ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ. С древнейших времен до конца XV века
Скачать 0.55 Mb.
|
§5. ВОЛЖСКИЙ ПУТЬ На протяжении многих веков реки играли важнейшую роль в жизни людей. Они давали воду, необходимую для человека. С ними связано рыболовство, которое могло обеспечивать рыбой круглый год. Они были первыми и долгое время единственными дорогами в истории человечества. Но от реки исходила и военная опасность: по рекам приходили не только свои, но и враги. Именно по льду замерзших рек шло продвижение монголо-татарской армии по русским землям. Тем не менее люди для своих поселений выбирали берега рек и озер. Преимуществ здесь было больше, они перевешивали чувство страха. Река Волга — одна из крупнейших рек страны. Она протекает по огромной территории. Начинаясь на Валдайской возвышенности, Волга впадает в Каспийское море. Особое отношение сложилось у русского народа к Волге. Ее называли «Волгой-матушкой». Она воспета в песнях и преданиях. Ей посвящали свои стихи великие поэты. Ее считают великой русской рекой. Волга занимает значительную часть Ярославской области: на ее берегах расположены города Рыбинск, Углич, Ярославль, Тутаев, Мышкин и множество сел и деревень. Ярославский край входит в регион Верхнего Поволжья. Он испытал сильные разрушения в период монголо-татарского нашествия. Однако постепенно хо-аяйство восстанавливалось, и жизнь населения налажи-ннлась. К концу XIII века в нашем крае, как и в других русских землях, был достигнут уровень экономики, который существовал до нашествия. В XIV столетии начался медленный подъем в хозяйственной жизни. Основной отраслью по-прежнему являлось земледелие. Главными центрами производства зерна и огородных культур были Ростов и Переслав ль с округой. Эти земли считались житницей Московского края. Здесь выращивали рожь и овес. Преобладала трехпольная система севооборота. Это означает, что одна часть поля засевалась весной яровыми культурами, другая, осенью, — озимыми, а третья часть была под паром, то есть «отдыхала» и восстанавливала свое плодородие. На вновь осваиваемых землях применялась подсечно-огне-вая система. Она была очень трудоемким делом, и подготовка поля занимала целый год. Участок сначала освобождали от леса: вырубали деревья и выкорчевывали пни. Оставляли все это до весны, а затем сжигали. Полученной золой удобряли почву и пахали. Зерно служило основой питания. Из зерна варили каши, делали муку для выпечки хлеба. Выращивали в Ярославском крае и лен. Он был важнейшим сырьем для получения полотняной ткани. Занимались жители животноводством, разводили коров, овец, лошадей. Лошадь служила главной тягловой силой. Гужевой транспорт играл такую же важную роль, как и водный. Коров держали ради молока и молочных продуктов. Шкуры этих животных использовались в кожевенном деле. Овец разводили для получения шерсти, из которой изготавливали теплые суконные ткани. Широко развито было рыболовство. Им занимались по берегам озер и рек. Наиболее крупных масштабов ловля рыбы достигала в поселениях на Волге и ее притоках: Которосли, Туношонке, Шексне и других. Славилось своей рыбой, ряпушкой, Плещеево озеро. Добыча соли происходила из соляных растворов на аемлях вокруг Больших Солей. Само название населенного пункта говорит о занятиях жителей. Оттуда этот важный и дорогой продукт поступал в разные уголки Руси. Жители края продолжали, как и в древности, изготавливать железные, глиняные и костяные предметы быта. Сохраняла свое значение и охота. Основная масса населения жила в сельской местности. Деревни восстанавливались быстрее городов. Но города края после нашествия отстраивались и расширялись. Наиболее крупным оставался Ярославль. Важнейшими политическими и религиозными центрами были Ростов и Переелавль-Залвеский. Большим городом являлся Углич. Стали появляться и новые города. С XIII века известна Молога, а в XIV столетии она стала центром небольшого удельного княжества. В XV веке впервые упоминается Романов, городок на левом берегу Волги, который приказал построить и назвать своим именем ярославский князь Роман Васильевич. Напротив него на правом берегу Волги уже существовала Борисоглебская слобода. Они дадут жизнь современному городу Тутаеву. В тот период Рыбная слобода начинает приобретать черты торгово-ремесленного поселения, из которого впоследствии вырастет город Рыбинск. В 1534—1538 годах на реке Обноре был выстроен город-крепость Любим для защиты от набегов казанских татар. Предание же связывает это место с соколиной охотой царя Ивана Грозного. Лес и луга в окрестностях Любима назывались Соколеной. Там травили соколами дичь. Предание утверждает, что и название свое Любим получил потому, что оказался любимым местом царя по соколиной охоте. Росли, развивались города и села по берегам небольших рек и Волги. Расширялась торговля. Волга играла большую роль в обмене товаров между Европой и Азией. В начале XVI века в среднем и нижнем ее течении располагались государства, возникшие на месте распавшейся Золотой Орды. Самые крупные из них — Казанское, Астраханское ханства и Ногайская Орда — создавали определенные трудности в русской торговле. Они взимали пошлины, а иногда просто не пускали купцов на свои территории. Периодически отряды этих государств совершали набеги на русские земли, разоряли города и села и уводили в плен русских людей. Образовавшееся Русское централизованное государство нуждалось в разрешении этой проблемы. Привлекали земли Поволжья не только удобством и выгодой торговли, но и своим плодородием. В царствование Ивана Грозного в 50-х годах XVI века после военных действий были присоединены Казань и Астрахань. Все течение реки Волги теперь входило в состав Русского государства. От Ярославля по реке можно было попасть в Каспийское море, а по нему — в Персию, Хивинское ханство и Бухару. Это открыло огромные перспективы для связей с Востоком. В 1553 году английский путешественник Ричард Ченслер по Белому морю попал в реку Северную Двину. Далее он прибыл к русскому царю Ивану Грозному. Так был открыт морской путь в Европу, а в устье Двины заложен город Архангельск. Началась активная торговля с Англией и другими странами Европы. Из Архангельска торговый путь шел на Москву через Вологду, Ярославль, Ростов и Перес лав ль. Эти важные изменения усилили значение реки Волги как крупнейшего торгового пути. По Волге теперь осуществлялась связь Европы и Азии. Выросло и значение городов Ярославского края. Сам Ярославль был выгодно расположен примерно посередине этого пути. Через город проходили и дороги из центра страны в Сибирь. Ричард Ченслер, посетивший Ярославль, назвал его очень богатым городом. Он писал: «...по местоположению Ярославль далеко превосходит прочие города: кроме получаемых им продуктов от богатых и плодоносных полей, он лежит на главной реке Волге и расположен на высоком, весьма красивом берегу*. Он же сообщал о бойкой торговле хлебом, «который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что 9то кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от семисот до восьмисот саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. Иные везут хлеб в Москву; другие везут его оттуда... Едущие за хлебом... из отдаленных местностей живут в северных частях владений великого князя... Они привозят в Москву рыбу, меха и шкуры животных...» Английский посол Д. Флетчер в 1589 году включил Ярославль в число шестнадцати крупнейших центров России. Это был многолюдный город. На посаде располагались торговые ряды, где можно было купить любой товар. В Толчковой слободе за Которое лью находилось кожевенное производство. Здесь выделывали различные кожи, в том числе и красную юфть, которая высоко ценилась в России. В городе существовало гончарное дело и производство кирпича. Хорошо был развит рыбный промысел. Выполнял город и роль транзитного пункта международной торговли. Иностранные товары, которые везли из Европы в Азию, здесь перегружали и частично продавали. Здесь можно было купить иноземное сукно, сахар, пряности, оружие. Послы разных держав, следуя в Москву, проезжали по городам края и часто останавливались в Ярославле. Вместе с торговлей развивался и транспорт. От Вологды до Москвы было построено 14 «ямов» — специальных населенных пунктов, где можно было остановиться на ночлег, получить пищу, поменять уставших лошадей. Их обслуживали ямщики. От Вологды до Москвы лошадей меняли три раза: в Ярославле, Переславле и Троицком посаде. По зимнему санному пути эту дорогу проезжали за 5—6 дней. Для того времени это была большая скорость. Крупным городским центром был Переславль-Залес-ский. Через него проходил путь из Москвы к Белому морю. Здесь развивалось железоделательное производство. В конце XVI века в городе насчитывалось 38 кузниц. Наибольшее значение здесь имела ловля «переслав-ской сельди» — ряпушки, которая водится в Плещеевом озере. Переславские рыболовы поставляли ряпушку для царского двора, поэтому рыбу называли «царской селедкой». В городе имелась ярмарка, на которой шла крупная торговля хлебом, строительным лесом, рыбой и ремесленными товарами. Ловля рыбы и поставка ее царскому двору были и в Ростове. Здесь жили опытные мастера-строители и иконописцы. Ростовская ярмарка набирала свою силу. Углич имел большой торгово-ремесленный посад. Когда в XVI веке в городе вспыхнул пожар, то, по сообщению местной летописи, сгорело 15 церквей. Эти трагичные цифры свидетельствуют о размерах и богатстве города. В XVI веке примерно в течение 30 лет после присоединения Казанского и Астраханского ханств к России произошли быстрое развитие и подъем хозяйства Ярославского края. К концу столетия он играл важную роль в экономике страны. Верхнее Поволжье стало превращаться в богатый регион государства. ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК Из Жалованной грамоты царя Федора Ивановича 1587 года «А гости и купцы английские привозят свой товар продавать в Холмогорах, на Двине, в Вологде и Ярославле. Они свой товар продают, а пошлины с них брать во всем государстве нашем в половину... А для товаров своих они могут нанимать извозчиков... Пожаловать английских купцов землями на Москве... в Ярославле, в Вологде, в Холмогорах и на побережье морском (Белое море). А они себе на тех землях по своему желанию могут строить дворы и жить, а тягла не тянут (налогов не платят). А на дворах своих они могут держать людей иностранных два-три человека или русских молодых людей два-три человека, и товары свои хранить и продавать их кому захотят по этой нашей жалованной грамоте, а люди их не могут торговать никакими товарами». (Ярославль: История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 года/Ярославль, 1990. С. 79) Это интересно 1. Выгода торговли по Волге осознавалась во многих русских землях. Жители северо-западных территорий Новгорода участвовали в волжских походах с целью наживы. Так появились русские пираты. Их называли ушкуйниками, потому что они плавали на ушкуях — речных судах. Это были вольные люди. Власти стремились освободиться от подобных, иногда буйных элементов населения и указывали им дело — расширять пределы Новгорода. Чаще всего они сами, на свой страх и риск, совершали разбойничьи набеги. Летопись сохранила упоминания нескольких походов ушкуйников: в 1371 году разграбили Ярославль и Кострому; в 1391 году опять грабили по Каме и Волге. Ушкуйничество встречается и в XV веке, но уже в более слабой форме: Москва ослабила, а затем и подавила вольность Новгорода. 2. Для взятия Казани была построена деревянная крепость во владениях ярославских князей Ушатых на реке Волге, примерно в районе современного Мыш-кина. Крепость была разобрана по бревну, сплавлена вниз по Волге и собрана напротив Казани, в месте впадения реки Свияги. Руководил работами выдающийся мастер оборонительных сооружений XVI века Иван Выродков. Так возник город Свияжск, сыгравший важную роль в 1552 году в покорении Казани. 1. Какие занятия жителей края были наиболее важными для жизни людей в XV—XVI веках? 2. Какие занятия жителей твоего района ты знаешь? 3. Какую роль в судьбе Ярославской земли играла река Волга? 4. Какое значение для Ярославского края имело присоединение Казани? 5. Как товары из Ярославской земли и других регионов России попадали в Западную Европу? §6. ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ И МОСКОВСКИЕ ГОСУДАРИ В XVI веке значимость городов и монастырей Ярославской земли осознавалась многими людьми. Часто приезжали сюда на богомолье правители государства. В случае военной угрозы здесь спасали членов великокняжеской семьи и казну. Все чаще официальные летописи упоминают Ярославский край. Посещал монастыри Переславля-Залесского великий князь московский Василий III. Он молился о наследнике, которого долгие годы у него не было. По преданию, молитва в Никитском монастыре была услышана Господом. В 1530 году родился сын, названный Иваном. Впоследствии Иван Грозный бывал в городе не один раз, жертвовал деньги и иконы. На его средства в 1561—1564 годах в Никитском монастыре был построен большой пятиглавый собор Никиты Великомученика. Иван Грозный совершал поездки по монастырям вместе со своей семьей. По преданию, Иван Грозный приезжал молиться о даровании ему сына в переслав-ский Троицкий монастырь. Его основал в 1508 году монах Даниил. В 1560 году неподалеку от Переславля-Залесского в деревне Собилка родился царский сын Федор (будущий царь, последний представитель династии Рюриковичей). Монах Даниил стал крестным отцом младенца. Царь пожертвовал деньги на строительство каменного собора, а настоятелем монастыря был назначен Даниил. Монастырь после смерти знаменитого монаха получил двойное название — Троице-Данилов. ' В 1552 году, двигаясь с войском на Казань, Иван IV посетил ростовский Авраамиев монастырь. По преданию, здесь хранился жезл монаха Авраамия, которым он сокрушил языческое капище в XI веке. С тех пор и существует монастырь. Иван IV взял жезл с собой в поход и с его помощью одержал победу над Казанским ханством. А уже в 1553 году по приказу царя в честь взятия Казани здесь был построен первый в монастыре каменный храм — Богоявленский собор. Иван Грозный три раза приезжал в Борисоглебский монастырь и внес в него 15 вкладов. Есть свидетельства того, что он хотел постричься вместе с опричниками в эту обитель. Некоторые опричники действительно ушли в монастырь. В Борисоглебском монастыре, видимо, стал монахом и умер опричник Иван Чоботов. До XIX века здесь сохранялась могильная плита с его именем. С именем отца Ивана Грозного, великого князя Василия III, по некоторым данным, связано строительство городского Успенского и монастырского Спасо-Преобра-женского соборов в Ярославле. Он приезжал сюда на богомолье, давал деньги в Петропавловский монастырь. После взятия Казани Иван Грозный предпринял поездку в Кирилло-Белозерский монастырь. По пути он остановился в Толгском монастыре. По местным преданиям, он приложился к иконе Толгской Богоматери и излечился от болезни ног. После исцеления царь преподнес монастырю богатый дар: средства на строительство каменного Кресто-воздвиженского храма и посадку кедровой рощи при монастыре. Однако существует и другая версия происхождения священной кедровой рощи — она была посажена силами многочисленных паломников. Эта же поездка по монастырям, по преданию, повлияла и на судьбу Романова. Возвращаясь из Кирилло-Бе-лозерского монастыря, царь Иван Васильевич посетил городок Романов. Позднее он пожаловал Романов с окрестностями (с уездом) родственникам правителей Ногайской Орды, присоединенной к России. Родственников ногайских правителей звали в России татарскими мурзами. Они обосновались в своих вотчинах, а в Романове имели дворы. С ними прибыли слуги, братья, племянники. Они поселились в отдельной слободе за посадом. Все ногайское население находилось под наблюдением дьяков Посольского приказа. Но все вопросы управления и суда у них решали сами мурзы. В случае спора татар и русских это дело рассматривал суд, в который входили два представителя татар и два от русского населения Романова, а возглавлял его воевода. Так среди населения исконной русской местности оказалось большое количество выходцев из далеких южных земель. Потомки ярославских удельных князей не были обойдены великокняжеским вниманием. Их имена часто встречаются среди придворных и военачальников уже во времена Ивана III. Князь Константин Глебович Яро-славский-Шах в 1482 году служил воеводой в Нижнем Новгороде. Иван Засекин-Ярославский был первым русским послом в Испании. Он ездил по специальному поручению Василия III и получил от императора Карла V золотые ожерелья, цепи и монеты (они использовались вместо медалей более позднего времени). Князь Михаил Иванович Кубенский получил при Василии III высший чин и командовал Большим полком русского войска. Несколько представителей рода князей Курбских, которые владели землями по реке Курбе, служили воеводами и командовали войсками в походах. Во второй половине XVI века Ярославский край ощутил на себе политические изменения, происходившие в стране. Одним из них стало введение опричнины. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, входили ярославские земли в опричнину или нет. Уже в первый год опричнины (1565) Иван IV «опалился» на ярославских князей, подверг их наказанию. Царь отнял их земли, а самих князей выселил в Среднее Поволжье. Некоторые представители старых знатных родов были уничтожены. Одной из причин царского гнева было то, что выходец из Ярославского края князь Андрей Курбский бежал в Литву, с которой Русь вела в этот период войну. Видимо, Иван IV подозревал ярославскую знать в связях с князем-изменником, а возможно, даже и в заговоре против царя. Хотя никаких доказательств заговора и связей с Курбским не найдено, ярославские князья были наказаны. Многие вотчины после такой расправы запустели или были разделены между служилыми людьми. Часть слуг и родственников наказанных князей погибли или разбежались. Из Ярославской земли происходили и знатные опричники. Среди них — князья Г. П. Вельский, Роман и Дмитрий Пивовы и другие. В Ярославский край ссылали также видных военнопленных и русских деятелей. Ссылка считалась мягкой мерой наказания. Она применялась к тем людям, которые могли еще быть полезными государству. После разгрома Ливонского ордена в 1560 году Иван Грозный отправил сюда взятого в плен магистра ордена Фюрстенберга. Царь щедро наградил его, отдав ему Любим в пожизненное владение. Выбор края как места ссылки был неслучаен. Он находился недалеко от Москвы, поэтому в любой момент ссыльного человека можно было вернуть. Здесь имелись все возможности для содержания важных персон. Вильгельм Фюрстен-берг прожил в Любиме около 10 лет и здесь же был похоронен. Поиски его затерявшейся могилы до сих пор волнуют местных краеведов. После смерти Ивана Грозного новым царем Федором в Углич были переселены бояре Нагие — родственники последней жены Ивана IV вместе с его сыном Дмитрием. Город с округой были отданы им во владение. Иностранцы оставили некоторые сведения об этом ребенке. Он с удовольствием смотрел, как режут на скотном дворе животных. Зимой приказывал слугам делать снежные фигуры и сам рубил им руки, ноги и головы, приговаривая: это такой-то боярин, это такой-то боярин. Современники считали, что характером он выдался в отца. Дмитрий страдал неизлечимой болезнью — эпилепсией. В мае 1591 года царевич был обнаружен мертвым. Его мать, Мария Нагая, увидев эту страшную картину, упала в обморок. Кто-то ударил в колокол. Сбежавшиеся угличане растерзали слуг царевича, а потом стали громить дома и дворы богатых людей города. Из Москвы, прислали специальную комиссию для расследования «угличского дела». Ее возглавлял князь Василий Шуйский. Выясняли не только обстоятельства смерти царевича, но и виновников восстания. Очень жестоко наказали угличан. Как сообщает летопись, «некоторых казнили, у иных отрезали языки, иных разослали по темницам, множество же людей сослали в Сибирь, где ими заселили только что построенный город Пелым. И оттого Углич запустел». Был наказан даже вечевой колокол: ему отрезали ухо, язык, били кнутом и, как человека, сослали в Сибирь. Допросив свидетелей, комиссия пришла к выводу, что царевич погиб в результате несчастного случая. Во время игры в ножички у него случился приступ болезни, и он сам упал на лезвие. Эта официальная версия вызвала сомнения уже у людей XVI века. В слухах этого периода виновником гибели царевича считали Бориса Годунова. Но власть и сила Бориса при царе Федоре были так велики, что ему было важнее иметь царевича в живых. Смерть сына Ивана Грозного в тот момент была выгодна, скорее, противникам Бориса Годунова. Обстоятельства смерти Дмитрия до сих пор не выяснены. Медики считают, что сам человек в приступе эпилепсии не может причинить себе такого вреда, как случилось с царевичем Дмитрием. Выяснить имена людей, совершивших такое страшное преступление — убийство больного ребенка — теперь уже, видимо, не удастся. После восстания в Угличе царицу Марию Нагую и ее братьев постригли в монахи и выслали в разные монастыри. Слухи об убийстве царевича на некоторое время затихли. Они оживятся и приведут к новым трагедиям через десять лет. Пока жизнь в крае входила в свое прежнее русло. Эти события отразились в гербе города Углича в XVIII веке. Там изображен царевич Дмитрий с ножичком в руке. В XVI веке российские правители включили Ярославль в свой титул. Его знак-герб в виде рыбы изображался на царской печати. Ярославские земли упоминались в завещаниях великих князей. Таким образом, Ярославский край прочно вошел в жизнь страны и имел с нею одну судьбу. Это интересно Городу Угличу уделяла внимание семья Дмитрия Донского. По одной из версий, его жена Евдокия основала в XIV веке здесь Богоявленский женский монастырь. По приказу митрополита Алексия — воспитателя и наставника Дмитрия Донского — был заложен Успенский монастырь. Находится он на холме, который горожане называли «Огневой горой». Хорошо укрепленная обитель считалась форпостом не только Углича, но и северных земель Руси. В 1439 году, после обретения мощей митрополита Алексия, он стал именоваться Алексеевским. ? 1. Какие московские правители посещали Ярославскую землю? С какими целями они это делали? 2. О чем свидетельствуют частые приезды государей в Ярославский край? 3. Какие события 1591 года отразились в гербе города Углича? 4. Что ты знаешь о своем населенном пункте в XVI веке? |