. Их насчитывались единицы на всю страну. В Ростове таких мастеров не было. Обжигальщики занимались изготовлением кирпичей. Им подчинялись рядовые кирпичники. Ярыжниками называли чернорабочих. В Ростове в документах не упоминаются архитекторы и ярыжники. Но были рядовые каменщики и кирпичники, которых называли «записными». Таких мастеров учитывали и записывали в Приказе каменных дел. Они должны были выполнять строительные работы в форме повинности. В городе в 1619 году существовало 16 дворов записных каменщиков и кирпичников. В середине XVII века числилось 18 дворов, в которых проживало 39 мастеров («с братьями, детьми и племянниками»). Все они составляли среднюю группу рядовых каменщиков и кирпичников. Их освобождали от всех налогов, которые платили остальные горожане. Они могли заниматься любой деятельностью с осени до весны. В летнее время обязаны были являться в Москву, в Приказ каменных дел, и выполнять строительные работы. Им не платили жалованья, а выдавали поденный корм — 4 копейки в день. К концу века эту повинность заменили денежным налогом. Со строительством Петербурга ростовских каменщиков переселили в северную столицу, остались только кирпичники. Переславль-Залесский Смута привела к большим разрушениям города. Документы того времени отмечают: «На осыпи город деревянный кроме башен весь сгнил и валится, на башнях кровли погнили, ров зарос и во многих местах заплыл». Все городские монастыри лежали в развалинах. К середине XVII века крепость была восстановлена. На земляном валу возвели двойную деревянную стену с помостом для стражи. Внутрь вели трое ворот, охраняемых башнями. Спасские ворота располагались с северной стороны, Никольские вели на юг, Рождественские — на запад. Кроме этих трех проездных, крепость имела еще 9 глухих башен. Крепость охранял гарнизон из 50 стрельцов, 17 «черкас пеших» и 4 пушкарей. Гарнизон был вооружен 29 пищалями, из которых стреляли пулями и мелкими ядрами. Боеприпасы хранились в подклете (полуподвальном этаже) церкви Петра Митрополита. Внутри крепости находились деревянные постройки для органов управления. Существовал «государев двор», где жили переславские воеводы. «Приказная изба» представляла собой городскую канцелярию. Город имел тюрьму. Располагался здесь и патриарший десятинный двор — так называлось местное церковное управление. Среди управителей Переславля выделялся стольник Иван Иванович Чемоданов. Он был назначен во главе московского посольства в Венецию. Иван Чемоданов оставил интересное описание увиденного за границей и образа жизни самого посольства. В 1654 году мужское население города составляло 4566 человек (а значит, вместе с женщинами и детьми было около десяти тысяч). В этот же год случилась эпидемия и унесла жизни 3500 человек. Даже через двадцать лет в городе насчитывалось только 1342 мужчины. Но Переславль принадлежал к числу значительных русских городов, превосходя соседние Ростов и Владимир. Основными занятиями населения были ремесло и торговля. Город стоял на торговом пути с севера на Москву. Здесь существовала даже шведская торговая контора, которая вела торговые операции с заграницей. Торговля шла за городской стеной, на Базарной площади на правом берегу реки Трубеж. Здесь находились мелкие лавки, лари и церкви. Правильных рядов не было. Площадь представляла собой своеобразный торговый лабиринт с тупиками и переулками. В Переславле и его окрестностях производили и везли на продажу селитру (использовали для изготовления пороха), соль, кирпич, гончарные изделия. Существовали предприятия, где делали спиртные напитки. В городе работали 38 кузниц. Жители Рыбной слободы по обоим берегам в устьо реки Трубеж входили в артель, которая имела льготы в ловле рыбы. Эта артель насчитывала от 168 до 199 чело век в разное время. Они ловили в Плещеевом озере для царской кухни рыбу и на своих повозках доставляли ее в Москву. На особом счету стояла «переславская сельдь» ряпушка. В 1645 году приказано было доставить ее 33 600 штук, а в 1668 году — 45 000 штук. Сельди вылавливали столько, что в 70-е годы ее количество резко сократилось. Поэтому было запрещено ловить мелкую сельдь. Царскими указами велено было употреблять сети определенного образца и размеров ячеек. В результате этих мер сельдь восстановилась, и ее уловы вновь выросли. Жили в Переславле и сокольи помытчики. Они были освобождены от повинностей в казну. Количество их было меньше, чем рыбаков, самое большое 28 человек. Очень часто у сокольих помытчиков встречалась фамилия Меншиковых. Возможно, среди них были предки знаменитого «птенца гнезда Петрова» Александра Даниловича Меншикова. Ежегодно переславские помытчики должны были доставлять сначала по одной, а потом по две птицы для царской охоты. На первый взгляд, такая служба может показаться легкой. Но это не так. Поймать хищную птицу было не легко. Кроме того, ее нужно было вырастить, кормить голубями, ухаживать и доставить в Москву без повреждений. Многие переславские купцы, разбогатев, перебрались в Москву. В городе же оставались торговцы средней руки. Многие жили сытно, но не роскошно. Об этом свидетельствует отсутствие каменных домов в городе. Даже в середине столетия здесь имелось больше 30 деревянных церквей. Многие из них были, видимо, построены во время моровой язвы (эпидемии) 1654 года «обыденно». Это значит, что в течение одного дня строили церковь. Существовало такое представление, что зрочное строительство храма поможет прекратить эпидемию. Пять крупнейших монастырей Переславля: Гориц-кий, Никитский, Федоровский, Троицкий Данилов и Никольский — были сильно разорены в Смуту и обезлюдели во время мора 1654 года. Только во второй половине XVII века они были восстановлены и в полной мере возобновили свою хозяйственную деятельность. После этих страшных событий в городе осталось много вдов и сирот, которые не могли сами себя прокормить. Эту проблему решали открытием новых женских монастырей. Так был преобразован в женскую обитель крупный мужской Федоровский монастырь. В его стенах собралось 150 монахинь. Создавались женские монастыри при некоторых приходских храмах, например, при Введенской, Вознесенской и других церквах. В центре города возле древнего Спасо-Преображен-ского собора был выстроен Новодевичий Богородицкий монастырь. Во второй половине XVII века Переславль смог восстановить свою былую славу крупного церковного центра. Горицкий монастырь был самым крупным. Его настоятели выполняли важные церковные и дипломатические поручения. В нем были построены стены, башни, ворота и палаты привратника из камня. Возвели Никольскую церковь и Всехсвятский храм с трапезной. В монастырь передал икону Иверской Богоматери выдающийся мастер Оружейной палаты Симон Ушаков. Возможно, он создавал ее специально для этого монастыря. В Федоровском монастыре в конце столетия на средства сестры Петра I были возведены две церкви: Введенская и Казанской Божией Матери. На средства бояр Барятинских строились каменные сооружения Троицкого Данилова монастыря. Старый Троицкий собор был расписан артелью выдающегося костромского мастера Гурия Никитина. Старшим по возрасту здесь был Сила Савин. Это была первая самостоятельная работа Гурия Никитина с товарищами. Летом 1662 года они приступили к работе. Они расписали только главу и своды храма, после чего их вызвали в Москву в Архангельский собор. Лишь в 1668 году они вернулись в Переславль и завершили работу. Все росписи выполнены рукой опытного мастера, отличаются очень красивым и точным рисунком. В этот монастырь часто делала вклады владелица московской золотошвейной мастерской Акилина Бутурлина. Это интересно В каждом крупном переславском монастыре существовала иконографическая мастерская. В Москве знали об этом и время от времени вызывали художников для работ. В 1659 году начали расписывать московский Архангельский собор. Приказано было выслать из Переславля лучших иконописцев. Назначены были трое. Но вскоре выяснилось, что за поминки и дары (взятки) отослали не самых лучших. Переславского воеводу наказали, после чего он прислал действительно хороших мастеров. Это были Дмитрий Григорьев (из Горицкого монастыря), Богдан Перфильев, Иван Семенов и другие. Все они работали в Архангельском соборе Москвы под руководством Симона Ушакова. После росписи этого собора они участвовали в других работах в Москве. Самым талантливым оказался Дмитрий Григорьев (Горицкий). Он был зачислен в кормовые царские иконописцы третьей статьи. Углич Углич очень медленно восстанавливался, т. к. сильнее других пострадал в Смуту. В «Угличском летописце» сообщается, что Спасо-Преображенский собор «обветшал-ся», а все его убранство уничтожено огнем. Об остальных постройках в кремле, кроме княжеских палат, говорится, что они разорены и истреблены до основания. Сам княжеский дворец пострадал от пожара, сгорели все его деревянные детали, стены покрылись трещинами, поэтому он долгое время пустовал. Его даже хотели разобрать на кир-пич, но не осуществили эту страшную идею. Уникальный и древнейший памятник каменной гражданской архитектуры сохранился до наших дней. Углич имел большое значение в волжской торговле. Здесь существовало и ремесленное производство. В середине столетия стали появляться достаточно крупные мастерские. Особо было развито производство кож. Занимались жители, как и везде по Волге, ловлей рыбы. С середины XVII века началось восстановление разрушенного города. Прежде всего восстанавливали кремлевскую часть Углича. Главная задача — усилить городские укрепления. Восстановили земляные валы. На них были поставлены деревянные рубленые стены в два ряда. Главные проезжие ворота находились с южной стороны крепости в Никольской башне. От них был перекинут через ров сосновый мост с перилами, по которому попадали на Успенскую площадь. С западной стороны кремля была устроена еще одна проезжая башня — Спасская. От нее тоже шел деревянный мост на торговую площадь. В итоге Угличский кремль получил в плане форму трапеции. По ее углам было поставлено еще четыре башни. Они были покрыты тесом. Между башнями существовали переходы, которые можно было перекрыть с помощью дверей. Упоминают источники и о «лестницах потаенных». Внутри кремля проходила «большая улица» от Спа-со-Преображенского собора к Никольской башне. Располагались административные постройки: воеводский двор, караульная изба, съезжая изба (орган управления), казенная палата. В крепости находились дворы представителей администрации: воеводы, командиров стрельцов и пушкарей. Здесь же были дома священников и подворья монастырей (Троице-Сергиева, Новоспасского московского и Николо-Улейминского угличского, а позже и Кирилло-Белозерского). В «Угличском летописце» сообщается о церкви Царевича Дмитрия в кремле. Сначала на месте его гибели была поставлена деревянная часовня, затем деревянная одноглавая церковь. Рядом с ней был возведен деревянный храм во имя Архистратига Михаила. Впоследствии ка месте этих церквей был сооружен каменный храм, верхнее помещение которого освятили в память царевича Дмитрия, а нижнее — в честь Архангела Михаила. К концу века восстановлен был Спасо-Преображен-ский собор, но многие документы отмечали, что он старый и ветхий. До начала XVII века Угличский кремль был плотно застроен жилыми зданиями. В целях пожарной безопасности при восстановлении кремля после Смуты было решено уменьшить плотность застройки. Из крепости вывели целый ряд объектов, которые не имели отношения к обороне и управлению. В 1661 году за стены кремля был выведен женский Богоявленский монастырь. Полностью были вытеснены дворы простых горожан. Сохранялись только владения крупных местных чиновников и монастырей. Между постройками оставлялись пустыри и переулки в противопожарных целях. Велось активное строительство и за пределами кремля. Восстанавливались и укреплялись монастыри, которые кроме духовного имели еще и оборонительное значение. Они двойным кольцом окружали город. Одно из них проходило вдоль границ древнего посада, другое — на подступах к городу. В самой высокой части посада, на холме, который и древности называли «Огневой горой», расположен Алексе-евский монастырь, основанный еще в 1371 году московским митрополитом Алексеем. Под руководством настоятеля «старца Мисайлы», или Мисаила, в 1620-х годах здесь развернулось строительство. В 1628 году была возведена каменная церковь Успения Богородицы. Эта трехшатровая церковь воплотила в себе идеал прекрасного, вызывала чуп ство «преудивления», восхищения. Уже современники назвали ее «Дивной». Таких храмов с шатровым завершением очень мало сохранилось в России. Их строили не более стц лет с середины XVI до середины XVII века, когда по ука.чу патриарха Никона было запрещено создавать шатровый церкви. Такая постройка объявлялась отступлением от древних греческих образцов. Но шатры не исчезли из русской архитектуры, их широко применяли в строительстве колоколен. Угличская Дивная церковь очень гармонична и стройна. Расположенная на возвышении, она как бы встречала всех путников, двигавшихся в город по старой ярославской дороге. Она стала храмом-памятником погибшим в годы Смуты угличанам. В 1681 году в Алексеевском монастыре была построена каменная церковь Иоанна Предтечи. В последующие годы строительство здесь продолжалось. В западной части города, практически на берегу Волги, расположен еще один архитектурный ансамбль, со-аданный в лучшую пору угличского зодчества. Он включает в себя посадский храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный в 1689—1690 годах на средства купца Ники-фора Чеполосова. Церковь возведена в связи с трагическими событиями. Сын купца был зверски убит приказчиком Рудаком. Во время реставрации в северном приделе были найдены останки убитого Ивана Чеполосова. Это значит, что мальчика похоронили в храме. Мемориальный посадский храм состоит из самой церкви с нарядным крыльцом и шатровой колокольни, которую исследователь Б. М. Кириков считает самой красивой в Угличе. Рядом с церковью Рождества Иоанна Предтечи высится комплекс Воскресенского монастыря, возведенный в 1674—1677 годах. Это один из древнейших монастырей Углича. Он известен с XIV века и находился первоначально на берегу реки Волги. Деревянные постройки его обветшали, монастырь был перенесен ближе к древнему торгу, в Лужники, или Лужицы (так называлось место, где задерживались талые воды). Новые каменные постройки были созданы по указанию ростовского митрополит Ионы Сысоевича, который когда-то был иноком в этой обители. Монастырь имеет пятиглавый собор, звонницу, трапезную с церковью. Все сооружения соединены переходами. Поставленные вплотную друг к другу, все эти части как бы срослись в одно здание. В отделку Воскресенского монастыря впервые в Угличе были введены «муравленые» изразцы, покрытые зеленой глазурью. На них представлены сказочные и библейские животные, двуглавые орлы, сцены взятия крепостей, конные воины и короткие фразы. Надпись «поляк едет» — живое напоминание о недавней Смуте. Еще один монастырь Углича — Богоявленский женский, основанный, возможно, в XIV веке — первоначально находился в кремле. В 1661 году он был перенесен к ростовской дороге, на границу посада. Первая каменная постройка здесь — церковь Смолен-зкой Богоматери с трапезной — была возведена з 1689—1700 годах. В XIX веке она была сильно пере-Зтроена. Другие сооружения монастыря более позднего времени. Из монастырей, расположенных на подступах к городу, до нас дошел только Николо-Улейменский комплекс в 12 км от Углича. Он был основан в XV веке на древней дороге, ведущей в Ростов. Первые каменные сооружения появились в XVI веке. А в 1677 году был возведен новый Никольский собор. В конце столетия построили новую каменную Введенскую церковь. В 1674 Иона Сысоевич основал небольшой монастырь — Дивногорскую пустынь, в которой его преемник митрополит Иосаф повелел построить Троицкую церковь. Это интересно Настоятеля Алексеевского монастыря в Угличе Мисаила документы называют «патриарший келейный старец». Это значит, что он был особо приближен к патриарху Филарету. Мисаил выполнял при Филарете обязанности секретаря в тот период, когда Филарет находился в ссылке и не занимал еще высоких должностей. Все последующие годы Филарет и его семья сохраняли тесные отношения с Мисаил ом. В 1610 году он получил назначение в Угличский монастырь и начал его восстановление после Смуты. Есть данные, что Мисаил не только организовал работы в монастыре, но и сам был автором проекта Дивной церкви и лично руководил ее строительством. Подтверждением тому, что Мисаил имел опыт строительных работ, служит и то, что инокиня Марфа (мать царя Михаила Федоровича Романова) поручила именно Мисаилу руководить восстановлением Богоявленского монастыря в Угличе. От царской семьи Мисаил получил многие дары. Алексеевскому монастырю были пожалованы три мельницы на реке Улейме, право собирать таможенные пошлины в селе Некоузе, Рыбная слобода Углича и многое другое. Рыбная слобода (Рыбинск) В XVI—XVII веках Рыбная слобода была дворцовой, это значит, что она принадлежала семье царя. Ее жители платили оброк и получали специальные грамоты от царя на определенные занятия и льготы. Рыбинцы платили оброк красной рыбой, которую они могли ловить в Волге, Шексне и Мологе. Время от времени цари передавали Рыбную слободу во владения своим боярам. Так, в 1676 году она была пожалована боярину Б. М. Хитрово. Кроме рыбной ловли, большой доход давали пошлины за перевоз через реки. Существовали на посаде и различные мастерские. Археологи обнаружили остатки кожевенной мастерской с большим количеством фрагментов кожи и деталями обуви. Найдены серебряные монеты середины XVII века, глиняная посуда и игрушки, кузнечные изделия. По документам известно, что существовало 9 работающих кузниц. Они в виде оброка поставляли государству гвозди. Упоминаются еще 2 неработающие кузницы. На всю слободу был один портной и один повар. Само поселение было небольшим по размерам. В 1676 году в нем числилось 127 дворов и 700 человек. Уже к концу столетия Рыбная слобода все более заметную роль стала играть в волжской торговле. Здесь существовала пристань, перегружались товары с одних кораблей на другие. Были построены специальные амбары для хранения товара. Возрос объем перевозок хлеба. Поэтому в Рыбной слободе население стало заниматься обслуживанием торговли по Волге. В ней были заняты сами жители слободы, крестьяне окрестных сел и приезжие купцы. Вся слобода состояла из двух улиц, которые тянулись вдоль Волги. Для управления слободой здесь была земская изба, ;ве таможенных избы, три «мирских двора» на случай фиезда «разных персон» (что-то вроде гостиницы). Действовал земский сход, который выбирал земских старост. Они решали многие вопросы слободы. Но слобода быстро росла и развивалась. Показателем ее богатства стало каменное строительство. Уже в 1654—1660 годах здесь была возведена Спасо-Преобра-женская церковь, которая не сохранилась. Судить о ней мы можем по рисунку художников братьев Чернецовых. Второй каменный храм — Казанской Богоматери был построен в 1697 году на средства богатых прихожан. Определить статус Рыбной слободы в XVII веке очень трудно. Документы называют ее по-разному. Даже в начале XVIII века (1710 год) ее иногда имепу ют селом. Это поселение не имело оборонительных о> оружений — важного признака города для Средневековья. В других официальных источниках чаще встречается слово «слобода». Жители упоминаются как посадские люди. Так называли горожан. Еще одним важным признаком города является занятие жителей. В Рыбной слободе не занимались пашенным земледелием, имели только огороды. Основным занятием были промыслы, ремесло и торговля. Можно определить Рыбную слободу как торгово-ремесленное поселение, которое активно развивалось и превращалось в город. Романов и Борисоглебская слобода (Тутаев) , В XVII веке современный город Тутаев выглядел иначе, чем сейчас, и имел другое название. Фактически это было два населенных пункта. Один — Романов — на левом берегу Волги, другой — Борисоглебск — на правом берегу реки. Жители Борисоглебска занимались рыбной ловлей и поставляли рыбу сначала ко двору великих князей, а потом царей. Сохранились документы XVI—XVII веков, где правители подтверждали право бо-рисоглебцев ловить рыбу и освобождали их от некоторых государственных повинностей. Борисоглебск имел свое особое управление и зависел от царского дворцового ведомства. В середине XVII века жители Борисоглебской слободы стали просить на месте деревянной церкви возвести каменный собор. Был построен храм Воскресения Христова. Но через 20 лет в его стенах появились трещины, и начались новые мощные работы. Стены и фундамент были укреплены, и над ними построили еще один уровень. Внизу находится теплая церковь Богоматери Оди-гитрии, вверху — Воскресения Христова. С севера расположен придел Петра и Павла, с юга — Николая Чудотворца. В XVII веке собор был расписан. Большинство изображений имеет пояснительные надписи, чаще всего из Ветхого и Нового завета. Но наряду с ними встречаются и стихи Симеона Полоцкого — писателя и поэта XVII века. Иконостас был создан в XVIII веке. Известен собор своим чудотворным образом Спасителя. Согласно преданию, надо проползти под иконой, чтобы излечиться от недугов и болезней. В интерьере собора сохранилась деревянная скульптура. Этот храм имеет особую судьбу. Он никогда не закрывался, даже во времени Советской власти. Расположенный на высоком волжском берегу, он привлекает внимание своим величественным видом и чудесами исцеления. Ни Москва, ни Ярославль в XVII веке не смогли создать таких огромных построек. По своим размерам Воскресенский собор превосходит любой ярославский храм этого столетия. Поселение на левом берегу Волги называлось в документах XVI — первой половины XVII века городком, и только с 1648 года Романов считался городом и имел своей уезд. У него было свое управление. До сих пор сохранились следы старой крепости XV века — это земляные валы. По ним проходила деревянная стена, имелось 7 угловых и две воротных башни. После Смуты укрепления были в плохом состоянии. А в 1622 году пожар фактически уничтожил деревянные укрепления. Больше их не восстанавливали. Осталась только земляная насыпь. В 1658 году внутри нее был построен каменный Крестовоздвиженский собор. Во второй половине XVII века в Романове была во:* ведена Покровская церковь. В ней хранится чудотвор нал икона Пресвятой Богородицы Прибавление ума. Во второй половине XVII века в Романове широко распространилось учение раскольников, или старообряд цев. Особую роль в этом сыграл романовский священник Лазарь. Он горячо обличал нововведения патриарха Нико на, защищал прежние обряды и традиции. В 1666 году он был заключен в тюрьму, затем отправлен в Москву. Церковный собор осудил всех старообрядцев и объявил их еретиками. Наиболее активные из проповедников старой веры были наказаны ссылкой в Пустозерск, на берег Белого моря. Среди них Аввакум Петров и священник Лазарь. Лазарь, кроме того, был приговорен к «скверного языка отсечения пострадати». Хотя Лазарь недолго проповедовал в Романове, у него оказалось здесь много последователей. Романовские старообрядцы использовали и крайнюю форму сопротивления властям и новым обрядам — самосожжение. В начале XVIII века «огненную смерть» приняли 1920 человек. Священники и иерархи Православной церкви немало сил положили на борьбу с раскольниками. В XVII веке Ярославский край переживал свой расцвет. Он наблюдался в экономике и культуре. Были созданы выдающиеся литературные произведения. Это сказания о чудотворных иконах. Знаменитая «Повесть о Ерше Ершовиче» в сатирической форме критиковала процедуру судебного разбирательства. Некоторые ученые определяют ее жанр как «небылица в лицах», возникшая в скоморошьей среде Ростовского региона. Созданные в это столетие памятники архитектуры вошли в сокровищницу русского искусства и получили мировую известность. Иконы из храмов ярославской земли хранятся в крупнейших музеях страны. Со всего мира приезжают туристы, чтобы полюбоваться произведениями искусства Ярославского края. ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК Опись сельца Григорково Ростовского уезда 1679 года «Алексей Матвеевич Лужин в 1658 году купил пустошь Григорково. Перевел сюда из своего села Костромского уезда вотчинный двор и пустошь обустроил: лес рассек и пашню распахал, сенные покосы расчистил... сад насадил, и конюшню построил, и скотный двор, и крестьянина переселил. Приказал (перевезти его из другого поместья и выдать ссуду) на хлеб и на лошадей, и на корову, и на овцы, свиньи, и на куры, и на всякую мелкую живность, и на дворовое строение 50 рублей». (Сазонова Е. Н. Документы из частных дворянских архивов XVII—XVIII вв. в собрании А. А. Титова //История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 17) 1. Какие новые явления в экономике России XVII века вы можете назвать? 2. С чем связано расширение торговли в этом столетии? 3. Кто такие «гости» и члены «гостиной сотни»? Назовите представителей этих групп населения. 4. Расскажите о деятельности одного из ярославских купцов. 5. Внимательно прочитайте источник. Охарактеризуйте положение крепостного крестьянина в XVII веке, используя свои знания по истории России и данные приведенного источника. 6. Как развитие ремесла и торговли отразилось на культуре края? 7. Почему в Древней Руси предпочитали строить жилые дома из дерева? 8. Почему именно в XVII веке стали строить не толь- ко храмы, но и дома из камня? 9. В чем причина расцвета архитектуры Ярославско- го края в XVII веке? 10. Какие выдающиеся произведения живописи XVII века вы знаете? |