Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Этапы формирования государственно-правовых воззрений С.Е. Десницкого

  • 3.1 Взгляды С.Е. Десницкого на государственное устройство России

  • Заключение

  • Объект данного исследования

  • Цель данного реферата

  • 1. Идеологические и историко-политические предпосылки формирования государственно-правовых воззрений основателя российской юриспруденции С.Е. Десницкого

  • Реферат Десницкий. С. Е. Десницкий о юридической науке и юридическом образовании


    Скачать 48.58 Kb.
    НазваниеС. Е. Десницкий о юридической науке и юридическом образовании
    Дата07.06.2021
    Размер48.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Десницкий.docx
    ТипРеферат
    #214860
    страница1 из 3
      1   2   3



    Содержание

    • Введение

    • 1. Идеологические и историко-политические предпосылки формирования государственно-правовых воззрений основателя российской юриспруденции С.Е. Десницкого

    • 2. Этапы формирования государственно-правовых воззрений С.Е. Десницкого

    • 3. Взгляды С.Е. Десницкого на проблемы государства и права

    • 3.1 Взгляды С.Е. Десницкого на государственное устройство России

    • 3.2 Судебные преобразования С.Е. Десницкого

    • 3.3 Учение С.Е. Десницкого о праве

    • 4. С.Е. Десницкий о юридической науке и юридическом образовании

    • Заключение

    • Использованная литература и источники


    Введение

    В условиях современного российского общества все более интенсивно развивается комплекс гуманитарных наук, которые являются наиболее значимым средством формирования мировоззрения XXI века. В настоящее время, когда происходит пересмотр многих понятий правоведения в связи с совершенствованием системы российского законодательства, обращение к истокам теоретической юридической науки представляется необходимым. В этой связи все больший научный интерес представляют исторические проблемы становления философского учения о государстве и праве, без осмысления которых порой невозможно понять многие современные процессы, происходящие в настоящее время в российском обществе.

    Наша действительность во многом схожа с рассматриваемым в данном реферате историческим периодом Просвещенного абсолютизма - второй половиной XVIII века. Повышенный интерес общества к законотворчеству, стремление избежать противоречий в деятельности законов, необходимость разумного разрешения проблемы прав человека, установление равновесия законодательной и исполнительной властей, выбор для России наиболее действенной и оптимальной формы государственного правления.

    В силу названных выше обстоятельств изучение процесса становления и развития отечественного права и учения о государстве, в котором значительную роль играли прогрессивные российские мыслители эпохи Просвещения, дает представление о сложностях, возникающих в результате активного законотворчества, и теснейшей его связи с государственными проблемами.

    Отечественное право всегда было неразрывно связано с политическими, социальными, экономическими задачами российского общества, а данное исследование представляет собой попытку историко-правового осмысления такого феномена, как государственно-правовые воззрения выдающегося просветителя второй половины XVIII века, одного из основателей российской юридической науки профессора Семена Ефимовича Десницкого (1740-1789).

    Сегодня правовая наука может развиваться, опираясь на практический опыт русского народа, отраженный в работах выдающихся русских юристов, в том числе и С.Е. Десницкого. Исследования этого ученого могут помочь определить ориентиры развития современной юридической науки в направлении утверждения приоритетности прав личности, признания их ведущей роли в развитии права.

    Объект данного исследования - государственно-правовые воззрения второй половины XVIII века в России.

    Предмет исследования - воззрения и идеи С.Е. Десницкого, выраженные в проектах, речах и иных сочинениях мыслителя.

    Цель данного реферата - историко-правовое изучение процесса формирования и распространения государственно-правовых воззрений С.Е. Десницкого, степени их влияния на дальнейшее становление и развитие отечественного права и учения о государстве, а также их значение для современных научных изысканий в области государства и права.

    Поставленная в работе цель предопределила постановку следующих задач:

    определить идеологические и историко-политические предпосылки формирования государственно-правовых воззрений основателя российской юриспруденции С.Е. Десницкого;

    определить этапы формирования государственно-правовых воззрений С.Е. Десницкого;

    охарактеризовать взгляды С.Е. Десницкого на проблемы государства и права: взгляды философа на государственное устройство России, судебные преобразования Десницкого, учение о праве;

    описать взгляды философа на юридическую науку в целом и проблемы юридического образования.

    десницкий право государство юридическое

    В ходе работы над данным исследованием были использованы труды самого философа, а также работы российских исследователей деятельности С.Е. Десницкого, а именно С.А. Покровского, А.В. Пролубникова, Н.А. Балабановой и др. авторов.

    1. Идеологические и историко-политические предпосылки формирования государственно-правовых воззрений основателя российской юриспруденции С.Е. Десницкого

    Вторая половина XVIII века - это эпоха, когда наука и просвещение получили широкую поддержку со стороны царствующих особ. В этот период стали известными такие государственные и общественные деятели, как С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.И. Панин, П.И. Панин, И.Л. Третьяков, Д.И. Фонвизин, М.М. Щербатов. Они принимали активное участие в процессе совершенствования механизма государственного управления, а также в развитии политической и правовой науки.

    Вторая половина XVIII века - это эпоха правления Екатерины II, период позднего феодализма, разложения феодально-крепостнических отношений, апогей политической силы и воли дворянства, отмеченный наивысшим крепостническим гнетом и его распространением на новые территории России.

    Данный исторический период характеризуется бурными процессами межсословной борьбы. Крестьянство усиленно сопротивлялось эксплуатации со стороны государства и помещиков. Купечество требовало узаконить свои права, в ряде случаев пытаясь приравнять их к дворянским. Дворянство стремилось получить новые права и привилегии, желая быть не только опорой самодержавия и объектом, с помощью которого достигается государственный интерес, но и полноправным субъектом управления государством, пользователем всех государственных благ.

    Вследствие этого в стране наблюдается постоянная угроза взрыва прежних политико-правовых форм. Стабильность Российского государства постоянно нарушалась, ставила императоров и их окружение перед необходимостью проведения реформ в целях укрепления своей власти с перспективой перехода от феодальной к буржуазной монархии. В результате этого дворянство теряло свою ведущую роль и политическую инициативу. Государство делало все возможное, чтобы упрочить лидерство дворянства в политической жизни.

    Период правления Екатерины II связан с зарождением разночинной интеллигенции; резким возрастанием масштабов осуществления идеологической функции государства; формированием официальной идеологии, весьма гибкой и послушно следующей за всеми изменениями политики абсолютистского государства, развитие которой направлялось непосредственно монархом; оформлением консервативного и либерального течений дворянской политической идеологии; развитием просветительства.

    В рассматриваемый период наметились тенденции по совершенствованию юриспруденции и юридического образования, что было связано с Московским университетом, открытым в 1755 г. Государство организовало подготовку юридических кадров.

    В России в данный период зарождался лагерь просветителей, предлагающих проекты государственных преобразований, развивающих передовые идеи в области науки и образования, высказывающихся за ограничение и полную ликвидацию крепостного права. Наиболее известными представителями этого направления были С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.

    Таким образом, идеологическая и политическая обстановка в России второй половины XVIII в. способствовала созданию предпосылок, которые в целом повлияли на формирование государственно-правовых воззрений С.Е. Десницкого.

    Среди идеологических предпосылок можно отметить:

    формирование официальной правительственной идеологии "просвещенного абсолютизма", которое заключалось в использовании идей философии Просвещения и переложением их на российскую действительность;

    формирование консервативно-аристократического и либерального течений политико-правовой мысли, представители первого из которых настаивали на сохранении в неизменном виде феодально-крепостнического строя, одновременно критикуя отдельные проявления политики самодержавного государства, а лидеры второго выступали против чрезмерной самостоятельности самодержавного монарха по отношению к дворянству, выдвигали проекты некоторого смягчения крепостного права, стремились укрепить господствующее положение дворянства в условиях намечавшегося кризиса феодально-крепостнической системы;

    зарождение просветительского движения.

    Сдери историко-политических предпосылок можно отметить:

    укрепление самодержавия, выражающееся в отрицании Екатериной II любой формы правления, кроме абсолютной монархии;

    бурные процессы межсословной борьбы, характеризующиеся усиленным сопротивлением крестьянства эксплуатации со стороны государства и помещиков; стремлением купечества узаконить свои права; желанием дворянства получить новые права и привилегии, быть опорой самодержавия, пользоваться всеми государственными благами;

    переход от феодально-крепостнического уклада к капиталистическому, который связан с развитием экономики, появлением мануфактур, использованием вольнонаемного труда, интенсификацией сельского хозяйства;

    повышение уровня образования, свидетельством чего является увеличение численности учебных заведений разного профиля, преподавание ранее не изучавшихся учебных дисциплин;

    укрепление связей России с Европой, в результате чего сложилась практика направления молодых дворян для обучения за границу.

    2. Этапы формирования государственно-правовых воззрений С.Е. Десницкого

    Для того, чтобы определить этапы формирования государственно-правовых воззрений одной из наиболее ярких и значительных фигур русского просветительного движения второй половины XVIII века С.Е. Десницкого, проанализируем периоды его жизни и творчества.

    С.Е. Десницкий происходил из духовного звания и первоначальное образование получил в Троицко-Лаврской семинарии. Впрочем, этого с уверенностью сказать нельзя, т.к. в первые годы существования этой семинарии, т.е. именно тогда, когда учился в ней С.Е. Десницкий, начальство нового учебного заведения, основанного по мысли императрицы Анны Иоанновны Арсением Могилянским, архиепископом переяславским, часто заполняло классы детьми монастырских служителей, солдат и разночинцев, из-за сохранившейся еще в то время среди большинства приходского духовенства боязни отдавать сыновей в школу. Неизвестно также, каким образом, по окончании семинарии, Десницкий попал вместо Духовной академии в одну из гимназий, учрежденных при Московском университете. Однако то, что он там был, - несомненно, так как в "Истории Московского университета" Шевырев указывает на сохранившийся документ о годовом акте 27 апреля 1759 года, когда университет в первый раз "произвел" студентов из учеников своих двух гимназий. Среди них встречается имя Семена Десницкого.

    Пробыв всего лишь год студентом университета, Десницкий был отправлен в академию наук в Петербурге, а в следующем 1761 году Шувалов командировал его вместе с Третьяковым, - тоже впоследствии профессором, - в Шотландию, в Глазгов для завершения образования. Оба студента присылали оттуда аттестации от своих профессоров и в отчетах писали, что слушают лекции, юридические, медицинские и математические, исполняя данное им предписание от Академии, которая полагала, что для изучения одной лишь юриспруденции не стоит ехать так далеко.

    В Глазгове Десницкий слушал курс нравственной философии, читавшийся прославившимся впоследствии Адамом Смитом. Главное внимание за границей Десницкий обращал на юридические науки, чувствуя к ним склонность. В 1765 году, по окончании курса, он был удостоен степени магистра свободных наук, а через два года Глазговская академия признала его доктором гражданского и церковного права, вместе с чем, ему были пожалованы привилегии английского гражданства, звания, особенно почетного для иностранца.

    Поездка за границу оставила неизгладимый след на образе мыслей Десницкого. Он подметил там проблески зарождающегося исторического направления в изучении права и явился первым и смелым представителем в России этого еще не вполне определившегося при нем направления. До него, и в Московском университете, и в других учебных заведениях, где преподавалось правоведение, все коренилось на праве естественном, "перстом Божеским во всех сердцах написанном"; всюду господствовали Пуффендорф и Вольф. Можно было предполагать, что, воспитанный на их отвлеченных воззрениях, беспочвенных и далеких от действительности, Десницкий и сам окажется последователем школы естественного права. Однако этого не случилось.

    Лекции Адама Смита не могли не произвести впечатления на восприимчивого русского студента, одаренного большими способностями. Они послужили толчком к дальнейшей, уже самостоятельной разработке начал нового направления. По возвращении из Глазгова в 1767 году, Десницкий и Третьяков изъявили желание подвергнуться экзамену, чтобы затем иметь право читать лекции.

    Университетская конференция встретила докторов Глазговского университета с предубеждением, не рассчитывая на их особенные познания, ввиду странного смешения предметов, которые они слушали за границей. Ададуров, бывший в то время куратором университета, приказал, однако, допустить их к испытанию. Первым был назначен экзамен из юриспруденции. Были присланы от Сената вопросы на латинском и русском языках для задания экзаменующимся; кроме того, вопросы на латинском языке предлагали профессора Дильтей и Лангер и обер-секретарь 3-го департамента Сената, Самуил Ден, командированный присутствовать при испытании. Спустя несколько дней Десницкий читал пробную лекцию на предложенную ему тему "De praescriptionibus".

    Дильтей отозвался с большой похвалой относительно обоих экзаменовавшихся, но предпочтение отдал Десницкому. Лангер высказался несколько строже, с некоторыми ограничениями, но и он отдал преимущество Десницкому. Затем Ададуров потребовал, чтобы доктора прав проэкзаменовались из математики. Он основывался на том, что в числе казенных расходов ими обозначены деньги, заплаченные в Глазгове профессору математики и учителю коммерции. Десницкий и Третьяков просили избавить их от испытания ввиду того, что, хотя они и занимались математикой, однако больше труда и времени посвящали юриспруденции. Требование было повторено, но Десницкий отказался наотрез экзаменоваться.

    Ему было поручено читать римское право по руководству Гейнекция, с применением к праву русскому. Ададуров предписал вести преподавание на латинском языке для того, чтобы профессора-иностранцы могли точнее судить о достоинстве лекций. Ho уже в следующем году вопрос о языке лекций был решен в смысле, желательном для первых русских профессоров университета. Императрица высказалась, "что в университете пристойнее читать лекции на русском языке, а особливо юриспруденцию". Ее воля, разумеется, была исполнена.8 мая 1768 года Десницкий был возведен в звание экстраординарного профессора и допущен к заседаниям конференции. Через 5 лет после того он был наименован ординарным профессором. В течение почти 20 лет, до самого дня увольнения из университета, он читал курс Римского права, применительно к русским законам.

    В ту пору еще не считалось допустимым вести преподавание по своей системе, и профессорам указывали готовые системы, готовые учебники, которыми должны были они руководствоваться. Проявить самостоятельность воззрений было делом нелегким. Большинство профессоров, менее даровитых, подчинялись силе обстоятельств. Но Десницкий, провидевший, по выражению Морошкина, что не одна фантазия ведет народы к их назначению, и искавший духа законов в сущности вещей, в истории народов, превозмогал этот гнет. Его сохранившиеся литературные труды свидетельствуют, что он был далек от мысли придерживаться господствующих взглядов. И его речи, и примечания к переводу сочинения Блакстона заставляют думать, что он был тверд в убеждениях и вряд ли слепо придерживался Гейнекция в своих лекциях. Относясь отрицательно к умствованиям представителей школы естественного права, Десницкий позволял себе посмеиваться над ними. Зато он чрезвычайно высоко ставил своего учителя, Адама Смита, последователем которого являлся сам.

    По мнению Десницкого, абстрактные теории права не имеют никакой цены в смысле практического их осуществления; наука должна способствовать облегчению и ускорению естественных процессов социальной жизни, но она может достигать этой цели единственно путем изучения самой жизни в настоящем и прошлом.

    В самом начале своей деятельности, в первый же год профессорства, Десницкий произнес речь "О прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции", дав этою речью вполне стройную и выработанную программу университетского преподавания и научной разработки права. Он находит, что для успешного изучения науки законоведения необходимо преподавать: здравую нравоучительную философию, натуральную юриспруденцию, языки и другие вспомогательные науки, как-то: грамматику, риторику, логику, физику, математику и пр. Основательно усвоив эти предметы, студент может приступать "к практике, в которой и сам после найдет и откроет другим такие тонкости, каковые многие и видеть не могут". Для практического изучения права должно собрать все, как древние, так и новые законы и указы, и из них составить наставление российских прав; в университете, наряду с кафедрой теории права, необходимо открыть кафедру практики, и профессор, которому она будет поручена, должен руководить студентами в практических занятиях по разбору тяжебных дел. Мысль Десницкого о введении практических занятий была несколько позднее осуществлена. Руководительство было поручено одному из учеников его, Горюшкину. Речь "О прямом и ближайшем способе." подчеркивала, между прочим, необходимость, вместо всяких отвлеченных построений, исторического описания и исторического доказательства в каждом юридическом исследовании.

    Чтобы дать образ нового метода исследований институтов права, Десницкий включает в свою речь "Рассуждение о происшествии преимущества, власти и старшинства в народах, от которых и происходит их правление", где подробно выясняет, что может служить основой власти на каждой из ступеней человеческой культуры, зависящей от последовательных изменений хозяйственного быта народов. В последующих речах Десницкий объясняет происхождение семьи, собственности и казней. Он проводит мысль о равноправности мужчин и женщин, указывает, что признание равноправности свидетельствует о превосходстве новой цивилизации в сравнении с бытом древних времен. Проследив быт народов от первоначальной бродяжеской формы до последней - коммерческой", и основательно выяснив себе, как человек может относиться и относится к вещи в каждом состоянии, Десницкий приходит к убеждению, что понятие о праве собственности слагается в зависимости от количества труда, затраченного на производство вещи; таким образом институт собственности устанавливается с той поры, когда человек начинает заниматься земледелием и от кочевого образа жизни переходит к оседлому.

    Спорный и в наше время вопрос об основании и цели наказания разрешается Десницким в смысле крайних теорий "самозащиты" и "предостережения". Карательная деятельность государства коренится, по его мнению, в инстинкте мести, в потребности отплатить за причиненное зло; казнь тем только разнится от обыкновенной мести, что "она согласна всячески с удовлетворением обидимых и в то же время с общим благоволением посторонних зрителей". Указывая, как на цель наказания, на необходимость поддержания порядка, Десницкий вместе с тем требует, чтобы "учиненные казни не выходили за предел человечества"; иначе, говорит он, зрители могут почувствовать сожаление к преступнику, и сами казни не будут иметь "действительного успеха в пресечении злотворства". Таким образом, не будучи по специальности криминалистом, Десницкий, если и не заметил других оснований и целей наказания, он понял, насколько не соответствуют духу времени чрезмерно жестокие кары, и приложил свои силы к тому, чтобы способствовать замене старых карательных систем новыми, более мягкими и человечными. Ведь, если в его время и не практиковалась в широких размерах смертная казнь со всеми ее ужасами, то это было не в силу духа тогдашних законов, а лишь потому, что сохраняло свое действие, как временная мера, замена казни ссылкой и каторгой.

    Поставив своей задачей развить в соотечественниках любовь к изучению права, Десницкий произносит речь "О пользе знания отечественного законоискусства" для лиц всех сословий, особенно в ту пору, когда после созыва Уложенной комиссии явилась надежда получить кодекс, заключающий гуманные законоположения, согласные с духом "Наказа" - надежда, не осуществившаяся, однако, воодушевившая всех, так как комиссия официально считалась существующей до 80-х годов, несмотря на то, что, распущенная в 1768 году, уже вновь не собиралась.

    По признанию Морошкина на акте 1834 года, никто не станет отрицать, что русский юридический факультет создан всецело Десницким. Им намечена и получившая осуществление программа, им же привлечены и слушатели. До его вступления на кафедру был период, когда один лишь профессор представлял собою факультет, и был год, когда на факультете был лишь один слушатель.

    С.Е. Десницкий сыграл видную роль в истории Московского университета. При самом основании в 1783 г. Российской Академии (русского языка и словесности) он был избран в число действительных членов, как отличавшийся красноречием оратор. Желая послужить делу, предпринятому Академией, а именно составлению русского словаря, Десницкий взял на себя труд сделать выборку слов из старинных русских законодательных памятников, кончая Уложением Алексея Михайловича. К занятиям, не имеющим прямого отношения к любимой им юриспруденции, надо причислить также преподавание английского языка, которое он вел с 1783 по 1786 годы, и исполнение обязанностей эфора над казенными студентами.

    В 1787 году Десницкий, по болезни, принужден был оставить кафедру, и вскоре (15 июня 1789 г.) скончался.

    Подведем некоторые итоги. Государственно-правовые воззрения С.Е. Десницкого складывались во время его обучения:

    в духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры (1759);

    гимназии при Московском университете (1759-1760);

    в Московском университете (1760-1761);

    в Глазговском университете (1761-1767).

    Во время обучения С.Е. Десницкий познакомился с будущими выдающимися деятелями русского просвещения Н.И. Новиковым, И.А. Третьяковым, Д.И. Фонвизиным, с деятельностью М.В. Ломоносова, став впоследствии продолжателем его дела, с прогрессивными английскими учеными Дж. Уаттом, А. Смитом, Дж. Милларом и их убеждениями, изучал труды известных философов того времени, греческий язык, натуральную и нравоучительную философию, метафизику и математику, гражданское право, боролся за развитие системы высшего образования, доступного для всего населения России, ратовал за чтение лекций на русском языке, стал первым русским доктором права, получившим эту ученую степень за границей.

    Просветительская деятельность С.Е. Десницкого не ограничивалась научной и преподавательской работой. Он много сделал как издатель, принимал участие в сочинении правильного Российского словаря по азбуке. Он занимался переводческой деятельностью, которая давала ему дополнительную возможность донести до читателя свои взгляды, несмотря на то, что открыто высказываться по ряду вопросов не представлялось невозможным. Благодаря С.Е. Десницкому в России впервые начали осуществляться прямые переводы с английского языка.

    С.Е. Десницкий - автор многих трудов о проблемах государства и права. Перечислим их.

    1. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи (1768).

    2. Юридические рассуждения:

    О вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими у разных народов защищаются (1772);

    О начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оное приведенным быть кажется последовавшими народами просвещеннейшими (1775);

    О пользе знания отечественного законоискусства и о надобном возобновлении оного в государственных высокопокровительствуемых училищах (1778);

    О разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства… говоренное… апреля 21 дня 1781 года (1781).

    3. Рассуждение о родительской власти, которую у римлян имел отец над своими детьми и которая примечается и у всех народов, когда они в невежественном и варварском состоянии находятся.

    4. Слово:

    О прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции, в публичном собрании императорского московского университета… говоренное… июня 30 дня 1768 года (1768);

    О происшествии и учреждении университетов в Европе на государственных иждивениях (1768);

    О причинах смертных казней по делам криминальным (1770).

    5. Примечания к переводу книги Блэкстона "Истолкования аглинских законов" (1780).

      1   2   3


    написать администратору сайта