Главная страница

С VII века на Нижней Волге начало образовываться. С vii века на Нижней Волге начало образовываться, также из осадков гуннского переселения, могущественное государство хазар


Скачать 16.96 Kb.
НазваниеС vii века на Нижней Волге начало образовываться, также из осадков гуннского переселения, могущественное государство хазар
Дата11.12.2022
Размер16.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаС VII века на Нижней Волге начало образовываться.docx
ТипДокументы
#838505

С VII века на Нижней Волге начало образовываться, также из осадков гуннского переселения, могущественное государство хазар. В 12 верстах выше Астрахани найдены остатки их обширной столицы — Атиля или Итиля — которая была узлом их торговли с греками, славянами, евреями и арабами (прим. по версии некоторых современных исследователей, остатки столицы Хазарского Каганата находятся в р-не с. Самосделка, южнее Астрахани). Это был сильный и по своему времени культурный народ, замечательный между прочим тем. что между ним были распространены самые разнообразные религии: мусульманская, еврейская и христианская. Христианство у хазар было проповедано великими славянскими апостолами св. Кириллом и Мефодием, вслед затем, по просьбе моравского князя Ростислава, отправленными византийским императором Михаилом в Моравию (862 г.) Каганы хазар исповедовали, впрочем, еврейскую веру. История русского государства застает некоторые славянские племена платящими дань хазарам.

У этих-то хазар гости их — арабские писатели — встречают впервые руссов, также гостей, приплывавших в Итиль в лодках и вероятно проходивших в Волгу и Каспий через Волго-Донскую переволоку от хазарского г. Белой Вежи на Дону. Один из арабских писателей, Ибн Фадлан, описывает этих руссов и особенно подробно их похоронный обряд, который он видел по случаю смерти прибывшего в Итиль в X веке их князя. Похоронный обряд этот совершенно тождествен с похоронным обрядом русских доисторических князей, властвовавших в Чернигове задолго до крещения Днепровской Руси. Так как мусульмане и христиане были у персов освобождены от пошлин, то русские выдавали себя там (в Багдаде) за христиан, даже не будучи ими. Тропа, по которой русские пробирались на Волгу и Каспий через Волго-Донскую переволоку еще в IX веке (по свидетельству Ибн Хордат Бега), не заглохла и в X веке. В 913-914 гг. пятьсот русских судов, войдя в Дон, просили у хазар пропуска через их владения для того, чтобы идти воевать прикаспийские народы, причем половину добычи они обещали отдать хазарам. Получив от кагана пропуск, русские перетянули свои лодки через волок, прошли мимо Итиля и, выплыв в Каспийское море, разгромили западные его побережья до Азербайджана. Только на возвратном пути жители Итиля, напав на руссов при помощи буртасов (мордвы) и волжских булгар, истребили почти всю их экспедицию, а добычу присвоили себе. Но уже великому князю Киевскому Олегу удалось ослабить хазар на окраинах их царства, а великий князь Святослав в 969 г. разорил не только столицу Волжской Булгарии, но, спустившись и до хазарского Итиля, разрушил и этот город.
Заселение территории современной Астраханской области началось в

глубокой древности. К XVIII - началу XIX в. окончательно сформировался

преобладающий и по сей день национальный состав региона, представленный,

прежде всего, носителями индоевропейских (русские, украинцы и др.) и

алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) языков. Также к началу XIX

в. сложились основные хозяйственно-культурные типы: морские рыболовы и

охотники на морского зверя (русские, ловцы Каспийского взморья), рыболовы

волжской дельты (русские), пашенно-плужные земледельцы (русские),

земледельцы-овощеводы (русские и татары), кочевники (казахи и калмыки) и

полукочевники (ногайцы-карагаши и туркмены). Своеобразным промыслом

было чумачество – солеизвоз, которым занимались украинские переселенцы.
Середина XVI – XVII вв. После завоевания Астраханского ханства русские

в 1558 г. основали на левобережье Волги новую Астрахань. Первым и основным

населением Астраханской крепости были русские стрельцы и донские казаки.

Однако, по мере роста города в конце XVI – первой трети XVII в. и

возникновения его новых частей – Белого и Земляного «городов», в Астрахани

стало появляться многонациональное население - служилый, торговый и

ремесленный люд: собственно русские, юртовские ногайские татары, армяне,

персы, индийцы, «бухарцы» и «хивинцы» - выходцы из Средней Азии

(Бухарского и Хивинского ханств), немцы и др. В низовье региона в этот период

возникают первые поселения русских крестьян-переселенцев, занимающихся, в

основном, рыболовством (так называемые «ловцы»). Степные пространства

заселяют полукочевники-юртовцы (в ближайших окрестностях Астрахани) и

кочевники-калмыки (последние – с XVII в.) [8].

В XVIII в. происходит новая волна русской миграции, появляются

поселения астраханских казаков, украинцев, средневолжских, или волго-

уральских татар-переселенцев (казанских и мишарских). В конце столетия на

территории Астраханской губернии (учреждена указом Петра I в 1717 г.)

начинают кочевать ногайцы-карагаши и туркмены. В г. Астрахани продолжает

формироваться многонациональное русско-восточное население. Значительной

частью городского населения в этот период, наряду с русскими и татарами,

становятся армяне.
Общая численность русского населения составила 618 204 человека, то

есть сократилась по сравнению с 2002 г. на 82356 человек или на 12 %.

Основные предполагаемые причины: низкая рождаемость, высокая смертность,

отток населения в другие регионы в основном в западном и северо-западном

направлении. Доля русского населения также сокращается. Если в 1989 г. их

доля составляла 71,9 % (173 558 чел.), в 2002 г. - 69,6 % (700 561 чел.), то в 2010

г. - 67,6 %. (618 204 чел.)


написать администратору сайта