Главная страница

Петр Яковлевич Чаадаев. С началом Отечественной войны 1812 года братья Чаадаевы в чине подпрапорщиков вступили в лейбгвардию Семеновского полка


Скачать 15.08 Kb.
НазваниеС началом Отечественной войны 1812 года братья Чаадаевы в чине подпрапорщиков вступили в лейбгвардию Семеновского полка
Дата06.12.2021
Размер15.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПетр Яковлевич Чаадаев.docx
ТипДокументы
#293102

Петр Яковлевич Чаадаев - русский философ, мыслитель, публицист. В его главном произведении - «Философических письмах» - содержалась столь резкая критика современной ему России, что власти официально объявили его сумасшедшим. Он родился в Москве 7 июня (27 мая по ст. ст.) 1794 г., стал продолжателем рода в богатом старинном дворянском семействе, рано стал сиротой и воспитывался с братом у тети - княжны А. Щербатовой.

С началом Отечественной войны 1812 года братья Чаадаевы в чине подпрапорщиков вступили в лейб-гвардию Семеновского полка.

Во время военных действий Петр Чаадаев принимал участие в знаменитом Бородинском сражении и за проявленное мужество был произведен в прапорщики. Также участвовал во многих других важных сражениях, в том числе во взятии Парижа. Был награжден орденом Св. Анны 4-й степени, прусским орденом «Pour le Mérite» («За заслуги») и Кульмским крестом.

Год спустя Петр перешел на службу в Ахтырский гусарский полк, а затем — в лейб-гвардию Гусарского полка. Во время дислокации полка в Царском селе судьба свела Чаадаева с Александром Пушкиным, который посвятил своему новому другу несколько стихотворений.

Военная карьера Чаадаева развивалась очень удачно, но в 1821 году он неожиданно для всех ушел в отставку.

После отставки Чаадаев погрузился в тяжелую депрессию. Чтобы поправить здоровье, он отправился в путешествие по Европе, во время которого занялся поиском книг на религиозную тематику. Петр Яковлевич не собирался возвращаться в Россию, однако из-за проблем со здоровьем был вынужден сделать это.

Еще во время службы Чаадаев был принят в масонскую ложу, затем — в Союз благоденствия, а в 1821 вступил в Северное тайное общество декабристов. По возвращении в Россию Чаадаев был арестован по обвинению в причастности к декабристам, но спустя время был отпущен под подписку о непричастности к действиям любых тайных обществах.

По возвращении в Россию Петр Яковлевич поселился под Москвой, где завел переписку со своей соседкой Екатериной Пановой. Желая ответить на многие вопросы Пановой касательно религии и философии, Чаадаев написал свой главный труд — произведение в эпистолярном жанре «Философические письма».

Чаадаев, являясь западником, подвергает резкой критике историю России и ее современное положение. Обращаясь к этапам социально-политического развития России, мыслитель пишет: "Сначала – дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, – такова печальная история нашей юности"[2]. Из прошлого тянутся нити тусклого и мрачного существования, вместе с различного рода злодеяниями и крепостничеством в настоящем. Фундаментальную причину такого положения П. Я. Чаадаев видел в обособлении России от католического Запада в период церковной схизмы[3].

Публикация этой книги вызвала в обществе большой резонанс. Чаадаев посмел подвергнуть критике один из важнейших столпов монархии — культ православия. Он был уверен, что православие не освобождает народ от рабства, а, в отличие от западного христианства, еще более порабощает его.

В итоге Чаадаева признали сумасшедшим и установили за ним врачебный надзор. Панову сослали в психиатрическую лечебницу. Журнал «Телескоп», в котором в 1836 году впервые были опубликовано «богохульное» произведение, был закрыт, а его редактор отправлен на каторгу.

Надзор с Чаадаева был снят с условием ничего более не писать. Однако Петр Яковлевич нарушил этот запрет в том же году, написав «Апологию сумасшедшего», в которой причины отсталости русского народа.

П. Я. Чаадаев слишком глубокий мыслитель, чтобы связывать его учение с одним политическим движением. Будучи западником, он вместе с тем критикует либерализм и его основные положения, в частности теорию общественного договора, исходящую из гипотезы естественного состояния человека. Не однозначно отношение Чаадаева и к социализму: "Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники". Чаадаев обвинялся в отсутствии патриотизма, ибо всю историю России называл "диким варварством", "грубым невежеством", "тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии", и, в то же время, почитался истинным патриотом, который "не научился любить свою родину с закрытыми глазами".


написать администратору сайта