Главная страница

СЛ Рубенштейн. С. Л. Рубинштейн основы общей психологии составители, авторы комментариев и послесловия


Скачать 3.24 Mb.
НазваниеС. Л. Рубинштейн основы общей психологии составители, авторы комментариев и послесловия
АнкорСЛ Рубенштейн
Дата21.04.2022
Размер3.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСЛ Рубенштейн.pdf
ТипДокументы
#489308
страница100 из 100
1   ...   92   93   94   95   96   97   98   99   100
http://www.koob.ru С таких позиций Рубинштейн разработал свое понимание предмета социальной и исторической психологии. Если общая психология изучает общечеловеческие психические свойства людей, то социальная психология исследует типологические черты психики, свойственные человеку как представителю определенного общественного строя, класса, нации и т.д., а историческая психология – развитие психики людей того поколения, на время жизни которого приходятся качественные преобразования общества. Однако в любом случае психология изучает психику людей только входе их индивидуального онтогенетического развития и постольку, поскольку удается раскрыть прежде всего психическое как процесс, изначально включенный в непрерывное взаимодействие человека с миром, те. в деятельность, общение и т.д.247 По Рубинштейну, процесс есть основной способ существования психического. Другие способы его существования – это психические свойства (мотивы, способности и т.д.), состояния (эмоциональные и др) и продукты, результаты психического как процесса образы, понятия и т.д.). Например, мышление выступает не только как деятельность субъекта со стороны его целей, мотивов, действий, операций и т.д., но и как процесс в единстве познавательных и аффективных компонентов (психический процесс анализа, синтеза и обобщения, с помощью которых человек ставит и решает задачи. Процесс мышления (в отличие от мышления как деятельности) обеспечивает максимально оперативный контакт субъекта с познаваемым объектом. Изучая людей в их деятельности и общении, психология выделяет их собственно психологический аспект, те. прежде всего основной уровень регуляции всей жизни – психическое как процесс. Основной характеристикой психического как процесса является непросто его временная развертка, динамика, а способ детерминации не изначальная априорная заданность, направленность течения процесса, а складывающаяся, определяемая субъектом походу самого осуществления процесса. В таком понимании психического проявляется онтологический подход Рубинштейна, им была выявлена экзистенциальность психического. Входе своей деятельности люди создают материальные и идеальные продукты промышленные изделия, знания, понятия, произведения искусства, обычаи, нравы и т.д.). В этих четко фиксируемых продуктах проявляется уровень психического развития создавших их людей – их способности, навыки, умения и т.д. Таков психологический аспект указанных продуктов, характеризующий результаты психического процесса, который участвует в регуляции всей деятельности субъекта. Психология и изучает "внутри" деятельности людей прежде всего психическое как процесс в соотношении сего результатами (например, мыслительный процесс анализа, синтеза и обобщения в соотношении с формирующимся понятием, ноне эти результаты сами по себе (вне связи с психическим процессом. Когда последние выступают вне такой связи, они выпадают из предмета психологии и изучаются другими науками. Например, понятия – без учета их отношения к психическому как процессу – входят в предмет логики, ноне психологии. Через свои продукты мышление переходит из собственно психологической сферы в сферу других наук – логики, математики, физики и т.д. Поэтому сделать образования, в частности понятия, исходными в изучении мышления – значит подвергнуть себя опасности утерять предмет собственно психологического исследования Таким образом, уже после завершения "Основ общей психологии, начиная с середины х гг. (с неопубликованной книги "Философские корни психологии, Рубинштейн систематически и все более глубоко дифференцирует в психике два ее существенных компонента – психическое как процесс и как результат. При этом он использует и развивает все рациональное, что было внесено в разработку данной проблемы, с одной стороны, И.М.Сеченовым, ас другой – гештальтистами, одновременно критикуя основные недостатки их теорий.

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru Если в своей книге он рассматривает оба компонента психики как более или менее равноценные для психологической науки, то во всех последующих монографиях он подчеркивает особую и преимущественную значимость для нее именно психического – как процесса, формирующегося входе непрерывного взаимодействия человека с миром и животного с окружающей средой. У людей такое взаимодействие выступает в очень разных формах деятельность, поведение, созерцание и т.д. Психическое как процесс участвует в их регуляции, те. существует в составе деятельности, поведения и т.д. С этих позиций в последние 15 лет своей жизни С.Л.Рубинштейн теоретически и экспериментально разрабатывает вместе со своими учениками концепцию психического как процесса, являющуюся новым этапом в развитии и применении к психологии методологического принципа субъекта деятельности (точнее можно было бы сказать, субъектно-деятельностного подхода. В философии он в это время создает оригинальную концепцию человека, представленную в его рукописи "Человек и мир, посмертно, нос купюрами, опубликованную в однотомнике его работ "Проблемы общей психологии"
(1973, 1976). Теория психического как процесса разрабатывалась главным образом на материале психологии мышления. Поэтому специфику данной теории можно выявить особенно четко путем сопоставления главы о мышлении в "Основах общей психологии" с монографией Рубинштейна "О мышлении и путях его исследования, раскрывающей преимущественно процессуальный аспект человеческого мышления. В "Основах" 1946 г. мышление выступает главным образом как деятельность субъекта. Иначе говоря,
Рубинштейн раскрывает здесь мотивационные и некоторые другие личностные характеристики мышления как деятельности в ее основных компонентах (цели, мотивы, интеллектуальные операции и действия и т.д.). А в книге 1958 г. мышление рассматривается уже не только как деятельность субъекта (те. со стороны целей, мотивов, операций и т.д.), но и как его регулятор, как психический познавательно-аффективный процесс (анализа, синтеза и обобщения познаваемого объекта. Термин "процесс" в очень широком смысле постоянно используется в психологии например, в "Основах" 1946 г) и во многих других науках. Нов трудах Рубинштейна последних лет его жизни данный термин применяется в строго определенном значении. В Основах" 1946 г, в главе о мышлении, есть раздел "Психологическая природа мыслительного процесса, в котором под процессом понимается очень многое действие, акт деятельности, динамика, операция и т.д. Особенно важными кажутся следующие положения "Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией "Эта сознательная целенаправленность существенно характеризует мыслительный процесс. Он совершается как система сознательно регулируемых интеллектуальных операций" и т.д. Легко видеть, что мыслительный процесс по существу отождествляется здесь с интеллектуальной операцией или системой операций, регулируемых на уровне рефлексии. Это и есть один из компонентов личностного (прежде всего деятельного) аспекта мышления. Иначе говоря, мышление исследуется в "Основах"
1946 г. главным образом лишь в качестве деятельности, ноне процесса (в узком смысле слова. Переход к изучению мышления как процесса был необходим для более глубокого раскрытия именно психологического аспекта деятельности и ее субъекта. Субъект, его деятельность и ее компоненты (цель, мотивы, действия, операции и т.д.) исследуются не только психологией, нов первую очередь философией, социологией, этикой и др. И

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru потому разработанная С.Л.Рубинштейном и А.Н.Леонтьевым схема анализа деятельности по этим компонентам необходима, но недостаточна для психологической науки. Например, сточки зрения теории психического как процесса, действия и операции всегда являются уже относительно сформированными применительно к определенным, те. ограниченным, условиям деятельности. В этом смысле они недостаточно пластичны и лабильны, что и обнаруживается в новой, изменившейся ситуации, когда они становятся не вполне адекватными. В отличие от действий и операций психическое как процесс предельно лабильно и пластично. Походу мыслительного процесса человек все более точно раскрывает конкретные, постоянно изменяющиеся, все время в чем-то новые условия своей деятельности, общения и т.д., в меру этого формируя новые и изменяя прежние способы действия. Следовательно, мышление как процесс является первичными наиболее гибким по отношению к действиями операциям, которые в качестве вторичных и менее гибких компонентов возникают и развиваются входе этого процесса как его необходимые формы Особенно важно отметить также, что процесс мышления, восприятия и т.д. протекает преимущественно неосознанно (это обстоятельство недостаточно учитывалось в "Основах" 1946 г, поскольку в них акцент делался на сознательной регуляции операции. Но мышление как деятельность – на личностном уровне – регулируется субъектом в значительной степени осознанно с помощью рефлексии. Рубинштейн в 1958 г. специально подчеркивает различие и взаимосвязь между обоими этими аспектами мышления "Ясно, что процесс и деятельность никак не могут противопоставляться друг другу. Процесс – при осознании его цели – непрерывно переходит в деятельность мышления Таким образом, изучение процессуального аспекта психики означает более глубокое психологическое исследование субъекта и его деятельности. Без раскрытия психического как процесса невозможно понять возникновение и формирование таких компонентов деятельности, как цели, операции и т.д., и вообще психологическую специфику соотношения между ними. Иначе говоря, взаимодействие человека с миром изучается не только на уровне деятельности, но и "внутри" нее, на уровне психического как процесса. Это одна из линий соотнесения "Основ" 1946 гс последующими трудами Рубинштейна.
* * * Во всех своих психологических исследованиях Рубинштейн выступает прежде всего как методологи теоретик, последовательно и органично объединяющий в целостной системе теорию психологии, ее историю и эксперимент. Именно так он строил свою концепцию и, подвергая критическому разбору другие концепции, выделял в них прежде всего теоретическое ядро. Именно так он рассматривал теории гештальтистов, В.М.Бехтерева,
П.П.Блонского, Л.С.Выготского и многих других. Весьма критически анализируя, например, рефлексологическую теорию позднего Бехтерева, он вместе стем высоко оценивал некоторые его экспериментальные работы. В особом разборе нуждается, как нам кажется, вопрос об отношении С.Л.Рубинштейна к культурно-исторической теории Выготского. Со слов Рубинштейна и ученицы
Выготского Ж.И.Шиф нам известно, что вначале х гг. в своих беседах с
Л.С.Выготским С.Л.Рубинштейн в целом не согласился с основными положениями его теории, хотя поддержал ряд его идей и находок по многим частным проблемам. Свое мнение об этой теории он изложил потом в своих "Основах" 1935, 1940 и 1946 гг. и совсем кратко в книге "Принципы и пути развития психологии" (1959). Наиболее

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru подробно его позиция представлена в "Основах" 1940 г, где по количеству ссылок
Выготский занимает первое место среди советских психологов. Основной недостаток культурно-исторической теории Рубинштейн справедливо усматривает в дуалистическом противопоставлении культурного развития ребенка его натуральному развитию. Однако он тут же специально подчеркивает "Критикуя эти теоретические установки Выготского, надо вместе стем отметить, что Выготский и его сотрудники имеют определенные заслуги в плане развития ребенка Такое признание заслуг Выготского сделано, несмотря на то что после известного постановления (1936 г) ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" все психологи, связанные с педологией (например, П.П.Блонский и Л.С.Выготский), были подвергнуты разгромной критике и их книги были изъяты из библиотек (тем не менее в сводную библиографию своих "Основ" Рубинштейн включает некоторые работы обоих авторов. Однако в целом Рубинштейн с момента возникновения культурно-исторической теории не разделял ее главных идей. По его мнению, ее основной недостаток состоит в следующем
"Слово-знак превращается в демиурга мышления. Мышление оказывается не столько отражением бытия, возникающим в единстве с речью на основе общественной практики, сколько производной функцией словесного знака Здесь Рубинштейн правильно отмечает главное различие между теориями Выготского и своей. В первом случае слово- знак является ведущей движущей силой психического развития ребенка. Во втором человек и его психика формируются и проявляются в деятельности (изначально практической, на основе которой ребенок овладевает речью, оказывающей затем обратное воздействие на все психическое развитие Иначе говоря, это и есть различие между недеятельностным (знакоцентристским) подходом Выготского и деятельностным подходом Рубинштейна (в "Основах" 1946 г. Рубинштейн не воспроизвел своих главных возражений против культурно-исторической теории. Многие другие психологи примерно также оценивали в то время (и позже) теорию
Выготского. Например, в обобщающей статье "Психология" А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьев писали, что вначале х гг. "наиболее значительными являются экспериментальные исследования развития памяти, мышления, речи и других психических процессов, принадлежащие Л.С.Выготскому (1896-1934) и его сотрудникам. Однако в этих работах процесс психического развития рассматривался вне связи его с развитием практической деятельности и таким образом непосредственно выводился из факта овладения человеком идеальными продуктами (речь, понятия В списке литературы к данной статье
Лурия и Леонтьев указывают "Основы психологии" С.Л.Рубинштейна (е изд. М,
1939).255
П.И.Зинченко, П.Я.Гальперин, Е.А.Будилова, Д.Б.Эльконин и другие тоже не раз отмечали, что теория Л.С.Выготского построена на основе не-деятельностного подхода Тем не менее в последние годы своей жизни и вопреки своим предшествующим оценкам А.Н.Леонтьев сделал следующий вывод "Он (Выготский) сумел увидеть, что центральной категорией для марксистской психологии должна стать предметная деятельность человека. И хотя сам термин "предметная деятельность" в его трудах не встречается, но таков объективный смысл его работ, таковы были и его субъективные замыслы Часть психологов согласилась сданным выводом. Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, на протяжении последних 60-65 лет сформировалась вполне аргументированная точка зрения на культурно-историческую теорию Выготского как не-деятельностную в своей основе. Эту позицию разделяли развивал, в частности, Рубинштейн. С другой стороны, лет 20-25 назад возникла

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru противоположная и почти никак не аргументированная точка зрения, согласно которой именно Выготский является чуть лине основоположником деятельностного подхода причем сторонники данной позиции, по существу, игнорируют противоположные взгляды В этой связи, очевидно, можно и нужно надеяться, что новое издание "Основ общей психологии" Рубинштейна – наиболее обширного психологического труда по проблемам природы психического, сознания, личности и деятельности – создаст благоприятные условия для успешного разрешения вышеуказанной ситуации и повышения уровня как научных дискуссий, таки всей исследовательской культуры. Выход в свет нового издания "Основ" – важное событие в жизни психологического сообщества. Эта монография – новаторский фундаментальный труд, в котором автор последовательно и систематически разработали конкретно реализовал все исходные методологические принципы принцип личности, развития, отражения и отношения и принцип единства сознания и деятельности (названный впоследствии субъектно-деятельностным подходом. Талант настоящего ученого в сочетании с энциклопедической образованностью, мужество, честность и принципиальность в борьбе за истину, за высокую культуру нашей науки даже в условиях культа личности Сталина, умение организовать коллективную работу своих учеников и сотрудников – все это обеспечило ему заслуженный успех в подготовке и написании его первой капитальной монографии. Входе творческой критической переработки почти всей советской и зарубежной психологии по состоянию на е и е гг. ив результате своих теоретических и экспериментальных исследований
Рубинштейн развил в этой монографии оригинальную целостную систему психологической науки, основанную на ее новейших достижениях и новой философской парадигме. По глубине теоретического обобщения, тонкости анализа и многостороннему охвату эмпирического материала этот его энциклопедический самобытный труд до сих пор не имеет аналогов в отечественной и зарубежной философско-психологической литературе. Это фундаментальное исследование в значительной степени сохраняет свою актуальность и для наших дней, прежде всего в своих методологических установках и теоретических обобщениях, раскрывающих исходные основы психологического изучения человека, его сознания, деятельности, поведения и т.д. Эта монография по-прежнему живет, используется и цитируется в ряде новейших психологических работ как авторитетный и надежный первоисточник многих исследований, начатых или продолженных на ее основе. Ее переводы и сейчас издаются в разных странах, Например, в 1986 г. эта книга опубликована в Японии, в 1984 г. вышло ее е издание в Берлине (первое издание – в
1958 г. Новое, четвертое издание "Основ общей психологии" возвращает нас к прошлому
– к одному из истоков психологической науки в СССР и вместе стем ведет в будущее, поскольку в этом, как ив любом другом фундаментальном труде, есть еще много потенциального, неосвоенного, неожиданного.
К.А.Абульханова-Славская,
А.В.Брушлинский
1   ...   92   93   94   95   96   97   98   99   100


написать администратору сайта