учить по этому доку. 1. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией. Философия
Скачать 97.76 Kb.
|
По Платону бытие материи это скорее небытие, так как оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. А истинно сущее бытие- бытие идей.8. Философия Аристотеля: учения о форме и материи, о причинах, движении и строении Вселенной. Аристотель – древнегреческий философ говорил, что вещь — это единство формы и материи. Возникновение вещей и их совершенствование зависит от формы, которая активна, в то время как материя пассивна. Форма — это вид, которую принимает вещь, она обусловливает многообразие мира и его бытие. Аристотель говорил, что общее существует лишь в единичном: «Если бы не было единичного, не было бы и общего». В своей «Метафизике» Аристотель отмечает, что философия исследует сущее и его атрибуты, причины бытия. Земля шарообразная, аргументы в пользу утверждения: во-первых, можно наблюдать тень земли на луне во время лунного затмения, во-вторых естественное место всякого тяжелого— стремиться к центру. Этим он объясняет падение всякого тяжелого к центру. Космология Аристотеля- геоцентрическая. Источник движения - бог , неподвижный перводвигатель. 9. Этические учения античности (киники, киренаики, эпикурейцы, стоики и др.). В античной этике можно выделить два основных направления: − первое - софисты и аморалисты, отрицавшие обязательность нравственных требований; − второе - учения крупнейших мыслителей Древней Греции : Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, заложивших основы этики как науки о нравственности. Киники - в греческой философии сторонники Антисфена, который проповедовал нетребовательность и умеренность. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы личности. Киренаики - считали природу непостижимой, а наслаждение - целью жизни. В 3 в. до н.э. появились две новые школы - стоиков и эпикурейцев. Стоики учили, подобно Платону и Аристотелю, что жить следует согласно со своей природой, т.е. со своим разумом и способностями, потому что только в такой жизни мы находим наибольшее счастье. Эпикур разработал эвдемонизм- нравственное учение, построенное на искании счастья и с разбором того, что лучше ведет к счастливой жизни. Началом и концом счастливой жизни Эпикур называет удовольствие. 10.Становление европейской средневековой философии. Апологетика и патристика. Философское учение Августина Аврелия. В средневековой философии источником всякого бытия является Бог. Бог является реальностью, который создает и определяет все сущее. Апологетика- течение в христианском богословии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения от критики нехристианских философов (Юстиниана, Оригена) в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Патристика- направление средневековой философии, разрабатывавшиеся «святыми отцами» церкви, учение о троичности Бога, т.е. его единстве в трех лицах: Бога – отца, Бога – сына и Бога – святого духа, учения о сочетании в Христе двух природ: божественной и человеческой, учения о путях познания Бога. Представители: Аврелий Августин , Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. Наиболее яркий представитель патристики - Августин Блаженный. В своем сочинении «О граде Божьем» обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими. Провозгласил, что церковь - самая высшая инстанция в толковании божественной истины. Считал сущностью христианского учения положение о способности человека к восприятию Божьей благодати. Возможно это благодаря свободе воли человека и действию божественного предопределения — акта божественной любви и милости по отношению к падшему человечеству. Изначально Бог избрал неизменное число тех, кто достоин вечного блаженства. 11. Средневековая схоластика. Реализм, номинализм и концептуализм. Философское учение Фомы Аквинского. Схоластика - тип религиозной философии, возникший в средние века и характеризующийся повышенным вниманием к формально-логическим аспектам философствования, его отрыву от опыта. Схоласты считали, что любое знание может быть обосновано Библией с помощью строгих логических рассуждений. Схоластику отличают утонченная культура доказательств, стройность теоретических построений, четкость терминов и определений. Реализм противостоит номинализму : допускает существование общего в виде "реалий. Реалисты утверждали, что Бог существует реально, они считали, что Отец, Сын и Святой Дух - три лица, три ипостаси, которыми нам является один и тот же реально существующий Бог. Номиналисты же утверждали, что существуют три отдельных бога — Отец, Сын, Святой Дух, а Бог — это просто общее имя — номин. Фома Аквинский (13в) – наиболее выдающийся реалист. Причислен к лику святых. Фома Аквинский полагал, что религия обретает свои истины в разуме. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога. Вера стоит выше разума, но не противоречит ему. Истина может быть лишь одна, она происходит от бога. 12. Гуманизм, антропоцентризм, натурфилософия и пантеизм в философии эпохи Возрождения. Социально-политические учения в философии эпохи Возрождения. Философия Возрождения — направление в европейской философии 15-16 веков. Гуманизм – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Антропоцентризм— философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. Антропоцентризм ставится в оппозицию теоцентризму , где центром всего является бог, а также античной философии - космоцентризму, где в центре всего находится космос. Натурфилософия - философское учение о природе как целостной организации, основанное на пантеизме, динамизме, на тождестве микро- и макрокосмоса. Пантеизм – филосовское учение, сближающее или полностью сливающее в единое целое Бога с природой. Характерен для натурфилософии возрождения и материалистической системы Спинозы, отождествившей понятие Бог и природа. 13. Философия Нового времени: эмпиризм Фр. Бэкона, рационализм Р. Декарта. Философия Нового времени: эмпиризм Фр. Бэкона, рационализм Р. Декарта. В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Фрэ́нсис Бэ́кон — основоположник эмпиризма, считал, что философия должна носить практический характер. Эмпиризм- философское направление, утверждающее , что все знания возникают из опыта и наблюдений. «Знание - сила». «Мы столько можем, сколько знаем». Рене Декарт - оснoвoпoлoжник рациoнализма (16-17в) – видный филoсoф и учёный-математик. автoр афoризма, в кoтoрoм заключается егo филoсoфскoе кредo: «Я мыслю, следoвательнo, я существую». Декарт пытается вывести oснoвoпoлагающее пoнятие, кoтoрoе бы характеризoвалo сущнoсть бытия – этo пoнятие субстанции. Это Бoг, кoтoрый вечен, несoтвoрим, неуничтoжим, всемoгущ, является истoчникoм и причинoй всегo. Будучи Твoрцoм, Бoг сoздал мир, также сoстoящий из субстанций. Все сoтвoрённые субстанции Декарт делит на два рoда: материальные , для них характерно протяжение и духoвные , для них свойственно мышление. 14. Проблемы онтологии в философии Нового времени (пантеизм и деизм XVII в.; монизм, плюрализм и дуализм XVII в.; объективный и субъективный идеализм и естественнонаучный материализм XVIII в.). Пантеизм – филосовское учение, сближающее или полностью сливающее в единое целое Бога с природой. Характерен для натурфилософии возрождения и материалистической системы Спинозы, отождествившей понятие Бог и природа. Деизм- религиозно-философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий.
Идеализм рассматривает в качестве первичного - духовное начало. Объективный идеализм признает существование материи, хотя и считает ее порождением духовного начала, а субъективный отрицает существование материи или ставит его под сомнение. 15. Социально-философские учения в философии XVII – XVIII в.в. (теории естественного права и общественного договора, прав человека, гражданского общества, социального субъекта, цивилизации, общественного прогресса). Философия Просвещения. Философия просвещения относится к XVIII в. Наибольший расцвет получила во Франции.
Гражданское общество – общество свободных и равных граждан "внутри" государства, обладающих основными правами и свободами. Характеризуется развитым самосознанием граждан и их активным участием в общественной жизни. Государство без гражданского общества вырождается в формы тоталитарной власти. А социальным субъектом выступает активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Цивилизация- собственно социальная организация общества, характеризующаяся высоким уровнем общественного развития, материальной и духовной культуры. Эта ступень общественного развития по Энгельсу следует за варварством. Общественный (социальный) прогресс проявляется в росте материальных возможностей общества, гуманизации общественных отношений, совершенствовании человека. Идея соц. прогресса была высказана впервые в 18 веке Кондорсэ и Тюрго. 16. Философия И.Канта: учение о «чистом» разуме и учение о «практическом» разуме. С Иммануила Канта начинается немецкая философия половины 18 — первой половины 19 вв -классическая философия . Его философское творчество делят на два приода: докритический и критический. Кант отвергал догматический способ познания , за основу считал метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании разума, границ, которые может достичь человек разумом. Автор трех "Критик разума": "Критики чистого разума", "Критики практического разума", "Критики способности суждений". В своей теории познания он разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. В своем главном труде "Критика чистого разума" пытался обосновать непознаваемость сущности вещей, во втором крупном труде "Критика практического разума" пытается доказать познаваемость умопостигаемого мира, вещей в себе. 17. Система объективного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель 18-19в. –представитель немецкой классической философии, создатель теории диалектики на основе объективного идеализма. Объективный мир - отражение творческого духовного начала - "абсолютной идеи", "мирового разума" или "мирового духа"; природные явления - "инобытие духа". В центре его философствования процесс саморазвития «Абсолютной Идеи» – основы и сущности бытия. Развитие Абсолютной Идеи в сфере «чистой мысли», «чистого бытия» (до возникновения мира и человека), раскрывает свое содержание в системе категорий диалектики - «наука логики»; Развитие Идеи в форме своего «инобытия», то есть в виде объективных, материальных природных явлений– «философия природы»; Развитие Абсолютной Идеи в человеческом мышлении и историческом процессе, где Абсолютная Идея, вернувшись из природы в сферу мышления, постигает свое содержание в формах человеческой деятельности и общественного сознания– «философия духа». Гегель первым из философов Нового времени раскритиковал метафизический (догматический) метод, он развил диалектический метод понимания мира. Идеалистическая диалектика – диалектика Мировой Идеи как первоосновы и источника всего существующего. Главной темой его диалектики стала тема противоречия. 18. Философия Л.Фейербаха: антропологический материализм и критика религии. Фейербах – немецкий философ 19века , подверг критике религию и философский идеализм. Он «сводит религиозный мир к его земной основе». Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Он предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом». Говорил о враждебности религии общему прогрессу. Он заявлял, что нет никакого Бога и надприродного духа, а есть бесконечная материальная природа, порождением которой является человек с его чувствами и мышлением. По его мнению, религиозная вера порождается эмоциональным миром человека, его страданиями и надеждами. Место рождения религии в сердце человека. Человек верит в Бога не только потому, что у него есть фантазия, но также потому что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умирать. 19. Диалектический материализм и диалектическая логика (Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Диалекти́ческий материали́зм — философское направление, выведенное из материалистических идей К. Маркса и Ф. Энгельса, и развитое Лениным, и другими философами-марксистами. Энгельс называл эту систему мировоззрением и противопоставлял её как идеалистической философии, так и всей предшествующей материалистической философии. В «Диалектике природы» Энгельс высказал глубокие идеи о неразрывности материи и движения, о единстве пространства и времени, о неисчерпаемости форм материи и сложном строении атома, о жизни как форме движения материи, возникшей на определенной ступени развития неорганической природы. Ленин высказывал идею о тождестве диалектики, логики и теории познания. У него был гносеологический аспект понимания материи. Он полагал, что понятия – высший продукт деятельности головного мозга, который в свою очередь сам является высшим продуктом материи. Диалектический материализм – пространная теория эволюции, объясняющая человека и духовные феномены на основе движения материи, у истоков которого лежит ощущение. Диалектическая логика — философский раздел марксизма, развёрнутое изложение научно-теоретического мышления - «диалектики как логики». Она является научной теорией познания и понимается как логическая дисциплина о формах правильных рассуждений. Предмет диалектической логики — мышление. 21. Материалистическое понимание истории (учение К.Маркса и В.И.Ленина об общественно-экономических формациях, классах, классовой борьбе, социалистической революции, государстве диктатуры пролетариата). Материалистическое понимание общественного развития - марксистская философия, которая в 20 в. превратилась в идеологическую доктрину. Формационная модель общественно-исторического развития представлена в двух версиях: 1ая: поступательная смена форм человеческих взаимоотношений — от «эпохи личной зависимости» через «эпоху вещной зависимости» к «эпохе свободной индивидуальности»; 2ая: поступательная смена общественно-экономических формаций в схеме: первобытнообщинная формация — рабовладельческая формация — феодальная формация — капиталистическая формация — коммунистическая формация. Переход от одной формации к другой совершается по объективному закону общественного прогресса, согласно которому производительные силы развиваются более интенсивно, чем производственные отношения. Возникающий в результате этого конфликт рано или поздно достигает стадии антагонизма, что при наличии соответствующих социально- исторических условий приводит к революционному скачку и возникновению новой социальной формации. Опыт буржуазных революций 1848—49 в Европе послужил материализму основанием для учений о социалистической революции и классовой борьбе, о диктатуре пролетариата, о тактике пролетариата в буржуазной революции, о необходимости союза пролетариата с крестьянством, о неизбежности слома старой государственной машины. Ленин был вождем Октябрьской социалистической революции, ознаменовавшей собой эру строительства бесклассового общества. Ленин практически руководил созданием пролетарского государства. Залог победы социализма он видел в историческом творчестве трудящихся масс. |