учить по этому доку. 1. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией. Философия
Скачать 97.76 Kb.
|
22. Идеи и учения русских философов допетровской эпохи. Русская философия эпохи Просвещения. Русская философия эпохи Просвещения связана с деятельностью Петра Великого. Благодаря Петровским преобразованиям в 18 в. произошло сближение русской культуры с западноевропейской. Это нашло свое выражение в развитии идей просветителей М.В. Ломоносова, Григория Сковороды и Радищева.
23. Славянофильство и западничество. Естественнонаучный материализм А.И.Герцена. Антропологический материализм Н.Г.Чернышевского. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Их учение содержит три принципа: православие, самодержавие, народность. Западники русскую самобытность оценивали как отсталость. Россия, по их мнению, долгое время была как бы вне истории. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю. Естественнонаучный материализм — философски неосознанный материализм естествоиспытателей в буржуазном обществе. Сущность такого материализма составляет убеждение, что внешний мир существует объективно, независимо от человеческого сознания, и что сознание представляет собой отражение этого мира. К такому воззрению ученые приходят под влиянием прогресса естествознания. Социологическое учение Чернышевского основывается на антропологическом принципе. Чернышевский исходит из того, что индивид - первичная реальность, которая обладает всеми свойствами человеческого, а общество выступает совокупностью множества людей, которые взаимодействуют между собой. Под "антропологическим принципом" он подразумевал концепцию человека как единого организма, правда, в отличие от дерева или химического соединения, обладающего "духовным" измерением. Единство законов природы означает единство "натуры человека", признание того, что явления "материального порядка" и "нравственного порядка" не противоречат друг другу. 24. Русская религиозная философия второй половины XIX – начала XX в.в. По идейному содержанию была крайне неоднородна. 3 главных направления: консервативное, демократическое и либеральное. Константин Николаевич Леонтьев-характерный представитель консервативного направления. Центральное место в творчестве Леонтьева занимает антропология. Он решительно отвергает веру в земное бытие человека, считает, что человек живет и в потустороннем мире, и его жизнь там зависит от жизни здесь. Он доказывает, что у наивного человека душа более чиста, чем цивилизованного, рационально мыслящего. Учение о «триедином процессе». Всякое развитие проходит 3 стадии: 1) первоначальной простоты; 2) цветущей сложности; 3) вторичного смесительного упрощения. Представителем демократической философии был Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Демократизм их взглядов определялся тем, что они были настоящими русскими интеллигентами, у которых болела душа за народ. Видным представителем в либеральном течении был Владимир Сергеевич Соловьев. Центральная идея его системы - идея положительного всеединства. Соловьев утверждал, что «всеединство» по своей природе человек содержит в себе. Это три начала: благо, истина, красота составляют единство, высшим олицетворением которого является Бог. 25. Философия «всеединства» Вл. Соловьева: учение о синтезе философии, религии и науки, концепция Богочеловека и Богочеловечества. Софиология Вл. Соловьева. Видным представителем в либеральном течении был Владимир Сергеевич Соловьев. Центральная идея его системы - идея положительного всеединства. Соловьев утверждал, что «всеединство» по своей природе человек содержит в себе. В нравственной области это три начала: абсолютное благо, абсолютная истина, абсолютная красота . Они составляют единство, высшим олицетворением которого является Бог. Познать истину - значит переступить пределы нашего мышления и войти в пределы абсолюта. Система Соловьева - попытка создать религиозную философию, представляющую собой синтез науки, философии и религии. По Соловьёву истинное знание реальности ведет к христианскому мировоззрению. Для Соловьева человек - это вершина творения. Идеально совершенным человеком является Иисус Христос, Богочеловек, который выступает единением Логоса и Софии. Богочеловек - это индивидуальное проявление Царства Божиего. Но человечество в целом также стремится к универсальному проявлению Царства Божиего, которое представляет собой собственное испытание человечества. 26. Русский космизм, его направления и основные идеи. Философские идеи евразийства. Философия в СССР. Философы- космисты размышляли над дальнейшими перспективами развития человечества. Циолковский высказывал идеи о возможности освоения околоземного пространства, расселения человека в космосе, обосновывал их своей “космической философией”. Он считал, что все многообразие мира, включая человеческий организм, образуют ассоциации атомов, которые понимаются им как особые частицы вещества и как неуничтожимые “примитивные духи”. Евразийство - геополитическое и социально-философское учение, сформировавшееся в среде российской эмиграции. Основателями и ведущими идеологами движения выступили Флоровский, Карсавин, Алексеев, Вернадский, Трубецкой. Евразийство отличали изоляционизм, признание факта революции в России, стремление стоять вне «правых» и «левых». Антисоветское евразийство эмигрантских мыслителей было реакцией на крах Российской империи. В советское время философия основывалась на принципах, которые были сформулированы Марксом и Энгельсом и получили свое развитие в трудах В.И.Ленина. В 1922 году вышла работа Ленина «О значении воинствующего материализма», которая призывала разоблачать и преследовать всех идеалистов. Это привело к уничтожению всякого инакомыслия в советской России. Все, кто не принимал идеологическую доктрину большевиков, должны были отказаться от своих взглядов. Это сопровождалось созданием организаций по подготовке марксистских кадров. 27. «Антропологический поворот» в западноевропейской философии XIX в.: философское учение С.Кьеркегора. Экзистенциализм – одно из проявлений данной тенденции в философии 19 века, выразивший трагизм мироощущения человека в условиях глубокого кризиса цивилизации. «Антропологический поворот» в экзистенциализме становится поворотом от классической «философии сущностей» к философии человеческого существования. «Экзистенция» характеризуется как специфически человеческий способ существования в мире. Представители экзистенциализма обращаются к конкретному опыту существования человека в мире. С. Кьеркегор– датский философ 19века. У Кьеркегора было трагическое ощущение жизни, абсурдность человеческого существования оказалась близкой экзистенциализму (философия уникальности человеческого существования). Основная позиция философии Кьеркегора – абсолютная свобода личности. Он освобождал личность от каких-либо зависимостей: от природных связей, общественных влияний и других отношений, которые связывают человека с другими людьми. Только освободившись от всего внешне существующего, человек может обрести ту индивидуальность, которая определяет его как личность. Также говорил, что истинное видение Бога и мира обретается лишь с позиций веры. Но при этом от человека требуется, чтобы он целиком препоручил себя Богу и последовал за Христом, истина человеческого существования открывается в полной самоотдаче веры. 28. «Философия жизни»: философские учения А. Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона. Иррационалистическое направление, сложившееся на рубеже 19 и 20 вв. Родоначальник “философии жизни” немецкий философ А. Шопенгауэр, основное произведение которого “Мир как воля и представление”. Сущность мира представлена у него как неразумная воля, слепая сила. Шопенгауэр – пессимист, считал жизнь трагедией, бессмысленной и бесцельной. Единственный путь спасения — уничтожение воли к жизни, полное отсутствие желаний, аскетизм. Ницше тоже называл себя пессимистом, однако критиковал пессимистическую отрешенность Шопенгауэра от жизни. Положения Ницше: 1. Все существующее есть проявление воли к власти. 2. Абсолютного бытия нет; бытие — это становление повторяющегося («вечный круговорот»). 3. Становящийся мир непознаваем, недоступен разуму и понимается как результат состязания между волями в их борьбе за первенство. Прогресс — иллюзия. В концепции Бергсона жизнь как космический "жизненный порыв", сутью которого является "сознание или сверхсознание", постигается по аналогии с сознательными, душевными процессами, исходя из внутреннего переживания. Он стремится "вернуть дух на почву фактов" (влияние позитивизма). 29. Основные идеи фрейдизма и неофрейдизма. Фрейдизм — психологическая концепция Зигмунда Фрейда (начало 20века). Развил учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики. Гипотезы фрейдизма: 1) каждое психическое явление имеет определенную причину; 2) бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения 3) существуют три начала в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — объединяют сознание и подсознание человека проявляются в его поведении. По Фрейду психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного. Под бессознательным понимаются элементы психики, которые подобны животным инстинктам, т.е. многие наши желания и чувства. Проявляется бессознательное в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии. В рамках неофрейдизма изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности. Карл Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное». Это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах». Юнг вводит понятие «архетип», некой «дремлющей мыслеформы». Эрих Фромм- также представитель неофрейдизма. Человека Фромм рассматривает в совокупности биологического и социального начал. Понять культуру можно только через философское постижение человеческой природы. Он рассматривает историю развития человека с точки зрения развертывания борьбы за его свободу. Стремление к независимости приводит к тому, что человеку удается добиться свободы от различных принуждений. Но свобода начинает тяготить человека, в результате чего он прибегает к психологическим механизмам бегства от завоеванной свободы. 30. Основные идеи и направления экзистенциализма. Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем. Основной интерес сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями. Экзистенциализм подразделяют на религиозный и атеистический. С. Кьеркегор– датский философ 19века. Основная позиция его философии– абсолютная свобода личности. Он освобождал личность от каких-либо зависимостей: от природных связей, общественных влияний и других отношений, которые связывают человека с другими людьми. Только освободившись от всего внешне существующего, человек может обрести ту индивидуальность, которая определяет его как личность. Также говорил, что истинное видение Бога и мира обретается лишь с позиций веры. Но при этом от человека требуется, чтобы он целиком препоручил себя Богу и последовал за Христом, истина человеческого существования открывается в полной самоотдаче веры. Мартин Хайдеггер – немецкий философ 19-20 веков. Основная работа «Бытие и время». Чтобы постичь “смысл бытия”, человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою “смертность”, “бренность”. Лишь чувствуя себя постоянно “перед лицом смерти”, человек в состоянии увидеть значимость каждого момента жизни и освободиться от “идолов общественного бытия” — целей, “идеалов”. 31. Философская антропология и социобиология в западноевропейской философской мысли XX в. Концепция всесторонне развитой личности в советской философии. Философская антропология ХХ века – это течение западной философии, считавшее учение о человеке фундаментальной наукой, которая должна стать мировоззренческой основой для всего знания о человеке. Философская антропология вовлекает в сферу психоэмоциональную сферу (эмоции, инстинкты, влечения), умаляя разумное начало. Основная линия – поиски биологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Основоположник – Макс Шелер. Он считал, что человека изучают 3 направления мысли: теологическое, философское и естественнонаучное. Должна быть единая наука о человеке – философская антропология, фундаментальная наука о сущности человека, которая должна решать следующие вопросы: об отношении человека ко всем вещам о метафизическом происхождении человека о силах, которые им движут об основных закономерностях развития человека С точки зрения философской антропологии человек: уникален и универсален является соотношением внутреннего и внешнего это единство, состоящее из частей это существо историческое, стремится органично внедриться в будущее ему не избежать бремени ответственности перед самим собой Философская антропология ХХ века не смогла однозначно решить проблемы человека, возникло 3 направления: религиозное (Шелер), биологическое (Лоренц) и социокультурное. Концепция всесторонне развитой личности В 50 – 60 годах 20 века – поиски новых педагогических оснований. Сухомлинский занимался возрождением обновленной педагогики, основанной на сотрудничестве, приоритете общечеловеческих ценностей. Считал, что каждый человек постичь счастье полноты духовной жизни, радость труда и творчества. Не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания, сочетал умственное развитие и труд, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание. Задача воспитания: создание ребенка личного отношения к окружающей действительности. Призывал к педагогическому просвещению детей, учителей и родителей. Всестороннее развитие возможно при участии школы и семьи, исходящих из одних принципов. 32. Классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Позитивизм – философское течение, отрицающее возможность познания закономерных связей и отношений действительности и ограничивающее роль науки описанием фактов, явлений. Оформилось в 1830-х годах, прошло 3 исторические стадии – классический, эмпирический, неопозитивизм. Классический позитивизм Научное знание о мире может быть получено лишь специальными естественными науками, которые владеют методом наблюдения и эксперимента, опираются на бесспорные факты. Основатели Конт, Милль, Спенсер. 1. Закон 3 стадий Человечество в своем стремлении познать мир проходит стадии: Теологическая – объяснение мира вмешательством сверхъестественных сил Метафизическая – объяснение мира сводится к выдуманным первосущностям Позитивная – человечество оставляет попытки познать сущность всех вещей, накапливает положительное знание 2. Закон подчинения воображения наблюдению 3. Принцип относительности к субъекту – изучение зависимо от телесно организации человека и положения во Вселенной 4. Критерий осмысленности – утверждение, которое нельзя превратить в описание наблюдаемых фактов не имеет смысла 5. Принцип наблюдаемости – концепции, недоступные наблюдению, не могут быть подтверждены Эмпириокритицизм Сформулировал основные принципы научного исследования. Основатель Эрнст Мах. принцип координации – относительной связи субъекта и объекта в процессе познания принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных представлений принцип экономии мышления – ограничение научного знания эмпирическим материалом Неопозитивизм (логический позитивизм) Опирался на эмпирические ориентации прежнего позитивизма и на новые идеи (Рассел, Витгенштейн) Проблема: теория содержит общие законы. Может ли общий закон рассматриваться как конструкция из наблюдаемых фактов, если факт касается единичного события, а закон касается всех событий? Следовательно постулаты логического позитивизма нуждаются в пересмотре. Постпозитивизм Поппер Не существует строгой логики научного открытия, есть психология научного открытия. 1. Проблема демаркации – проблема отделения научного знания от ненаучного 2. Принцип фальсификации – любое утверждение, относящееся к науке, должно быть в принципе опровергаемо. 3. Принцип фаллибилизма - любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Теория трех миров: Мир объектов Мир субъектов Мир объективного знания. Анализ знания в этом мире есть предмет философии науки. Лакатос Реальное знание – факты. Теория лишь выводит из фактов другие факты. Науку следует рассматривать в развитии. Каждая методология, которая была прогрессивной, становится регрессивной Преимущество теории определяется всеми ее сторонами, ее прогрессивностью 33. Философское учение о бытии. Эволюция философских представлений о бытии. Монизм, дуализм, плюрализм как онтологические учения. Бытие – главная философская категория, фиксирует основу существования, убеждение человека в существовании мира. 1. Понятие «бытие» ввел Парменид. Характеристики бытие: целостность, истинность, благость, красота. 2. У Платона единый мир Бытия был разделен на мир идей и мир подобий. 3. Религиозная философия: это деление сохраняется, истинное бытие Бог, остальной мир зависит от Бога. 4. Материалистическая философия: истинное бытие материальное, мир идеального зависимый. 5. Современные трактовки бытия: то что существует вне сознания человека все что существует во взаимосвязи как человеческое бытие Монизм – это философская концепция, согласно которой мир имеет только одно начало (материя или дух) Дуализм – это философское учение, утверждающее полное равноправие двух первоначал: материи и сознании (Декарт) Плюрализм – это философское учение, утверждающее множественность оснований и начал бытия (теория четырех стихий) 34. Философские и естественнонаучные концепции материи. Вопрос об атрибутах, видах и формах материи. Учение о материальном единстве мира. Материя – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства мира. Понятие «материя» ввел Платоном. По Платону идея неизменная, определяет разнообразие и изменчивость мира. Материя – это лишенный качеств материал, из образующий различные тела, отождествляется с пространством. Аристотель рассматривает материю как возможность. Форма ограничивает материю, превращает ее в реально существующее. Форма – это активное и определенное начало, материя – пассивное и неопределенное начало. Аристотель делит сущности на низшие (из материи и формы) и высшие (чистые формы). В V в. до н.э. зародилась идея атомного строения материи. Материя – это совокупность плотных неделимых частиц, движущихся в пустоте. В науке Нового времени атомарная теория была господствующей. В диалектико – материалистической философии материя определяется как основа бытия всех вещей и явлений. В естествознании различают 3 вида материи: вещество и поле, физический вакуум. Атрибутами материи являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов Движение – это всякое изменение, превращение. Формы движения материи: физическая, химическая, механическая, биологическая, социальная Виды материи: вещество – это физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют собственную массу поле – материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действие от тела к телу антивещество – вещество, состоящее из античастиц Формы материи Физическая форма – лептоны, кварки, протоны, атомы макротел, метагалактика Химическая форма: включает уровни от атома до макромолекулярных комплексов Биологическая форма материи: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры Социальная форма материи: общественные процессы Материальное единство мира – базисный принцип материалистического монизма. Принцип исходит из признания единства всех явлений мира. Этот принцип предполагает: субстанциональное единство мира: субстанцией всех явлений и процессов полагается материя атрибутивное единство мира: какую бы его часть материи ни рассматривать, она будет обладать полным набором известных свойств (атрибутами) генетическое единство мира: какие бы ни были перед нами виды материи, они имеют общие истоки и корни номологическое единство мира: все в мире подчиняется одним законам 35. Философские концепции движения. Диалектико-материалистическая концепция форм движения. Понятия пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Под движением в философии понимаются любые изменения и процессы, это атрибут, способ существования материи. В мире нет и движения без материя и материи без движения. Движение несотворимо и неуничтожимо, покой относителен и является моментом движения. Например, камень, лежащий на земле, находится в состоянии покоя по отношению к Земле, но он находится в состоянии движения вместе с Землей. Типы движения: движение, связанное с сохранением устойчивости предмета движение, связанное с изменением качественного состояния предмета Энгельс выделил пять форм движения материи: физическая химическая механическая биологическая социальная Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов Концепции пространства и времени: субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон) реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют, теория относительности показала зависимость пространства и времени от скорости движущихся тел (Лейбниц) 36. Философские и научные концепции развития. Диалектико-материалистическое учение о развитии. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Диалектика (греч., вести беседу, спор) – учение о наиболее общих законах природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Основные формы диалектики: 1. Античная диалектика: метода философствования Сократа, основанный на вскрытии внутренних противоречий 2. Немецкая идеалистическая диалектика (Кант, Гегель) – диалектика как общая теория развития, метод деятельности абсолютного разума, который самодействует по законам противоречия, отрицания и триады. 3. Материалистическая диалектика – целостная система принципов, категорий и законов. Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, то всеформы мышления должны быть гибки и взаимосвязаны, чтобы правильно отразить развивающуюся реальность Наряду с диалектикой в философии сложился метафизический метод – антидиалектический способ мышления, который не учитывает взаимосвязи вещей, отрицает противоречия как источник развития. Универсальные законы существования и развития материи описаны Энгельсом в виде 3 законов диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей: основа развития это борьба противоположных сторон, противоположностями взаимосвязаны и взаимодействуют, находятся в состоянии взаимоотрицания. 2) Закон перехода количественных изменений в качественные: количество и качество представляют единство; это единство называется мерой 3) Закон отрицания отрицания: переход из одного качественного состояния в другое произходит после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. 37. Вопрос о происхождении и сущности сознания как философская проблема. Материалистические, объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические концепции сознания. Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Постановка проблемы сознания принадлежит Платону, он выделил идеальное, как особую сущность. Структура сознания включает в себя: сенсорные способности и получаемые на их основе первичные знания логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе эмоциональные составляющие сознания ценностно-смысловые составляющие (высшие мотивы деятельности) Концепции сознания: Объективно-идеалистическая: сознание – это надличностная идея (абсолютная идея, Бог). Человеческое сознание – частица мирового разума. Субъективно-идеалистическая: сознание человека – самодостаточная сущность, субстанция материального мира (Декарт, Беркли). Материализм: сознание отождествляется с вещественными образованиями в мозгу человека (Бюхнер, Молешотт). Диалектический материализм: сознание – это противоречивый феномен, единство материального и идеального, биологического и социального. 38. Диалектико-материалистическая теория отражения. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения. Теория отражения – материалистическая теория познания, согласно которой человеческие ощущения, научное познание – это отражение объективно существующей действительности. Для диалектико-материалистической теории отражения исходным является взаимодействие человека как субъекта с миром; соотношение этих двух реальностей выступает здесь как основное, исходное. Энгельс подчеркивал, что сам принцип отражения следует понимать как способность, сформированную в процессе материальной деятельности людей. Главную роль в установлении диалектического единства мышления и бытия играет материальная деятельность человека. Маркс диалектически связал признание объективности познания с активностью субъекта. Объект включался в сферу познания, будучи опосредованным практической деятельностью. Такой подход позволил преодолеть идеалистическое понимание активности субъекта. Эволюция форм отражения: При механическом взаимодействии тел макромира отражение носит суммарный характер; такое отражение случайно При более сложных физических взаимодействиях тела отображают друг друга в многообразных физических параметрах. Отражение становится структурированным, локализованным, получает цепной характер. Химическая форма отражения: взаимное изменение агентов в химической реакции закрепляется созданием нового качества На биологическом уровне отражение обособляется в отдельную функцию, выполняемую особого рода клетками (нервная система) Психическое отражение человека: отличается наличием 2 сигнальных систем 39.Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Формы бессознательного. Сознание и самосознание. Рассудок и разум. Компоненты сознания. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Чувственно-эмоциональная сфера - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. Самосознание - это отражение «Я», осознание себя как особой и единой личности. Сознательное и бессознательное Сознательное и бессознательное – стороны человеческой психики. Бессознательное – психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Формы бессознательного: неосознаваемая мотивация, неприемлемая с социальной точки зрения поведенческие стереотипы и атавизмы подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации надсознательные процессы – интуиция, вдохновение Разум и рассудок – понятия, выражающие 2 стороны развития научного познания, 2 уровня мыслительной деятельности. Рассудочная способность – в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые материал для конструирования результатов; рассудочные операции отвлеченные и формальные. Разумная способность – в ее пределах понятия ввергаются в процесс преобразования; разума устремлен к соединению нравственной культурой ради развития субъекта. 40. Индивидуальное и общественное сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. Индивидуальное сознание человека всегда ярче общественного сознания, более узко по взгляду на мир и менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем. Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия: Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, отражает зримые отношения, простые истины. На этом уровне невозможно проникнуть в сущность вещей, подняться до теоретических обобщений. Теоретическое сознание – более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам; делает жизнь людей более осознанной, способствует развитию общественного сознания, раскрывает связи и сущности материальных и духовных процессов. 41. Проблема познаваемости мира и способы ее решения. Основные направления в философии по вопросу о познаваемости мира: гносеологический оптимизм, крайний агностицизм, скептицизм, релятивизм, конструктивизм, солипсизм. К разряду общих проблем познания относятся: познаваем ли мир, вопрос о том какова природа познания, вопрос как соотносятся знания с реальностью, которую они отражают, проблема истинности познания. Современная философия исходит из того, что рациональное постижение мира выступает необходимым и определяющим условием целенаправленной позитивной деятельности человека и общества. Мир познаваем, а познание в различных формах есть процесс обогащения человека новым знанием, которое может быть определено как совокупность идей о мире, теоретическое овладение его предметами, их идеальная форма. Познание есть диалектический процесс, в ходе которого мысль человека об объекте все более приближается к нему. Этот процесс бесконечен, как бесконечен в своих свойствах и проявлениях объективно существующий мир. Гносеологический оптимизм: мир познаваем полностью и по существу (эпоха Просвещения, диалектические материалисты) Крайний агностицизм: познание реальности невозможно(мистические и религиозные доктрины). В истории философии эта позиция не была реализована, т.к. смысл работы философа – постижение фундаментальных основ бытия. Скептицизм: познание реальности возможно не по существу, только на уровне явлений (софисты, критические реалисты, неопозитивисты, постмодернисты) Релятивизм: не признает преемственность в развитии знания, преувеличивает зависимость процесса познания от его условий, факт развития познания рассматривается как доказательство неистинности (софисты) Конструктивизм: познание – это активное построение субъектом интерпретации мира, ее существует иной реальности, кроме создаваемой человеком Солипсизм: индивидуальное сознании – это единственная несомненная реальность, отрицает объективность реальности окружающего мира. 42. Понятия объекта и субъекта познания. Познавательные способности человека. Философские учения о познавательной активности человека. Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта. Познание – это взаимодействие субъекта и объекта. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект – это конкретный субъект, деятельность которого связана специфична. Гносеологические программы, обосновывающие свое понимание субъект объектных отношений: Наивно-реалистическая теория познания: представлена в философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ламетри, Дидро). Субъект познания – биологический индивид, познавательные способности – это результат естественной эволюции природы. Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма: предложена Юмом и Беркли. Субъект познания – совокупность познавательных способностей, в основе которых лежит чувственный опыт. Объекта – совокупность ощущений. Существовать — значит быть воспринимаемым. Программа трансцендентальной гносеологии: предложена Кантом. Мир объектов зависит от субъекта. Объекты познания существуют как результат их активного конструирования. Субъект – это чистое сознание. Социокультурная программа: представлена в объективно-идеалистической философии Гегеля и в марксистской гносеологии. Субъект познания – результат социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития познавательной деятельности. Совокупность этого опыта – последовательность форм объективного духа. Человек субъект в той степени, в какой он усвоил социальные нормы и ценности. 43. Понятия гносеологического образа (знания о предмете) и истины. Истина, ложь и заблуждение. Философская концепция истины как процесса. Критерии истинности знания. Гносеология – особый раздел философии, в котором определяются предпосылки познания, исследуются его возможности, выявляется степень его достоверности. Познавательный образ – идеальное восприятие объектов, выражающее отношения их сходства, для разных познавательных образов это сходство неодинаково. В основе идеального образа лежит отражение и конструирование. В гносеологии истина употребляется для характеристики знаний об предметах и явлениях. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса об истинности научного знания. Трактовки истины соответствие знаний действительности свойство самосогласованности знаний эффективность знания соглашение |