Главная страница
Навигация по странице:

  • 44. Понятия непосредственного познания и «живого созерцания». Особенности чувственного отражения. Формы чувственного отражения, их взаимосвязь.

  • 45. Понятия опосредованного познания, рационального познания, мышления. Особенности абстрактно-логического мышления. Формы мышления. Законы правильного мышления. Мышление

  • 46. Понятие науки. Функции науки. Структура научно-познавательной деятельности. Типология методов научного познания. Понятие методологии научного познания. Наука

  • 47. Гносеологические особенности эмпирического и теоретического познания. Формы организации эмпирических и теоретических знаний.

  • 48. Научное познание как процесс порождения новых знаний. Формы развития научных знаний: проблема, гипотеза, теория. Научные картины мира.

  • 49. Человек как биосоциальное существо. Антропосоциогенез как объект философского осмысления. Биосоциальный подход к человеку в медицине.

  • 50. Проблема смерти и бессмертия как философская проблема.

  • 51. Человек в системе социальных связей. Человек как родовое существо. Человек как индивид, индивидуальность и личность.

  • 52. Человек как субъект практической и духовной деятельности. Понятия творчества и свободы. Свобода выбора. Свобода и ответственность.

  • Свобода

  • Свобода и ответственность

  • 53. Вопрос о человеке как духовном существе в истории философии. Духовность и вера. Цель и смысл жизни человека. Человеческая судьба.

  • учить по этому доку. 1. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией. Философия


    Скачать 97.76 Kb.
    Название1. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией. Философия
    Дата09.06.2022
    Размер97.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаучить по этому доку.docx
    ТипДокументы
    #582029
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Истина как процесс

    Истинное знание, как и сам объективный мир, развивается.  Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину. 


    Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

    Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

    Критерии истины 

    • соответствие законам логики

    • соответствие ранее открытым законам науки

    • соответствие фундаментальным законам

    • простота, экономичность формулы

    • парадоксальность идеи

    • практика

    44. Понятия непосредственного познания и «живого созерцания». Особенности чувственного отражения. Формы чувственного отражения, их взаимосвязь.

    Непосредственное познание – самоочевидное, не требующее логического подтверждения знание, полученное 
    путем прямого восприятия истины, созерцания и переживания общего посредством  конкретно-единичного.

    Живое созерцание – это чувственное познание, осуществляемое через органы чувств и имеющие формы ощущений, восприятий, представлений.

    Особенности чувственного отражения

    • непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта

    • наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;\

    • воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

    Формы чувственного познания:

    • ощущение – это отражение отдельных свойств предмета или явления; различают 5 основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные

    • восприятие – дает целостный чувственно-конкретный образ предмета; в восприятии синтезируются ощущения

    • представление – выражает образ предмета, запечатленный в памяти; воспроизведение образов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом; представление не такое четкое, делает возможным абстрагирование, обобщение.     

    45. Понятия опосредованного познания, рационального познания, мышления. Особенности абстрактно-логического мышления. Формы мышления. Законы правильного мышления.

    Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

    Опосредованное познание предмета или явления осуществляется через восприятие другого предмета или явления, закономерно связанного с первым. К опосредованному познанию человек прибегает, когда непосредственное познание было бы возможным или нерациональным.

    В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции, «воображаемые» качества предмета; в математике объясняются явления, которых нет в физической природе. Абстрактно-логическое мышление становится необходимым в ситуации наличия некой определенности, которая пока еще не понятна человеку.

    Виды абстракции:

    • Примитивно-чувственная – выделение одних свойств предмета, игнорируя прочие его качества

    • Обобщающая – выделение общей характеристики в одном явлении

    • Идеализирующая – замещение реальных свойств идеальной схемой, которая исключает имеющиеся недостатки

    • Изолирующая – выделяет тот компонент, на котором сосредоточено внимание.

    • Актуальной бесконечности – бесконечные множества определяются как конечные.

    • Конструктивизация – огрубление

    Закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями 

    • Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе

    • Закон непротиворечия – два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными

    • Закон исключенного третьего – 2 противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно

    • Закон достаточного обоснования – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание

    46. Понятие науки. Функции науки. Структура научно-познавательной деятельности. Типология методов научного познания. Понятие методологии научного познания.

    Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности; это одновременно и система знаний и их духовное производство и практическая деятельность на их основе.

    Функции науки

    • Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений.

    • Образовательная. Заключается в обучении, социальной мотивации, выработке ценностей.

    • Культурная. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры.

    • Практическая. Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

    Структура научно-познавательной деятельности

        1. Субъект научного познания – профессионально подготовленный человек, обладающий специальными научными знаниями.

        2. Объект – это исследование реальности, познание которой выходит за рамки исторически сложившейся практики, знание о которой находит применение в будущем.

        3. Цель – приращение научного знания.

        4. Средства – материальные объекты (инструменты, измерительные приборы), методологии, специальный искусственный язык

        5. Результат – истинные знания, отражающие существенные свойства изучаемых объектов.

    Методы научного познания

    1) по роли и месту в процессе познания

    • формальные (методы математической логики)

    • содержательные (философские, общенаучные)

    2) по выполняемым функциям

    • эмпирические и теоретические

    • фундаментальные и прикладные

    • исследования и изложения

    3) по степени общности и сфере действия

    • Всеобщие философские: диалектический и метафизический

    • Общенаучные: теоретические и эмпиррические

    • Частнонаучные

    • Дисциплинарные

    • Междисциплинарные

    Методология науки – это учение о методах и процедурах научной деятельности, раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания и философии науки.

    47. Гносеологические особенности эмпирического и теоретического познания. Формы организации эмпирических и теоретических знаний.

    Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический, они различаются методами познавательной активности, характером достигаемых результатов

    Эмпирический уровень

    Характеризуется непосредственным исследованием чувственно воспринимаемых объектов. Здесь преобладает чувственное познание, рациональный момент занимает подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается со стороны своих внешних связей и проявлений. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, первичная систематизация данных.

    Теоретический уровень

    Характеризуется преобладанием рационального момента (понятии, теории, законы). Объект познания может изучаться только в мысленном эксперименте, чувственное познание занимает подчиненное положение. На данном уровне происходит раскрытие глубоких связей, обработка информации с помощью абстракций высшего порядка. Теоретическое мышление нельзя свести к суммированию эмпирически данного материала. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов.

    Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, которое их обобщает и объясняет. Теоретическое познание, развивая собственное содержание, направляет эмпирическое познание.

    48. Научное познание как процесс порождения новых знаний. Формы развития научных знаний: проблема, гипотеза, теория. Научные картины мира.

    Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика. Развитие знания можно рассматривать как движение от неглубокого и неполного знания к более совершенному.

    1. Научная проблема – осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда проблема поставлена, начинается научный поиск. 

    2. Гипотеза – идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой.

    3. Теория – это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, законов бытия

    Научная картина мира – целостная система представлений о свойствах и закономерностях реальности, построенная в результате обобщения на­учных понятий и принципов.

    49. Человек как биосоциальное существо. Антропосоциогенез как объект философского осмысления. Биосоциальный подход к человеку в медицине.

    Человек – биосоциальное существо, обладающее даром мышлением, нравственностью, способностью создавать материальную и духовную культуру. Как частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует вид Homosapiens.

    Биосоциальный подход позволяет понимать все действия человека двояко, выявляя в них животную и рациональную природу. Общество основано на компромиссе между животным и разумным, развивается в сторону усиления рационального начала.

    Антропосоциогенез – теория о происхождении человека как общественного существа.

    Орудийно-трудовая теория: фактором, повлиявшим на радикальное изменение образа жизни человечества являются социальная организация внутристадного общения, породившая язык и членораздельную речь, и целенаправленно производимые орудия, систематическое использование привело к возникновению трудау.

    50. Проблема смерти и бессмертия как философская проблема.

    В отличие от медицины философия рассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. Перед лицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметить программу новой жизни на основе принятия иных ценностных установок и готовности их осуществить.

    1. Древние египтяне рассматривали земное существование как подготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках.

    2. В классический период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страха смерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из бессмертной души и смертного тела; смерть – это отделение души от тела. Это учение было воспринято христианством.

    3. Стоики, стремясь облегчить страх перед смертью, говорили о ее всеобщности и естественности, ибо все вещи имеют конец. Эпикур считал, что смерти не надо бояться, ибо пока мы живы, ее нет, а когда она приходит – нас уже нет.

    4. В христианстве смерть – это кара Адаму и Еве за грехи. Главным мотивом христианства является вера в спасение и преодоление смерти.

    5. Спиноза считал, что свободный человек не думает о смерти, а о жизни

    6. Экзистенц­иалисты считали, что проблема смерти становится актуальной в критических ситуациях, заставляет задуматься о смысле прожитой жизни, в этот момент человек обретает себя, свободу и ответственность за свой выбор.

    Религиозные и идеалистические учения сравнительно легко справляются с проблемой бессмертия, философы материалис­ты встают перед трудностями при решении этого вопроса.

    1. Материалистические философы и атеисты считают, что душа умирает вместе с телом, они опираются на знания науки. Отрицая возможность личного бессмертия, они отказываются от иллюзорного утешения и ограничений, поставленных Богом. Бессмертие человека может быть обеспечено на основе его вклада в развитие культуры.

    51. Человек в системе социальных связей. Человек как родовое существо. Человек как индивид, индивидуальность и личность.

    Человек – это социобиологическое существо, у которого в условиях современной цивилизации социальное начало контролирует биологическое.

    Поведение человека в коллективе управляется не инстинктами, а общественным мнением. Процесс приобретения элементов общественной жизни – социализация человека.

    На новорождённого общество действует через его ближайшее окружение, микросреду. Дальше воспитание осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через общественные организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов.

    Ещё большее влияние на формирование мировоззрения оказывает социальное положение человека. На социальные интересы нанизываются все личные вкусы, привычки, стремления и действия.

    Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация на индивидуальном уровне воспроизводит то, что происходило с человечеством. Благодаря социализации человеческому детенышу не надо проходить заново долгий путь развития.

    Согласно Фейербаху человек – это родовое, надиндивидуальное существо, человеческая сущность проявляется только в единстве человека с человеком. Человек как родовое существо универсален, его нравственность универсальна.

    1. человек органически связан с созданной им системой общественных отношений и связей.

    2. проводится идея о недопустимости противопоставления индивида и общества, так как это чревато разрыву отношений не только между человеком и историей, но и между природой и обществом.

    3. человек есть общественное существо и в силу данного обстоятельства всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и родовая жизнь человека, пишет К. Маркс, не является чем-то различным.

    Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Индивид – это конкретный человек, представитель и носитель человеческого рода или демографическая единица. Единичность, отдельность являются предпосылкой его индивидуальности.

    Для характеристики индивидуальных особенностей человека существует понятие индивидуальность.

    Для характеристики духовного начала используется понятие личности. Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, ценностей. Путь индивида к личности – через социализацию, усвоение мышления, образов действий. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

    Свобода_выбора._Свобода_и_ответственность.'>52. Человек как субъект практической и духовной деятельности. Понятия творчества и свободы. Свобода выбора. Свобода и  ответственность.

    В процессе деятельности человек создает новую реальность, развивает самого себя, систему общественных отношений

    Основными формами практической деятельности человека являются

    • общественно-производственная деятельность

    • социально-политическая деятельность

    • научно-экспериментаторская деятельность

    • семейно-бытовая деятельность

    Духовная деятельность предназначена для создания духовной культуры общества и удовлетворения потребностей человека в развитии сознания, мировоззрения и социальных качеств. 

    Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами..

    Свобода и творчество

    Свобода связана со способностью человека гармонизировать внутренний и внешний мир, формировать целостный взгляд на мир. Через свободу человек как бы творит мир, переделывать по своему образу и подобию. Ильин: Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой труд на основе своих талантов. Реализация заложенных в человеке потенций есть главная задача свободы.

    Свобода и ответственность

    Свобода признает за субъектом определенные права по отношению к обществу, но в то же время требует от него ответственности перед обществом, следования социальным нормам, юридическим законам. Ответственность – органическое свойство свободы. Произвол именно потому и не является свободой, что не предполагает ответственности. 

    53. Вопрос о человеке как духовном существе в истории философии. Духовность и вера. Цель и смысл жизни человека. Человеческая судьба.

    1. В древ­ней фи­ло­со­фии че­ло­век – часть кос­мо­са, ото­бра­же­ние и сим­вол Все­лен­ной.

    2. В фи­ло­со­фии Ари­сто­те­ля человек – жи­во­е су­ще­ст­во, на­де­лён­ное ду­хом, ра­зу­мом и спо­соб­но­стью к об­щественной жиз­ни.

    3. В хри­сти­ан­ст­ве че­ло­ве­к – «об­ра­з и по­до­бие Бо­га», человек должен приблизиться к божественной сущности и отречься от низшей природы

    4. В Эпо­хе Воз­ро­ж­де­ния че­ло­ве­к – вершина творения природы, имеет безграничные воз­мож­но­сти, органичная целостность

    5. В но­во­ев­ро­пей­ском ра­цио­на­лиз­ме Де­кар­та человек – мыслящее существо (мыс­лю, сле­до­ва­тель­но су­ще­ст­вую)

    6. В механицизме те­ло человека – это производственная ма­ши­на, ду­ша – это соз­на­ни­е

    7. В начале 19 века про­ис­хо­дит воз­вра­ще­ние к по­ни­ма­нию че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­сти, ха­рак­тер­но­му для эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Гер­дер на­зы­ва­ет че­ло­ве­ка пер­вым воль­но­от­пу­щен­ни­ком при­ро­ды, т.к. человек сам дол­жен фор­ми­ро­вать се­бя.

    8. Для немецкой клас­сической фи­ло­со­фии че­ло­ве­к – субъ­ек­т ду­хов­ной дея­тель­но­сти, соз­даю­щий мир куль­ту­ры, носи­те­ль об­ще­зна­чи­мо­го соз­на­ния.

    9. По Фей­ер­баху  че­ло­ве­к – это чув­ст­вен­но те­лес­ное су­ще­ст­во

    10. В тео­рии  Мар­кса сущ­ность че­ло­ве­ка – это со­во­куп­ность всех об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний

    11. В ир­ра­цио­на­ли­стических кон­цеп­ци­ях 20 вв. до­ми­ни­рую­щи­ми ста­но­вят­ся вне­мыс­ли­тель­ные спо­соб­но­сти и си­лы (чув­ст­во, во­ля). Со­глас­но Ниц­ше, че­ло­век оп­ре­де­ля­ет­ся иг­рой жиз­нен­ных сил и вле­че­ний. Кьер­ке­гор вы­дви­га­ет на пер­вый план вы­бор, бла­го­да­ря ко­то­ро­му ин­ди­вид ста­но­вит­ся лич­но­стью.

    12. Идеи фи­ло­со­фии жиз­ни по­слу­жи­ли ис­ход­ной ос­но­вой для воз­ник­но­ве­ния философской антропологии

    13. Философская антропология стре­мтся вы­явить осо­бен­но­сти че­ло­ве­че­ского бы­тия пу­тём ис­тол­ко­ва­ния тех зна­ний, по­лу­че­нных другими нау­ка­ми.

    14. Кон­цеп­ция «ан­тро­по­ло­гии куль­ту­ры»: че­ло­век – это су­ще­ст­во, оп­ре­де­ляе­мое куль­ту­рой, соз­да­тель и соз­да­ние куль­ту­ры

    15. Аль­тер­на­ти­вой философской антропологии вы­сту­па­ет фи­ло­со­фия че­ло­ве­ка  Хай­дег­ге­ра: че­ло­век рас­смат­ри­ва­ет­ся в как су­ще­ст­во, «оза­бо­чен­ное» сво­им бы­ти­ем и «ис­ти­ной бы­тия» во­об­ще; и че­ло­век есть то, что он сам из се­бя де­ла­ет.

    Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта