Главная страница

Логика. Учебник. Н. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеН. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга
АнкорЛогика. Учебник
Дата17.06.2020
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlogika-putgegelia1984.pdf
ТипКнига
#130755
страница1 из 23
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Мотрошилова Н. В Путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга представляет собой монографическое исследование становления философской мысли Ге- геля (от ранних работ до включительно, проведенное под углом зрения проблем системности и историзма. Впервые в советской литературе обстоятельно анализируются работы Гегеля раннего периода в том числе непереведенные на русский язык. Входе исследования дается критический разбор положений западного гегелеведения х годов. Оглавление Введение 3 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Первые этапы развития философии Гегеля в свете проблем системности и историзма
Глава первая Идейное формирование молодого Гегеля: отрицание, догматических систем мысли и утверждение идей историзма 12 Пробуждение интереса к истории (Штутгарт, 1770 - 1788 гг.) 13 Между теологией и философией. Выбор в пользу анализа политики и истории (Тю- бинген, 1788 - 1793 гг.) 20 3.
Оправдание идеала свободы, осуждение систем политического деспотизма и (переписка с Шеллингом - бернский период, 1793 - 1796 гг.) 26 4.
Ранние работы Гегеля о религии и нравственности в свете проблем системности и историзма 39
Глава вторая Йена. Критика систем философии и поиски оснований собственной системы. Мир отчуждения и гегелевский историзм 55 1.
Гегель о судьбах философского системного мышления в условиях отчуждения работа г. ) 66 2.
Борьба с псевдосистемами философии. Первые системные проекты 82 3.
модель системы и ее противоречия ( и ) 95
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Идеи системности и историзма в

Глава первая Загадки и противоречия. Диалектика и системная взаимосвязь формообразований чувственности Апология системности и исторические идеи в Предисловии 120 2.
Образ 128 3.
Чувственная достоверность и восприятие, или первые акты феноменологической драмы
136
Глава вторая Превратный мир рассудка и конфликты самосознаний 151 Борьба сил, и бессилие рассудка 151 2.
Феномен под формой конфликта господского и рабского сознаний 158 3.
Злоключения стоицизма, скептицизма, и противоречия гегелевского историзма
178 Глава третья Мятущийся разум в поисках 185 Глава четвертая Загадки, страдания и высоты 197 Феноменологическое понятие духа и облик нравственности 197 2.
Конфликты разорванного общества и противоречия гегелевского историзма 207
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Разработка принципов системности и историзма в
Глава первая Нюрнберг. Создание диалектической логики и содержание логических принципов системности и историзма 226
Глава вторая Учение о бытии как первая часть логической системы единство системной логики науки и теоретической науки логики 250 Начало науки как системная проблема. Системная диалектика категорий сферы
250 Системная диалектика категориальных сфер и 283
Глава третья Категориальная диалектическая логика сущности и понятия, ее роль в реализации и осмыслении системного принципа 297 Учение о сущности соответствие между решением системных задач научной теории и диалектическим движением основных категорий 297 2.
Учение о понятии диалектика субъективно-объективного и итоги реализации системного принципа 324 Заключение 348
ВВЕДЕНИЕ В этой книге исследуется идейное развитие Гегеля, начиная с юношеских лети кончая Нюрнбергским периодом (1808 - 1816 гг.), сего кульминационным пунктом -. Проблемный фокус исследования- зарождение новаторских гегелевских идей системности и историзма, постепенно перерастающих в сложный теоретический комплекс с целым спектром разнообразных подходов и аспектов, а в выступающих уже в виде подробно обосновываемых, применяемых в единстве друг с другом теоретико-ме- тодологических принципов философии. Становление принципов системности и историзма мы стремились соотнести сформированием Гегеля как философа, как творческой личности и одновременно с идейными процессами, происходившими в философском сообществе Германии конца XVIII - первых десятилетий XIX в. Замысел предлагаемого исследования стимулирован как достижениями отечественного и мирового гегелеведения, таки нерешенными проблемами, трудностями, загадками, которых в понимании жизни и творчества Гегеля осталось еще немало. Сначала о проблеме системы и системности. По крайней мере один из ее аспектов является традиционным для гегелеведения и наиболее основательно изученным. Речь идет о структуре, внутренних взаимосвязях системы философских дисциплин, которая была уверенно ив сравнительно короткий срок создана Гегелем после написания и на ее основе. Благодаря работам К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина предметом специального анализа стало противоречие между стремлением Гегеля создать всеохватывающую, законченную философскую систему и диалектическим методом сего принципом непрекращающегося развития. Эта тенденция классического марксистского историко-философского исследования нашла продолжение в ряде работ, написанных философами нашей страны. Если иметь ввиду только посвященные философии Гегеля книги, где эта тема была объектом специального изучения, то прежде всего надо назвать работу К. С. Бакрадзе (Тбилиси, 1958) - одно из лучших в мировой литературе исследований, не утратившее актуальности ив наши дни. Проблема системности рассматривалась в монографии М. Ф. Овсянникова (М, 1959), также сыгравшей значительную роль в восстановлении в нашей стране исследовательского подхода к интерпретации философии Гегеля. Из работ марксистов других стран надо назвать двухтомное исследование румынского философа К. И. Гулиана. Км годам относится новое пробуждение интереса к рассмотрению проблемы системности в философии Гегеля, что было в определенной степени связано с широким развитием системных исследований в их современной форме. Правда, это была связь противоречивая. Так, западные специалисты по современному системному анализу - в тех редких случаях, когда они обращались к истории философии, - по большей части оценивали гегелевские системные идеи как развенчанные временем. Характерно, что представление о системных разработках Гегеля нередко черпалось не из сколько-ни- будь основательного знакомства с произведениями самого Гегеля или с добротными книгами историков философии, но из популярных переложений. Советские же специалисты по системному анализу (ИВ. Блауберг, АИ. Ракитов, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин), справедливо подчеркивая существенные различия между гегелевским подходом и современными системными исследованиями, одновременно отмечали, что при построении учения о системах, принимающего во внимание диалектические и содержательные аспекты, необходимо будет обратиться также и к достижениям Гегеля. Правда, сколько-ни- будь подробных изысканий такого рода в русле современных исследований систем предпринято не было. И все же системные исследования в их современной форме оказались в числе причин, побудивших специалистов по диалектике углубить и обновить анализ проблемы системности у Гегеля. Необходимо указать на работы Б. М. Кедрова, Л. К. Науменко, А. П. Огурцова, З. М. Оруджева, Г. Х. Шингарова, М. Бура (ГДР, И. Зелены (ЧССР). Особое значение для преодоления недооценки системной работы Ге- геля имела книга В. П. Кузьмина (1976, второе издание - 1980). При исследовании отношения Маркса к предшествующей философии В. П. Кузьмин выдвинул на первый план некоторые позитивные аспекты системной концепции Гегеля.
4
В 60 - х годах в западном гегелеведении также усилился интерес к проблеме системности. В
1975 г. в Штутгарте состоялся конгресс Международного гегелевского объединения, материалы которого были опубликованы в толстом томе, уже название которого показывает направленность и подчеркивает актуальность развернувшихся дискуссий (Ist systematische Philosophic moglich? Stuttgart, 1977). Центральный тезис ряда западных авторов (отчетливо выраженный Г. Г. Гадамером, Д. Хенрихом, Х. Вагнером и др) можно свести к следующему хотя сама по себе система Гегеля принадлежит прошлому, ценно стремление великого мыслителя поставить перед философией широкие мировоззренческие задачи, придать философским дисциплинам целостность, единство обоснования, охватить философским объяснением животрепещущие проблемы, волнующие человечество. Это убеждение в возможности и необходимости современной системной философии было противопоставлено - отказу от целостного философского мировоззрения, смело вторгающегося в объяснение проблем теории и практики. Подобная тенденция в развитии западного гегелеведения, несомненно, является перспективной. К числу достижений мирового гегелеведения в х годах можно отнести то, что много основательнее, чем прежде, были изучены процессы становления системных идей Гегеля, и особенно их развитие в йенский период, чему способствовала новая издательско-текстологическая работа. (Более подробно новейшее западное гегелеведение будет оцениваться нами при анализе различных периодов развития
Гегеля.) И все же в специальном исследовании философии Гегеля в свете системной проблематики, не говоря о ее непрофессиональном толковании, имеются серьезные пробелы, недоразумения, предрассудки. Что главное, гегелевские системные идеи нередко обедняются, сводятся лишь к вопросу о членении философской системы на соответствующие дисциплины и об их иерархии. Между тем философия
Гегеля отличается богатством подходов к системной проблематике, разнообразием ее аспектов, не утративших актуальности и сегодня. Доказательство и раскрытие этой мысли - цель и содержание нашей книги. Молодого Гегеля интересует, например, актуальный и ныне вопрос о связи между системами социальной действительности и системами мысли. Сначала предметом социально-критического размышления становится особый оттенок этого вопроса - взаимодействие между системами деспотизма и догматическими системами идей. Затем Гегель разбирает еще один существенный аспект проблемы, уже в связи с начавшейся позитивной работой над созданием оригинальной системы молодой философ стремится уяснить влияние общества отчуждения на процесс формирования новаторских философских систем. Не станем предвосхищать последующий анализ. Отметим только, что вплоть до создания Гегель вел творческий поиск по широкому фронту он размышлял над вопросом о социально-исторических предпосылках, воздействующих на процесс создания систем философии стремился найти критерии, отличающие системы мысли от искал наиболее пригодное теоретико-методологическое основание философской системы - соответственно основополагающую для системы философскую дисциплину выстраивал первые проекты системы тона фундаменте социально-политической проблематики, тона фундаменте феноменологии. Для самого Гегеля эти сложные поиски завершились тем, что философ вступил на путь логи- цизма. Создание было свидетельством решительного поворота к логике как основанию системы, те. четкого выбора из ранее опробованных. Но оставленное позади вовсе не потеряло смысл ни для Гегеля, ни для послегегелевской истории философии. Иные, отличные от логицизма, пути и способы построения философской системы, опробованные Гегелем, незакрыты и будут, несомненно, вызывать новый и новый интерес со стороны современной мысли. вместе стем является непосредственным продолжением и итогом предшествующего идейного развития Гегеля, что особенно ясно видно на примере системного принципа философии, который в этом выдающемся гегелевском произведении развертывается в целую концепцию философской системности, причем и принцип, и концепция применяются для построения найденного теперь теоретикометодологического фундамента системы, диалектико-логиче- ского учения о категориях. Системный принцип Гегеля характеризуется следующими особенностями 1) убеждением в необходимости системного построения подлинной науки 2) сопряжением идеи системности с особыми задачами философии как абстрактного теоретического размышления 3) соединением системного исследования с логическим, в свою очередь нацеленным на содержательные задачи 4) фокусированием системного принципа на проблемах диалектики (диалектической логики. Создание
этого принципа- своего рода диалектико-логической, содержательной парадигмы - и развертывание его в теоретическую системную концепцию логики были великим новаторским достижением Гегеля, благодаря которому дальнейшее формирование системы философских дисциплин стало своего рода прикладной задачей. И с проблемой применения своей системной парадигмы Гегель, по нашему глубокому убеждению, справился куда менее успешно, чем с задачей открытия и обоснования самого системного принципа. Но это уже вопрос, выходящий за пределы настоящего исследования - он касается, зрелого Гегеля, тогда как книга посвящена Гегелю, философу, вовлеченному в трудный процесс поиска и становления. Процесс обретения системного принципа и системной теории - это одновременно и история превращения Гегеля в великого философа, замечательного диалектика. В данной книге, таким образом, привлечено внимание к тем аспектам системной теории Гегеля, которые не только во многом согласуются с диалектическим методом, но являются одной из важнейших сторон конкретной, скрупулезной разработки великим мыслителем системно-диалектических форм, структур, приемов человеческой мысли. В книге будет в тоже время показано, с какими противоречиями был у Гегеля связан этот плодотворный содержательно-диалектический системный поиски какие действительные проблемные трудности стояли за идеалистическими издержками гегелевских рассуждений. Ведь формирование Ге- гелем собственной системы, поиски ее основополагающих критериев были неразрывно связаны также и с изменяющимся толкованием , которое все более отклонялось от кантовско-фихтевско-шеллингов- ского вариантов и все более наполнялось логицистским объективно-идеалистическим содержанием. Работе Гегеля в области системной проблематики, обретению и применению на почве логики системного принципа сопутствовало развитие другой фундаментальной идеи гегелевской философии, идеи историзма. В отличие от западной литературы советское историко-философское исследование, в частности гегелеведческое, всегда было внимательно к проблеме историзма. Прежде всего здесь надо назвать работу В. Ф. Асмуса (в кн Асмус В. Ф. Избранные философские труды. М, 1971, т. 2, с. 207 - 413)
- со специальным анализом достижений, ограниченностей и противоречий гегелевской философии истории. В разъяснении связи логического и исторического, абстрактного и конкретного (в том числе исторически конкретного) в философии Гегеля особую роль сыграли работы ЭВ. Ильенкова, а в понимании специфики историзма, преломляющегося через толкование Гегелем нравственных проблем, - произведения О. Г. Дробницкого. Необходимо подчеркнуть значение творческого марксистского освоения гегелевского философского наследия, предпринятого в специальных монографиях о Гегеле, написанных философами АИ. Володиным, А. В. Гулыгой, МА. Кисселем, В. А. Малининым, М. К. Мамарда- швили, В. А. Погосяном, И. Тевзадзе, В. И. Шинкаруком, юристами В. С. Нерсесянцем, А. А. Пиотковским и др. Автор опирался на историко-философские работы, включающие анализ философии Гегеля, а также на исследования проблем историзма, которые выполнены советскими философами Ж. Н. Аб- дильдиным, АС. Богомоловым, П. П. Гайденко, Б. А. Грушиным, ЮН. Давыдовым, ДН. Ерыгиным, Г. П. Кармышевым, МА. Кисселем, В. А. Ковалевой, П. В. Копниным, В. П. Кохановским, Т. М. Лебедевой, В. А. Лекторским, Ю. К. Мельвилем, А. А. Митюшиным, И. С. Нарским, Т. И. Ойзерманом, В. М. Рыловни- ковым, Ж. Сааданбековым, Э. Ю. Соловьевым, Е. П. Ситковским, М. Б. Туровским, Б. С. Чернышевым и др. И все же процесс становления гегелевского историзма и его специфика мало изучены ив отечественном ив мировом гегелеведении. В нашей книге применительно к проблеме историзма ставятся две основные задачи во-первых, уточнить вопрос о становлении, истоках, специфике истористских идей Гегеля, о путях их превращения в принцип историзма во-вторых, показать, что в идейном развитии философа системные идеи и идеи истористские постоянно сплетались в единство, которое на каждом из этапов, в каждом из произведений отличалось своеобразием. Сделаем предварительные уточнения, касающиеся принципа историзма. Гегелевский принцип историзма, по нашему мнению, имеет следующие особенности 1) утверждается исходный тезис, согласно которому особое рассмотрение истории является одной из фундаментальных проблем философии, а историческое измерение - одним из важнейших признаков диалектического мышления философа) применительно к философии вообще и к разнообразию объектов философской работы так или
иначе осмысливаются методологические особенности истории 3) обосновывается связь между историзмом как методологическим принципом и философией истории.
8 Этот принцип, подобно системному принципу, в развитой форме появляется в философии Гегеля не сразу он рождается в итоге длительного и глубокого размышления об исторических измерениях философского познания. В идеи складываются уже в некоторую концепцию, а в перерастают в глубоко продуманный, хотя еще неокончательно обоснованный и не полностью развернутый принцип. Собственно о принципе историзма в единстве двух первых аспектов можно говорить лишь применительно к, причем ив данном произведении есть немало осложняющих дело противоречий. Что же касается более ранних гегелевских сочинений, то для них скорее характерен первый аспект - четкое сознание необходимости исторического подхода (это тоже существенный момент, оригинальный по отношению к предшествующей мысли. Переход к третьему аспекту - связывание принципа историзма с философией истории - относится к более позднему периоду гегелевского развития и поэтому специально в нашей книге не рассматривается. Но и первые Гегеля весьма интересны, в частности в том аспекте, в каком они анализируются в книге - в единстве с системными идеями. Напомним еще об одной особенности предпринимаемого в этой книге исследования. Всякий раз, когда осуществлялся переход от исследования одной исторической стадии эволюции гегелевской мысли к изучению другой, мы считали необходимым хотя бы кратко обратиться к питающим философское познание действительным социально-историческим, жизненным истокам. Их исследование во всей полноте, внутренней иерархии не входило в нашу задачу. Исторический материал, характеризующий гегелевскую эпоху, мы считали целесообразным, пользуясь двумя , через которые макросреда - жизнь общества, развитие истории - обычно и преломляется. И только в преломленном виде она оказывает то или иное влияние на философскую мысль. Первая - конкретная социальная микросреда, называемая в книге и рассматриваемая в ее ипо- стасях официального и неофициального сообщества. Различное отношение к этим (конечно, не оторванным друг от друга) сообществам повлияло на становление ценностей и идей, исповедуемых молодым Гегелем. Все большее сближение мыслителя с официальным философским сообществом - как и движение последнего навстречу Гегелю, слава которого в своем государстве и за
9 его пределами растет, - обстоятельство, существенное для понимания путей развития позднего
Гегеля. Правда, это сближение происходит уже после опубликования, рассмотрением которой заканчивается наша книга. Одним из факторов, способствовавших формированию системного принципа и принципа историзма в их гегелевском варианте, были глубокие, новаторские философские разработки, которые осуществляли представители неофициального философского сообщества, и не менее глубокие размежевания, которые происходили сначала между ними и официальными философами, а потоми внутри кружка философов-новаторов. Другая - это личностный мир самого мыслителя. Именно через него на философа воздействует историческая эпоха, а также оказывают влияние процессы, происходящие в микросреде интеллектуального, в частности философского, сообщества. Структуры личности - относительно устойчивые и меняющиеся- запечетлеваются как в относительной стабильности, таки в эволюции ценностей, идеалов, которые, в свою очередь, влияют на содержание философских взглядов мыслителя. Биографические экскурсы, которые мы считали необходимым включить в книгу, имеют своей целью именно прояснение исторического, личностного контекста и специфического контекста философского сообщества в той мере, в какой они влияли на формирование принципов системности и историзма в философии Гегеля. Поскольку имеются сочинения биографического характера (ив их числе у нас книги А. В. Гулыги и В. С. Нерсесянца), мы останавливаемся только на особенно важных для нашей темы и наименее освященных в отечественной литературе сторонах гегелевской жизненной и идейной
эволюции. (Аналогичная оговорка может быть сделана по отношению к материалу, касающемуся мыслителей, писателей, поэтов, чьи идеалы, идеи и образы повлияли на формирование Гегеля. Специально анализировать их произведения не представлялось никакой возможности, да это и не всегда было необходимо, так как о Канте, Фихте, Шеллинге, Гёте, Шиллере, Лессинге, Гёльдерлине имеются специальные исследования) Особая трудность для нас заключалась в следующем. Остро ощущая необходимость публикации в нашей стране специальной монографической работы по философии Гегеля, мы провели детальное исследование с обстоятельным анализом текстов
Гегеля и новейшего западного гегелеведения. Но жесткое (применительно к этой потребности и задаче)
10 ограничение объема книги заставило вынести за ее пределы ряд уже подготовленных разработок, ив частности те, где более подробно рассматривается отношение Гегеля к философии Канта, Фихте,
Шеллинга, к творчеству Гёльдерлина. Пришлось вынести за пределы книги и целостное конкретное исследование современного геге- леведения, ограничившись только проблемами системности и историзма. (Читатель должен, однако, с самого начала учитывать, что текстологическая основа гегелеведческого анализа существенно обогатилась) Стремясь провести объективное, но, конечно, не бесстрастное исследование, мы не скрывали своего увлечения им, однако не маскировали итого, что в личности и творчестве Гегеля несовместимо с нашими жизненными установками и предпочтениями. Приходилось иметь ввиду, что в отношении к Гегелю сегодня обнаружились две крайности. Это, с одной стороны, широко распространившийся синдром почти роковой нелюбви к Гегелю, опирающийся на идеи, переживания, которые не всегда имеют прямое отношение к самому Гегелю, и, с другой стороны, засилье юбилейных славословий в адрес Гегеля, безосновательно выдаваемых чуть лине за . Парадный стиль в разговорах о Гегеле особенно нетерпим. Ведь гегелевская философия причастна не только к достижениям культуры современного мира, но именно как выдающееся духовное явление - также и к идейным просчетам, потерям современного человечества. Духовные и нравственные поиски нашего времени несовместимы со сведением гегелевской философии к сумме результатов, к непротиворечиво оформленной системе взглядов, якобы проникнутой ясными историзмом. Напротив, наиболее существенное и интересное в философии Гегеля - это беспокойные творческие искания, ас ними мы сталкиваемся сразу же, как только начинаем исследовать становление гегелевской мысли.
11 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Первые этапы развития философии Гегеля в свете проблем системности и историзма ГЛАВА ПЕРВАЯ Идейное формирование молодого Гегеля: отрицание, догматических систем мысли и утверждение идей историзма Путь Гегеля к построению оригинальной системы, охватывающей различные области философского знания и внутри каждой из них предлагающей тонко дифференцированные системные построения, - путь этот был длительными трудным. Вот одна из первых загадок, представляющих интерес для исследователя вначале пути - в первых своих работах - Гегель, будущий ревностный адепт системности, отождествляемой с научной истинностью, предстает скорее как противник всего, что в жизни или философии принимает системную форму. Слово в сознании молодого мыслителя чаще всего ассоциируется с ненавистными ему общественно-политическими и идейными явлениями. Погружаясь в поиски новых форм и методов философствования, осваивая вековые традиции философии и принимая близко к сердцу перипетии современного ему идейного развития, Гегель поначалу не только не связывал свои новаторские устремления сформированием разветвленной системы, но даже как бы сопротивлялся духу и принципу философской системности. Впрочем, судьба Гегеля сложилась так, что и само приобщение к философии далось ему нелегко. Непростой жизненный выбор выпускника теологического института в пользу философии был подготовлен и опосредован интересом к анализу истории - интересом, в котором стремление переосмыслить религиознонравственные сюжеты сплелось с особой привлекательностью для радикально мыслящего Гегеля революционных переломов в историческом развитии, в чем сказалось влияние французской революции. Что именно приковывало молодого Гегеля к рассмотрению религиозной истории, видно из его ранней работы. 1. Следовательно, Гегель концентрирует внимание на том, что представляется ему - ион стремится отыскать в ее скрытые, глубинные причины. Это и есть область исследования, где обязательно должен был стать философом, где стал зарождаться - в его гегелевском понимании - принцип историзма. Отмеченные особенности творческого становления Гегеля - враждебное отношение к системам, системности и историзм, вырастающий из интереса к революциям, - мы рассмотрим более обстоятельно в их истоках ив их конкретном содержании.
1. Пробуждение интереса к истории (Штутгарт, 1770 - 1788 гг.) Для нашей темы существенно, что тогдашнее гимназическое образование действительно включало изучение древних языков, литературы и истории - иными словами, это было, несомненно, исторически ориентированное образование. Основным документальным источником, позволяющим судить о мыслях и настроениях Гегеля-гимназиста, являются его дневниковые записи, которые он вел в последние годы обучения в гимназии. Эти записи свидетельствуют о глубоком интересе юноши к истории, которой он в гимназические годы был поистине вскормлен. Думается, прав Т. Хеаринг, когда он отмечает в духовном развитии юного Гегеля, и подчеркивает особое тяготение 3. Сосредоточивая свой интересна истории, а среди исторических фактов и событий выбирая в особенности те, что относились к сфере духа, культуры, Гегель, правда, еще не проявляет особой оригинальности. Какой-то части немецкой молодежи, как и вообще немецкой культуре, было свойственно обнаруженное юным
Гегелем стремление к, рассмотрению истории. Немецкие интеллектуалы, в том числе и молодые, склонны были подходить к самым различным сюжетами уж, конечно, к такому серьезному делу, как изучение истории, - с мерками. Представляют интерес сделанные Гегелем 27 июня и 1 июля 1785 г. записи относительно предпочитаемого им способа изучения истории это не должен быть рассказ о случайно выхваченных фактах, а нужно проследить, считает Гегель, 4. В дневнике имеется своего рода формула, которая может показаться тривиальной, но ценно, что ее выводит для себя пятнадцатилетний юноша никаких попыток понимания и схватывания действительности без знания фактов одни факты тоже не имеют никакой ценности. Дневники говорят о достаточно широком охвате юным Гегелем исторической проблематики, об уже намечающемся преимущественном интересе к сферам духа - к праву, религии, литературе, искусству, историографии и искусствоведению. О том, как исторические сюжеты трактовались, можно судить потрем речам (или ). Первая (30 мая 1785 г) называлась, вторая (10 августа 1787 г) была посвящена религии греков и римлян, третья (7 августа 1788 г) была нацелена на выявление 5. Любопытно, о чем юноша Гегель заставляет реальных деятелей античной истории. Антоний начинает с обвинений в адрес Октавиана и Лепида - двух других триумвиров и виднейших - в том, что те погрязли в роскоши и разврате, пренебрегли государственными обязанностями. Лепид, как заявляет Антоний, дал себя использовать другим людям, которые через него пробираются к власти. Октавиан в ответ упрекает Антония в ненасытном властолюбии, предрекает ему политическую смерть. Октавиан выражает надежду, что когда-нибудь он сам получит власть и докажет свое величие. Основная историческая канва взята Гегелем у Плутарха, который навсегда останется его любимым историком.
Подчеркнем два по крайней мере факта. Во-первых, существенно, что гимназическая речь Гегеля посвящена проблеме власти и решает ее в своеобразном ключе. Обнаруживается граждански-нрав- ственный подход к проблеме. Это начало неослабевающего ив дальнейшем развитии Гегеля, хотя и принимающего различные формы, интереса к политике. Во-вторых, сочинения Плутарха служили Ге- гелю только отправной точкой изображение же характеров почти буквально, как верно заметил современный западногерманский гегелевед Отто Пёггелер, заимствовано у Шекспира. Древняя история, таким образом, опосредовалась в восприятии юноши Гегеля более поздним историкопоэтическим взглядом Шекспира. О влиянии Шекспира следует упомянуть особо. К Шекспиру немцы, по словам Гёте, издавна относились. В годы учения Гегеля в гимназии вышел из печати новый перевод Шекспира, выполненный
Виландом. Не станем вникать в сугубо специальный вопрос о достоинствах и недостатках этого перевода. Достаточно сказать, что он оказался важным событием в развитии молодого поколения тогдашней Германии, о чем также свидетельствует Гёте: 7. В упомянутом гегелевском характеры римских три- умвиров вылеплены в соответствии с драмой Шекспира. Можно утверждать, что склонного к историческим размышлениям гимназиста Гегеля более глубоко, чем литературные достоинства шекспировских драм (здесь и важны подчеркнутые нами слова ведь перевод был прозаическим, захватывала трактовка характера исторических личностей, к деятельности которых юноша испытывал интерес И это, видимо, отвечало гегелевской оценке наиболее важного для него достоинства Шекс-

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


написать администратору сайта