учить по этому доку. 1. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией. Философия
Скачать 97.76 Kb.
|
Вера – принятие каких-либо положений без теоретических и практических доказательств; противостоит знанию. Смысл жизни человека: Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни. Смысл жизни в самой жизни. Человек должен дополнить биологическое существование социально значимым Судьба – совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества. 54. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. Подсистемы общества. Общественная жизнь, ее сферы. Понятие и типология социальных институтов. Общество - в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений Общество включает в себя подсистемы 1. экономическую (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ). 2. социальную - систему внутреннего устройства общества, включающую в себя: большие и малые социальные группы социальные институты - формальные и неформальные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп; 3. политическую - совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе. 4. духовную - духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Определение основ бытия общества Натурализм – развитие общества определяется природными условиями (климатом, ландшафтом). Монтескье, Мечников. Идеалистическое учение - признание абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Материалистическая теория – источник развития общества в самом обществе, в развитии материального производства. Комплексная теория – объединяет теории Теория социальных институтов Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения потребностей общества. Институт семьи и брака Политический институт Экономические институты Институты образования Институт религии По характеру институты бывают: Формальные – деятельность основана на строго установленных предписаниях. Неформальные – в них отсутствуют четко определенные предписания, контроль идет на основе неформальных санкций (одобрение или осуждение). 55. Проблема определения системообразующего начала общественной жизни. Понятия общественного бытия и общественного сознания. Законы и движущие силы развития общества. Общественное бытие – материальная сторона общественной жизни; включает материальные производства, бытовую деятельность, общественные отношения, материализовавшаяся часть духовной деятельности. Общественное сознание – это духовная, жизнь, проявляющаяся в форме идей, теорий, установок, привычек, традиций, мнений. Общественное сознание порождено и обусловлено общественным бытием. Общеисторические законы общественного развития: Закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию – в той мере, в какой атериальная жизнедеятельность отражает духовные потребности человека. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Богатство общества создаются не оборотом денег, но высокопроизводительными материальными силами общества и высокоразвитыми материальными общественными отношениями. Закон определяющей роли материального базиса по отношению к идеологической надстройке Концепции общественного развития: концепция социального прогресса: есть социальное движение общества по историческим ступеням, каждая из которых выше предшествующей концепция развития на основе культуры: оно происходит в результате культурного взаимообогащения народов; прогрессивная историческая ступенчатость здесь прослеживается меньше, каждое общество имеет свою специфику общественного развития концепция элитизма: общественное движение осуществляется в результате регулирующих и корректирующих действий правящей элиты; культурная специфика может потерять свое значение, тогда элита призвана определить новую парадигму развития 56. Общественное сознание и его формы. Понятия о политическом, правовом, религиозном, нравственном, художественном и научном сознании. Общественное сознание – это духовная, жизнь, проявляющаяся в форме идей, теорий, установок, привычек, традиций, мнений. По мере развития общественного бытия обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской. Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения Политическое сознание – совокупность чувств, традиций, целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Эстетическое сознание – осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Религия – это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия. Философское сознание – это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи. Научное сознание – это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях. 57. Понятие социальной группы. Типологии социальных групп. Понятия социальной структуры общества и социальной стратификации. Понятия этноса, народности и нации. Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак; это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Типологии социальных групп 1. В зависимости от характера взаимодействия – первичные и вторичные Первичной группой – группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности Вторичная группа – более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный характер 2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные. Формальная группа – это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм. Неформальная группа – возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. 3. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей – малые и большие. Малая группа – это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности. Большая группа – это многочисленная группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой опосредованный характер. 4. В зависимости от социально значимых признаков – реальные и номинальные. Реальные группы – это группы, выделяемые по социально значимым критериям (пол, возраст, доход, профессия. Номинальные группы – выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе, строение общества в целом, система связей между его основными элементами. Элементами социальной структуры выступают: социальные статусы и роли. Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе; осуществляется по 4 параметрам: доход, образование, власть и престиж. 4 главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Классы – большая социальная группа людей, с определенным отношением к средствам производства, характеризующаяся специфическим способом получения дохода: Верхний высший класс – богатые люди со знатным происхождением Нижний высший класс – богатые люди без знатного происхождении Высший средний класс – высокообразованные люди, интеллектуальный труд и владельцы капитала Нижний средний класс – канцелярские служащие Высший низший класс – заводские работники Нижний низший класс – самые бедные и отверженные члены общества Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений. Этнос – группа людей, членов которой объединяет сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы, общностью исторического происхождения. Народность – исторически сложившаяся общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма; характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Этнос – понятие культурно-историческое, а нация – географическое и политическое. 58. Понятие исторического процесса. Вопрос об этапах развития человечества в истории философии. Стадиальный, формационный и цивилизационный подходы к динамике общественного развития. Исторический процесс – это процесс смены явлений, состояний в развитии человечества. Возникают различные формы человеческой жизнедеятельности, определенные способы производства, формы семьи, культурные установки, политического устройства, которые также сменяются другими. Объективные факторы исторического процесса – природно-климатические и экономические условия. Субъективные факторы исторического процесса – деятельность людей, которая совершается в соответствии с намерениями, идеями. Стадиальный подход Рассмотрение истории как бесконечного процесса единого рода человеческого. Это движение осуществляется в некотором общем направлении с прохождением стадий. Стадиальный подходпредполагает единство всемирно-исторического процесса. Цивилизационный подход Анализ общественного развития, когда история народа рассматривается в сравнении с историей других народов, цивилизаций. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, проходящих в своем развитии стадии зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития. Единство всемирно-исторического процесса отрицается. Цивилизационный подход применим к истории любой страны, народ. Эта теория учитывает опыт других школ и направлений, носит сравнительный характер. К основным цивилизациям относятся: западная православная христианская исламская индуистская дальневосточная Формационный подход Согласно формационному подходу, представителями которого были Маркс, Энгельс, Ленин, общество в своём развитии проходит через определённые общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Исторический процесс смены общественно-экономических формаций осуществляется в результате социальной революции. Обозначенные формации не являются универсальными, неприемлемы для характеристики исторического пути стран Востока и даже Европы (например, стадию феодализма прошла практически только Франция) 59. Концепции «локальных цивилизаций» и «исторического круговорота» в философии XIX – XX в.в. Концепция локальных цивилизаций Шпенглера. Он отрицал наличие единой человеческой культуры. Культура это организм, живущий тысячу лет. Выделял египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, Греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя, русско-сибирскую Западная культура сравнивалась с древнегреческой культурой. Шпенглер утверждал, что западная культура отмирает. Гибель культуры – это когда смыслы культуры уже не вдохновляют людей. Причина гибели – процессы омассовления, глобализация форм существования. Тойнби считал, что существуют самозамкнутые культуры. Развитие цивилизации определяется законом вызова и ответа, каждый шаг вперед связан с адекватным ответом творческого меньшинства на исторический вызов. Банкротство господствующего меньшинства приводит к гибели Сорокин предложил теорию социокультурной динамики, в основе которой лежит циклическое колебание основных типов культур. Общество создает культурные системы, которые объединяются в сверхсистемы. Выделил 3 типа суперсистемы: чувственная (чувственное восприятие), идеалистическая (рациональное мышление) и «идеалистическая» (интуитивное познания). Сорокин призывал к утверждению идеалистической культуры. Кризис чувственной культуры – в преобладании материалистического познания. 60. Концепции индустриального, постиндустриального и информационного общества. 1) Доиндустриальное общество – характеризуется преобладанием натурального хозяйства, незначительным развитием промышленности, стабильностью структуры, традиционности 2) Концепция индустриального общества оформлена Раймоном Ароном. Он показывал, что социальный прогресс характеризуется переходом от аграрного общества к промышленному развитому индустриальному обществу, которое делает возможным массовое производство. Арон был не согласен с формационной концепцией Маркса, считал ее слишком линейной. Он отмечал сходство между индустриальным обществом западного типа и моделью социалистического общества, несмотря на разность проблем. 3) Концепция постиндустриального общества Авторы Белл, Тоффлер. Развитие общества – смена доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Границы систем – это социально-технологические революции: неолитическая революция, промышленная революция, научно техническая революция. 61. Концепции социального прогресса в философии XVIII – начала XXI в.в. Сценарии будущего в философии начала XXI в. Социальный прогресс – это поступательное совершенствование общества в целом. Исторические типы прогресса: эволюционный – революционный; антагонистический – сотруднический линейный – циклический – спиралевидный. Типы общественного прогресса по Марксу: первобытный стихийный эксплуататорский (в интересах господствующего класса) коммунистический (в интересах человечества) Основные концепции социального прогресса: линейно-поступательная концепция (классический либерализм и марксизм): определяющий фактор – наращивание производства и потребления материальных благ путем совершенствования техники, что якобы создает условия для всестороннего развития личности; внеэкономические концепции: важнейшим является духовное развитие, высокий культурный, морально-этический и эстетический уровень; гуманистические концепции: приоритет выживания человечества и достойной жизни для каждого человека, социальная справедливость, равенство, безопасность. Сценарии будущего человечества 1) Ян Таттерсолл, эволюция уже завершена. Генетические инновации могут сущемствуют среди изолированных популяций. А человек распространился по планете довольно широко. 2) Эволюция человека может длиться еще довольно долго. Среди новорожденных наблюдаются тенденции, в которых развивается человечество (женщины становятся ниже и крепче) 3) Ник Бостон полагает, что человечество все чаще будет становиться объектом клонирования, искусственных генетических изменений, нанотехнологий. 4) Эволюция человека может продолжаться в эпоху колонизации других планет, там человек будет настолько изолированным, что это позволит ему адаптироваться к новым мирам. |