Утвенко. Индивидуальное задание. С середины 19 века до середины 20 века, после этого 3 этап
Скачать 15.78 Kb.
|
Проблема соотношения науки и философии. Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции историй, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня - выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Во взаимоотношениях религии и науки за последние двести лет можно выделить три этапа. 1 – приблизительно до середины 19 века, 2 – с середины 19 века до середины 20 века, после этого – 3 этап. Этап I. До середины 19 века, религия играла главенствующую роль в мировоззрениях людей. Существовали попытки ее «подкорректировать» или убрать, но они были разрозненные и не всегда основательные. Таким образом, роль религии в мировоззрении была достаточно крепкой и непоколебимой, а попытки ей противостоять – малоэффективными, так как религия всегда умудрялась подстраиваться под научные данные, либо их игнорировать. Этап II. В середине 19 века появился «научный атеизм», развивший активную атаку на религию. Конечно, атеизм тогда тоже существовал, но он тогда был более или менее локальным явлением. И хотя атеизм постепенно распространялся, но в основном люди были верующими, и религия не считала атеизм своей главной проблемой. Однако в середине 19 века появился «научный атеизм», который заявил, что он не просто провозглашает «веру в то, что Бога нет», но что он является наукой и опирается на науку; а поскольку наука – это, как всем ясно, двигатель прогресса, то всякий, кто выступает за движение прогресса, должен встать на позиции атеизма. Тем самым атеизм, объявляя себя очевидным следствием науки и используя ее авторитет, смог очень широко распространиться, массовый переход на сторону атеизма приобрел обвальный характер. В такой ситуации религия вынуждена была перейти к обороне. Религия перешла в стадию анти-атеизма, когда борьба с атеизмом была объявлена чуть ли не главной задачей религии. На этом втором этапе наука была в некотором смысле отождествлена с атеизмом, поэтому религия защищалась зачастую одновременно и от атеизма и от науки,- которая, как она считала, неизбежно к атеизму ведет. Этап III. В середине 20 века эта эпоха кончилась. Мир перешел к третьему - «постатеистическому» - периоду, когда отношения науки и религии вновь кардинально поменялись. Поворот этот связан с созданием и научно-философским осмыслением двух самых главных научных концепций начала 20 века: теории относительности и квантовой механики. Очень важно отметить, что изменение соотношения науки с религией произошло не из-за того, что одни повлияли бы на других; что, например, пришли бы религиозные учѐные, и стали бы что-то менять в науке для еѐ согласования с религией и т.п. Отнюдь нет: никто науку к религии не приближал, это сама наука, развиваясь, вдруг изменилась. Ранее казалось, что с точки зрения науки мир вечен, но концепция «Большого взрыва» провозгласила, что Мир в некоторый момент появился, и это было какое-то конечное число лет назад. То есть, если раньше наука говорила, что мир вечен, т.е. бесконечен во времени, а теперь она говорит, что его возраст конечен, что мир в некоторый момент появился - то она резко приблизилась к точке зрения религии, и с совершенно неожиданной стороны. Этого никто не ожидал. Совсем не то, чтобы ученые под влиянием уговоров религиозных стали делать науку более религиозной, отнюдь, - но наука сама так изменилась, что вдруг ее выводы стали гораздо ближе к религии. Что же касается отношений «церкви» и «ученых», то стало понятно, что они идут по разным путям, и не могут на 100% доказать неправоту друг друга. |