Главная страница

Логика. Учебник. Н. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеН. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга
АнкорЛогика. Учебник
Дата17.06.2020
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlogika-putgegelia1984.pdf
ТипКнига
#130755
страница22 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
Гегель здесь именно онтологизирует форму суждения, приписывая ее - не без мистификации - самому растению)
333 метных целостностей. Однако Гегель ведь говорит нечто большее все развитие есть раскрытие некоторого понятия. Зародыш растения - понятие, раскрывающееся, распускающееся растение -. Это можно было бы счесть за нестрогую игру образами и категориальными понятиями, когда бы
Гегель не проделывал идеалистические мистификации намеренно и последовательно. Характерно, что непосредственная онтологизация идеального, абсолютный идеализм глубоко противоречат развертыванию определений системной научной мысли, осуществляемому в. Ведь любая стадия научного познания, большая и малая, - проявление творческой природы человеческого мышления. Все движение в целом означает приближение человеческого познания к закономерностям объективного мира. Но ничем не доказывается полное, тождество системной диалектической мысли и действительности. Их превращение в тождество вносит в гегелевскую логику идеализм, онтологизм, мистику. Кроме того, имеет место теологизм и телеологизм: поскольку связка суждения выявляет некоторое тождество, то истоком и гарантом тождества бытия и мышления для Гегеля оказывается божественная духовная сущность. Но если для философии в целом идея понятия означала возможность идеалистических, логицистских мистификаций (в их еще сравнительно мало, а вони становятся лейтмотивом, то для логики она служила опорой при реализации содержательного диалектического подхода к интерпретации логических форм. В подразделе виды суждений, взятые в их традиционной классификации, предстали вместе стем как формы последовательного (системного) движения мысли. Гегель показал, что суждения наличного бытия позволяют диалектике исследовать специфику бытия всеобщего суждения необходимости, или рефлексии, дают знания об объективно необходимых всеобщих связях предмета исследования итак сказать, о степени заключенной в таком знании необходимости из извлекаются знания о принципиальном значении некоторых утверждений обыденного знания и науки для всеобщности исследуемой сферы. Чтобы смысл диалектического анализа в сферах суждения и умозаключения был более ясен (а
Гегель, надо сказать, сам затуманивает его и формально-логической внешней рамкой, и идеалистическим онтологизмом), необходимо иметь ввиду, в каком именно направлении здесь развертывается логическое системное движение. под суждение и умозаключение соответствует продвижению си- стемно построенной теоретической науки ближе к исследуемой реальности - благодаря метатеорети- ческому толкованию важнейших научных знаний, благодаря их обобщению, благодаря определенной экспансии теории на области, которые на предшествующих системных стадиях не служили непосредственными, проявлениями и подтверждениями выведенного закона. о таком новом - подведение его под выведенные ранее законы ив тоже время расширение, обогащение теории. Кроме того, надо учесть, что стадии суждения и умозаключения проливают свет на работу с общностями и всеобщностями на прежних стадиях теории тут обнаруживается, что при условии глубокого и обоснованного подхода к тем понятиям, развитие которых воспроизводит развитие , происходит также высвечивание отношений всеобщего - особенного - единичного. Теперь же начинается их специальная экспликация. Деление умозаключений тоже осуществляется по известной формально-логической схеме умозаключения наличного бытия (или качественные, умозаключения рефлексии, умозаключения необходимости. Но, как и суждения, умозаключения толкуются шире, да и вообще во многом иначе, чем в формальной логике. Правда, уже и формальная логика, исследуя форму умозаключения, вскрыла немаловажные ее особенности. Например, была выявлена общая схема качественного умозаключения, или умозаключения наличного бытия Е (единичное) - О (особенное) - В (всеобщее. Гегель отмечает, что
это одновременно и всеобщая схема умозаключения, выражение (пусть пока лишь формальное) специфики данной стадии системного развития мысли. Ее функция - привести в обоснованную связь некоторое единичное с всеобщим. Но возможно это только таким способом, что единичное связывается с особенным. То, что в классическом формально-логическом умозаключении три предложения, Гегель считает обстоятельством сугубо внешним. Существо дела - в реальном процессе опосредования между единичными всеобщим, которое выполняется особенным. члены - единичное и всеобщее. - особенное. 43. Как разв этой связи дана Гегелем приведенная выше, одобренная Лениным формула вещи суть умозаключения. Известны также высокие оценки К. Марксом и Ф. Энгельсом разделов осуждении и умозаключении гегелевской логики. При этом существенно, что основоположники марксизма воспользовались гегелевскими разъяснениями как содержательным методом, позволяющим в различных теоретических областях эксплицировать отношение всеобщего - особенного - единичного. Так, Энгельс увидел возможность использовать гегелевскую диалектико-системную теорию суждения для того, чтобы продемонстрировать развитие и переход одних форм движения в другие, а это философская проблема, тесно связанная с выходом самого естествознания на высокий теоретический уровень размышления, сопредельный с философией. Несомненно, что вопрос о связи всеобщего, особенного и единичного является тут центральным, хотя содержательное наполнение каждой из категорий вовсе непростая задача. Впрочем, для научного познания данные категориальные различения и связи только тогда и могут быть конструктивными, когда точно определена точка отсчета, в соответствии с которой некоторая целокупность определяется как всеобщее, а другие целокупности - как особенное и единичное. Это видно на примере, который мы находим у Маркса. Он пользуется формой одной из выделяемых Гегелем (в некотором отличии от классической формальной логики) фигур умозаключения для выявления отношений всеобщего - особенного - единичного в формуле товарно-денежного обращения Т - Д - Т. Эксплицирование отношений всеобщего- особенного - единичного в рамках товарного обмена - внутренний акт теории, который имеет глубокое содержательное значение и важные следствия эта процедура позволяет выя См Маркс К, Энгельс Ф. Соч. е изд, т. 20, с. 79.)
( Там же, т. 13, свить сущностные и одновременно релевантные истории формы взаимосвязей самого товарного производства. Умозаключение - последний подраздел раздела, образующий переход к разделу, в свою очередь разделяемого Гегелем на троицу подразделов. Нас не вполне удовлетворяет сложившаяся вис- торико-философской литературе трактовка этой части, которая, как представляется, возникла из-за внешних ассоциаций с механикой, химией, науками о жизни. И хотя связь со срезами исследования этих наук так или иначе имеется у Гегеля, есть и более общая логическая системная функция данного раздела, которая отнюдь не сводится к иллюстрациям в духе философии природы, в данном случае философии механики, химии, биологии. В чем же состоит специфика проходимой теперь логической мыслью стадии, специфика ступеней, на которые она дробится Начать надо с того тонкого момента, что в понятия, суждения, умозаключения нечто иное, как, рождается идея объекта. Может возникнуть вопроса разве объективность, объект не суть исходные предпосылки познания, которые и должны быть рассмотрены где-то вначале логики Ведь традиционная гносеологическая схема таки строится есть объект, который дан субъекту. Нов том-то и дело, что данная схема фиксирует отношение субъекта к объекту, поскольку объект вычленен и на него уже направлена познавательная деятельность субъекта. В типичных для человеческой жизни случаях простота выхода субъекта к объекту гарантируется оставленным позади многократным повторением вис тории человечества такой же в принципе процедуры применительно к этому и многим другим объектам. Другая генетическая предпосылка известного познавательного автоматизма в вычленении объекта познания - становление каждого отдельного человеческого существа. В процессе научного познания становится более ясным - именно из-за его нацеленности на новое- творческий характер вычленения объектов науки. Процедуры объектного характера (выделения объекта, его конституирования, его соотнесения с другими объектными целостностями) в определенном виде, как правило, виде осуществляются уже и на ранних стадиях системного построения теории. Но их более полная специальная экспликация возможна только после прояснения связей всеобщего - особенного- единичного применительно к данной научной области. Видимо, неслучайно и то, что более или менее соответствующие современным представлениям категории , (как нечто противостоящее познанию - Gegenstand) вводятся, эксплицируются наукой и философией только в новое время. Нельзя забывать, что в гегелевской логике переход к - это переход, понятием (читай познанием, научно-теоретическим познанием на определенной ступени его развития. Гегель и здесь не преминул воспользоваться сложностью перехода в идеалистических и теологических целях (во имя предсуществования понятия. Однако и здесь в оболочке идеализма и онтологизма осуществляется прирост системной мысли. Функция данного этапа логики заключается в прояснении специфики достигаемой теперь научным познанием ( ) совершенно особой. Чтобы выявить ее специфику, Гегель прежде всего суммирует обычные способы оперирования понятием объективного 1) объективное противопоставляется сознанию, как 45; 2) объект трактуется как предмет интереса и деятельности для того или иного человеческого индивида, субъекта 3) объективным считается познание, которое достигает свободы от произвола и случайности. И хотя такие способы словоупотребления нужны для житейской практики, задача логики - совершенно четко выявить особую системную проблему. А состоит она в том, чтобы разглядеть специфику, которое парадоксальным на первый взгляд образом является бытием, лишенным. Надо научиться работать с ним как с особым бытием. Соответственно категория объекта здесь берется в особом смысле и является сложным результатом всего до сих пор проделанного системного движения. 47. Данное положение тем более важно, что разделы, и являются его дальнейшим развертыванием. На этих трех стадиях дается разъяснение сущности трех основных типов вычленения объекта обычным человеческим познанием и наукой, а также вытекающих отсюда типов человеческой деятельности с объективными целокупностями. Отсюда - принципиальные определения данных сфер. 48 При переходе к объекту - сначала к механическому - имеет место, согласно Гегелю, особое логическое движение. Если на стадии умозаключения эксплицировалась связь единичного, особенного, всеобщего, то теперь 49, и мысль снова пришла к отождествлению, но уже на новом уровне. Вычленение объекта возможно там и тогда, когда объект уже берется как некоторое всеобщее. Всеобщее жене некоторая одинаковость свойства. Гегелевские определения, на первый взгляд абстрактные, тем не менее вполне правильно и глубоко характеризуют процесс вычленения объективности и объекта, например механичности 51. Ведь механическое не дано как некоторое предметно обособленное существование. Это действительно некоторое всеобщее - вещей и явлений, но опятьтаки не в смысле их внешней одинаковости. Вычленение механического объекта имеет своей предпосылкой именно то, о чем пишет Гегель: всеобщность предполагается особенное и воплощенной в единичности. Нет случайности в том, что исторически первые вычленения человеком объектов вылились в - создание механических орудий, а вычленение объектов именно как объектов опытно-экспериментальной науки - в создание науки механики. Надо, однако, учесть, что в гегелевской конструкции механика как практическая деятельность и механика как наука берутся для выявления более широко понятого познавательного процесса, состоящего в таком вычленении объектов, которое только и возможно при первых шагах освоения человеком и человечеством. Вначале выделение объектов, их первые определения и операции сними возможны не иначе как на основе неопределенности объекта. Его первое определение, как это ни парадоксально, лежит не в нем самом, а вином (вспоминается стадия
339

). 52. Раздело (вводящий понятие - сего членением на процесс формальный, реальный и продукт процесса - и понятие, разделяющегося на, ) является рассмотрением основных стадий внутренней системной логики движения мысли, когда она - в практике ли, в теории ли, в механике как особой науке или в других областях знания - овладевает первоначальными приемами вычленения объектов и обращения сними. Намеренно возьмем (приводимый Гегелем) пример не из области механики как науки. Автор полагает, что по принципам действуют люди, когда они определяют формальные отношения между правительством, гражданами-индивидами и потребностями людей в пределах общества, государства. Определение таких отношений - дело весьма важное, необходимое и для государственных установле- ний, и для науки о государстве. Но , как они взяты на такой стадии определения их взаимоотношений, соотносятся друг с другом совершенно особым образом. Тут Гегелю и предоставляется возможность снова продемонстрировать плодотворность применения фигур умозаключения. через них, он то ставит вделает, правительство (тогда по отношению к нему индивиды становятся единичным, а их внешняя жизнь, потребности чем-то особенным, то выдвигает в центр именно индивидов.
Гегель не играет здесь в. В этом можно убедиться, вспомнив, что в любых формальных по своему существу конституционных актах совершается эта в зависимости оттого, идет ли речь об обязанностях граждан, их ответственности перед властью или об обязанностях власти по отношению к гражданам, к удовлетворению потребностей и соблюдению прав индивидов. И конечно, природа такого рода уста- новлений - в том, что объекты вычленены на основе некоторой всеобщности (социальная, государственная жизнь. Но ведь вычленены они в их формальности, известной абстрактности, в отвлечении от всего многообразия конкретной жизнедеятельности управляющих и подчиняющихся индивидов. Здесь, кстати, видна одна из особенностей подхода с - идея об относительности, к которой механика как наука пришла сравнительно поздно. В подобном же стиле определяется у Гегеля природа химизма, а потом телеологизма. объект соответственно ) имеет своей спецификой определенность (в отличие от неопределенности на стадии механизма, которая выявляется в соотношении с другими в выяснении способа этого соотношения.
Гегель сам поясняет широкий смысл понятия 54. Одним словом, Гегель полагает, что принципы и объектные операции, выявляемые здесь, так или иначе применимы к самым различным сферам действительности понимаемый таким образом химизм является специфической стороной рассмотрения и явлений природы и проявлений человеческой жизни. Подобно этому - прояснение особых объектных це- локупностей, специфических способов их вычленения и обращения сними, а одновременно попытка диалектико-логической интерпретации, мы сказали бы даже, реабилитации понятий ,. Механический объект отличается тем, что он к вопросу о том, является ли он определяемым или определяющим. Точнее, при анализе с позиций механизма это не принимается во внимание. Хотя отношение химизма есть, по выражению Гегеля, 55, все же требуется осуществить отрицание отрицания, чтобы выявилось содержание перехода от механизма к химизму. Третья по отношению к ним стадия, отрицание отрицания механизма, и есть. Ее более высокое значение иллюстрируется просто достаточно, показывает Гегель, вспомнить о механической и химической технике, чтобы понять, что само вычленение, порождение таких объектов всякий раз зависели от как будто бы внешней по отношению к ним, но
341 принципиально воздействовавшей на них. То обстоятельство, что намеченное Гегелем восходящее движение через механизм и химизм к телеологизму (организму) в общем и целом воплощается в единстве, логике взаимосвязи наук (которая ведь вычленяется в процессе восходящего движения, выявлено в известных словах Энгельса о прогрессивности для гегелевской эпохи и самого тройственного членения, и понимания организма как, связывающего и.
Гегель стремится показать, что и здесь в развитии категорий ухватывается всеобщего, его развитие. Иными словами, движение к телеологизму означает прогресс в понимании внутренних отношений всеобщего - особенного - единичного. Ноу стадии есть особая системная задача благодаря ей
обнаруживается, что цель не была внешней для той совокупной действительности, к которой она применялась. Это было своеобразное движение самой этой действительности.
Гегель анализирует диалектику субъективной цели и средства, их восхождение на более высокую стадию -, которая и образует переход к третьему разделу субъективной логики, который носит название
56. В. И. Ленин, конспектируя, так определил смысл перехода к сфере и совокупное значение самой этой сферы. Раздел, в свою очередь, делится натри подраздела. Правомерен вопрос почему первым в разделе становится понятие Гегель и стремится показать, 57. Употребляя в логике понятие, Гегель осмысливает специфику развития систематической теории на такой стадии, когда она выявляет зависимость способов рассмотрения своего объекта, зависимость самого вычленения объектов См Маркс К, Энгельс Ф. Соч. е изд, т. 20, с. 565 - 566.) Ленин В. И. Полн. собр. соч, т. 29, сот человеческих целей вообще, от каких-либо определенных целей в частности ив особенности. Тогда проясняется и то, что субъект так или иначе спроецировал себя в объекте, причем специальная экспликация уровней и способов проецирования теперь должна стать для науки системной задачей, в свою очередь ветвящейся наряд подчиненных ей проблем, вопросов. Не следует думать, что речь идет о самых общих постулатах относительно единства субъекта и объекта, влияния субъекта, его целей, избираемых им средств на конкретную познавательную ситуацию и научную теорию в целом. Даже для философской теории субъекта - объекта на данной стадии требуется найти релевантную системному рассуждению особую теоретическую проблематику. Что же касается отдельных наук, то они только в совершенно конкретном материале совершают восхождение на стадию, имманентными для данной науки средствами учитывая и теоретически выявляя задейство- ванность в процессе познания (данного типа) целей, средств, даже познающего человека. Поправка на субъект на этой стадии принимает непросто вид некоторого качественно-количественного описания и расчета, как было раньше, а выливается в обобщенное метатеоретическое построение. Проводя логику через разъясняющие диалектико-логическое понятие системные ступени (они, как и вся стадия, тоже носят сбивающие столку названия, ), Гегель, по сути дела, рекомендует науке, в том числе науке логики, вносить теоретический на существование человека как живого, природного индивида (единичное, на его потребности, имеющие исторически относительную форму (особенное, на его родовые отличия (всеобщее. В. И. Ленин в хорошо известном замечании к данному разделу признал понятной и гениальной мысль Гегеля включить, те.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта