Логика. Учебник. Н. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга
Скачать 1.4 Mb.
|
Гегель, еще нужны дополнительные шаги. В гегелевской логике, с чем мы уже сталкивались, сохранение системно-диалектической линии постоянно обеспечивается особым диалектическим методологическим приемом совершается как бы возвращение к пройденной категориальной стадии, но, разумеется, на новом уровне, применительно к новому характеру системных задач. Таки на уровне переход от бесконечности иного снова к бытий- ственному срезу науки означает возврат к наличному бытию, или. Что же нового появилось на данной стадии сточки зрения фиксирования особенностей При определении его уже предполагаются и учет бесконечного иного, и абстрагирование от него. 41, - пишет Гегель и далее поясняет 42. Особенность данного шага системного движения Гегель раскрывает на примере анализа сознания. Здесь выхождение в бесконечное иное - констатация того, что сознание соотносится с миром материальных предметов. - новое переключение на сознание, на его идеальную предметность, но при условии, что предметный мир продолжает фигурировать в качестве самостоятельной реальности. Фактически Гегель коррелирует с этим шагом позицию философского дуализма в понимании сознания, например дуализма кантовского или фихтевского43: с одной стороны, исследуется сознание, когда оно уже оттолкнулось от предметности и перешло к миру явлений, нос другой стороны, предметный мир в его реальности. Устремившись к исследованию сознания, постулируя через понятие явления как исходной клеточки анализа его соотношение с собой, открывая бесконечность имманентной сферы сознания, философ естественным образом выйдет затем к идее самосознания. Для Гегеля такого рода философский дуализм - обозначение более общей, по-своему неизбежной стадии научного анализа, которую, однако, было бы ошибочно понимать как окончательную даже для исследования бытийствен- ных отношений. Но суть ее следует четко осмыслить, ибо только тогда можно столь же сознательно совершить следующий шаг в системном рассмотрении. Он анализируется под категориальной формой (Sein-fur-Eines). Внимание исследователя должно быть снова сосредоточено на том моменте, что изучаемое им бытие не является особым классом внешних предметов, что внешняя предметность снята в бытийствен- ном срезе. Однако должен появиться новый момент по сравнению с прежним движением теперь иначе устанавливается отношение к границе. Если раньше две сферы - исследуемое и его иное (например, мир сознания и мир предметов, микромир и макромир и т.д.) - могли соотноситься как различным образом наличные, предметные сферы, то теперь надо сознательно уходить от подобного типа сопоставления. Уход поначалу связан с некоторыми неизбежными ограниченностями исследовательской позиции. Граница пока что предстает как постулированная исследователем, иона выступает как. Бы- тийственную сферу еще надо будет представить как нечто, которое еще только будет распадаться на единицы и на 275 множества, нетождественные физическим предметным единицами реально наблюдаемым предметным множествам. Однако поскольку между двумя мирами - внешним предметным миром и миром особых, изучаемых какой-либо наукой, - все-таки должно устанавливаться сложное соответствие, то отсылки от одного мира к другому (здесь - при условии постулирования снятости первого мира во втором ив тоже время самостоятельного существования второго) постоянно имеются ввиду. А тут уже есть и первый ход к выявлению однородности изучаемого бытия. Оно теперь может и должно быть представлено как, как, как такое идеальное бытие, которое только в самом себе заключает свою границу. Поскольку гегелевский анализ и на данной стадии заключает в себе историко-философскую линию, кратко упомянем о ней, тем более что благодаря этому абстрактные характеристики получают свою конкретность. Системному движению мысли здесь соответствует развитие истории философии, причем на тех ее этапах, когда бытие уже характеризуется чисто абстрактно, когда в нем снимаются определенности, но когда еще недостаточно осознано, что бытие есть идеальное. Главное, не осуществляется движение к развертыванию характеристик бытия как идеального. Таковы, по Гегелю, бытие у элеатов и субстанция как бытие у Спинозы. Лейбницевский идеализм рассматривается как дальнейшее движение в сторону абстрактности в понимании бытия. Однако в адрес лейбницевской концепции монад высказывается такой упрек движение, которое делает монады идеальными, совершается вне их. А тем самым проясняется задача, ставимая Гегелем перед последующей стадией системного движения необходимо дать органично, естественно возникнуть как системным движением самой науки, поскольку она анализирует бытийственные характеристики. Это движение логически обрисовывается под формой категориальной сферы, составляющей особый подраздел. Здесь также полезно сразу принять во внимание историко-научный и историко-философский фон, прямо включаемый Гегелем в позитивное категориальное исследование. Речь идет об этапах развития науки, когда некоторое субстанциональное, рассмотрение приводит к выделению своего рода множеств. Естественно, что речь заходит, например, о древнегреческой науке и философии, когда в них формируется атомистическая концепция. Затем сходные стадии как бы вновь повторяются, когда атомизм принимает новый вид. (Согласованность путей науки и философии тут заведомо предполагается Гегелем, что исторически обосновано, хотя и не изучается философом сточки зрения генезиса и причин) Перед наукой логики Гегель ставит задачу изобразить данную стадию в более обобщенном логическом смысле. В науке довольно часто как бы совершается распадение прежней субстанциональной для нее целостности, на множество, составных. Основную задачу логики по отношению к таким стадиям системного движения Гегель видит именно в том, чтобы раскрыть их логический генезис и тенденцию перехода в другие стадии анализа, что, однако, далеко не всегда делается. В истории науки нередко получалось так, что, появившиеся как стадия логического распадения некоторой теоретической целостности, воспринимались чисто онтологически, как особые. Наука и тогда, правда, находила выход из создавшегося положения, по природе своей весьма сложного и противоречивого. Анализ Гегеля высвечивает именно логические проблемы и трудности, возникающие в подобных ситуациях, причем обнаруживается неизбежность ряда последовательных стадий, которые проходит научная мысль, решая общую системную задачу перехода от теории к ее - своего рода. Естественно, обращаясь к атомистике, Гегель делает ее исторической иллюстрацией к начальным ступеням категориальной стадии и. После того как мыслилось самодостаточным, неизменным (исторический пример - идея первоначала в доатомистической древнегреческой мысли) - в силу внутренней диалектики, толкающей дальше философскую мысль, произошел переход к новой стадии понимания бытия. 44. Однако едва древние провозгласили пустоту, они сами нарушили рядоположенность двух начал. Новые горизонты понимания открылись для более поздней мысли. 45. Чтобы преодолеть эти ограниченности, необходимо, согласно Гегелю, вдуматься в диалектику мысли, которая вводит логический некоторой прежде единой бытийственности. Едва такой атом, новая логическая единица мысли, возникает, то фактически происходит дальнейшее отталкивание мысли, иона сразу продвигается от постулирования атома как такового к идее об их множестве. Собственно, идея уже заложена в понятии атома, в процедуре выделения всякой элементарной частицы. Гегель хочет различить эти моменты прежде всего потому, что тогда обнаруживается внутренняя диалектика и. Суть рассматриваемого здесь этапа системной мысли поначалу может происходить не более чем постулирование через простую аналогию с общей бытийственной определенностью. Так, в учении осознании может возникнуть такая посвоему неизбежная стадия, когда образ (соразмеренный с исследовательским полем философии или конкретной науки осознании) попросту тиражируется во множестве экземпляров и именуется, индивидуальным сознанием и т. п. Через такой этап проходили и многие другие науки, когда дробили бытийственный срез в особые предметные единства. Весьма важно осознавать специфику, природу такого перехода как идеального, те. осуществляемого самим теоретическим познанием. и есть в понимании Гегеля особая теоретическая процедура, обусловленная движением от ранее проясненной теоретической. Ведь это теоретически взятая субстанция превратилась из во, оттолкнула из себя 46. Гегель настаивает на том, что входе познавательного опыта науки (и соответственно входе его логического анализа) эвристические по своей природе, логические атомы и их , следует брать непременно в единстве с породившей их теоретической мыслью, в частности с процессами отталкивания, благодаря которым они возникли, и с процессами притяжения, в которые размышления о таких далее оказываются втянутыми. Иначе говоря, Гегель считает существенной ошибкой по отношению к самому принципу атомизма наделение логических атомов вещественно-физическими характеристиками. Но он также считает, что в ошибку подобного рода то и дело впадают философы, физики, химики. Поэтому природа процедур и подвергается дальнейшему анализу, совпадающему с развертыванием имплицитно заключенных в них и становящихся актуальными системных моментов. Чтобы правильно понять смысл категорий отталкивания и притяжения, надо, согласно Гегелю, отказаться от непосредственных вещественно-физических ассоциаций. Здесь, в логике, отталкиваются и притягиваются друг к другу только мысли, идеальные определения. Однако Гегель вовсе неслучайно применяет такие категориальные понятия, которые все же толкают к вещественно-физическим аналогиям. Ибо логика соотносится тут с особым типом использования науками понятийных характеристик, прилагаемых к бытию, к бытийственным свойствам реальности. Гегель по существу разъясняет один из интереснейших логических парадоксов, неизбежных при исследовании бытия науками хотя понятийные характеристики науки относятся не к физическим предметам, данным простому наблюдению, но к , превращенному в своеобразное теоретическое измерение, все же научное мышление постоянно он- тологизировало, опредмечивало идеальные определения теории. Отсюда - противоречие данной стадии появились из теоретически осмысленного, но как только на них перемещается анализ, они уже превращаются в относительно самостоятельные единицы анализа, а порой в особые предметы. Можно было бы привести немало высказываний ученых и философов, занимающихся логикой науки, в которых показаны теоретический смысл порождения таких единиц и своеобразная необходимость их объективации. Например, применительно к философии физики элементарных частиц данный вопрос разработан Ю. В. Сачковым, НИ. Степановым, В. С. Степиным, Б. Я. Пахомовым, АИ. Панченко47 и др. Напомним, по Гегелю, сначала не содержат ничего, кроме в процессе отталкивания. 48. Таки было в истории атомистики от прежних 279 размышлений философии о первоначале как истинном, бытии, перейдя к, к атомам, атомистика принялась заниматься, Нов сущности, на первых порах атомам не было дано никаких новых логических характеристик, кроме тех, которые по крайней мере имплицитно были заключены в учении о первоначале. Новыми и весьма существенными результатами были смелый переход к атому (и пустоте, уподобление атомов - физической предметности с присущими ей характеристиками. Хотя по строгому счету Гегель считает ошибочным такое обращение с идеально-логическим предметом, все же прохождение в чем-то схожей стадии представляется ему необходимым для системного развертывания мысли, но, разумеется, при условии, что будет установлена связь с предшествующими последующим движением системной теории. Неизбежность такой стадии - в самой природе полагания одного в множестве, когда теоретически расщепляется на. Не только древние атомисты, но и физики нашего столетия вынуждены были обращаться к ло- гико-гносеологической, методологической, системной проблеме, разбираемой Гегелем. Движение к новому элементарному уровню неслучайно оказывается движением к большей абстрактности (что видно, например, в ранее цитированных словах Гейзенберга, считающего элементарные частицы квантовой теории более абстрактными, чем атомы греков. Возможен и своего рода тупик оттого, что на абстрактном уровне вскоре нельзя сказать ничего нового о таких. Но вот находится и выход о ненаблю- даемом, логическом, выделенном из среза говорят по аналогии с теми характеристиками, которые ранее найдены наукой по отношению к исследуемому ею предметному бытию и которые уже выведены на некоторое наблюдаемое. Например, античная атомистика нашла выход в непоследовательном по отношению к принципу, но, вероятно, единственно возможном на том историческом этапе рассмотрении положения, формы атомов, их соотношения друг с другом. Почему это было непоследовательным Да потому, что по природе и происхождению атомы совершенно равноправны, однородны в них - - не могло быть ни физических характеристик, ни физических различий. Однако поскольку бытийственный срез анализа античной философии (одновременно натурфилософии) опосредованно восходил к физическим предметам действительности, 280 абстрактные атомы еще могли ассоциироваться сочень малыми частями реальных предметов, выступая ив качестве предела их физического дробления. Стало быть, понятие атома как, появившись теоретическим путем, для наполнения его содержанием должно было вновь отступить к наблюдаемым действиям человека с физическими предметами. Такое сложное отталкивание понятия от теоретических действий и его притяжение к действиям, имеющим наблюдаемые, бытийственные следствия, и фиксирует Гегель на данной стадии логико-научного анализа. Есть все основания считать такую стадию анализа необходимой не только для систематической теории, она проходится и, видимо, будет проходиться в истории науки происходит переход к новым ненаблюдаемым объектам теории, но их описание, осмысление, измерение еще совершаются путем к - к формами результатам, возводимым к наблюдению. Тем самым обнаруживается, что логика может быть своеобразно спроецирована не только на историческое прошлое науки, но и на ее будущее, что логика обладает определенной предсказующей силой по отношению к процедурам, формам мысли. Поскольку, как уже упоминалось, системное рассмотрение в науке имеет дело с материалом, ранее накопленным в данной научной дисциплине, надо быть готовыми столкнуться с подобной стадией интерпретации, но надо знать и выход. А он, помысли Гегеля, состоит в том, чтобы снова возвратить науку от уподобления понятийного, логического , предметно-наблюдаемому (к каким бы плодотворным результатам аналогии, уподобления ни приводили) на путь, где элементарные частицы, выделенные теоретически, и будут глубже осознаны именно в своем качестве теоретико-системного отношения. Предметом анализа снова должна стать не некоторая простая физически взятая предметность, но особый идеальный предмет, который должен явиться здесь со его теоретико-системного генезиса. Раздел, дробящийся, как обычно, на категориальную триаду (исключение, единое притяжения, соотношение отталкивания и притяжения, заканчивается фиксированием главного логического результата, получаемого в результате выделения логических атомов из бытия как. Таким результатом является новое познание принципиального единства, однородности бытийственной сферы - единство предстает и на уровне, когда предметом рассмотрения является, и когда это раздробилось на. Вместе 281 с этим подводятся итоги рассмотрения и категориального раздела, и более общей категориальной сферы. Намечается переход к сфере. Каков же общий итог системного движения, к которому Гегель приходит в конце Систематическая теоретическая наука начинает с выделения исходного бытийственного отношения, или противоречия, которое берется как. При дальнейших шагах теоретического познания осуществляется- через суммарное просматривание границ изучаемой сферы, среза бытия, через движение бытия, границ возникновения и прохождения - первое теоретическое определение специфического характера данной бытийственной сферы, ее развития, ее границ и ее бесконечности. Впоследствии становится возможным продуцирование особых объектов, выделившихся именно из теоретической бытийственности, их во множестве экземпляров. Сточки зрения Гегеля, восхождение по ступеням системного построения науки воспроизводит также некоторые узлы исторического развертывания обыденного человеческого познания, эмпирической истории науки (в том числе будущей истории, почему наука логики обладает предсказующей силой, истории философии. Только благодаря прохождению через тонко дифференцированные ступени и стадии, рассматриваемые логикой под общей категориальной формой и, возможен, как полагает Гегель, обоснованный переход к развертыванию всего богатства количественных отношений, поскольку они фиксируются наукой. В основе такого построения логики лежит идея Гегеля, согласно которой ив реальной истории человеческого познания приемы освоения количественных бытийственных отношений действительности были созданы не раньше, нежели человек, выделив качественное, научился абстрагироваться от качественного своеобразия осваиваемых им объектов, научился, сводя их сначала в некое, видеть в каждом из объектов не более чем экземпляр, разный другому. Только на такой основе возможны, согласно Гегелю, процедуры измерения, счета и т. п, получившие абстрактное фиксирование и развитие в различных математических дисциплинах. Мы вступаем, таким образом, в категориальную сферу. 282 2. Системная диалектика категориальных сфер и В системной диалектике, рассмотренной Гегелем на данных стадиях, заключено настоящее богатство для тех, кто интересуется проблемами философского осмысления количественных и мерных отношений. Собственно логических абстракций занимает сравнительно немного места. Зато Гегель делает пространные примечания, смысл которых заключается в интерпретации математического материала, в новом истолковании уже имеющихся философских решений проблем пространства и времени, бесконечно малых и т. д. Гегель исходит из того, что человечество накопило арсенал приемов, позволяющих успешно осваивать количественные отношения. Однако их использование всегда связано с прохождением эвристических стадий, которые значительно усложняются с возникновением математических дисциплин и имеют тенденцию усложняться далее по мере того, как открывается возможность применения количественных методов ко все более широкому спектру бытийствен- ных отношений. Такие стадии в истории проходились столь долго, что следы их потерялись в глубине веков. Известная человечеству история цивилизации - это история, уже связанная с довольно интенсивным освоением количественных отношений. Конечно, исследование собственно исторических аспектов становления количественных понятий, символики и т. д. представляет немалый интерес для понимания приемов мысли. Однако Гегель - в сущности, вслед за Кантом - выбирает своеобразный логико-генетический, а не конкретно-исторический способ анализа. История, правда, и тут включена в орбиту исследования, нов снятом виде. Логико-генетическим гегелевский анализ правомерно назвать потому, что тщательно прослеживается, во всех эвристических предпосылках и мельчайших различимых шагах, переход мысли к сфере количества, а в самой данной сфере тоже объективируются в их логическом происхождении, в их связи, самопорождении многочисленные мыслительные приемы, позволяющие осуществлять расчет, измерение и т.д. Те ступеньки, через которые поспешно и часто бессознательно проходит человеческое познание, в гегелевской логике даны, так сказать, крупным планом и как бы в замедленной съемке. Надо заметить, что Гегель сначала назвал исследуемый раздел (Grosse - Quantitat). Затем, уже в 283 , понятие было выпущено и объяснена причина этого 49. Впрочем, поскольку в математике обычно связывают с понятием величины свойство увеличиваться или уменьшаться, то Гегель считает возможным частично опереться на такое определение оно в количественном признаки изменчивости и определенного безразличия к изменчивости, которые ив включены в определение категории количества. Однако для понимания проблем, обсуждаемых применительно к данной сфере логики, очень важно с самого начала учесть именно гегелевский аспект анализа, отказавшись, что отнюдь не всегда делается, от имеющихся в сознании каждого из нас чисто представлений о количестве. Суть же гегелевского заключается, во-первых, в его из ранее проделанного системного движения, а во-вторых, в его последующем выходе наследующую системнокатегори- альную ступень. Рассмотрим сначала, как появляется новая стадия анализа и какие системные задачи на ней разрешаются. Вспомним, только что была учтена логикой процедура отталкивания (например, атомов в атомистике. Гегель показывает, что следующий шаг логически предопределен отталкиванием после появления множества объектов мысль возвращается к бытийственному единству, от которого ранее произошло отталкивание и которое предстает теперь в новом свете. Единое бытие понято как своеобразное, как обнимающее их единство. Речь снова идет о бытийственной сфере во всей ее широте, однако теперь уже представления о бытии неотторжимы от своеобразных конструкций теории. Согласно Ге- гелю, благодаря происходит осмысление бытийственной сферы как непрерывности. Такой шаг - к идее непрерывности - логически воспроизведен Гегелем впервой подрубрике количества, названной. В сложной категориальной символике шаг этот зафиксирован следующим образом 50. Суммируем моменты системного движения к ив его рамках 1) это движение, обязательно опосредованное распадом на множества 2) оно связано со своеобразным восстановлением как бы наряду со множеством 3) теперь предстает не под знаком некоторой, но имплицитно содержит в себе, в соотношении с самим собой идею вычлененных многих. Но сначала мысль акцентирована на единстве, непрерывности. Такова, согласно Гегелю, логическая природа любого движения теоретической мысли, входе которого рождаются понятия, такие, как материя, пространство, время. Под в гегелевской трактовке подпадает, стало быть, любая стадия научного и философского познания, на которой происходит переход от выделения единичных объектов теории к идее объединяющего их континуума. Поэтому эвристические предпосылки и особые приемы рассмотрены здесь на целом ряде интересных и поучительных примеров. Для порождения понятий мысль, согласно Гегелю, должна от множеств, выделенных на предшествующих стадиях анализа, однако она должна снова выйти к совершенно новому уровню осознания целостности. Это и есть особая системная задача. Так, после появления атомистики только и возможно было сформировать понятие материи. Но для его продуцирования нужно, чтобы материя оказалась непростым дублированием атомов, не их суммой, а специфическим единством. Для представления же, напоминает Гегель, новое рождающееся понятие легко соскальзывает на уровень простого сложения целого из кирпичиков множественности. Достаточно научиться разлагать линии на точки, а плоскости - на линии, как возникает представление, что линия и есть совокупность точек. Любопытно, что Гегель возражает тут против метафизики, разлагающей время и пространство на совокупность отдельных моментов и не возвращающейся к постижению их как особых континуумов, и призывает в союзники математику, с помощью которой и утверждается такая идея понятий континуального характера вообще не возникло бы, если бы мысль не продвинулась к применению процедуры, названной - тогда, и только тогда создаются целостные множества, понимаемые как, вечное продуцирование своего единства. Во втором подразделе раздела о количестве находит продолжение и конкретизацию идея непрерывности, континуума. Так, пространство и время предстают непросто как, или текучие целостности, возникшие после выделения идеальных множеств. Необходимо, чтобы они далее предстали и как непрерывные величины, что отчасти предопределяется моментами, имплицитно заключающимися в континуальном ходе мыслей. Гегель пишет 53. Непрерывная величина, по определению Гегеля,. Это надо понимать так, что применение исчис- лений и измерений к какому-либо целостному бытию имеет и должно иметь своей предпосылкой охват континуальности как истока всех последующих более конкретных количественных определенностей данной области. Иными словами, исследователь не должен упускать из виду, что нас которыми он вскоре начнет работать, распадется нечто иное, как, непрерывная величина предшествующей стадии 54. Через третью стадию - - произошел, таким образом, переход от чистого к определенному количеству, открывающемуся первым категориальным шагом, который обозначен понятием. 286 Гегель пытается обобщенно представить в этом подразделе важнейшую стадию человеческого познания вообще, научного познания в частности, систематического теоретического познания в особенности, на которой предпринимаются реальные шаги к исчислению некоторых предварительно выделяемых единиц. При этом в истории познания нередко случается, что исчисления, их приемы складываются раньше, нежели возникает возможность интерпретации осуществляемых во всех этих случаях действий. Математика - наука, в которой сняты различия между различными предметными сферами, нов которой даны различные системы исчислений вместе с соответствующими указаниями относительно критериев и условий их применимости. Простейшие математические действия, выраженные арифметикой, берутся Гегелем как обобщенный пример операций человеческого мышления на особой стадии к ней подобралось теперь системное научное исследование, анализируемое логикой. Математика так или иначе уже решила вопрос о том, как должна действовать наша мысль, чтобы исчислять различные множественности и их соотношения. Логика должна осмыслить, почему действия мысли оказались именно такими. Изучив всеобщую эвристическую природу, логика способна благодаря этому пролить свет на все познавательные ситуации, основной задачей которых и является создание систем исчислений, соответствующих определенности взятого бытийственного континуума. Из последнего и должны быть получены особые, которые не совпадают с предметными множествами, хотя и могут быть сними соотнесены. Что это означает Приглядимся к простейшей арифметической операции, например к пересчету определенных . Никак нельзя упускать из виду - на это правильно обращает внимание Гегель, - что имеет место относительность получаемых количественных результатов во-первых, это отношение к предшествующему для мысли континууму. Если мы подсчитываем любые физические предметы, то континуум в самом широком смысле нечто иное как мир материальных вещей. Если отсчет идет от него, то как будто бы простая операция пересчета предметов имеет своей предпосылкой (по сути дела, условием исторического характера) уподобление одних предметов каким-либо прежде сосчитанным предметами благодаря этому отвлечение от качественных определенностей; во-вторых, предполагается овладение той системой исчисления, на основе которой осуществляется подсчет. Гегель наряде примеров ведет исследование общих логических процедур, которые необходимы, чтобы осуществилось исчисление, измерение любого прежде единого континуума. Сначала, полагает он, необходимо, чтобы была выделена дискретная единица континуума, которая превращена в. Это весьма важное для гегелевского контекста понятие. или любая бытийственная частица, несмотря на свою идеальность, были, так сказать, качественными элементами теперь же подлежат определению количественные смысловые единицы, элементы континуума, не совпадающие ни с реально выделяемыми в нем образованиями, ни с атомами. Нужно вычленить сих совершенно особыми, некачественными границами. В чем состоят отличительные особенности этих своеобразных количественных атомов Во-первых, они должны представлять собой, те. быть в себе непрерывными. Во-вторых, вместе стем они должны быть дискретными, те. в них должно находиться - независимо оттого, является ли данное множество в-себе-сущим или. В-третьих, это (как своего рода количественный атом) представляет собой и отрицание в качестве простой границы, которая как бы отбрасывает от себя другие определенные количества. Итак, смысл категории количества, как и смысл поясняющих его более конкретных категорий, более общий, чем его специфическое выражение в математических ипостасях величины, числа, экстенсивных и интенсивных величин. Главное в этих категориальных определениях для гегелевской логики связано стой общей стадией и с теми более конкретными ступеньками развертывания определенностей бытия, которые здесь проходит человеческое познание, в частности и особенности систематическое научно-теоретическое познание. Применительно к количеству затем происходит возвращение на новой стадии к проблеме границы, к ее осознанию - происходит возвращение на новом уровне к проблеме бесконечности. Она названа Гегелем. Модель развертывания определений здесь в принципе такая же, что и на стадии качественной бесконечности. Изменение определенного количества происходит таким образом, что оно другому определенному количеству. Раз определенное количество как состоящее изданного количества единиц, раз оно 288 множество, значит, оно находится как бы в ряду других множеств. Прибавьте к 25 единицу, получится другое определенное количество, 26. 55. Для Гегеля существенно показать органичность и диалектичность имманентного перехода определений конечного и бесконечного, поскольку они вновь всплывают в сфере количества. Конечность определенного количества - в том, что для определения себя определенное количество должно предполагать выход к иному. Так, смысл определенного числа - в его отличии от другого числа. 25 - число, которое содержит множество именно в 25, а не вине в 26 единиц. Другими словами, ограничение данного числа имеет смысл в его соотношении с иными определенными же количествами. Но раз предполагается выход заграницу этого определенного количества, то точно также предопределен выход заграницы другого определенного количества, а следовательно, сам из себя развертывается момент нескончаемости, бесконечности такого выхода. Таким образом, определенность числа 25 - в существовании бесконечного множества больших и меньших, чем оно, чисел. Мы уже можем предвидеть, какое название получит у Гегеля такой первоначальный этап бесконечности. Гегель по аналогии с дурной бесконечностью или прогрессом в бесконечность сферы качества называет следующую системную стадию. Речь идет только о выражении обрисованного противоречия определенное количество полагает себя как бесконечное. Дело для логики заключается в том, чтобы повести мысль в направлении разрешения противоречия посредством снятия в более высоком определении. Но важно и то, что даже в мысли, пока еще построенной по модели бесконечного прогресса, обозначился переход на новую стадию развития знания о бытийных опреде- ленностях - 289 стадию, чреватую имманентной диалектикой совершившихся и назревающих переходов 56. Гегель, как ив сфере качества, анализирует внутренние противоречия мышления по модели дурной бесконечности, чтобы показать, что оно остановилось в том пункте, который в себе уже содержит необходимость дальнейшего диалектического движения. Когда происходит движение, направленное на отрицание, снятие определенного количества, то обыкновенно обращают внимание только на это первое снятие, на первое отрицание. Говорят, что определенное количество, как бы велико или мало оно ни было, может изменяться до такого предела, что оно исчезает и, значит, можно выйти за предел его, в нечто, стоящее по другую сторону определенного количества. На томи останавливаются, не принимая во внимание, что фактически в мысли об этом первом отрицании содержится внутренне нераскрытой идея второго отрицания, отрицания отрицания. Это существенный момент, который позволит нам понять и смысл движения на категориальной стадии количества, и общую закономерность движения всех вообще бытийственных определений - закон отрицания отрицания, один из важнейших законов диалектики. (Гегель и далее встанет обращаться к этому закону) На стадии качества он уже помог Гегелю выбраться из парадоксов дурной бесконечности, скучного прогресса в бесконечность и перейти к количественной бесконечности. Принцип отрицания отрицания учит столкнувшись с парадоксией конечного-бесконечного - теперь уже на количественной стадии - мы должны восстановить в памяти пройденный крупный этап системного движения, отрицанием, снятием которого явилась та стадия, на которой мы теперь находимся. Мы должны как бы поместить совершаемое нами на этой стадии отрицание таким образом, чтобы обнаружить, какая стадия ему предшествует, в нем снимается (первое отрицание) и какая стадия будет следующей, снова готовя отрицание, снятие (отрицание отрицания. Определенное количество возникло в результате отрицания, снятия качественной границы. Когда переходят на стадию бесконечного прогресса, то второе отрицание в глубоком, действительном смысле еще не имеет места, хотя уже как бы содержится в нем. Надо сделать отрицание отрицания явными работающим принципом. В данном случае для нас важно, что в законе ив процедуре отрицания отрицания высвечивается именно системная диалектика согласно Гегелю, должна быть не только возможность выходить за пределы определенного количества в его - что как будто бы и есть бесконечность, но нужно, чтобы стала и эта неистинная, дурная бесконечность. Она тоже должна быть подвергнута отрицанию. Происходит это благодаря возвращению мысли от бесконечности к самому определенному количеству, к новому определению его - через понятие количественного отношения. Мы не имеем возможности из-за недостатка места рассматривать стадии гегелевского анализа в данном категориальном подразделе, в которых излагается то, что можно было бы назвать гегелевской диалектической философией бесконечно малых. Рассуждение здесь становится специальным философ- ско-математическим анализом. Оно еще ждет своего глубокого истолкования, для чего должны быть соблюдены по крайней мере два условия. Во-первых, необходимо профессиональное знание математики, ибо Гегель вникает в специальные математические работы Декарта, Ньютона, Лейбница, Лагранжа, Кавальери (и других авторов, что неудивительно, если учесть, что автор хорошо знали даже преподавал математику. Во-вторых, столь же существенны глубокое знание всего категориального контекста, тонкое понимание специфических задач системного логического движения в категориальной сфере количества, стало быть, желание и умение проникнуть в необычную ткань специального гегелевского логического и философского рассуждения. Надо принять в расчет, что у Гегеля понятия, ,,, и имеют другой смысл, чем в математике, что поэтому переход анализа от математического к логическому срезу чрезвычайно труден и многозначен. Переход отданного раздела к третьей категориальной сфере бытия - к - также один из самых сложных и туманных в. Суть его - в том, чтобы от количественных определенностей снова возвратиться к качественным, но, разумеется, уже на новой основе. Размышления о бесконечно малых позволяют Гегелю сделать вывод, что в (а они смоделированы по исчислению бесконечно малых) количество, безразличная к бытию определенность, снова возвращает мысль к качеству, ибо тенденция количества к уже является его особым качеством. На примере исчисления бесконечно малых Гегель показывает, что мысль математиков и физиков неслучайно ищет выхода из внутренних противоречий и трудностей в переходе к каким-нибудь качественным формами образам, те. в прикладной сфере, будь то геометрия или физика. Но вообще гегелевская логика здесь, пожалуй, больше подчинена заведомой телеологичности, предопределенности перехода к единству количества и качества, чем внутренней логике раскрытия определений предшествующей ступени, как это было до сих пор. Из разъединенности качества и количества нужно получить их единство, ибо без него немыслима диалектическая целокупность. 57. Проблема меры признана самим Гегелем одним из самых трудных предметов рассмотрения. Предваряя развертывание конкретных определений меры, Гегель суммирует общий смысл всей этой сферы (надо сказать, излагаемой в более лаконично, чем два предшествующих раздела учения о бытии. Эти разъяснения весьма интересны тем, что четко обозначают реальные проблемные корре- ляты движения логической мысли на стадии меры. Гегель говорит, что при дальнейшем определении количества и анализе его абстрактных связей с качеством имеется ввиду, которая в ее связи с конкретными предметами выявляется в частных науках о конкретном (в связи с чем автором впоследствии была вставлена ссылка на § 267 и 270, где механические законы свободного падения и движения тел рассмотрены как применения понятия меры. Гегель предупреждает, что только в области механического рассмотрения может иметь место 59. Уже в области физического, а еще более в сфере органического имеет место нечистое развитие отношений меры, а ее подчинение более высоким отношениям, замечает Ге- гель. Что же касается социальной жизни людей, то те или иные количественные отношения (например, соотношения количества индивидов, занятых в различных видах деятельности) нельзя принимать за сколько-нибудь постоянные и окончательные, какие можно установить по отношению к движению природных тел. Гегель предупреждает и против игры в, те. количественно определенные соотношения в психологии. Первая стадия развития определений меры -. Мы должны вспомнить, что переход к мере состоялся тогда, когда стало ясно определенное количество в-себе и качественно. А это хорошо видно в осуществившемся теперь переходе к развертыванию - на новом уровне - качественных характеристик. Безразличие количества к качеству существует лишь до определенного предела. Всякое наличное бытие имеет определенную величину. До какого-то предела изменение величины не меняет качества. Но все жене безразлично к изменению величины, ибо с ее изменением меняется и качество. 61. Когда понятие меры употребляется в обыденном смысле - как масштаб для каких-нибудь других вещей, - то выявляются особенности продвижения мысли по первым ступенькам стадии меры. Хотя применение какого-либо масштаба неслучайно представляется безразличным данной вещи (масштабы - следствие некоторого соглашения, а не некая ), все-таки наличие в вещи некоторой измеряемой при помощи таких масштабов величины вовсе не внешний для ее существования фактор. Обнаруживается это, так сказать, в крайних, предельных ситуациях исчезновения качества, гибели (или, напротив, появления) вещи, что, по Гегелю, и было зафиксировано в древних софизмах ( и ). Так намечается переход к следующей стадии - специфическое определенное количество становится. Внешне данная стадия налицо тогда, когда формируется некоторое правило, или масштаб, при помощи которого измеряются некоторые виды предметов или состояний. Когда такое правило измеримости, сравнения уже появилось, то 293 это означает, что мыслью взята еще одна высота, выяснились некоторые формы и степени связи качества и количества. (Примером для Гегеля является измерение температуры тел) Единство количества и качества, к которому первоначально прикоснулась системная мысль, сразу диалектически распадается на две стороны меры то, при помощи чего измеряется единство количественных и качественных отношений, и то, что соответствует ему в самих измеряемых предметах (пример - измерение температуры и тех качественно-количественных единств, которые соответствуют теплоемкости, но нетожде- ственны способам ее измерения. Через постулирование сначала этого раздвоения совершается переход кВ нашей литературе обнаруживалась связь между движением категориальной сферы количества у Гегеля и выведением эквивалентной формы стоимости в Маркса - связь, о существовании которой определенно говорил Маркс в предисловии ко второму изданию своего труда. Поэтому мы позволим себе не останавливаться на этой стороне дела. Другая возможность проиллюстрировать особенности системной ступени мысли, подробно обрисовываемой здесь Гегелем, - периодический закон Менделеева- глубоко и интересно использовалась в известных работах Б. М. Кедрова. Логический принцип построения рядов количественных отношений меры, которые становятся действительно, Гегель усматривает в установлении связи прежде разрозненных качественной и количественных мер, в приведении в отношений количества и качества, которые взяты в их единстве, но главным образом сточки зрения обусловленных определенностью количества границ качества. И хотя Гегель не мог предвидеть, скажем, формирования периодической таблицы химических элементов, он в известной степени определил область и направление поисков, поскольку в примечании к анализируемому подразделу материалом ему служила именно химия 63. Тем самым иллюстрируется и гегелевское понятие, и понятие, и закон перехода количественных отношений в качественные и обратно. Эти понятия иллюстрируются при помощи довольно простых, понятных, а потому многократно описанных в гегелеведческой литературе примеров. Таким рядом, в котором видны узловые линии меры, Гегель считает натуральный ряд чисел. Продвижение по шкале натурального ряда в обоих направлениях показывает, что каждое число - воплощение узловой линии меры, а переход от одного к другому подчинен и определенному количественному закону. Можно составить ряды соответствия между высотой звука и числом колебаний и т. д Гегель, вводя рассмотренные категории, глубоко и обоснованно критикует философские концепции, согласно которым в природе нет скачков. Он предлагает присмотреться к природе того перехода, который означает возникновение или прохождение какого-либо качественного состояния здесь уже остались позади промежуточные стадии перехода. Иными словами, совершается скачок, - пишет Гегель65. Благодаря переходу к мере в исследовании бытия также происходит скачкообразное изменение. В итоге анализа обнаруживается качественное и количественное, которые до некоторого предела мыслились друг к другу (так что в рамках каждой из этих категориальных сфер законом было движение к иному, вдруг предстали взаимопроникающими 66. А это новый тип отношения категорий. Как только анализ наталкивается на данные отношения, бьет час перехода к новой стадии - к категориальной сфере сущности. Последуем за Гегелем в его глубоком и интересном системно-категориальном диалектическом анализе. 295 \1 См Ильенков ЭВ. Диалектика абстрактного и конкретного в Маркса. М, 1960. 2 См Шинка- рук В. И. Логика, диалектика и теория познания Гегеля. Киев, 1964, с. 163, 164; Воробьев М. Ф. О логических (гносеологических) оттенках бытия вообще - исходной клеточки логики Гегеля. - Вестн. ЛГУ. Экономика, философия и право, 1975, вып. 2, с. 56 - 64; Сорокин А. А. Логика Гегеля и логика Маркса. - В кн Междунар. гегелевский конгр. й. М, 1974, вып. 1, с. 111 - 125. 3 Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М, 1970, т. 1, с. 124. 4 Там же, с. 125 - 126. 5 Там же, с. 131 - 132. 6 Там же, с. 126. 7 Там же, с. 125. 8 Там же, с. 126. 9 См Там же, с. 128 - 129. 10 Там же, с. 128. 11 Там же, с. 126. 12 Там же, с. 129. 13 Там же, с. 136. 14 Эйнштейн А. Физика и реальность. Мс Там же. 16 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 1, с. 140. 17 Там же, с. 151. 18 Там же, с. 152. 19 Там же, с. 151. 20 Гегель Г. В. Ф. Соч. МЛ, т. 1, с. 144. 21 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 1, с. 165. 22 Гейзенберг В. Физика и философия. Мс Не станем разбирать более частный вопрос о том, адекватны ли термины, при помощи которых В. Гейзенберг сопоставляет квантовомеханическое и античное представления об атомах. Важно то, что исторические сопоставления при характеристике бытия частицы оказались необходимы физику не в меньшей мере, чем философу, строящему систему логики. 24 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 1, с. 167. 25 Там же, с. 168. 26 См. соответствующую критику (Там же, с. 177). 27 Там же, с. 176. 28 Там же, с. 181. 29 Там же, с. 186. 30 Там же, с. 190. 31 Там же, с. 191. 32 См Там же, с. 195. 33 Там же, с. 204. 34 Там же, с. 207. 35 Там же, с. 213. 36 Там же, с. 218. 37 Там же, с. 219. 38 Там же, с. 221 - 222. 39 Там же, с. 223. 40 Там же, с. 222. 41 Там же, с. 224. 42 Там же, с. 224 - 225. 43 См Там же, с. 230. 44 См Там же, с. 233. 45 Там же, с. 235. 46 Там же, с. 236. 47 См, например ПанченкоА.И. Логико-гносеологические проблемы квантовой физики. Мс Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 1, с. 238. 49 Гегель Г. В. Ф. Соч, т. 1, с. 170. 50 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 1, с. 258 - 259. 51 См Там же, с. 261. 52 См Там же, с. 260. 53 Там же, с. 274. 54 Там же, с. 275. 55 Там же, с. 303. 56 Там же, с. 305. 57 Там же, с. 414 - 415. 58 См Там же, с. 422. 59 Там же, с. 423. 60 См Там же, с. 424. 61 Там же, с. 425. 62 См. выше примеч. 1 и 2. 63 Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 1, с. 451. 64 Аналогичные по теме и проблеме рассуждения см Борн М. Моя жизнь и взгляды. Мс Гегель Г. В. Ф. Наука логики, т. 1, с. 466. 66 Там же, с. 475. 296 ГЛАВА ТРЕТЬЯ Категориальная диалектическая логика сущности и понятия, ее роль в реализации и осмыслении системного принципа 1. Учение о сущности соответствие между решением системных задач научной теории и диалектическим движением основных категорий Учение о сущности неслучайно представлено в гегелевской логике более лаконично, чем учение о бытии (соответственно и нами оно будет рассмотрено более кратко. Категории, анализируемые в данной сфере, на второй крупной ступени логической системы, - категории тождества и различия, противоречия, причинности, случайности и необходимости, действительности и т.д. - достаточно глубоко исследовались в истории философии, что облегчает их рассмотрение в диалектической логике Гегеля. В тоже время при разъяснении структур и переходов сферы сущности автор имеет возможность опереться на подробные разработки общих для всей науки понятий и принципов, которые были даны в предшествующем разделе. Сопоставления с бытием имеют целью показать связь и различие двух системных сфер и. Так, введение самой объединяющей всю сферу категории сущности и первой раскрывающей ее категориальной ступеньки (что значит рассмотрение сущности под категориальной формой рефлексии) почти целиком получает свое содержание, толчок своего развертывания от сферы бытия. Как мы уже знаем, это и есть один из важнейших для Гегеля моментов диалектического системного принципа предшествующая ступень изнутри порождает определения более высокой ступени научного познания. Почему на более поздней ступени необходим 1. То, чем стала сущность, поясняет автор, порождено не некоторой чуждой ей отрицательностью, а бесконечным движением бытия. Поэтому возвращение мысли к некоторым особенностям сферы 297 бытия и есть первоначальный способ определения вновь возникшей категориальной сферы. Общие характеристики логики сущности здесь выступают в виде металогики и по отношению к пройденной сфере бытия, и по отношению к далее развертываемой диалектике самой сущностной сферы. Для этого, по Гегелю, необходимо прежде всего осмыслить природу общего системного результата и способов работы с полученными определениями, например с определенностями количества и качества. Что дали логической мысли (и соответственно логике научной теории) многообразные приемы выявления качественных и количественных определенностей, приемы соотнесения качества и количества, фиксирования узловых линий меры Это были главным образом методы работы с бытием как областью преходящего, изменчивого. Это было освоение одной стороны общего противоречия развития. Благодаря систематическому применению таких методов возникает возможность поставить вопрос есть ли за всеми этими изменчивыми взаимосвязанными характеристиками бытия нечто постоянное, пребывающее Как только этот вопрос вступает в силу, делается актуальным первый переход к новой стадии исследования. Логика обозначает ее через категорию. Общий тип системных задач, ставимых на этой стадии, определяется ее промежуточным положением между сферой бытия и третьей крупной сферой логики -. Гегель и начинает логику сущности с выяснения общего типа системных задачи далее дает, так сказать, дробление на подзадачи, совпадающие с подразделами и более мелкими рубриками сущности, каждая из которых получает категориальное обозначение. Основных с логической точки зрения шагов Гегель и тут различает три 1) видимость (где речь идет о типах рефлексии 2) определенные сущности или рефлексивные определения 3) основание. Каждый из подразделов внутри себя также делится, а внутренние членения подразделов также распадаются на троицу более мелких категориальных определений. Мы охарактеризуем их нес одинаковой степенью подробности. Подобно тому как на уровне чистого бытия исследователь должен познать специфику научного исследования как такового, и особенно теоретического системного исследования, так на стадии рефлексии происходит осваивание специфики сферы сущности и специфического для нее способа работы с категориальными определениями. Способ взаимосвязи определений в сфере бытия и соответственно способ перехода от категории к категории в бытийственной сфере, как было подробно показано ранее, осмысливался Гегелем с помощью понятий. Теперь таким понятием, под крылом которого специфицируется новая сфера сточки зрения типа взаимосвязи и самодвижения определений, становится. Если на уровне бытия наличие бытийственной сферы постоянно притягивало к себе исследовательскую мысль и служило источником дальнейших отрицаний, производимых мыслью, то теперь началась более имманентная и более свободная теоретическая работа именно рефлексивной природы. Способность теоретической мысли полагать определения (а она ведь проявила себя в действии уже на стадии бытия) логика в сфере сущности впервые делает предметом специального обобщающего анализа. Гегель передает эту системную задачу, системную установку, сопоставляя сферы бытия и сущности 4. Ведь произошло изменение статуса тех определений, которые получены благодаря. Их субстратом действительно является не бытийственная сфера как таковая, познаваемая наукой. Ближайшая (Ге- гель и употребляет слово ) определений рефлексии нечто иное, как сам процесс определений. Именно он есть совершенно специфическое, с которым, как с исходной почвой, могут и должны соотноситься рефлексивные определения, прежде чем они снова благодаря сложным опосредованиям выйдут к бы- тийственной сфере. Отход от эмпирически данного (как наличия физического мира) начался, как мы видели, с первых шагов. Но только на стадии сущности обеспечивается сознательное самопорождение определений научной теории. Это значит теоретику придется иметь дело с бытийственностью особого рода, отличной даже от теоретически 299 опосредованного бытия первой сферы. И потому для понимания и соотнесения сущностных характеристик приходится принимать в расчет сложнейшее -. Гегель считает осознание этого необходимым предварительным условием, без которого мысль ученого не может выйти к успешной работе по вычленению, скрывающегося за взаимосвязью качественных и количественных характеристик. Неслучайно естествоиспытатели подчеркивают тот же момент, хотя специфику бытийственности, с которой они теперь работают, они обозначают при помощи иных терминов, чем это делает Гегель. Но довольно часто именно сущностные понятия науки интерпретируются как конструкции ума, как сфера, которая имеет свои основания только в самой себе и является совокупностью, сопоставимых только друг с другом. На второй ступеньке - продолжается процесс расшифровки движения в новой сфере. Это делается благодаря введению категорий тождества и различия. Общее значение данной стадии системного движения теоретической мысли может быть охарактеризовано следующим образом. Когда теоретическое познание переходит на уровень сущности как таковой, то первая ступенька, правда, имеет своей системной задачей освоение природы рефлексивных определений, фиксирование специфики той бытийственности, с какой теперь имеют дело. Однако как бы ни были необходимы такие метасистемные, металогические подготовительные шаги, содержательное сущностное освоение исследуемой области на первых порах происходит не иначе нежели благодаря общему определению границ и специфики качественно-количественных единств, полученных на прежних этапах научного анализа. Стратегия исследования такова, что первые шаги сущностного рассмотрения совпадают с обобщенным фиксированием единства, однородности исследованной и далее исследуемой сферы, причем в ее существенной связанности теми бытийственными определениями, которые уже имеются и нашли плодотворное применение в науке. В Гегель дает более четкие разъяснения относительно того, с какими именно стадиями исторического развития наук коррелируется выход логики на категориальный уровень тождества. Например, от ранее разработанных принципов механики, ее методов переходят к их последовательному и все более широкому применению, причем различные качественные состояния действительности выступают под знаком тождества с соотношениями качества - количества, узловыми линиями мер, найденрыми механикой. Иными словами, имеет место во многом плодотворная, хотя и противоречивая в своем конкретном исполнении редукция к механическому (или к физическому, химическому. На примере самой логики Гегель показывает, как плодотворная в целом отработка процедур отождествления (и решения соответствующих системных задач - системных потому, что эффективные результаты возможны только при улавливании и сохранении связи с предшествующими ступенями, при планомерном переходе на более высокие, новые ступеньки) может вести и, более того, в эмпирической истории мысли обязательно вела к ошибкам редукционизма. При этом редукционизм - погрешность, выражающаяся именно в забвении необходимости диалектико-системного хода мыслей. Ибо редукци- онализм истолковывает операцию отождествления как самодостаточную задачу мышления своеобразное застревание на тождестве возводится в высший мыслительный закон. В какой мере Гегель справедлив или несправедлив по отношению к формально-логическому закону тождества, мы не станем разбирать, тем более что этот спорный вопрос немало обсуждался в нашей и зарубежной литературе. Подчеркнем только тот момент, который существен для нашей темы при помощи диалектико-логиче- ской интерпретации закона тождества Гегель намечает переход к категориальной ступеньке различия. Это делается при помощи уже известного нам приема выявления скрытой логики и диалектики анализируемого феномена (здесь формально-логического закона тождества. Выводы Гегеля:; 6. Что касается категориальной ступеньки различия, то она своеобразный негатив позитива, которым было тождество. И коррелируется различие с такой тенденцией развития наук, когда стремятся к открытию 7, что, разумеется, есть необходимая ступень анализа, однако лишь в случае, если она прерывается установлением тождества, те. существенных отношений единства между вновь открытыми сферами. Для стадии сущности характерно то, что дальнейшее продвижение анализа - это не снятие тождества и различия в некоторой третьей категории, не переход к иному, а рефлективное соотнесение их, выяснение того, как тождество через различие и наоборот. Иными словами, прирост содержания, его само- развертывание осуществляются благодаря тому, что тождество и различие - как категории, как стадии системного анализа - вступают в особое отношение друг с другом. Выяснение характера их отношений - это и есть задача, решаемая наследующей системной стадии. Делается это при помощи выявления, высвечивания скрытой логики мышления, в том числе повседневного, обыденного. Давайте присмотримся, как бы приглашает читателя Гегель, к простейшей процедуре различения вещей, состояний и т. д. Две вещи, говорим мы, различаются между собой тем, что Вот это показательно. Оно означает различие не нечто такое, что можно как особое . Мы постигаем различие только благодаря соответствующей рефлексии. На что же мы рефлективно опираемся, когда говорим о различии, фиксируем его Дана то, что хоть в каком-то отношении имеется и тождество. Вначале фиксированные в определенной зависимости друг от друга тождество и различие все же выступают как. Смысл первых этапов категориального движения в сфере сущности Гегель, стало быть, видит в том, чтобы показать, что не только, хотя иона немаловажна, характеризует движение мысли между отождествлением и различением и внутри каждой из процедур. При помощи отождествления и различения, особенно когда они являются сознательно, системно исполняемыми процедурами теоретического научного познания, редуцирование или дифференциация становятся установлением однородности или неоднородности, изоморфности или неизоморфности бытийственных сфер, целост- ностей, с чем сопряжена практически плодотворная возможность применить методы одних наук для изучения других бытийственных срезов (например, методов механики, физики и химии для изучения живых организмов) ив тоже время ориентироваться на границы применимости, те. на. Идея Гегеля заключается далее в том, что именно благодаря исчерпыванию возможностей отождествления (как плодотворного редуцирования) и обязательно увязанного с ним столь же плодотворного различения уже происходит не всегда замечаемое учеными продвижение на новую ступень теоретического анализа. При этом переход не есть, а постижение, те. взаимной рефлективности процедур первого и второго рода. Если переход к количеству был принципиально возможным при временном отвлечении от качества (переход к иному, в иное, то переход к новой ступеньке сущности возможен не иначе как через непосредственное развертывание целого как особого соотношения двух типов процедур, отождествляющих и различающих. Тогда, и только тогда, когда исполнены, пройдены, исчерпаны отождествление - различение, можно выйти к противоположностям, а через них к раскрытию противоречия. Таков переход Гегеля к категориальной ступеньке, где исследуются единство противоположностей и противоречие, которые совершенно очевидно зависят от развертывания, от действенного осуществления системного принципа. Отсюда следует весьма важный вывод как бы ни пытались люди, претендующие на диалектическое понимание, непосредственно прилагать категорию противоречия и учение о противоречии к каким-либо отношениями связям действительности, хотя бы видимость плодотворности это может иметь лишь в том случае, если кто-то проделал требуемое диалектикой предшествующее движение познания. Согласно ходу мыслей Гегеля, подтвержденному, в частности, логикой Маркса, без предшествующего постижения и раскрытия определенностей и прохождения непосредственно предшествующей стадии (с применением операций отождествления и различения) невозможно теоретическое, исследовательское осмысление противоречий. Возможно, эти предваряющие стадии в томили ином виде уже пройдены человеческой мыслью или отношения противоречия выявились через коллизии самой жизни. Но все равно, познание противоречия, которое может продвинуть научную мысль к новым горизонтам, должно иметь, так сказать, стадиальный характер. Мысль о противоположностях и противоречии, таким образом, рождается из процедур отождествления и различения, те. из установления сходства и различия. В Гегель не без остроумия поясняет, что проблемой для человеческого познания, а особенно для познания научного оказывается не различение того, что несомненно различно (например, нет трудности в том, чтобы различить перо и верблюда, и не отождествление того, что явно сходно (например, буки дуб. Вся проблема в том, чтобы различать то, что тесно связано, и отождествлять то, что кажется существенно различным. Поэтому уже нахождение 303 мыслью таких нетривиальных и - при условии, что установление тождества и различия между двумя состояниями, предметными единствами, зиждется на объективно нерасторжимой связи, к постижению которой приблизилась наука, - содержит в себе гарантию перехода анализа к изучению противоречий. Но это еще не сам выход. Его опосредует очень важная категориальная ступенька (третья в рубрике. Ее Гегель через по видимости абстрактное размышление, в котором смысл операций отождествления- различения глубоко увязывается с проблемой сходства - различия самих вещей (а диалектико- логический анализ плодотворно выходит также и на онтологический уровень. Положим, сопоставляются две вещи, которые признаются различными. Но что признается состоящим в отношении противоположения Не сами эти вещи, а рефлективные определения, в соответствии с которыми обе вещи, с одной стороны, признаются разными, ас другой - в чем-то отождествляются. Это весьма существенный момент. Согласно Гегелю, именно благодаря рефлексии выделяются две стороны одинаковость и неодинаковость, причем надо твердо помнить, что различаются они в деятельности рефлектирования, так что одна сторона через другую. Поскольку Гегель называет также, а - отрицательным, то далее противоположение рассматривается через соотношение положительного и отрицательного моментов. В реальном научном познании стадия обретения противоположностей соответствует этапам, на которые перемещается научное познание, когда оно зафиксировало единство и взаимовлияние тождества и различия. Если пользоваться приведенными выше гегелевскими примерами биологическое соотнесено с химическим, механическим, физическими т.д.; в какой-то мере выявилась плодотворность редуцирования к тождественному и одновременно обнаружились ограничения, полагаемые различиями. Согласно гегелевской логике, следующей системной задачей должен быть рефлективный анализ двух (скажем, биологическое и химическое) с целью выявить отношение двух процедур теоретической рефлексии отождествления и различения. Последние должны выступать как противоположения, как и, причем мысль обязана четко зафиксировать их принципиальную неотделимость друг от друга, друг в друге. Следующий 304 этап - возвращение к сущности (скажем, к ), которое, однако, на данной системной стадии может явиться не иначе как через соотношение уподобляющих и различающих процедур. Так происходит восхождение на категориальную ступеньку, в свою очередь образующую переход в третий подраздел - он называется. О противоречии, что, возможно, разочаровывает некоторых читателей, у Гегеля сказано очень немного, причем большая часть и без того краткого текста - это поясняющие примечания. Тут нет ничего случайного. Противоречие - категория, которая формально обозначает только один из необходимых моментов, одно из звеньев цепи, объединяющей ставимые и решаемые логические системные задачи. Но вместе стем вся рефлективная сфера, те. вся сфера сущности, - философский рассказ о том, как через различные пары категориальных определений фиксируются и разрешаются проблемные противоречия мысли, в свою очередь, через рефлексию, или, противоречия самой действительности. Вот почему в ив особенности в Гегель неоднократно подчеркивает универсальное значение выявляемого здесь принципа мышления, закона мысли такого рода определения, согласно которым противоречие движет и миром, и человеческой мыслью, мы позволим себе не цитировать, ибо они общеизвестны. В связи с проблемой противоречия рассматриваются формально-логические законы исключенного третьего и противоположности. Мы не станем вникать ив эту сторону дела, ибо в литературе данному разделу было посвящено много работ, причем как бы в подтверждение значимости категорий противоположности и противоречия скрестились мнения прямо противоположные. Укажем лишь на то, что оба закона снова выполняют в гегелевском изложении конструктивную роль налагаемые формальной логикой запреты на противоречие косвенно демонстрируют именно не- устранимость противоречия 8. Отец нечто иное, чем сын, но оба понятия имеют смысл исключительно в соотношении друг с другом. 305 Конечно, они есть нечто и вне этого соотношения. Но тогда тот, кого мы назвали отцом, будет мужчиной вообще, гражданином государства и т. д. Тем самым выясняется важнейший момент противоречие толкает мысль к раскрытию некоторого единящего противоположности и порождающего их основания 9. О категориальной ступеньке будет сказано очень кратко. Общее назначение этой стадии - перейти от оперирования рефлективными определениями сущности к тому, в чем они коренятся. А коренятся они, как было показано, в процессе полагания, который является непосредственной их почвой. Есть у них и подпочва - осмысленное ранее отношение бытия. Поэтому должны быть последовательно введены, по Гегелю, категориальные определения, которые вновь, на более высокой стадии, возвращают исследование к бытию. Вслед за появятся, а затем и. Важно, что существование - первая категориальная форма, вводящая в подраздел. И отсюда один из наиболее принципиальных для нашей темы вопросов почему понадобилось пройти целую ступень ( ), чтобы перейти к явлению Разве все, сущность чего мы познаем, уже не становится явленным прежде, чем заходит речь о сущности Не значит ли это, что, обрисовывая ход человеческого познания, следует начинать с явлений, а затем переходить к сущности Согласно логике Гегеля, сознательное развертывание системной научной теории должно сначала остановиться на исходных определениях сущности и только затем особо явления. Но и введение сферы явлений в логическом отношении есть процесс постепенный, проходящий ряд предварительных стадий. Дело в том, что научное (и вообще ) познание явлений непростое описание всего непосредственно наблюдаемого. Ведь это должны быть явления, опосредованные знанием существенного для данной науки. В системном построении особенно важны упомянутые подготовительные шаги. Сущностное отождествление и различение, отграничение противоположностей и исследование их отношений по типу противоречия - предварительные предпосылки перехода к чему-то, которое, однако, будет взято наукой в совершенно особом ракурсе, аспекте. 306 И Маркс в перешел к проблеме (обращение товаров) не раньше, чем на первом этапе раскрыл природу товара, для чего были предварительно введены понятия потребительной и меновой стоимости, последовательно раскрыты качественные и количественные отношения товара, показана их мера - эквивалентная форма стоимости. Но и перейдя к такой обычной для капитализма стихии, как обращение товаров, создатель научной политэкономии капитализма дает ей в особом виде. Посредником яв- ленности сущности становится - как в гегелевской логике - именно противоречие. Маркс далее показывает, в каком смысле совершается в процессе обращения внешней противоположностью становится распадение на товар и деньги, а внутренней - столкновение потребительной и меновой стоимостей:**. Эти рассуждения Маркса - хорошая иллюстрация применения и развития в реальном теоретическом научном исследовании системного типа категорий тождества, различия, противоположности, противоречия, взятых в их содержательном соотношении с соответствующими процедурами, шагами исследования. Истолкование упомянутых противоречий снова возвратило исследование к чистой товарной форме как основанию противоречия сущность подвела снова к бытию - к как клеточке теории. Однако товар появился уже как внутренне противоречивое бытие. Нельзя забывать, |