Главная страница

Логика. Учебник. Н. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеН. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга
АнкорЛогика. Учебник
Дата17.06.2020
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlogika-putgegelia1984.pdf
ТипКнига
#130755
страница17 из 23
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23
254 предпосылкой построения научной системы является нахождение исходного принципа, который и является основанием создаваемой научной теории. Всякий раз, когда в науке решается аналогичная
задача, мысль ученых движется в том же направлении. Широко известны рассуждения Маркса, Эн- гельса, Ленина о значении исходной для теоретической научной системы, иными словами, о необходимости выделения именно отношения, а одновременно и фундаментального противоречия изучаемой предметной сферы (массовидного отношения, доступного наблюдению ив тоже время избранного наукой в качестве существенной для нее точки отсчета, о необходимости так повести анализ, чтобы исходное отношение было и далее воспроизводящимся основанием системы науки. Поскольку в созданной Марксом политэкономии капитализма метод обретения клеточки был успешно применен и поскольку о нем много написано, позволим себе не останавливаться на этом подробнее. К сходным выводам приходили также и естествоиспытатели, когда они решали аналогичные познавательные проблемы. Над проблемой начала, возникающей при поиске логических основ для разработки физики в качестве единой систематической науки, размышлял, например, А. Эйнштейн. Системная задача была поставлена сходным образом. 14. Эйнштейн также пришел к выводу, что исходные принципы систематической науки обладают - даже в физике, где всегда есть проблема обоснованности теории через опыт и эксперимент, - особой абстрактной природой. Благодаря современным методологическим исследованиям теперь уже можно считать доказанным, что выделение наукой вообще, каждой наукой в частности особого изучаемых ею предметных сфер, действительности представляет собой весьма сложный исторический процесс. И хотя, в чем Ге- гель прав, в каждый данный момент над аспектами в науке уже идет целеустремленная широкая работа, но при переходе научного познания к построению системной теории вопрос о специфике бытия приходится осмысливать на новом уровне. Ибо дело тогда заключается в последовательном развертывании различных по характеру опре- деленностей бытия. И к тому же, что верно показывает Гегель, все эти определенности непросто, как если бы последний просто складывался из известного набора характеристик. Определенности, различия должны, возникать вновь под влиянием внутренней логики системного размышления над бытий- ственными аспектами. Дальнейшее логическое осмысление такого процесса бытийственных определений систематической науки Гегель связывает с фиксированием первой противоположности - чистого бытия и ничто. О чистом бытии уже шла речь научному мышлению при помощи философской категориальной символики здесь вменяется в обязанность просто зафиксировать, что оно отправляется отбытия как такового, лишенного каких бы тони было конкретных определений, отбытия, которое 16. Ученый или философ, не имеющий привычки мыслить в предлагаемой Гегелем манере, может возразить причем тут чистое бытие и ничто, если наука всегда рассматривает некоторое конкретное бытие, которое есть, налично и вовсе неравнозначно ничто.
Гегель такие вопросы и недоумения предвидит и подробно разбирает их в примечаниях (скажем, на известном кантовском примере со ста талерами. Мы опустим и контекст, в котором пример фигурирует у Канта, и целый ряд подробностей, о которых именно в связи с кантовским контекстом вынужден говорить Гегель. Остановимся только на том, что в гегелевском пояснении относится к рассматриваемому здесь вопросу о специфике первого системного этапа логики науки и науки логики. Возражение обыденного сознания против объединения философами-диалектиками категорий бытия и ничто кажутся особенно убедительными, когда оперируют подобными примерами. Когда сто талеров лежат у меня в кармане, когда я ими обладаю, когда их налицо, то разве не кардинально отличается это состояние оттого, когда карман мой пуст, когда я не обладаю ста талерами, когда в кармане моем - ? Канта вслед за ним Гегель отвечают на это если речь идет о конкретном имущественном положении отдельного человека, тоста талеров, их наличие в его кармане, и (если оно отождествляется с пустым карманом) - состояния существенно различные. Но если становятся научным понятием, например понятием политэкономии, науки о финансах и т. д, то факт их наличия или отсутствия в кармане данного человека вообще ничего не меняет. и применительно к науке приобретают иное значение.
256

Гегель пользуется кантовским примером, чтобы пойти дальше фиксирования специфики научных понятий как таковых. Понятие чистого бытия приобретает смысл исключительно тогда, когда философ и ученый умеют в целях теоретического системного исследования на первых его стадиях отрешиться не только от реального наличия или отсутствия чего-либо в обычной жизни, но также и от эмпирического содержания науки, от эмпирических понятий, подобных. исследуемое бытие становится только тогда, когда философ и ученый научаются видеть в зафиксированной ими своего предмета бытие, и ничего больше когда, стало быть, они объединяют бытие, предварительно очищенное от любых известных определенностей, только с ничто. Это и означает переселение в стихию чистой логики системного рассмотрения. Выявление единства бытия и ничто становится моделью для высвечивания типа системно-диа- лектического перехода от категории к категории во всей сфере бытия. Гегель подчеркивает, что система логики - и уже на начальной стадии - не удовлетворяется внешним постулированием единства. Недостаточно сказать, что бытие и ничто одно и тоже. Недостаточно прибавить противоположное положение бытие и ничто не одно и тоже. И недостаточно чисто внешним образом постулировать двух высказанных суждений. Обратим внимание на важнейший системно-структурный прием приращение системной мысли
Гегель получает благодаря анализу имманентной диалектики бытия и ничто, причем во имя диалектического анализа используются обыденные рассуждения о бытии или философские рассуждения, направленные против диалектики. Историческое - в виде некоторых концептуальных утверждений философии- вместе сих новой интерпретацией включается в систему, становится ее строительным материалом. Посмотрим, как это делается.
17. Гегель тут же предлагает сторонникам подобных взглядов укажите, в чем состоит различие между бытием и ничто, но при этом не перескакивайте к какому-нибудь определенному бытию, например к действительным ста талерам. Пока же мы остаемся на уровне чистого бытия и чистого ничто, - а
257 это очень важно для дальнейшего системного развития мысли, - то различие бытия и ничто сделается невыразимым. Но ведь заведомо ясно, что различие между бытием и ничто должно существовать Вот каким образом Гегель решает возникшую апорию 19. Трудный логический переход к категории становления, над которым бьется Гегель, иногда пытаются разъяснить чисто онтологически, имея ввиду бытие предметов внешнего мира, всегда находящихся в процессе. Основания для такого толкования дает сам Гегель, особенно позже, когда вон более четко акцентирует онтологические, метафизические (одновременно идеалистические) предпосылки и выводы своей философии. Однако и там Гегель устанавливает, что означает , но особого вида существование как нечто прочное, относительно устойчивое. (В переводе лучше передать как устойчивое наличие, существование) Это тем более важно иметь ввиду, что в следующем абзаце Гегель вводит, говоря о существовании, слово : 18. (При переводе и одними тем же словом стираются принципиально важные именно для системной диалектики оттенки мысли)
258 есть возвращение из различия к простому соотношению с собой. Важно тут то, что сам Гегель считает более сопоставления раскладок учения о бытии с познавательными усилиями человека. Два последних, более устанавливаемых момента, которые проблемно соответствуют системной диалектике логических категорий, суть 1) человеческое познание, когда оно достигает совокупного определения некоторой сферы, но поначалу не идет дальше самой простой фиксации она, эта сфера 2) научное познание, когда оно, переходя на системный уровень, удаляется от прежде зафиксированных различий и выделяет определений некоторой сферы с ней самой.
В таких мыслительных процессах те понятия и процедуры, которые обозначаются категориями бытие и ничто, и различимы, и неразрывны. И только если иметь ввиду корреляцию между такими мыслительными процессами и развертыванием диалектических категориальных различений, то тончайшие оттенки гегелевского хода мыслей становятся понятными, ибо получают содержательно-логи- ческий характер. Что означает введение и Обобщая сказанное, констатируем это фиксирование перехода мысли на особый уровень - вступления ее на порог теоретического научного познания. Согласно
Гегелю, на первых уровнях системы не должно быть ничего, кроме бытия изучаемой сферы как такового, кроме некоторого абстрактно взятого наукой. Такой логически важный момент в системном развертывании науки Гегель фиксирует через утверждение изначального единства чистого бытия и чистого ничто, подвергая критике обыденное сознание и некоторые философские учения за. Однако достаточно выделить клеточку научного рассмотрения, как сразу создается стимул дальнейшего саморазвер- тывания мысли. Чистое бытие, которое пока есть чистое ничто, чревато дальнейшим развитием, почему необходимо, имея ввиду системный замысел, различать чистое бытие и чистое ничто. - теоретическая сфера, которая все более станет удаляться от чистого ничто и тем самым от чистого, неразличенного бытия. Таким образом, идея системного развития мысли наполняет диалектическим движением исходное единство и исходное различие первых двух категорий выясняется их отношений заключена не в них самих, а в чем-то
259 третьем, во что они воТ-вот перейдут. Категория является обозначением как самой необходимости, таки специфического типа системного перехода к следующей стадии мысли. Решается также одна из первых, и именно системных задач науки логики, которая далее конкретизирует более общую системную проблему всей сферы бытия, названную ранее от простой теоретически выделенного бытий- ственного отношения (изучаемой наукой сферы) требуется перейти к введению более конкретных бы- тийственных различений. - категория чрезвычайно важная и по той причине, что движение научного познания уже на данном этапе системного построения имеет задачей включение в орбиту анализа именно развития изучаемой области. Чему в научном мышлении соответствует логически фиксируемая стадия различения чистого бытия и чистого ничто, взаимоперехода этих категорий При фиксировании специфической области уже выражаются друг через друга ее и, а значит, ее возникновение и ее прохождение. Так, жизнь как бытие можно ухватить не иначе, чем через ее ничто - смерть, отсутствие жизни. А это значит, что через един- ство-различие бытия и ничто должна быть решена особая, но чрезвычайно важная системная задача, состоящая в первом подходе к процессу развития (смерть есть жизни, возникновение жизни - отрицание смерти. Следовательно, при фиксировании в любой науке такого отношения, которое соответствует чистому бытию, должна как бы пробегаться обширная сфера, должен схватываться особый бы- тийственный срез, где отношение-клеточка есть, имеется, и должна как бы подвергаться отрицанию совокупность отношений, где данного бытия нет, где оно ничто. Равным образом намечается, пусть не вполне осознанно и абстрактно, грань между теми состояниями или формами, где и когда данного бытия еще , и теми, где и когда оно уже. Значит, уже при первых шагах создания системы в самой общей форме применительно к исследуемому срезу бытия должна вводиться идея развития. Это специфическая особенность системной логики Гегеля как диалектики, отличающая ее от других, более поздних системных построений логики науки, не концентрирующей внимание на содержательно-диалектиче- ских проблемах.
Гегель сам поясняет на примере реального научного опыта, как важен учет развития на первом этапе системнотеоретического исследования. Так, он полагает, что математика как наука лишь тогда пришла к понятию бесконечно малых величин, когда ученые сделали для себя неразделимыми, взаимосвязанными бытие и ничто, когда они поняли, что надо найти нечто третье, иное, те. между бытием и ничто. Для Гегеля в опыте математики заключен и великий эвристический урок более общего характера 21.
И неслучайно значимость подобных категориальных построений подтверждается на примере физики XX в. Когда она стала работать со своими - проникла в микромир, то при построении системных моделей объектов, постоянно находящихся на грани между их и их, физики вынуждены были задуматься над особенностями бытийственности этих объектов. 22 (В системной модели В. Гейзенберга констатация бытийственной специфики частиц - один из первых шагов. Но эта первая стадия системного метаанализа была обусловлена предшествующим весьма стремительным историческим развитием квантовой механики) То, что В. Гейзенберг считает особенностью элементарных частиц, относится к формам бытия многих процессов, исследуемых наукой. Вероятно, что-то похожее о своих объектах могли бы сказать те ученые, которые исследуют человеческую мысль, да и все быстротекущие, бытий- ственные процессы. Гегель потому и считал, что логика, диалектика перехода бытия и ничто в случае бесконечно малых может быть ярким, ясным примером более общего познавательного принципа, исследуемое наукой, именно в его специфическом - идеальном - относительно устойчивом существовании) лишь тогда, когда развертывается нацеленная на него творческая научная мысль. Иначе оно не дано в виде. Подведение первых итогов развертывания системной теоретической мысли, таким образом, объединено у Гегеля с введением первых философских категорий сферы бытия и
261 обнаружением их диалектического Взаимодействия. Оказалось, что логическая сфера бытия своеобразно выразила три процесса. Первый из них - логика и диалектика отношений действительного бытия. Когда политэкономия выделяет товар и отношения товаров как своего теоретического анализа, то ведь она опирается на действительное бытие, возникновение, развитие, прохождение товарного мира. Устойчивое его существование, его - это одновременно отличие товарных отношений от нетоварных. И каким бы сложным ни было глубокое познание их специфики, она так или иначе ухватывается обыденным сознанием и досистематической наукой. Сознание товаровладельца и политэконома привычно скользит между постулированием и товарного отношения (и именно отношения, что вовсе не тождественно только наличию или отсутствию у какого-нибудь лица того или иного товара. и какой-либо целостной сферы, с которой теоретически или практически имеет дело человек, поколения людей, - не какие-то сверхметафизические тонкости, а обстоятельства для этих людей более чем обычные. В этом смысле и действия людей в повседневной социальной практике внутренне теоретичны они без труда подверстываются под гегелевскую категориальную схему, что не в последнюю очередь облегчает философу превращение всего существующего в инобытие, облегчает утверждение идеалистически толкуемого принципа тождества бытия и мышления. Второй процесс, ухватываемый в диалектическом сплетении категорий, - теоретическое размышление в узком смысле, системное построение. Тут скрытая диалектика человеческого познания должна, по убеждению Гегеля, стать явной. Фиксирование первоначала, в самом деле, в свернутом виде заключает в себе противоречие. Высветить, эксплицировать едва заметные для ученого оттенки движения мысли - задача логики. Когда бытие и ничто какого-либо бытийственного отношения уже на первой стадии развертывания системы предстали в единстве, то ведь они сразу и исчезли, оказались, переходящими в нечто иное. И наконец, третий момент, запечатленный в диалектической логике категорий, - переходы, имевшие место в истории научного и философского познания, поскольку оно в особенной или всеобщей форме фиксирует отношения бытия. Размышления Парменида и Гейзенберга, принадлежащие двум исторически разным эпохам, с этой точки зрения заключают в себе принципиальную логическую общность. И всякий ученый, который будет решать аналогичную системную задачу, как бы интендирован гегелевской логикой и включен в своих поисках в ее бытийственную стадию.
Эти три слоя, своеобразно пересекающиеся, опосредующие друг друга, на протяжении всей поддерживают единство принципов и диалектики, системности и историзма - в их особом, ранее разъясненном толковании. Благодаря чему, в частности, высвечивается богатое содержание, спрессованное
Гегелем в категориальном переходе к становлению. Подобно тому как бытие и ничто перешли в нечто третье, в становление, таки становление подлежит, те. переходу в иное. 24. В системе теоретической мысли, полагает Гегель, переход от фиксирования бытия к фиксированию ничто, а затем и следующий шаг системного движения - все это должно стать относительно самостоятельными, тонко дифференцируемыми ив тоже время взаимосвязанными задачами познания. Обращая внимание на возникновение изучаемой им, ученый действительно переходит от ничто к бытию (как и наоборот - в прехождении мысль движется отбытия к ничто. Нона этом нельзя остановиться. Результатом движения мысли между бытием и ничто является нечто третье они оказались снятыми в новом шаге системной мысли, благодаря которому совершился переход отбытия, бытийственного среза к его определенности. В чем же приращение, что появилось нового Объединились бытие В контекстах, подобных этому, в переводе вряд ли целесообразно терять составляющую бытие. Результатом, хочет сказать Гегель, является бытие, которое исчезает, ноне тождественное ничто. В парадоксальности сочетания - исчезновение и бытие - весь смысл удивительно интересной категориальной стадии)

263 и ничто ученый осваивает приемы свободного движения мысли как бы вдоль всей суммарно взятой бытийственной сферы, парения между бытием и ничто, ухватывания бытияисчезновения. Эвристический урок, состоящий в поисках, введении, развертывании системного начала, оказывается одновременно уроком диалектики, причем он касается важнейшей проблемы предмета каждой науки, предмета системной научной теории, предмета чистой логики. Дополнительный момент решение теоретической мыслью системной задачи - ухватывания объективной сферы как чего-то сущего, бытийствующего (Seiendes) - должно осуществляться, по Гегелю, посредством особых переходов самой системной мысли. Диалектической подвижности бытия и ничто соответствующей сферы или среза действительности должна отвечать непросто диалектика понятий науки, но совершенно особая диалектика именно бытийной стадии системного познания. Иными словами, понятийно-категориальные переходы на данной стадии построения системной теории должны быть пригнаны к специфике бытийственных взаимосвязей самой действительности. Такова важнейшая метасистемная идея, по существу развиваемая Гегелем в учении о бытии. Особую роль в ее дальнейшей конкретизации играет понятие снятия 25. В свете сказанного раскрывается на первый взгляд парадоксальное значение этого понятия - и. Ибо при системном развертывании мысли, и как раз на стадии бытия, каждая пара определений переливается в новую определенность, те. становится бытием одновременно и исчезающими удерживаемым. Понятно и то, почему снятое отождествляется с идеальным (надо к тому же учесть, что в оригинале стоит das Ideelle - идеальное как таковое, само идеальное. Ведь входе построения системы следующая ступень, в которой сохраняются и одновременно в своем бытии два прежних определения, является идеальным результатом, который никак нельзя путать с предметом вне научного познания.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23


написать администратору сайта