Главная страница

Логика. Учебник. Н. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеН. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга
АнкорЛогика. Учебник
Дата17.06.2020
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlogika-putgegelia1984.pdf
ТипКнига
#130755
страница23 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
Гегель здесь, как и всюду в логике, имеет ввиду не только логико-научный аспект, но также его общее соответствие тенденциями ходу процесса развития. Так, переходя через подраздел к, Гегель использует некоторый или язык, говорит обо раз Там же, с. 185.)
343 витии зародыша и т. д. И хотя постоянно имеется ввиду полумистическим образом полагаемый понятия, все-таки и здесь хотя бы косвенно и опосредованно выражается более общая диалектика жизни, что позволило Энгельсу толковать этот раздел как релевантный также и особым проблемам науки о жизни, биологии. Однако имеют место некоторые типичные для всего текста мистификации,
попытки при непосредственном рассмотрении проблем науки логики и логики науки играть, порой комично, в слова и понятия, что верно отметил В. И. Ленин. Начиная с, гегелевская наука логики вступает именно на путь методологического, научно-логи- ческого объяснения. Это стадия, на которой научная теория делает предметом специального анализа применявшиеся ею общие и специальные методы. Под рубрикой эксплицируются методы аналитического и - особенно подробно - синтетического познания (с разъяснением понятий, ), где привлекается к рассмотрению интересный естественнонаучный, логический, философский материал. Оригинальным в тут является то, что в отличие от характерной для гегелевского времени фрагментарной трактовки названных проблем они показаны как ступени системного движения, восхождения логики науки посту- пеням последовательного металогического объяснения. Идея познания, появившись в ипостаси, переливается вата, в свою очередь, в. Функция стадии, обозначенной словами, понятна и значительна. Научно-логическая саморе- флексия была бы неполна, показывает Гегель, когда бы теоретическая идея не соединялась с практической, когда бы наука не соотносила осуществленные ею цели с идеей блага. Необходимость понять единство теоретической и практической идеи и составляет смысл перехода к идее абсолютной. Содержание заключительного раздела гегелевской определил В. И. Ленин. Для нашей темы особенно существенно подчеркнуть, что превращение диалектического метода в всей в значительной степени совпадает с подведением итогов применения системной логики во всем произведении. Восходя по ступеням понятийно-методологической саморефлексии, двигаясь все ближе к разъяснению метода в его всеобщности, Гегель на самой высокой ступени своего труда просто не мог не прийти к резюмированию принципов диалектики как метода. К этому толкала и структура, и лежащее в подпочве ее движения системное развитие логики науки. Это предполагали историзм как принцип, тесно объединенный с системностью. И столь же обосновано то, что заканчивается нечем иным, как прояснением диалектического метода как метода построения системной науки логики и логики науки. Развившаяся как система, наука логики теперь должна была во всеобщей форме резюмировать отличия взятого ею на вооружение, примененного на большом философском, логическом, конкретном научном материале содержательного диалектического системного принципа. Вводя этот принцип вначале нашего исследования, мы уже ссылались на формулировки заключительного разделав частности последних страниц великого гегелевского труда. Построена новая логика. Она развернута как, - заявляет Гегель58. Или, другими словами, она развернута в диалектически систему категорий. Что это верно, доказывает шаг за шагом накапливавшееся огромное богатство взаимосвязанных категориальных определений, лишь часть которых можно было представить и разъяснить в нашей работе. Суммированные Гегелем в заключение аспекты системного принципа былинами проанализированы сначала в целом, а потом, так сказать, в действии. Ими была пронизана, что делает эту книгу вершиной развития системных идей предшествующей философии и самым высоким из результатов системной мысли самого Гегеля. Приведем только одну из резюмирующих формулировок Гегеля, где ясно видна связь системы науки логики и системной логики науки 60. Последнее слово - это, с одной стороны, заключение логической системы, ас другой - выход в другие науки, которые как бы имеют тенденцию вырастать из логики. Гегель возвещает о возможности и необходимости, опираясь на логику, развернуть более широкую и имеющую системные основания философскую науку о природе и философскую науку о духе. Подобно тому как логика содержит в себе точки роста для других философских наук, так любая систематическая научная концепция, как правило, содержит в себе обоснованный переход в сопредельные сферы научного познания и обнаруживает способность к живому росту. Заключительный аккорд снова приводит в гармоническое, поистине музыкальное единство науку логики и логику науки. Им мы и завершаем анализ сформировавшихся принципов системности и историзма в философии Гегеля. \1 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М, 1971, т. 2, с. 11.
2 См Там же. 3 Hegel G. W. F. Wissenschaft der Logik, Bd. 2. - Werke: 20 Bd.
Frankfurt a. М, 1969, Bd. 6, S. 32. 4 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 2, с. 26. 5 См Гегель Г. В. Ф. Соч. МЛ, т. 1, с. 192. 6-7 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 2, с. 38. 8 Там же, с. 67. 9 Там же, с. 69. 10 Там же, с. 97. 11 Там же, с. 108. 12 Там же, с. 122. 13 См Там же, т. 1, с. 182 - 183. 14 Там же, т. 2, с. 134.

15 Там же, с. 175. 16 Там же, с. 173. 17 См там же, с. 168. 18 Там же, с. 167 - 168. 19 Там же, с. 188. 20 См там же, с. 188 - 190. 21 Там же, с. 190 - 191. 22 Там же, с. 192. 23 Там же, с. 193 - 194. 24 Там же, с.
196. 25 См там же, с. 197. 26 См там же, с. 204. 27 Там же, с. 209. 28 См там же, с. 210 - 211. 29 См там же, с. 213. 30 См там же, с. 216. 31 См там же, с. 218. 32 См там же, с. 211 - 212. 33 Там же, 1972, т. 3, с. 7.
346 34 Там же, с. 30. 35 Там же, с. 37. 36 Там же. 37 См Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М, 1974, т. 1, с. 346. 38 См Там же, с. 341. 39 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 3, с. 112. 40 См. литературу, указанную в примеч. 1 к I главе части III. 41 См Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 3, с. 70 - 72.
42 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 351 -
352.
43 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 3, с. 112. 44 См Там же, с. 155. 45 Там же, с. 157. 46 Там же. 47 Там же, с. 158. 48 Там же, с. 159. 49 Там же, с. 160. 50 Там же. 51 Там же, с. 159. 52 Там же, с. 161. 53 См Там же, с. 173. 54 Там же, с. 177 - 178. 55 Там же, с. 182. 56 См Там же, с. 198 - 208. 57 Там же, с.
217. 58 Там же, с. 309. 59 См Hegel G. W. F. Wissenschaft der Logik, Bd. 2, S. 572. 60 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 3, с. 8 - 309.
347 Заключение Формирование содержательного диалектического принципа системности и его объединение с принципом историзма в в творческом развитии Гегеля можно сравнить с обретением земли обетованной после длительного и трудного путешествия. Гегель имел все основания высоко оценить найденную им логическую парадигму, развернутую в систематическую научную дисциплину - ведь последняя не имела прецедентов в догегелевской истории мысли. Ему представилось, что дальнейшая работа требует лишь применения найденного принципа - в области философии природы и философии духа, что должно привести и к обогащению логического учения о системности. В известной мере так оно и получилось. Но Гегель недооценил того, что природа и общество, как и каждая из природных и социальных сфер, непростое приложение логической идеи, что науки о них не некая прикладная логика. Дальнейшее развитие гегелевской философии, по видимости успешное, победоносное, совпавшее с наконец-то пришедшим всемирным признанием мыслителя, - не было ли оно и нисхождением с вершин последовательно развитой системной логики, диалектического учения о категориях Это вопрос, который нуждается в обстоятельном анализе. Что касается историзма, то ион, органично, плодотворно примененный на почве логики, вдохновил Гегеля на своеобразную экстраполяцию логической модели на другие области, включая историю философии и философию истории. К каким достижениями противоречиям это привело - интереснейший вопрос, который должен стать предметом другой работы (она была бы посвящена развитию философии Гегеля после ). Нам было важно показать, как именно родились, видоизменялись ив каком виде, наконец, сформировались два важнейших принципа философии Гегеля: системность и историзм.
348
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта