Главная страница

Логика. Учебник. Н. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеН. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга
АнкорЛогика. Учебник
Дата17.06.2020
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlogika-putgegelia1984.pdf
ТипКнига
#130755
страница18 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
Гегель, по сути дела, подчеркивает если бытие и ничто, возникновение и прохождение еще можно было более непосредственно соотносить с миром вне науки, то после первых шагов диалектической работы с понятиями, категориями на стадии бытия уже следует принимать во внимание идеальный характер результата -. Далее мы вынуждены только очень кратко обозначить связь и соответствие между логической постановкой системных задачи диалектическим самодвижением категорий в гегелевском произведении. Сфера, названная Гегелем, имеет более общей системной целью ввести определенности бытия, сделать его конкретным. Вместе стем автор считает необходимым выделить несколько следующих
друг за другом моментов движения мысли и соответственно обозначить их при помощи философских категорий. Первая определенность совпадает с констатацией наличия бытия как целого - не забудем, что речь идет о бытии, осмысливаемом наукой и уже прошедшем через горнило логического очищения. Комплекс системных задач связан стем, что нужно прежде всего последовательно развернуть момент
(Dasein - тут-бытие) всякого бытийственного отношения, исследуемого наукой. Решение этих задач - дело не столь простое, как может показаться на первый взгляд. В чем состоит физических или химических действительности, которые ведь сами по себе, вне целостности природы не даны, не существуют В чем заключается , или формы данности, наличности, бытийственности таких идеальных объектов, как сознание, познание, знание Как зафиксировать способы социальных отношений Как общественное мнение Все это вопросы фундаментальные и для научных теорий, и для практического использования их результатов. Пока хоть как-то не схвачено особое для данной научной дисциплины, невозможны описания, эксперименты, расчеты, исчисления. Начальная стадия системного развертывания познания (тут-бы- тия), по Гегелю, такова, что познание не выходит - и что очень важно, не должно выходить, если оно хочет двигаться шаг за шагом, - за пределы единства бытия и ничто, за пределы простого указания на, исследуемой сферы. Философ обозначает данную стадию при помощи категории, опять-таки выращивая из нее, как из куколки, дальнейшие определения. Надо, согласно Гегелю, задуматься над тем, каким здесь предстало бытие и его определенность. Они пока выступали перед исследователем в спаянности друг с другом. Имеет место определенность, еще не отделившаяся отбытия, совпадающая с бытием как таковым. Единство
265 определенности и бытия, взятое в общей форме, Гегель обозначает при помощи категории. Этот момент весьма важен. В некоторых популярных пособиях по диалектическому материализму как понятие диалектики нередко непосредственно онтологизируется, отождествляется с суммой свойств предмета. Иначе подходит к проблеме Гегель. Для него - категория, при помощи которой фиксируется особая стадия диалектико-системного рассмотрения, имеющая смысл исключительно в соотношении с предшествующими последующим логическим анализом науки. - категория, связанная с вычленением совершенно особого класса теоретических системных задач. Могут спросить но разве в самих предметах нет качеств, свойств Разумеется, они есть, но путь к ним через диалектическую логику непрямой. Смысл категорий в логике Гегеля не совпадает ни с обыденным словоупотреблением, ни даже стем значением, которое придается им в других философских системах. Первейшее условие понимания того особого содержания, которое всякий раз имеет ввиду
Гегель, - раскрытие системной роли категорий, опосредующей возможность их применения к анализу действительных предметных отношений. Что касается качества, то его роль в логике уже опосредована стадией и еще точнее уяснится при переходе на другие стадии системного рассмотрения. Конкретизация стадии качества происходит благодаря перемещению акцентов движущегося вперед системного анализа. Очень важно, что и тут наращивание категориального содержания осуществляется как бы посредством саморазвития имеющихся определений. Так, в качества уже имплицитно заключено то, что из нее разовьется далее. Качество, по Гегелю, совпадает с бытием. Опять-таки неверно толковать это положение лишь онтологически: бытие, существование предмета только качество, и ничего больше. В диалектико-логическом понимании качество обозначает особую стадию си- стемно-теоретического анализа - процесс придания, выделенному наукой, новых и новых определен- ностей. Но ведь это означает, что создается и удерживается для исследования специфическая абстрактная. (Насколько философ прав по отношению к науке, свидетельствуют, например, размышления о или острые дискуссии в философских относительно специфической духовного) Стало быть, когда ученый фиксирует
266
тот момент, что качество есть сущее, он фактически делает новый шаг в системном рассмотрении бытийственных отношений, что и обозначается в логике Гегеля при помощи категории. И сразу же вновь акцентируется внимание на том, что именно качество придает налично сущему определенность. Придание определенности, или присвоение качества какому-то бытию, как верно показывает
Гегель, уже заключает в себе процедуру отрицания, по крайней мере по отношению к другим реальностям. В дальнейшем отрицание окажется сложными ступенчатым, но поначалу важно иметь ввиду, что распалось на различения и. Однако как только это происходит, сразу же как бы само собой вступает в силу и снятие их различения. На стадии бытия (при условии, что ранее последовательно проделано системное движение) снятие различий и оказывается раскрытием отличительных особенностей наличного бытия. Системный анализ снова проявляет способность к диалектическому самодвижению содержания. Достаточно сказать 27, как возникает возможность развертывания, экспликации заключенных в этом теоретико-логическом шаге движений мысли. Держав памяти логиконаучный аспект, можно расшифровать сложнейший гегелевский текст. 28. Сложное, абстрактное рассуждение имеет вполне реальный аналог до сих пор осмысливаемое в логике системное движение научного познания. Ив самом деле, произошло отталкивание анализа от чистого бытия как клеточки системного развития науки логики и одновременно системнотеоретической логики науки бытие развернулось в целую цепь категориальных определений и различений, получаемых из осмысления каждого шага движения научного познания бытийственных отношений и развертывания моментов, потенциально заключенных в каждом таком узле мыслительных определений. Так, наличное бытие ( ) было выведено из бытия как такового благодаря тому, что к мысли о бытии присоединилась мысль об определенности. А эта процедура, в свою очередь, оказалась и утверждением определенности, и отрицанием. Отрицание же подтолкнуло к идее о нечто последнее, превратившись в иное, сохранило себя. Логично вводится идея о противоречии в-себе-бытия и бытия-для-иного.
В-себе-бытие благодаря этому шагу анализа наполняется новой качественной определенностью происходит установление связи исследуемого бытийственного с . 29. Определяется и бытие-для- иного. Научное мышление, постоянно отграничивающее свой предмет от других бытийственных срезов, должно осмыслить диалектическую природу нечто имеет границу прежде всего вместе стем- иными словами, имеет отношение не только к иному, но и к внутренней качественной определенности самого нечто. Отсюда своеобразное гегелевское определение конечности нечто 31. Особое значение гегелевской науки логики, отчетливо проявляющееся уже на этой стадии развития мысли, заключается в том, что результатом в конечное - через диалектику бытия и благодаря учету мельчайших оттенков системного развертывания мысли - является специфическое обретение, предметной сферы она в строгом отграничении избранного бытийственного аспекта и взята сточки зрения внутреннего противоречия, специфического для данной области. Отчасти и поэтому противоречие- научному и соответственно логическому анализу сообщается дальнейшее диалектико-системное движение. Категория конечного тоже распадается на различаемые в ней моменты, причем последние тоже ожидает снятие. Но несколько необычно то, что различенными моментами оказываются предел
(die Schranke) и долженствование (das Sollen); по крайней мере вторая категория смоделирована по человеческой субъективности, по специфической для человека конечности и даже по особому типу человеческих рефлексий оконечном. Логика то и дело напоминает здесь феноменологию. Неудивительно, что, дав категориям сферы конечности такие наименования, Гегель и обсуждает логическую проблему скорее на материале практического, а не теоретического разума. Человек осознает конечность своей жизни тем, что знает ее границу. В своем сознании он фиксирует предел, который выявляет. Но он не соглашается с мыслью о собственной конечности, формируя понятие бесконечной жизни, бесконечного существа. Интересна мысль Гегеля о том, что мыслительные процедуры, питающие религию, вытекают также из природы размышлений о границе, пределе, когда размышления эти достигают стадии и всеобщности Суть же системной задачи, увязываемой с категорией долженствования, такова если полагается граница конечного какой-либо бытийственной сферы (например, физического тела, то логически вводится и идея бесконечности. В таком полагании уже должна заключаться идея о том ином, которое выходит за пределы конечного. Сначала такая идея не больше, чем долженствование. Общая системная задача, в свою очередь, ветвится на специфические последовательно исполняемые шаги научного рассуждения. Прежде всего, согласно Гегелю, надо выйти в бесконечное и осмыслить природу перехода. Как возникает категория бесконечного в системном развертывании мысли Она тоже вводится в связи с особым классом задач - со снятием конечного, причем снятием, которое само же конечное и осуществляет. Исследование логических переходов в разделе принадлежит к числу наиболее глубоких и блестящих в. Начинается оно системной триады -. Когда на предшествующей стадии научного анализа проступило противоречие конечного с самим собой, когда через установление соотношения предела и долженствования раскрылось, тогда возникла идея бесконечного. Прохождение конечного, снятие конечным самого себя - вот отчего отталкивается первоначально всякая мысль о бесконечном. Само конечное благодаря постоянному противоречивому соотношению со своим пределом, со своим прохождением мысль к бесконечному.
269 Необходимо принять в расчет глубину, проблемную насыщенность, диалектический характер гегелевского анализа и вместе стем близость диалектической логики к реальному историческому опыту познания человека и человечества.
Ученый-естествоиспытатель постоянно совершает процедуру тех или иных конечных предметов. Ведь, скажем, при изучении физических свойств как таковых обязательно выхождение к конечных предметов. Под найденные физикой или химией закономерности, по сути дела, вся природа - череда потенциально изучаемых ими предметных единств становится поистине бесконечной. То, что для научного познания это достаточно сложная и относительно самостоятельная теоретическая задача, показывает логика науки, когда она специально имеет дело с проблемой конечного и бесконечного (к сожалению, в таких случаях гносеологические проблемы, проблемы системного хода мыслей чаще всего непосредственно выдаются за онтические и онтологические, к чему в определенной мере причастны и гегелевские мистификации. Но ив науках, пусть не всегда выходящих к логическому артикулированию своих мыслительных процедур, имеет место ухватываемое Гегелем движение мысли между конечным предметом как ибо- лее общим срезом анализа. Иными словами, наука по своему смыслу всегда должна усматривать в конечном бесконечное, должна уметь переходить от одного уровня анализа к другому. Процедуры перенесения на всю бытийственную сферу закономерностей, познанных на каких-либо предметах (например, на вовлеченных в данный эксперимент, и, наоборот, переход от общих установлений, соотнесенных с бесконечным классом предметов, к специфической предметно-приборной ситуации - все это столь же привычные для науки, сколь и логически сложные этапы работы с бытийственными характеристиками, которые в логике обозначаются в качестве особого класса решаемых в строгой связи и последовательности задач, те. задач системного характера. Итак, возникает обобщенная системная задача - выйти от конечного к бесконечному, показать, что для данной научной системы бесконечное. Следующая задача - указать на взаимоопределение конечного и бесконечного, что в гегелевском изложении подразумевает также распутывание сложного клубка прежних представлений о соотношении двух категорий. Гегель пользуется типичным для приемом в исторически данных представлениях, которые приводят к ошибочным результатам, когда абсолютизируется некоторый этап развития мысли, он обнаруживает позитивный смысл, включая их в более широкую системно-логическую интерпретацию. Одновременно вновь возникают категории предшествующих стадий, но только обретающие на более высоком системном уровне новый смысл. Было получено бесконечное - получено конечного, точнее, из размышлений над его соотношением со своей границей, со своим прохождением. То, каким поначалу предстает бесконечное, полностью определено рождением из конечного. Гегель великолепно фиксирует ступень анализа, которую
нельзя миновать, но которую совершенно ошибочно абсолютизировать бесконечное стало конечного, его отрицанием, а значит, первоначально выстроилось по образу и подобию конечного. В результате конечное и бесконечное представляются как бы двумя разными мирами, причем бесконечное якобы располагается конечного, ним, становится от него. Недавно еще слитые, неотличимые друг от друга, конечное и бесконечное оказались непросто различенными, но взаимообособленными. Если они и соотнесены, то именно 33. На таком уровне анализа бесконечность существенным образом не отличается от конечного и является всего лишь. Гегель именует ее также, а способ исследования, который бы не вел дальше постулирования такой бесконечности, - прогрессом в бесконечность. Анализ Гегеля в этом разделе имеют обыкновение трактовать достаточно узко - в связи с физикой и математикой, прилагающими понятия конечного и бесконечного к пространственно-временным отношениям. Между тем Гегель на этой стадии системного анализа разбирает более общую проблему качественного исследования наукой всяких бытийственных отношений (независимо оттого, обращена ли научная мысль на предметы в пространстве и времени или на идеальные объекты. Поэтому проблема конечности - бесконечности применительно к пространству и времени, - проблема более узкая, на данной системной стадии еще не в ее определенности. Лишь в той мере, в какой осмысление именно пространственно-временных отношений становится узкой задачей научной или философской теории, и для такой сферы приобретает свое значение системный переход от к. (Любопытной иллюстрацией может служить тот узел кантовских размышлений о пространстве и времени, где мысль о подвижности границы всякого пространственного и временного бытия, в самом деле, толкает к признанию пространства и времени бесконечными) Далее Гегель ставит задачу преодоления, как и конечности, только внешним образом Соотнесенной с бесконечным. Это дается благодаря осознанию внутренней логики, те. имманентной диалектики двух временно обособившихся друг от друга полюсов противоположности. Или, иными словами, выход намечается только тогда, когда выясняется особая системная природа движения мысли предстает как стадия, дальше к разрешению имеющихся в ней противоречий. Гегель таки говорит требуется понять, что при постули- ровании выходят за пределы конечного, но, так сказать, 34, те. не движутся дальше, не истинное единство конечности и бесконечности, а потоми снятие единства, отрицание отрицания. Образ подлинной, а недурной бесконечности не надо искать где-то вне, не надо ее в какой-то вымышленный мир, лежащий вне конечного, ним. (Что также значит не следует подлинную бесконечность, смысл которой нам дает размышление над движением мысли, совмещать с образом сколь угодно беспредельного пространственного мира)
35. Научная мысль здесь сталкивается с особым отношением, порожденным как сложностью действительных, вне человеческого познания имеющихся взаимосвязей, таки спецификой ранее проделанного системного движения. Ведь спонтанно возникли два определения противоположность конечного и бесконечного и единство конечного и бесконечного. Когда такие определения появляются, показывает Гегель, то чередует их определения, потому что одна мысль уже подразумевает переход к другой. Однако она не сразу способна - как не сразу это делается в системном движении познания - постигнуть противоположные моменты в их единстве. Постижение истинного единства происходит не раньше, нежели имманентным для каждой науки образом совершается выХод от конечного к бесконечному, а потом осуществляется новое отрицание - новый переход к конечному.
Гегель совершенно обоснованно показывает, что разрешение противоречий, в которых могла бы запутаться мысль, натолкнувшаяся одновременно на единство и различия конечного и бесконечного, плодотворно только на пути дальнейшего системного рассуждения. 36. И далее 37. Один из уроков системного рассмотрения на данной стадии - установление специфически идеального значения соотносящихся определений. Что же вытекает отсюда Запрет на сколько-нибудь непосредственную он- тологизацию ступеней и оттенков системного научного исследования бытийственных отношений, превращения их в.
Однако у Гегеля как раз здесь намечается переход к таким идеалистическим мистификациям. Настаивая на идеальности всех определений, фиксирующих специфическое движение научной мысли,
Гегель утверждает это и значит защищать идеализм. Он пишет 38. Скорее даже, рассуждает далее Ге- гель, противопоставление идеалистической и реалистической философии теряет смысл ведь или древних материалистов не более чем идеальный принцип, конечное, которое уже снято в бесконечности мысли. Субъективному идеализму, в том числе фихтеанскому, не решающемуся выйти за пределы субъективного идеального, Гегель противопоставляет другой тип идеализма, который смело придает духу
39. Сам дух хлестко назван Гегелем 40. Переход от глубоких и обоснованных диалектико-методологи- ческих рассуждений к метафи273 зичесКим идеалистическим мистификациям бросается В глаза. Возвратимся к логике движения системной мысли. Совершился, как мы видели, выход в бесконечное, в свою очередь вытекавший из осознания логической природы качественной границы. И новая стадия сразу же подвергается новому отрицанию (снова совершается отрицание отрицания. Это значит, что от некоторого обобщенного представления о мысль исследователя снова возвращается в собственную и специфическую бытийственную сферу ( ). Но возвращение происходит на новом уровне ведь с бесконечным иным, постулированным ранее, можно соотносить только бесконечное же, те. исследуемого данной наукой бытия. В результате исследование естественно направляется на имманентную бесконечность, анализируемого наукой. Благодаря этому уже и здесь дуализм внешнего для науки и внутреннего для нее преодолевается так, что внешнее как бы снято внутренним, его бесконечной сферой. А тогда оказывается возможным следующий логический шаг вся изучаемая бытийная сфера предстает как, принципиально однородное в качественном отношении. Это в общем и целом подготавливает переход от стадии качества к стадии количества, но для перехода, как полагает
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта