Главная страница
Навигация по странице:

  • Как выглядели костюмы и как они были сделаны

  • Костюмы для ряженых. С. Г. Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научноакадемически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеС. Г. Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научноакадемически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты
    Дата12.02.2022
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКостюмы для ряженых.pdf
    ТипДокументы
    #359695

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    1/26
    Костюмы для ряженых
    В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу.
    За границей русскую Mасленицу журналисты даже иногда стали называть русским Хэллоуином
    В принципе, если совсем не понимать русскую культуру, то перепутать можно. Одеваются в коз и медведей и еще чего-то зубастое, мохнатое и лохматое. Кому-то может даже страшным показаться.
    Вот три картинки для сравнения. Прикольно выглядят рядом.
    Ряженые, Хэллоуин и Крампус. Как говорится, почувствуйте разницу.
    Пишет selyanka1 (selyanka1) 2018-01-01 22:00:00 selyanka1 selyanka1 2018-01-01 22:00:00

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    2/26
    Ряженые. Детей развлекают играми.

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    3/26
    Хэллоуин. Детей пугают.

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    4/26
    Крампус. Детей пугают.
    На самом деле костюм ряженого имеет свою собственную историю, и связан совсем не со страхом перед какими-то мёртвыми или чудищами, которые тебя съедят или в могилу утащат, а больше с народными играми и театрализованными постановками.
    Я нашла очень интересную статью А. В. Пахомовой, профессора
    Московской художественно-промышленной академии им.
    С.Г.Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научно-академически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты с сайта http://www.muzcentrum.ru/
    *******************************************
    Pяженье (ряжение) – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. По веками сложившейся традиции, русские часто надевали необычные костюмы, лицо, как правило, скрывали под масками или мазали сажей, красками, чтобы максимально

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    5/26
    изменить облик до неузнаваемости. Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения,
    “музыкальные” инструменты (например, две заслонки, вдобавок необходимо было и необычно двигаться – подскакивать, вертеться,
    приплясывать и т.п.
    Ряженых чаще всего можно было увидеть во время празднования масленицы и на святки, реже – на Троицу и праздник Ивана Купалы.
    В целом ряжение представляло собой обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.
    Маски. Наверху слева-направо: колядовальная маска; святочная
    маска; маска, используемая в обрядах плодородия (Исторический
    музей, г. Бийск); маска козы Внизу слева-направо: святочные маски
    (найдены при раскопках в Новгороде); шествие ряженных

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    6/26
    В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно – все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не менеe в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.
    М. Павлова. Ряженые

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    7/26
    Основными персонажами, которых чаще всего изображали ряженые были:
    коза, конь, медведь, тур, аист и журавль – эту группу можно обобщить под названием "животные";
    следующая группа – персонажи потустороннего мира и нечистой силы – смерть, покойник, "дед", "баба", кикимора, русалка, черт,
    ведьма;
    часто изображали так называемых "чужих", т.е. представителей других народов, социальных или профессиональных групп – это солдат, барин, нищий, странник, цыган, еврей, немец, арап и т.п.;
    святых – Николая, Андрея, Варвару и ангелов.
    Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, "кудесники", "буки", "черти",
    "хухольники", "окрутники", "халявы", "чудики" и т.п.
    Ряженые. Русская открытка до 1917 года. В литографии Кушнерев

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    8/26
    и компания.
    Приемы и материалы, которыми достигалось изменение внешности,
    очень просты, но та находчивость, которую применяли в народе,
    конечно, поражает искушенное воображение современного человека.
    Подручные материалы – солома, коромысло, ухват, веник, горшок,
    куски рогожи, береста, тулупы, вывернутые наизнанку и мн. др. – все шло в ход и превращало в нужный персонаж, будь то ангел,
    кикимора или лошадь. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др. Чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые приделывали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой, вставали на ходули,
    закутывались в белое полотно и так далее.

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    9/26
    Современные маски ряженых
    В разных местностях были свои излюбленные персонажи, образы которых создавались давно вошедшим в праздничный обиход и ставшим традицией способом. Например, в Костромской губернии на святки вовремя колядования ряженые ходили по домам в виде калек с вымазанными сажей лицами, со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы выглядеть косматыми. Такие персонажи назывались "старики" или "пугала". Помимо ряженых страшного вида были смешные, необычные ряженые. Чтобы выглядеть чудно,
    мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины – в мужскую, при этом нередко на ноги надевали непарную обувь, на голову корзину или что-нибудь из посуды.
    Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты, или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову "козы", "кобылы", "тура"; они заходили в дом на четвереньках,

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    10/26
    бодались, скакали по избе, махали хвостом, подражая поведению изображаемых животных. Иногда два участника составляли одну фигуру "коня", "быка", что требовало слаженности движений и определенных навыков. Могли нарядиться "курицей" или "журавлем".

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    11/26
    Современные маски ряженых

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    12/26
    В Московской области нарядившийся "журавлем" ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, а в руках держал кочергу, имитирующую клюв.
    На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженый "покойником": его одевали в белое,
    натирали лицо мукой, в рот вставляли торчащие зубы, вырезанные из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.Добавлю, что ряжение воспринималось во многих местах как грех. Обычно в страшные маски "покойников"
    рядились лишь мужчины, реже — женщины, но ни в коем случае не девушки и уж тем более не дети. Из материалов, собранных на
    Русском Севере, следует, что сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий.
    Когда праздничные гулянья заканчивались, принимавшие участие в ряженье должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой.
    А вот как описываются ряженые на Масленицу: "По сказаниям церковных историков в дни эти безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такая костюмировка (народный маскарад)
    служила на маслянице поводом к самому веселому разгулу…".

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    13/26
    Излюбленный персонаж деревенской публики - "медведь". Лубочная
    картинка
    В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с
    1846 года, после образования Русского географического общества,
    началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. Разные издания, например, “Вестник Европы”,
    “Современник” и другие журналы, а также периодические и этнографические издания, губернские ведомости, сборники губернских статистических комитетов печатали материалы о верованиях, обычаях, народных обрядах и праздниках.
    B первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились.
    Устраивали складчину и на собранные деньги нанимали просторную

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    14/26
    избу на все святки, т.е. на две недели, окропляли и освещали её.
    Примечательно, что в складчине принимали участие все: люди женатые, пожилые, холостые, даже дети-подростки, «…последние обыкновенно платят половину того, что приходится на долю взрослых». “Появляются здесь “тальяночки”, в иных селах –
    балалайки и даже скрипки, – и деревенский бал открывается!”.
    Непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. "Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.". Излюбленным персонажем деревенской публики был "медведь". Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. Другой персонаж –
    "журав", т.е. представляющий из себя подобие журавля. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу. В один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи,
    конфекты, пряники, которые журавль и подбирает». Также автор описывает игры "… непохвального свойства, и некоторые из последних отзываются даже кощунством". К таким играм относятся "венчание" и "похороны".

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    15/26
    П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза,
    ряженый в маске с гармошкой) 19 век
    Как выглядели игры?"…с криком и кривляниями, с корзинами снегу,
    перемешанного сажею, вбежали кикиморы и принялись завывать,
    хлестать и парить вениками во все стороны, стараясь, получше угостить грязным веником чужих ребят. Эти кикиморы были не кто иной, как туземные ребята, одетые по-старушечьи во всевозможные лохмотья и тряпки с горшком, накрытым тряпицею и заменявшим кокошник на голове, чтобы как можно более походить на кикимор,
    т.е. ведьм". Вслед за кикиморами являются "торгованы" - купцы с сукнами, нанкою (грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешёвых в XIX в.), китайкою (плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань, привозимая из Китая) , кумачом
    (xлопчатобумажная ткань полотняного переплетения) и другим "красным товаром".

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    16/26
    Затем следовал "стрелок", следом "кузнец"». А за кузнецами следовали музыканты – это были крестьянские ребятишки,
    стучавшие в сковороды, заслонки, ухваты, кочерги и т.п. "все это шумело, стучало, звенело и выло…". Далее разыгрывалась сценка с рыбаками, и изба превращалась в озеро. Рыбаки, обнаженные по пояс, при свете лучины ловили рыбу – девушек. За этой сценкой был "рекрутский набор", далее следовало "соление снетков". Роль снетков доставалась ребятишкам. В избе появлялся огромный кузов,
    сплетенный из сосновых драниц. В него сажали раздетых ребятишек,
    а сверху на них высыпали большую корзину снега – это их посолили,
    "ребятишки запищали, а выскочить было нельзя. В заключение для рассолу на них вылили ушат холодной воды. С визгом и неимоверной быстротой выпрыгнули ребятишки из кузова и ударились на печку и на полати одеваться и отогреваться". После этой сценки в избу входили "какие-то личности", одетые в полушубки, подвернутые наподобие фрака – это был ревизор и писари, последние держали куски бересты и палки (вместо бумаги и перьев). И далее разыгрывался допрос.

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    17/26
    Л. И. Соломаткин. Ряженые. 1873.
    У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений.
    Долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. "В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака,
    черемисина (мариец) в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой – козу, третий –
    скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам". Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа "черт", который предстает перед собравшимися в страшном обличье – с красными глазами, красными

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    18/26
    губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый "обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа,
    обвязанная лентами всевозможных цветов".
    У многих народов в обрядовых действах помимо специальных,
    традиционных для каждого конкретного случая костюмов,
    необходимым дополнением был, назовем его "волшебный" или особенный предмет. Так, например, изображая Мокошь в руке было веретено, св. Варвару или Люцию – гусиное крыло или нож. Таким особенным предметом могла стать палка, метла и др. У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина – обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос,
    приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы,
    румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.
    Вот как выглядели ряженые в этнографических записках Ф.Д.
    Нефедова" "Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: "Сколько набить аршин набойки?".
    Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз,
    сколько она пожелала себе аршин набойки. <…> В избе крик и хохот".

    Как выглядели костюмы и как они были сделаны?

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    19/26
    Современная "коза"
    "Коза", доставленная из Московской губернии, представляет из себя вздетую на палку резную, раскрашенную, двигающую нижнею челюстью, голову; "коза" же из Орловской губернии, представляет из себя хотя и очень примитивную, но более полную копию с живой козы: человек садится верхом на стянутую дугою палку, на одном конце которой прикреплена сделанная из тряпок голова, а к другому концу привязан хвост; все покрыто мешковиной, плотно ложащейся на стягивающую палку веревку, которая, таким образом, на спине ряженого образует спинной хребет козы"
    А вот как незатейливо, но понятно каждому крестьянскому ребенку в
    Архангельской губернии выглядел ряженый конем: “Берут дугу с колокольчиком, делают хвост - под пиджаком – веник-листвяник.
    Вот колокольчик забренчал <…> Маски делали из бумаги. <…> В
    старину конь приходил на посиделки в шубе перевороченной.
    Шерсть как шкура”.

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    20/26
    **************************************************Во время СССР все эти обычаи особо конечно не приветствовались.
    В сельской местности люди иногда продолжали придерживаться традиций, переодевались ряжеными и колядовали.

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    21/26
    Ряженые. "Супруги". Деревня Климово, Горьковская обл. Фото, 1960
    г.

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    22/26
    Ряженые. Святочное вождение "Козы".Ст-ца Анастасиевская,
    Краснодарский край. Фото, 1989 г.
    Изредка выпускались детские книжки с картинками, где можно было увидеть ряженых
    И совсем редко что-то можно было увидеть в фильмах, например "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"
    А сейчас, смотрю, опять становится модно и популярно
    Ну Масленица - это вообще одни сплошные ряженые и игры, но и на
    Святки/Рождество тоже часто начали устраивать представления.
    Любимые персонажи те же самые что и раньше

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    23/26
    Медведь в современном карнавальном костюме, ряженым и
    придумывать особо ничего не надо с какими-то шубами наизнанку.
    Колядовщики на Белгородщине. 2012 год. К традиционным козе и

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    24/26
    черту, совсем не страшному, кстати, добавился нетрадиционный
    для дореволюционного времени дед Мороз.
    А это вообще профессиональные артисты - фольклорный ансамбль "Переполох". Ряженых теперь на мероприятия приглашают почти как Деда Мороза. Ну а что, вполне веселый может получится даже
    Новогодний корпоратив.

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    25/26
    Веселые эти ряженые, напоминают народный театр, ярмарки,
    гулянья, игры. Вообще как бы такой древний народный театр.
    Абсолютно ничего общего с Хэллоуином, как бы некоторым не хотелось их совместить, ассимилировать и заменить одно на другое,
    как уже пытались сделать с Дедом Морозом, заменив его на Санта
    Клауса.
    И главное, в ряженых есть смысл и дух праздника, нечто, совершенно в последнее время вымытое потребительским отношением к тому же
    Рождеству 25 декабря и Санта Клаусу, чем и объясняется такая дикая популярность и Хэллоуина и Крампуса. Пугать интересней, чем по магазинам бесконечно шляться, по крайнем мере в пугалках есть хоть какой-то смысл, в отличие от.....
    Далее по теме
    Кто такие христославы и славильщики и чем они отличаются от колядников.Ряженые на святки в дореволюционной

    24.09.2021
    Костюмы для ряженых https://selyanka1.livejournal.com/49259.html
    26/26
    живописиРяженые - "Вождение коня"Ряженые - "Вождение быка /
    тура"Ряженые - "Вождение козы"
    Ряженые - "Вождение медведя"
    На
    Масленицу о скоморохахСкоморохи в русской живописи


    написать администратору сайта