Главная страница
Навигация по странице:

  • Эстетические предпосылки становления критического реализма. История термина «реализм». Основные черты критического реализма.

  • Этапы развития реализма XIX века

  • 1. Социально-исторические предпосылки формирования критического реализма.

  • 2. Научные и философские предпосылки развития реализма.

  • Критический реализм в европейской литературе XIX века. Лекции Социальноисторические предпосылки формирования критического реализма


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеЛекции Социальноисторические предпосылки формирования критического реализма
    АнкорКритический реализм в европейской литературе XIX века.doc
    Дата31.03.2018
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКритический реализм в европейской литературе XIX века.doc
    ТипЛекции
    #17456
    КатегорияИскусство. Культура
    страница1 из 36
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

    Лекция 1
    Критический реализм в европейской литературе XIX века.
    План лекции


    1. Социально-исторические предпосылки формирования критического реализма.

    2. Научные и философские предпосылки развития реализма.

    3. Эстетические предпосылки становления критического реализма.

    4. История термина «реализм».

    5. Основные черты критического реализма.

    6. Этапы развития реализма XIX века


    1830 – 1870-е годы – одна из наиболее ярких страниц в истории мировой литературы. Это время самой высокой классики: период творческого взлета Стендаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея и других писателей, произведения которых приобрели мировую известность. Объединяя в один ряд имена писателей разных стран, ученые исходят как из представлений о специфике национального развития литератур, так и из признания их общности.

    Определение «всемирная литература» почти одновременно прозвучало в эстетических выступлениях Гете И.В. и Пушкина А.С. в 1830-е годы и как нельзя лучше охарактеризовало те явления, который происходили в области культуры.

    Уже реалистическое искусство эпохи Возрождения были явлением международным. И все же в его создании активное участие приняли прежде всего народы Западной и Южной Европы. Шире оказались пределы, в которых в XVII – XVIII веках развернулась история классицизма. Наряду с различными школами западноевропейского классицизма выдвинулся неповторимый в своем своеобразии русский классицизм XVIII века. Во многих странах развивалась литература Просвещения. Просветительский реализм – значительное явление в литературах Европы, России, молодой литературе США.

    История романтизма как сложного комплекса литературных течений охватывает в последнее десятилетие XVIII и первой трети XIX века литературы всех стран, уже вовлеченных в круг капиталистического развития. Поскольку процесс становления буржуазного строя дает основания для возникновения сходных общественных условий (при том, что в каждой стране они весьма отличаются друг от друга), возникают и сходные явления в области идеологии и развитии искусства. Это сходство типологическое, то есть самое общее, но уловить его можно только при изучении специфических особенностей развития каждой национальной литературы в отдельности. Так как в различных странах капиталистическая ломка старого общества происходила по-разному, то и развитие романтизма приобрело в этих странах своеобразный характер и имело разную историю. В английской и французской литературах романтизм остро и разносторонне отразил классовую борьбу, кипевшую в развитом буржуазном обществе этих стран. В славянских странах мощным фактором развития романтизма стало национально-освободительное движение.

    Романтическое искусство было еще в полном расцвете в литературах Европы и Америки, когда рядом с его представителями выступили писатели, придерживающиеся иных взглядов на литературу. Началось становление нового направления в мировом искусстве и литературе – критического реализма.

    В 20-40-е годы XIX века критический реализм формируется в литературах Европы и России. Стендаль, Бальзак и Мериме во французской литературе, Диккенс и Теккерей – в английской, Пушкин, Лермонтов и Гоголь – в русской, Гейне – в немецкой были его наиболее ранними представителями.

    Следует отметить, что речь в данном случае идет о европейских литературах. С силу особых условий социально-исторического развития расцвет критического реализма в Америке, а также в славянских странах относится к более позднему периоду.

    В литературе США достаточно долгое время господствует романтизм (именно с этим направлением оказывается связано рождение национальной литературы). Середина XIX века получила название «американского Возрождения» и была связана с крупнейшими завоеваниями романтической литературы (По, Готорн, Лонгфелло и др.) Идеи субъективно-романтической философии лежали в основе движения трансценденталистов (30 – 40-е годы). В американской литературе 50-х годов заметно усиливается социальная направленность. В 40-е годы в творчестве ряда писателей формируются и начала реализма, которые проявляются в аболиционистской литературе периода Гражданской войны (1861 – 1865). В русле этой литературе публикует свой ставший широко известным роман «Хижина дяди тома» (1852) Бичер - Стоу. С идеями аболиционизма связано и творчество Уитмена, в сборнике которого «Листья травы» можно проследить развитие романтизма в направлении более объективного отражения действительности с ее социальными противоречиями. Лишь к концу XIX века в творчестве Твена и Джеймса реализм станет определять лицо литературного процесса США.

    К концу XIX века критический реализм развивается не только в литературах Европы и Америки, но и в масштабах литературы всего мира. Типологически сходные условия, которые определяют всемирный масштаб критического реализма, в свою очередь определяются мировым развитием капиталистических отношений и присущих им противоречий.
    1. Социально-исторические предпосылки формирования критического реализма.

    История литературы XIX века представляет собой динамический комплекс явлений чрезвычайно разнообразных, эстетически богатых, нерасторжимо связанных между собой узами преемственности и развивающихся в общем русле исторического движения в сложном взаимодействии с другими искусствами, философско-эстетической мыслью и социально-утопическими идеями времени. Начало и конец столетия – это не только его хронологические рубежи, но понятия, насыщенные определенным содержанием в историко-литературном аспекте.

    Периодизация литературного процесса XIX века обычно производится и учетом истории становления и развития двух основных литературных направлений – романтизма и реализма:

    1. 1789 – 1830- е гг. – время зарождения и расцвета романтизма;

    2. 1830- конец 1848-й гг. – период, когда наряду с романтизмом существует и все более набирает силу реализм;

    3. 1850- 1870-е гг. – развитие критического реализма, определенные изменения его характера, обретение реализмом новых черт, которое будет способствовать возникновению на его основе новых литературных направлений (в частности – натурализма).

    Эта общая схема развития литературного процесса XIX века отнюдь не является универсальной. Она существует с различными, порой значительными хронологическими отступлениями, определяющимися национальной спецификой общественно- политического развития той или иной страны, но в то же время отражает действительный ход литературного процесса, указывает на его общие закономерности.

    В странах Европы становление романтизма, которым в значительной степени будут предопределены многие процессы дальнейшей литературной истории, приходится на первые десятилетия XIX века. 1820-е годы становятся кульминацией романтического движения в европейских странах, периодом максимального осознания романтиками своего единства. Но едва победа романтизма становится очевидной, как единство его приверженцев заметно ослабевает, в их движении появляются симптомы кризисного характера. В недрах романтизма зарождается новое литературное направление – критический реализм.

    В разных европейских странах процесс смены романтизма реализмом проходил в разных хронологических рамках, и тем не менее рубеж начала 1830- годов в большей или меньшей степени оказался значимым для целого ряда национальных литератур.

    В конечном итоге заметные сдвиги в литературном процессе – смена романтизма реализмом или по меньшей мере выдвижение реализма на роль направления, представляющего основную линию литературы, – определялись вступлением буржуазно – капиталистической Европы в новую стадию развития. Если романтизм был порожден реакцией на ломку старого, докапиталистического общества, то критический реализм был вызван к жизни противоречиями бурного капиталистического развития, последовавшего за периодом ломки старого общества и его культуры. Важнейшим моментом, характеризующим теперь расстановку классовых сил, был выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно – политической борьбы, освобождение пролетариата от организационной и идеологической опеки левого крыла буржуазии. В ходе этих процессов обнаружился антигуманный характер капиталистического общества, вскрылись его кричащие социальные контрасты.

    Июльская революция во Франции, свергнувшая с трона Карла X – последнего короля старшей ветви Бурбонов – положила конец режиму Реставрации, сломила господство Священного союза в Европе и оказала существенное влияние на политический климат Европы (революция в Бельгии, восстание в Польше).

    Именно в 20-е годы появляются первые произведения Стендаля, Бальзака и Мериме. На рубеже 20 – 30-х годов Бальзак и Стендаль создают свои первые значительные произведения – романы «Шуаны» и «Красное и черное» и уже в ближайшие годы становятся ведущими представителями европейского реализма.

    Характер режима Июльской монархии, его социально-политические противоречия становятся основным объектом осмысления во французской литературе 30-40-х годов. У реалистов это осмысление приобретает глубоко аналитический характер, о чем свидетельствует роман Стендаля «Люсьен Левен» и многие шедевры «Человеческой комедии» Бальзака. Французский роман (прежде всего в творчестве Бальзака) в процессе художественно – эстетического анализа социальной сущности режима Июльской монархии, опираясь на достижения романтиков, приходит к новому пониманию историзма и новым принципам типизации. В своем грандиозном творении «Человеческая комедия» Бальзак ставит задачу показать историю нравов современной Франции, то есть понятие историзма им актуализируется. Чтобы понять сущность буржуазного уклада современной монархии банкиров во Франции, Бальзак вполне закономерно связывает ее возникновение с истоками власти буржуазии, которую она получила в результате революции конца XVIII века. В своих многочисленных повестях и романах, составляющих единое целое, Бальзак последовательно прослеживает грязные, преступные, а порой и кровавые истории обогащения буржуа.

    Актуально историчен в своих романах и Стендаль. Злободневная современность в «Люсьене Левене» и «Красном и черном» в иной манере, чем у Бальзака, но, может быть, даже еще более органично увязывается с предшествующими этапами развития послереволюционной Франции.

    Этот принцип историзма сохраняется в новом звучании у Флобера, в творчестве которого отмечен глубокий драматизм общественного и эстетического сознания, порожденный последствиями поражения революции 1848 – 1849 годов.

    Формирование реализма в Англии хронологически почти совпадает с тем острым периодом в социально-политической жизни страны, который определился парламентской реформой 1832 года и началом чартистского движения. В начале 30-х годов вступает в литературу Теккерей, в 1833 году начинает работу над «Очерками Боза», своим первым значительным произведением, Диккенс – крупнейшие представители блестящей плеяды романистов Англии.

    Третья крупная европейская страна – Германия – к 30-м годам XIX века оставалась раздробленной, существенно отличалась в своем экономическом развитии от Англии и Франции. Тем не менее и в этой стране происходят существенные общественные сдвиги. Самым значительным проявлением оппозиционного движения начала 30-х годов была деятельность тайного общества прав человека, одним из руководителей которого был Георг Бюхнер, и связанное с деятельностью этого общества выступление гессенских крестьян.

    В 40-е годы заметно возрастает роль Германии в классовой борьбе прогрессивных сил Европы. Свидетельством тому является мощное восстание силезских ткачей 1844 года. В Германию, которая только теперь, в условиях обострившихся классовых противоречий, подошла к своей буржуазной революции, перемещается центр революционного движения.

    Новые успехи немецкой литературы, отчасти связанные с дальнейшим развитием реалистических тенденций, явились откликом на события 40-х годов (так называемая предмартовская литература) и на мартовскую революцию 1848 года и прежде всего получили выражение в творчестве Гервера и Фрейлиграта. Заметным явлением в русле развития немецкого реализма стала драма выдающегося драматурга Геббеля «Мария Магдалина» (1844), хотя дальнейшее творчество этого автора не может быть соотнесено с реализмом. Правда, следует отметить, что в немецкой литературе до расцвета творчества братьев Г. и Т.Манн проявляются лишь отдельные черты реализма. Произведения Раабе и Шторма не дают основания говорить о развитии этого направления, сколь – нибудь близкого по своему масштабу и художественно –эстетическим качествам к реализму Франции или Англии тех же десятилетий.

    Сколь бы ни были существенны национальные особенности литературы Германии, они все же не являются следствием того, что с началом 30-х годов в общественной жизни этой страны наступает ощутимый перелом.

    Европейские революции 1848 – 1849-ого годов, охватившие почти все страны континента, стали важнейшей вехой общественно-политического процесса XIX века. События конца 40-х годов знаменовали окончательное размежевание классовых интересов буржуазии и пролетариата. Помимо непосредственных откликов на революции середины века в творчестве ряда революционных поэтов, общая идеологическая атмосфера отразилась и на дальнейшем развитии реализма (Диккенс, Теккерей, Флобер, Гейне).

    Таким образом, в 30 – 40-е годы XIX века произошел существенный перелом в жизни Европы, связанный с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Стало обозначаться ведущее классовое противоречие буржуазного общества – противоречие между буржуазией и рабочим классом. Мир стал ареной гигантского единого процесса – развития капитализма, которое шло неравномерно, создавая в разных странах различные условия для развития общественного сознания.

    Критический реализм оказался генетически связан со становлением буржуазного общества и пролетарским движением. Правда, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Флобер не разделяли революционных методов изменения действительности, тем не менее освободительная борьба рабочего класса (лионское восстание, баррикадные бои в Париже в 1832 и 1848 годах, выступления чартистов и т.п.) помогли им увидеть неустроенность жизни, понять многие черты капиталистических отношений.

    Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли содействовать глубокому постижению этих противоречий, не позволяли выяснить причины их возникновения. Поэтому стремление исторически и научно обосновать свои выводы при изображении явлений социальной жизни, по словам Бальзака, «щупать пульс своей эпохи» – вот то, что способствовало утверждению реализма. Без революционных уроков истории реалистическое искусство не достигло бы того обличительного пафоса и той глубины и познании действительности, которые ему присущи.
    2. Научные и философские предпосылки развития реализма.

    Революция 1789 – 1794 годов открыла широкие перспективы для движения научной мысли. Начавшееся в первые десятилетия XIX века бурное развитие промышленности требовало точных знаний материального мира и соответственно развития различных отраслей наук.

    Внимательно изучая жизнь и стремясь оставаться верными ей в своих обобщениях, писатели-реалисты живо интересовались науками, которые могли помочь им в понимании процессов, происходящих в обществе и в самом человеке.

    Интерес критических реалистов к конкретно-историческому познанию жизни во многом явился реакцией на те рационалистические и романтические теории, которые господствовали в XVIII – первой половине XIX столетия и не были подтверждены опытом истории. Предсказания просветителей о наступлении после революции 1789 – 1794 годов «царства разума» не сбылись, реальная действительность оказалась карикатурой на их обещания. Точно также не оправдало себя и бунтарство романтиков., опиравшихся на героизм отдельных личностей, на силу слова, но не учитывавших в должной мере реальных законов общественного развития. С победой буржуазии просветительские и романтические теории подвергаются пересмотру. Исторический процесс все более подтверждает ту истину, что общество развивается не по воле героев и не по предначертаниям законодателей. Перед мыслителями XIX столетия возникла задача исследования жизни с целью выяснения ее объективных закономерностей.

    Конечно, и великие художники эпохи Возрождения во многих случаях стремились опереться на науку своего времени, искали у нее ответов на вопросы, волновавшие их. В творчестве Шекспира и Сервантеса отразился уровень научных представлений их эпохи о человеке и обществе. Тенденция к соединению науки и искусства была своеобразно выражены и в классицизме, который стремился к созданию поэтики, основанной, как считали теоретики, вроде Буало, на строгой научной основе. Еще более тесной стала связь науки и литературы в XVIII веке. Когда многие выдающиеся европейские писатели-просветители (Вольтер, Руссо и др.) были вместе с тем выдающимися учеными. Но никогда еще писатели не стремились быть в такой степени на высоте современных научных идей как в XIX веке. Это стремление опереться на науку в высшей степени характерно для представителей критического реализма. Оно стало отражением их желания быть правдивыми и точными, подняться над субъективно- эстетскими представлениями об искусстве. Могучий прогресс в области научных знаний, которым была отмечена первая половина XIX века, увлекал писателей, вооружал их новыми представлениями об окружающем мире.

    Среди наук, оказавших серьезное влияние на развитие общественной мысли и литературы, в первую очередь следует отметить естествознание и биологию, которые делают в это время огромные успехи. Ряд важных открытий, связанных с именами таких ученых как Дарвин (Англия) и Ламарк (Франция), впервые выдвинувших теорию эволюционного развития живой природы, производят переворот в сознании, разрушая господствовавшее много веков представление о неподвижности и постоянстве форм в природе. «… Все застывшее стало текучим, – писал Энгельс Ф. во «Введении к «Диалектике природы», – все неподвижное стало подвижным, все то особое, которое считало вечным, оказалось преходящим, было доказано, что вся природа движется в вечном потоке и круговороте».

    Рядом открытий естествознание обязано Кювье и Сент-Илеру, которые заложили основы научных представлений о развитии жизни на земле, о месте человека в природе и физиологии человека.

    Кювье писал: «Всякое организованное существо представляет нечто целое, единую и замкнутую систему, части которой взаимно соответствуют. Ни одна из этих частей не может измениться без того, чтобы не изменились другие, и, следовательно, каждая из них, взятая отдельно, указывает и дает все остальное». Кювье восстановил скелеты многих вымерших животных по части скелета или даже одной найденной кости.

    Сент-Илер пошел дальше, установив связи и преемственность в развитии различных видов животных.

    Не случайно Бальзак, обосновывая свой реалистический метод, признавал Кювье и Сент-Илера своими учителями.

    Серьезное влияние оказали на писателей и исторические науки. Их мощный расцвет относится еще к периоду Реставрации во Франции. Незавершенность буржуазной революции 1789 – 1794 годов, заторможенность в развитии буржуазного общества в период Реставрации побуждают историков – Тьерри, Гизо, Минье и других – выдвинуть передовую для того времени концепцию исторического развития, согласно которой победа буржуазии над дворянством признавалась исторически неизбежной, подготавливавшейся всем ходом общественного развития в течение многих веков. В работах этих историков большое место занимают вопросы общественной борьбы. История для них – это уже не история династий и великих дел, совершенных королями и полководцами, а история экономики, история классов. Однако, признавая наличие классов в обществе, французские буржуазные историки использовали это открытие прежде всего для того, чтобы поддержать претензии французской буржуазии, показать историческую обреченность дворянского класса. Общий характер их концепций сводится к утверждению незыблемого господства буржуазии во Франции как класса, с их точки зрения, представляющего ведущее начало в мировой истории. Понимание классов у французских историков было далеко от современного, но даже такое признание классового интереса как реального общественного начала поднимало этих ученых на новую ступень в развитии научного взгляда на действительность.

    После окончательного укрепления буржуазного общества (то есть после 1830-х годов) те же самые историки переходят на реакционно-охранительные позиции, стремясь утвердить мысль о неизбежном господстве буржуазии.

    Сильнейшее влияние на развитие реализма оказал и диалектический метод Гегеля. Являясь объективным идеалистом, Гегель рассматривал духовную культуру человечества как постепенное выявление творческой силы «мирового духа». Первоосновой всего для него являлась некая существовавшая до появления природы и человека мистическая объективная «абсолютная идея». В то же время ценным в гегелевской философии был диалектический метод, основанный на представлении о том, что все развивается и изменяется. Философ воспринимал реальность как нечто, находящееся в постоянном движении, уделял особенное внимание истории развития духовной культуры. Уже в ранних своих работах он рассматривает иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития мирового духа и эпох развития человечества и пытается восстановить их исторический облик. Свою эпоху Гегель считает временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христианской культуры формации.

    Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия, которое было понято философом как своеобразный «мотор», внутренний импульс развития духа вообще.

    С помощью открытого им диалектического метода Гегель стремился критически переосмыслить все сферы современной ему культуры (научную, нравственную, эстетическую и т.п.), открывая везде процесс постоянного «отрицания» каждого наличного достигнутого состояния духа последующим, вызревающим в его недрах.

    В 40-е годы возникает и еще одно учение, несомненно, оказавшее влияние на формирование нового литературного направления – учение Маркса и Энгельса, соединивших диалектику Гегеля с материализмом Фейербаха. В основе теории Маркса и Энгельса лежало материалистическое понимание истории. Произвол, царивший до этого времени во взглядах на историю и политику, сменился поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни вследствие развития производительных сил возникает другой. В противовес идеалистическим теориям, признающим основой развития общества сознание людей, Маркс и Энгельс доказали, что основой, на которой возвышается политическая и идеологическая надстройка, является экономический строй, материальные условия производства, а не идеи, что движущей силой развития в обществах, разделенных на антагонистические классы, становится классовая борьба.

    Маркс и Энгельс рассматривали весь исторической процесс как смену общественно -экономических формаций, говорили о закономерности такой смены. Отстаивая материалистическое понимание истории, философы выдвинули важный для литературы тезис о том, что «вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также их представления, взгляды и понятия».

    Литература критического реализма отразила это необычное расширение научных горизонтов, вобрала в себя многие из открытий, сделанных учеными. Научные и философские теории способствовали пробуждению у писателей повышенного интереса к познанию законов, управляющих развитием современного им общества, порождали стремление запечатлеть действительность в постоянной динамике. Без усвоения идей передовой исторической мысли невозможно было бы формирование историзма, который представляет собой одну из важнейших особенностей критического реализма. Новому разностороннему изображению человека способствовали не только успехи общественных наук, но и новые представления о психике людей, выработанные естественнонаучными дисциплинами.

    Науки были ценным подспорьем для писателя-реалиста в изучении жизни. В то же время он нередко обгонял ученых своей эпохи, верно и широко отражая действительность, вырабатывая свой подход к ней – подход художника, располагающего научными знаниями, желающего быть непредвзятым и честным «летописецем» современной жизни.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


    написать администратору сайта