Главная страница

Логика. Учебник. Н. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеН. в путь Гегеля к Науке Логике Формирование принципов системности и историзма. Мс Номер страницы следует за содержащимся на ней текстом Книга
АнкорЛогика. Учебник
Дата17.06.2020
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlogika-putgegelia1984.pdf
ТипКнига
#130755
страница20 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
(Маркс К, Энгельс Ф. Соч. е изд, т. 23, с. 113 - 114.)
(Там же, с. 114 - 115.)
307 что товар избирался как клеточка исследования отношений капитализма. Сущность их должна еще итак сказать, облечься, к чему и подготавливает выход в сферу обращения товаров. Однако оказалось, что анализ обращения, возвративший снова к товару как клеточке, пока не дал прямого ответа на вопрос о капитале, о причинах его появления. И все же благодаря анализу сферы обращения Марксом был получен вывод, толкающий к дальнейшим системным поискам. Капитал не может простои непосредственно возникнуть из обращения товаров, если их обмен происходит эквивалентно. Надо искать нечто другое. Вместе стем к появлению капитала процесс обращения обмена товаров имеет определенное отношение - какое именно, предстоит выяснить. В гегелевском логическом анализе аналогичная стадия фиксируется абстрактно, через последовательное определение 10. Гегель неслучайно опровергает в анализируемом разделе обыденные формы оснований (поступков, событий и т. д, ибо речь в строгом смысле идет о совершенно особой стадии анализа, которая лишь поверхностно дает о себе знать при обычных апелляциях к основаниям. Тут логически препарируется сложнейший ход мысли исследователя, когда он, как было сказано, ищет основание изучаемой сущностной связи (в анализе Маркса - основание прибавочной стоимости.
Дело не в доказательстве реального прибавочной стоимости, ибо она является повседневным фактом капиталистического общества. Нужно привести исследование к такому пункту, когда искомая
(Wesenheit) станет явной, те. когда станет явленной, сущность. Или, говоря иначе, надо найти такие специфические условия, при которых станет ясным процесс рождения прибавочной стоимости, ее. Выявив, что прибавочная стоимость
308 рождается в обращении и одновременно не в обращении, Маркс показал, что условием должно стать отыскание особого товара, рассмотрение которого - без нарушения принципа эквивалентного обмена товарами, полученного в результате всего предшествующего системного движения, - раскроет тайну рождения капитала. Таким товаром, как известно, является для Маркса рабочая сила. Логические особенности данного этапа системного движения теоретической мысли глубоко подытожены в следующих по видимости абстрактных гегелевских характеристиках категориальной ступеньки, переходящей - через постулирование существования - в сферу явления
11. Согласно всему смыслу гегелевского логико-системного рассуждения никак нельзя путать появившуюся на особой стадии научного рассмотрения категорию с чем-то действительно наличным, сущим. Иначе будет неясно, как же нечто, - суть дела (Sache) - есть раньше, чем существование. Но это разъясняется, если иметь ввиду системный ход мысли. В примере Маркса суть дела - это прибавочная стоимость, которая, конечно, иона имеется также и помимо всякой мысли о ней. Однако в теоретическом познании она должна уже после выявления особых условий ее порождения ее, как говорит Ге- гель, полагают ее условия. Впрочем, неслучайно и то, что Гегель пользуется в данном случае термином буквально вещь, ибо стремится вызвать у читателя онтологические ассоциации. Они достаточно правомерны. Когда теория выявляет совокупность сущностно необходимых условий, исследуемого ею отношения, то ведь речь должна идти также об условиях (не всех, но некоторых, какие были необходимы,
309 чтобы данные отношения реально возникли и возникали, что называется, ежедневно. Нигде и никогда не может прибавочная стоимость, если не будет найден на рынке труда особый товар - рабочая сила. Теория раскрывает тут глубочайшую тайну сущности и вместе стем проливает свет на историю, генезис изучаемого ею бытийственного среза. Вот где в конкретном движении анализа снова объединяются системная логика мысли и история ее предмета, стало быть, работают вместе гегелевские принципы системности и историзма. В теории, как было показано, к сфере проявления и сущности нужно выйти при помощи специальных методов. Применительно к теории капитализма дать проявиться сущности- отношениям прибавочной стоимости - значит повернуть анализ от сферы обращения к сфере производства, от отношения товаров перейти к выражающим их отношениям людей. В системе гегелевского логического движения аналогичная системная проблема и задача анализируется в сфере. В подразделе нас прежде всего ожидает встреча с категориальными ипостасями ступени существования. Снова может возникнуть недоумение откуда же взялись на стадии исследования Не устранена ли подобная категориальная позиция уже тогда, когда теоретическая работа преодолела ступеньки качества (где речь тоже как будто шла о свойствах вещей Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять, какую роль категории и выполняют в разделе о сущности. Предварительно можно заметить, что здесь, как ив ряде других мест, трудности порождаются использованием традиционных терминов в новом смысле. (Впрочем, в истории философии это случай более частый, чем словотворчество) На данной стадии логического анализа понятие вещи - и соответственно размежевание с кантовской концепцией- играет иную роль, нежели в разделе о бытии.
Строго говоря, и там и здесь Гегелю нужно было бы создать новую категориальную терминологию. Однако снова же приходится констатировать, что, отходя в логической интерпретации от чисто онтологических по своему назначению определений (вещь, свойство и т.д.), нов тоже время сохраняя именно эти категории, Гегель поступал обдуманно по отношению к реализуемому ив сфере сущности идеалистическому замыслу. Он опирался
310 и на то реальное обстоятельство, что между вещью как реально существующим физическим предметом и теперь, между материальностью мира и вещи, о которой идет речь в подразделе, все-таки есть связи, пусть сложноопосредованные. Однако сначала нам нужно выявить особую роль проходимых теперь логикой стадий системного исследования.
Гегель устанавливает, что, к которой продвинулась логика после общего постулирования существования- это абстракция, причем абстракция особого рода.
Гегель критикует Канта за это 12. Повторяется упрек, который сделан в учении о бытии. Проблема, по Гегелю, ив учении о бытии, ив учении о сущности заключается не только в том, чтобы понять теории как некоторую абстракцию, но чтобы осмыслить специфику достигаемого в каждом случае уровня абстрагирования. Смысл прохождения мысли через стадии вещи, ее из различных и последующего вещи виден из собственных гегелевских пояснений. Это, например, такая стадия рассмотрения электрических взаимодействий, когда от отдельных исследования через абстрактные понятия, их выражающие, переходят к более общим постулатам относительно включенности электричества в реальные процессы. Насколько труден такой переход для науки, настолько труден они для Гегеля. Несмотря на то что Гегель прибегает к опровергнутым историей науки понятиям (например, к теплороду, стадия, о которой он говорит, весьма важна и по-своему непреходяща; для развития научного познания необходимо, чтобы наряду с понятиями вещи и вещественного возникали понятия, обозначающие то, что существует, ноне является ни вещью, ни веществом (таково, например, понятие поля в физике. Если учесть, что речь идет об особой, составляемой мыслью из различных, то становится яснее целый ряд гегелевских характеристик этого раздела сих помощью раскрывается активность исследовательского мышления, способного для себя и различные, вещественности, и формировать синтезирующие понятия о целых сферах материальных единств, не имеющих непосредственно-предметных прообразов, но еще тесно связанных с материально-вещественными проявлениями. Согласно Гегелю, чрезвычайно важно ни на минуту не
311 упускать из виду, что различные срезы анализа в результате уже рассмотренного сложного пути приобретают квазипредметную спецификацию. Раз электричество стало объектом анализа, то оно воплощается в различных искусственно скомпонованных предметностях: человек заставляет по проводам электрический ток, так что электричество обретает особым образом сконцентрированную сферу . Исследование поднимается непосредственно на стадию явления. Наполняются содержательным смыслом абстрактные гегелевские характеристики 14. Вопреки тем, кто утверждал бы, что непосредственное существование есть истина, а здесь мы имеем дело, Гегель объявляет достигнутую ступень более высокой, поскольку явление есть. Ступенька (имеющая тоже обозначение, что вся ступень, ранее оставившая позади существование и переходящая далее к ) простои четко фиксирует выход научного исследования к определению, в свою очередь, ветвится на отношения между целыми частями, между силой и ее проявлениями, между внешними внутренним. Какими бы интересными ни были эти стадии, приходится пожертвовать их подробным рассмотрением, обозначив только их общее системное назначение выявить единство сущности и существования (в уже рассмотренном значении этих понятий) и перейти в третью крупную область сферы сущности -.
Гегель так характеризует движение на первой ступеньке (она носит название ):

15. Такой - диалектико-системный - способ анализа противопоставлен 16, те. внешней игре диалектическими категориями. В соответствии с диалектической природой системного принципа к данной стадии подвело себя ив нее перелилось само системное движение. Вторая (после ) стадия, собственно действительность, особенно важна, так как здесь вводятся, хотя и весьма лаконично,
312 категории действительного и возможного, случайного и необходимого. При их интерпретации следует избегать очень распространенной ошибки, состоящей в том, что названные категории (и категории последующего раздела) вырываются из общего контекста, тебе- рутся вне их диалектико-системной логико-гносеологической роли. В соответствии с подобным способом интерпретации некоторое событие, обстоятельство и т. д. именуется возможностью (соответственно случайностью, причиной, тогда как другие события, факты, обстоятельства - действительностью (соответственно необходимостью, следствием и т. д. Гегель многократно и с немалым терпением разъясняет исследование должно выйти на особый уровень, когда оно способно обоснованно применить категории действительность - возможность, случайность - необходимость, причем эти и другие категории сферы сущности, категориальной области содержательны только в их происхождении из предшествующего системно-категориального движения, только в связи друг с другом, только при соблюдении соответствующих переходов. И вовсе не всякие наугад взятые отношения могут быть подогнаны к той или иной паре категориальных определений сферы сущности. В чем же состоит особенность исследования, поскольку оно выходит на стадию действительного
- возможного Прежде всего надо строго учесть, о каком идет речь. Действительное - срез анализа, результат предшествующего исследования соотношения внешнего и внутреннего в, которое предстало как своеобразное объектирование сущности. Для пояснения содержания и характера перехода Гегель приводит некоторые примеры. Из зародыша растения появляется растение, из зародыша человека рождается человек. По отношению к тому, что из него впоследствии разовьется, наличие и первоначальное развитие зародыша - в терминологии Гегеля - являются неким бытием, которое сначала остается всецело внутренним. Но вместе стем это и нечто всецело внешнее, что не без оснований можно принять за общность, лишенную системы. Подобная переходная ступень, согласно Гегелю, имеет всеобщее - и онтологическое, и логическое - значение. 18.
Гегель считает правомерным слить онтологический и логико-гносеологический аспекты рассмотрения по той причине, что формы перехода и закономерности развития - а они-то выражаются в движении категорий, в их взаимоотношении - в обоих случаях едины. Процесс становления человека, его превращение в действительно человеческое существо и процесс научной мысли протекают, по Ге- гелю, так, что на определенном этапе есть (зародыш человека, растения, животного или концептуальная основа теории, в котором уже как бы заложены различные возможные тенденции будущего развития. Понимание этого - пролог к введению понятий возможности и действительности. Основой развертывания форм саморазвития содержания на данной стадии является рефлексия, имеющая ввиду тончайшие оттенки самих логических переходов, что и позволяет философу выделить несколько более конкретных ступенек движения мысли на той стадии, когда исследование (особым для каждой данной области способом) снова вышло к проблеме развития, рождения специфических объектных единств.
Гегель выделяет три основные стадиальные формы развертывания мысли, которые им анализируются в виде системной целостности, специфического единства, относимого к категориальной сфере. Первая стадия - действительность, которая предстает как набор возможностей, как сама возможность. Эту стадию Гегель называет 19. Например, в процессе начавшегося развития зародыша уже имеется первая форма той действительности, которая рождается, - человеческого индивида. Но пока это не более чем, (нечто подобное потом имели ввиду экзистенциалисты, когда говорили человек рождается как существование, которому еще предстоит обрести сущность. Содержание и смысл дальнейшего про
В. И. Ленин в своем конспекте отмечает диалектику внешнего и внутреннего, но особенно подчеркивает слова , усматривая здесь у Гегеля. См Ленин В. И. Полн. собр. соч, т. 29, с. 139.)
314 цесса развития - в том, что уже есть некое
Гегель анализирует данное состояние, ступеньку развития, используя категорию и развертывая более конкретные категориальные определения. Сначала имеется не более чем некоторая неопределенная возможность но и бытие есть не более, чем в самом общем смысле наметившаяся возможность. И подобно тому как в случае развития человеческого зародыша с какого-то исторического времени более или менее известна общая линия развития (известна ), таки в процессе развития науки - это в общих чертах выявленные предшествующей научной теорией и практикой цель, направление и даже искомый результат поисков. Например, на определенном этапе развития квантовой физики становится ясно, на каких путях - в рамках каких возможностей - может быть реально квантовый эффект. Сдвиг в направлении следующей стадии (как в реальном развитии, таки в развитии исследования) Гегель связывает стем, что первоначальное тождество действительности и возможности если и не распадается, то становится подвижным, беспокойным, или, выражаясь гегелевским языком, становится рефлектированным. С положительной стороны возможность, как чисто формальная, становится. Все, что не противоречит себе, как будто бы должно предстать как возможное. Но поскольку столь широкое понимание возможного переводит его в форму невозможного, должны быть предприняты новые поиски соотношения возможного и действительного должно возникнуть более строгое понимание того, как и почему некая возможность стала своеобразным воплощением действительного.
21. Размышление над случайным ведет к дальнейшему определению логических оттенков заключенной внутри него противоположности действительного и возможного. Тут, кстати, наглядно видна специфика отношения категорий в
315 сфере сущности на достигнутой теперь стадии анализа только через фиксирование противоречивого соотношения двух предшествующих категориальных определений может быть получен прирост содержания, может осуществиться дальнейшее движение системной мысли. Так, случайность - порождение противоречивого соотношения возможности и действительности ее определение нечто иное, как развертывание, экспликация моментов данного противоречия. Что же выясняется относительно противоречия возможного и действительного, поскольку анализ уже поднялся до категориальной формы случайного С одной стороны, действительное на данной стадии соотношения есть не более чем возможное, оно лишено основания. Нос другой стороны, это возможное, уже ставшее неким существованием, уже чреватое действительностью и носящее ее в себе. Гегель прекрасно выявляет тонкость диалектических переходов - их фиксирует логика, но они свойственны также объективным процессам развития и процессам движения исследования 22. Таким образом, введение категории необходимости осуществляется через посредство анализа особой формы противоположности возможного и действительного (она, в свою очередь, обозначена категорией случайности. Затем Гегель переходит к выяснению логической роли новой пары категорий, причем можно видеть, что в логической рефлексии задействован целый ряд категориальных определений непосредственно предшествующей стадии возможность и действительность, и стадий, оставленных позади (например, категорий в-себе-бытия и основания.
Это характерно именно для системного построения гегелевской логики. необходимость затем также должна быть поднята по ступенькам последовательного системного восхождения. Кратко рассмотрим, каковы шаги становления и развертывания мысли категории необходимости, иными словами, какие задачи системного научного анализа должны быть зафиксированы и разрешены, чтобы осуществился переход к следующей стадии, которую Гегель назвал - там нас прежде всего ожидает встреча с категорией причинности. Первая ступенька - осознание особого оттенка отношения возможности и действительности. Так, развитие зародыша - наличный процесс, реальная действительность как таковая, некоторая целокупность, которая просто в силу этого выступает как необходимость. Гегель обозначает такую стадию реального развития и соответственно особую стадию научного анализа при помощи категории, подчеркивая противоречивый характер создавшейся логико-исследовательской ситуации. Стадия формальной возможности была простым установлением тождества, непротиворечивости ка- кой-либо сферы (снова очевиден у Гегеля якобы к - к категориям тождества, различия, противоречия.
23. На ступеньке формальной возможности возможно нечто, но возможно и иное. Например, зародыш подразумевает и многие возможности, тенденции будущего развития. Но возникло растение, родилось животное, родился человек - и возможность стала действительностью, а следовательно, она преобразовалась в реальную возможность, уже не соседствующую нас другими возможностями. В силу этого необходимость, которая раньше представала только как относительная, теперь обратилась в. Однако и реальная необходимость - только промежуточная стадия в развитии определений необходимости. (Для понимания приемов системного категориального анализа важно иметь ввиду, что Гегель намеренно дает интерпретацию действительного, уже, так сказать, носящего во чреве категориальные ступени субстанции - акциденции, причины - действия) Реально возможное потому необходимо, что развитие состоялось, что оно уже не может быть иным 24. Процесс возникновения нового - в силу ли действия естественных природных законов, под влиянием ли созданной человеком, в том числе исследователем, искусственной ситуации - проходит через такую стадию новое появилось благодаря особому соединению условий, обстоятельств, средств. из зародышевой формы, из некоторого абстрактно возможного набора тенденций стала некоей действительностью. Круг возможностей сузился и свелся к одной из них - к той именно, которая воплотилась в действительность. Согласно Гегелю,
317 на такой стадии уже пробила себе дорогу некоторая необходимость. Но вначале иона обременена случайностью. Вот когда для логики наступает момент диалектического связывания друг с другом категорий необходимости и случайности, осмысления их диалектики на основе движения системно взаимосвязанных стадий анализа. Необходимость, отмечает Гегель, пока соотносительна со случайностью. Тонкие логико-си- стемные переходы, выделяемые здесь Гегелем, соответствуют особому моменту процесса порождения какого-либо нового качества, состояния, эффекта, материального или идеального результата искомый эффект получен следовательно, заявила о себе необходимость, возможность стала реальностью. Но дальнейшие попытки повторения эффекта, наталкиваясь на многие случайности, зависят от более точного определения совокупности условий, действительно необходимых для его порождения. Каждый, кто создает, например, новый вид растений или животных, новый вид материалов на основе некоторого теоретического замысла, хорошо понимает разницу между такой и следующей стадией, когда тот же эффект может быть воспроизведен уже благодаря точному знанию и необходимых для него соотношений. На гегелевском языке переход обозначен следующим образом абстрактное различение противоположностей случайного и необходимого должно быть превращено в их единство. А это значит, по
Гегелю, что совершается переход к. Гегель не забывает суммировать этапы пройденного системного пути приводятся в новое движение ив многообразные отношения друг с другом не только категории необходимости и случайности, но и другие категории сферы бытия и сферы сущности. Ив самом деле, всякое вновь порожденное - это и бытие, и сущность, и своего рода слияние бытия и сущности. Именно
логическое понимание процесса порождения, естественного или искусственного, позволяет развернуть, как в замедленной съемке, тончайшие моменты процесса и определить специфику достигнутого результата. Переход к абсолютной необходимости - иными словами, к уверенному порождению каких-либо форм - означает, что развитие и исследование вступили на новую стадию. Когда природа стала человека, то возник целый вид существ когда человек вывел новые растения и новых животных, возникли особые видовые целостности когда был порожден квантовомеханический эффект - был
318 расщеплен атом, то была создана также новая реальность, требующая от человека внимания, контроля и т. д. Для Гегеля это означает, что в логике снова осмысливается место данного этапа, его связь с предшествующими стадиями движения мысли, а потом их роль в дальнейшем развертывании системы определений. Гегель делает это в заключительной главе учения о сущности, носящей название. Первая ступенька новой стадии, последней в сфере сущности, связана с напоминанием о том, какой именно тип отношений возник благодаря устойчивому порождению новых форм (оно осмыслено при помощи категории ). Каждое порожденное, воплотившееся в действительность есть некоторый сущности. Для познания, перешедшего на данную стадию, оно уже не является просто бытием как таковым, но выступает как бытие, тесно связанное с сущностью и становящееся ее воплощенным носителем. При этом никак нельзя упускать из виду, что сущность стала действительностью, бытием благодаря всему процессу рефлективного развертывания, полагания и приведения в единство противоположных определений. Как в независимом от человека процессе развития, таки в человеческой практико-созида- тельной или научно-познавательной деятельности вновь достигнутая ступень означает развертывание, реализацию вначале только противоречий. Одновременно она знаменует появление устойчивой целостности, общности, притом особого рода. Это целостность, спаянная некоторыми едиными законами и потому имеющая сходные формы проявления. Своеобразные формы связи между самой этой целостностью и ее бытийственными спецификациями абстрактно-логически разбираются Гегелем. Вот на какую реальную проблематику замкнута здесь . Ведь если порожден как следствие научной теории некоторый реальный предметный эффект (скажем, квантовомеханический, то, следовательно, проявили себя, стали явленными законы некоторой сферы, некоторой целостности. К ней - во имя более точного определения ее характера - и должна на новом этапе вернуться наука. Забегая вперед, скажем, что данная ступенька приведет непосредственно к установлению причинного отношения. Но еще до этого исследовательской мыслью должны быть выполнены системные процедуры, связанные с прояснением упомянутых отношений между целостностью определенной сферы отношений и порожденными целостности.
319 Согласно Гегелю, системные задачи такой переходной стадии следует выявить через соотношение категорий субстанции и акциденции. Опять-таки очень важно иметь ввиду совершенно особый системный смысл, который в контексте гегелевской логики получают названные категории, которые начиная с древности использовала и исследовала философия. Категорией субстанции обозначена стадия развития и соответственно стадия исследования, когда уже объективировано, получило предметное выражение единство бытия и сущности. Поскольку же имеется также и предметное подтверждение этого - в виде некоторой доступной фиксированию, наблюдению, описанию целокупности, постольку- на гегелевском категориальном языке - субстанциальное выступает в единстве с акциденталь- ным.
Видовое, родовое единство со скрепляющими его особыми законами и воплощающееся в некоторых его - вот ближайший пример взаимосвязи субстанциального и акцидентального. Для Гегеля сказанное означает сложились в действительности и анализируются познанием, теорией отношения особого типа. Субстанция есть обозначение управляемой специфическими законами целокупности. С этой точки зрения она объемлет акцидентальное, так что акцидентальности и есть сама субстанция. Поскольку же имеется многообразие акциденций, субстанция проявляет себя как, в то время как множество простых акциденций не имеют власти друг над другом. Иными словами, закон всякой субстанциальной совокупности правит ив каждой ее индивидуации, причем полный смысл правящего закона - в его абсолютной власти над всем, что акцидентально по отношению к данной субстанции. Вместе стем отношение субстанциального и акцидентального проникнуто противоречием, потому что в акцидентальном есть уже существование, которое как бы превышает субстанциальное, ибо акци- дентальное тоже целокупность формы и содержания. Гегель фиксирует здесь немалую сложность раскрытия закона и его проявлений в некоторых индивидуальностях, пусть и порожденных на основе действия субстанциального, благодаря мощи закона. Так, человек создал новые виды растений и животных на основе знания некоторых закономерностей, которые и воплощены в данных индивидуальных це- лостностях. Но воплотившееся в них субстанциальное - некоторая форма, которая отнюдь не исчерпывает попутно родившегося богатства акцидентального содержания. По Гегелю, начавшееся раскрытие противоречивого единства субстанции и акциденции - это и есть стадия, когда субстанциальные отношения переходят в отношения причинные. Что было выявлено раньше Что нечто действительное и необходимое породило определенный эффект, определенное действие. Когда человеческая мысль переключает внимание на этот аспект, действие выступает как нечто положенное, произведенное, по отношению к чему субстанциальное - нечто первичное, порождающее. Поначалу фиксирование этого отношения должно пройти через стадию, обозначенную у Гегеля категорией формальной причинности. Специфика ее - в простой отсылке действия к некоторой порождающей целокупности 27. Затем выясняется причинное отношение - необходимое отношение, ибо речь ведь идет о связи субстанции и ее акциденций. Субстанция обладает действительностью, констатирует Гегель, лишь в виде причины. Иными словами, только через причинные отношения субстанция реально являет и обнаруживает себя в качестве необходимости. Отношение причины и действия - одна из форм диалектических отношений, строящихся как противоречивое взаимопроникновение противоположностей. Человеческое познание устанавливает, что вне соотношения двух моментов, фиксируемых категориальной диалектикой, нет никакого смысла применять понятия причины и действия. Фиксируется тождество причины и действия. Это особая стадия раскрытия отношений (например, двух вещей или двух событий. Складывается такая познавательная ситуация, когда причина и действие соотносятся с какой-либо конкретной областью, или, как говорит Гегель, когда апеллируют к некоторой. Причинность тогда выступает как своего рода аналитическое положение, и рассудок с известной мерой тавтологичности одно называет причиной, а другое - действием. Например, дождь считают причиной сырости, которая по отношению к дождю расценивается как действие. Гегель называет такое понимание причинности аналитическим в смысле Канта, потому что в положении действие просто выводится из скрытой до поры до времени тождественности и. О содержательной тавтологичности установления отношений причины и действия на стадии, когда не выявлено ничего, кроме тождественности причины и действия, кроме аналитической возможности нечто уже имеющееся в понятии провозгласить причиной бытийст321 венных проявлений определенной вещи или определенных событий) Гегель говорит неслучайно. Он преследует цель развенчать превращение такой причинности, взятой на первоначальной стадии познания причинных отношений, чуть лине в единственный и даже исчерпывающий способ объяснения, что особенно неуместно, заявляет Гегель, в случае физико-органической и духовной жизни. Так, недозволительно объявлять пищу причиной крови или считать климат Ионии причиной творений
Гомера.
Гегель издевается над подобным в . В. И. Ленин специально отметил оправданность этих мыслей
Гегеля, касающихся объяснения истории, подчеркнул их актуальность и для XX в Фиксирование тождества причины и действия - необходимый и своеобразный момент познания. Отношение их как бы
формализуется, простирается на различные сферы (в частности, широко укореняется в обыденной жизнедеятельности человека. Благодаря процедуре отождествления причины и действия, привычно осуществляемой человеческим познанием, их отношение трактуется как взаимозаменяемое та вещь, которая водном случае является причиной, в другом случае может стать действием. Улавливается некоторое безразличие определенного содержания к самому отношению причины - действия. Иными словами, какая-либо порожденная вещь имеет многие определения, ив их числе то определение, что в каком-то отношении она есть причина, а в каком-то - действие. При попытках более глубоко вникнуть в отношение причины и действия неизбежно проходят такой этап, когда упомянутое безразличие и тождество позволяет совершать непрерывное движение от действия к его причине, затем к причине причины и т. д. Такой способ рассуждения Гегель называет бесконечным регрессом от действия к действию или регрессом от причины к причине. Как и на других стадиях, в дурной бесконечности причины идей- ствия Гегель вскрывает внутреннюю диалектику, заставляющую преодолевать монотонность, неисчерпаемость, а потому неплодотворность отсылок от причины к причине. Переход на более высокий уровень исследования обозначен категорией. А к ней ведет последняя ступенька причинного отношения -Здесь совершается как бы возврат к старому, те. своеобразное возвращение к категории субстанции и выяснение
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта