учить по этому доку. 1. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией. Философия
Скачать 97.76 Kb.
|
1. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание форм отношения человека к миру, опирающееся на достижения наук о природе и обществе и владеющее мерой логической доказательности. Предмет философии- круг вопросов, которые изучает философия: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; • общество. Функции философии: Мировоззренческая (главная): формирование и обоснование мировоззренческого знания той или иной эпохи, периода. Методологическая функция: философия как общее учение о методе и как совокупность общих методов познания действительности человеком. Прогностическая функция: философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. Социокультурная функция: объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, структуру, движущие силы. Критическая функция: освободиться от иллюзий, заблуждений, ошибок своей эпохи. Принцип «подвергай все сомнению», наличие доли скепсиса по отношению к существующему знанию. Гуманитарная функция. Способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов. Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция: изучение закономерностей и возможностей познания. Специфика заключается в его двойственности: Имеет общее с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде. Отличие философии от иных наук: является теоретическим мировоззрением, обобщением ранее накопленных человечеством знаний(обобщает науки, но не включает в себя все научное знание). Отличие философского знания от религиозного: • основано не на вере либо вымысле, а на знании • логично (имеет внутреннее единство и систему) • опирается на четкие понятия и категории 2. Структура философского знания. Разделы философии и философские дисциплины. Субъект- источник деятельности, познания. Объект- это то, на что воздействует субъект, это пассивная сторона отношений. Онтология- это теория бытия. С древнегреческого «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем». Гносеология - это теория познания; какими методами и с помощью каких средств человек познаёт мир и истину. Теория сознания - сознание отражает окружающий нас мир, отражает материю. Поэтому его можно определить как субъективный образ объективного мира. Аксиология - это теория ценностей, включает характеристики, структуры и иерархии ценностного мира. Экзистенциальные проблемы - о проблемах обыденной жизни- человеческого понимания и непонимания, человеческой судьбы , свободы, надежды, ответственности. Антропология – наука , предмет которой человек как биологическое, социальное и культурное явление. Философская теория культуры - это человеческий способ действия, всё то, что появилось благодаря деятельности человека. Методология и философия науки -: формулирует такие принципы, способы, методы и формы познания, чтобы познание было адекватным, а знания являлись истинными. Социальная философия и философия истории - рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой; взаимоотношение, существующее между соц. группами. Философия религии - предполагает Бога или богов как создателей и устроителей действительности. Для религии характерен культ. Этика - теория нравственности, изучает соотношение реальных человеческих поступков с этическими нормами(должном). Эстетика - это теория прекрасного, наука о сущности и формах творчества по законам красоты. 3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их направления и исторические формы Вопрос об отношении между миром и человеком. Материя и сознание являются двумя неразрывно связанными, но противоположными характеристиками бытия, потому основной вопрос философии имеет два аспекта – онтологический и гносеологический: Что первично, дух или материя, идеальное или материальное? Познаваем ли мир? Что первично в процессе познания? Материализм (так называемая "линия Демокрита") — философское учение, которое видит основу действенности в материи. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. Демокрит, Фалес-философ Милетской школы; Эпикур; Бэкон; Локк; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Владимир Ильич Ленин. Формы материализма: 1. Наивный (стихийный) материализм античности (Гераклит, Фалес, Демокрит). Суть: Первична материя. 2. Метафизический (механистический материализм) 17-18 века 3. Диалектический материализм (Энгельс) : материализм и диалектика органически соединены. Идеализм ("линия Платона") : сторонники этого учения первичным считали сознание. 2 направления: объективный идеализм и субъективный идеализм . Основателем объективного идеализма считается Платон. Другие сторонники-Лейбниц, Гегель. Признание первичности духовного начала, существующего вне и независимо от человеческого сознания. Субъективный идеализм (развивали Беркли, Юм): признание первичности человеческого сознания, порождающего бытие. Диалектика_и_метафизика_как_методы_философского_познания_и_как_философские_учения_о_мире._Метафизика'>4. Диалектика и метафизика как методы философского познания и как философские учения о мире. Метафизика – мир в статике, а не в динамике, иногда отрицательное развитие, односторонность, По Аристотелю это «первофилософия» , учение о сверхчувственных «причинах и началах» (Аристотель) всего сущего. Диалектика – учение об общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Законы диалектики: 1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза)- впервые сформулирован в Гегелем как закон развития Абсолютной Идеи. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших, предшествующих стадий; обосновывает направленность развития. 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений : согласно ему изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Под качеством понимается внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность существенных свойств. 3. Закон борьбы и единства противоположностей (закон диалектической противоречивости): раскрывает источник самодвижения. Основу всякого развития составляет противоречие – взаимодействие противоположных сторон, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве. 5. Древневосточная философия. Основные школы и направления древнеиндийской философии: астическая и настическая школы. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство. Индийская и китайская философия не отделились полностью от религии. В древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, а в древнекитайской обыденное сознание (ритуал). Для древневосточной философии характерно: 1)глубокий традиционализм : постоянство и преемственность на протяжении многих столетий 2)естественнонаучные знания (астрономические, физические) не находили адекватного выражения в философии Философия Древней Индии является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. Астическое или ортодоксальное направление: - ньяя – школа древнеиндийской логики; - вайшешика – школа метафизики; - санкхья – школа космогонии; - йога – школа философской психологии; - миманса – школа социальной мысли; - веданта – школа богословской мысли (от слова Веды-древние священные тексты) Настическое или неортодоксальное направление: - локаята – школа материализма; - джайнизм – религиозно-философское учение, данное мудрецом Махавирой, в основе принцип непричинения вреда живым существам (отказывались от земледелия) - буддизм – религиозно-философское учение, данное Буддой. Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, возникшее в 6-5 вв. до н. э. Выражалось в сохранении лучших традиций древней культуры, которые, способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является «цзюнь-цзы» – «совершенный муж», а главная добродетель – жэнь (гуманность). Благородным человека делает не происхождение и не богатство, а высокие нравственные качества. Даосизм. Возник в 6-5 вв. до н. э. Основоположник - Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит воедино с путём природы. Ему свойственны природная простота, уход от всяческой суетности, страстей и желаний, которые отрицательно влияют общество. Человек должен отказаться от мудрствования, лишиться искусственности и произвольности, не вмешиваться в естественный порядок вещей и ход событий с целью их изменения. 6. Античная философия досократического периода. Милетская школа, школа пифагорейцев. Гераклит. Школа элеатов. Античный атомизм. Античная философияразвивалась в Древней Греции и Древнем Риме с 6 в. до н. э. по 6 в. н. э. Основой стал духовный переворот, характеризующийся переходом от мифа к логосу. Устройство мира стали объяснять не действиями богов, но рациональными принципами, на которых основан порядок мира и положение человека в нем. Античные философы находились в поиске первопричины и первичного закона мира, в поиске истины , с этим связываются темы бытия. Историю греческой философии можно разделить на четыре периода: досократическая философия; классическая философия , эллинистическая философия , неоплатоническая философия. Досократической философии (7-4 вв. до н. э.) присущи размышления натурфилософов о космосе и природе. Милетская школа - материалистическая школа, основное внимание уделялось поиску природного первоначала , связывая его с какой-либо первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнем, Анаксимандр с апейроном. Пифагорейцы - последователи древнегреческого философа Пифагора учили, что количественные отношения являются сущностью вещей. Пифагорейская школа внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. Гераклит: Закон бытия у него - «всеобщий логос», который лежит в основе борьбы противоположностей, их единства и тождества. Школа элеатов : Основной представители Элейской школы Парменид и Элеи (откуда и название) выдвигали идею единого Бытия. Атомисты : Левкипп и Демокрит, считали , что первоначало – это атом, мельчайшее материальное неделимое. 7. Философия Платона: теория идей, учение о бытии и познании. Древнегреческий философ 4 в. до н.э. учил о существовании двух миров — «мира идей» и «мира вещей». Утверждал реальность идеального, объективный идеалист. «Мир идей-эйдосов» содержит общие понятия, а «мир вещей» — это отблеск «мира идей». В «мире идей» существуют идеальные сущности, а в «мире вещей» единичные вещи как порождение этих сущностей. Учение об идеях Платон дает в сочинениях «Пир», «Федр», «Государство», а проблема отношения идей к материальному миру разрабатывается в сочинениях «Теэтет», «Парменид», «Софист». |