Субрамуниясвами_Слияние с Шивой. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Слияние с Шивой Посвящение (самарпанам)
Скачать 9.93 Mb.
|
Парашивадаршана падапаньчакам Пять шагов к просветлению Шаг за шагом обуздывай ум и направляй взгляд внутрь. Одна за другой перед тобой откроются мириады замечательных вещей. Сейчас, здесь на земле, ты сможешь встретиться с Господом, которого древние Веды до сих пор ищут повсюду. ТИРУМАНТИРАМ 578 Понедельник. УРОК 85. Первый шаг: внимание Великий восточный мудрец, от которого я принял посвящение, Джнянагуру Йоганатхан Йогасвами из Джафны много раз повторял: "Все давным давно завершено". Все уже завершено. Весь разум является законченным, полным во всех сферах его проявления. Индивидуальное осознавание человека движется по разуму, как путешественник совершает кругосветный вояж. Теперь мы подходим к настоящей учебе и это касается лично вас: пять шагов на пути к просветлению. Что это за шаги? Внимание, концентрация, медитация, созерцание и Самореализация. Осознавание должно пройти через эти пять шагов, набираясь сил с каждым шагом на пути к просветлению. На первом этапе осознавание проходит через многие области разума. Если оно достаточно развито, то мы говорим, что это большой шар света, путешествующий по разуму. Если осознавание развито недостаточно, то оно напоминает шарик для настольного тениса, скачущий из стороны в сторону. Необходимо отметить, что такой маленький шарик не намерен идти по пути к просветлению. Он собирается скакать по инстинктивному разуму. Так будет продолжаться воплощение за воплощением до тех пор, пока он не вырастет в большой мяч - вроде пляжного. Тогда он будет обладать достаточным опытом путешествия по разуму, чтобы направить свое движение внутрь самого себя. Когда это случается, появляются определенные способности. Одна из них - сила воли. Также мы учимся удерживать внимание. Мы учимся удерживать осознавание как внимание. Осознавание: внимание! Что такое внимание? Это первый шаг на пути, который состоит в поддержании сосредоточенности осознавания в одной области разума. Эту область выбираем мы сами, а не кто-либо другой. Окружающие нас люди перемещают наше осознавание по разуму с такой скоростью, что мы думаем, будто сами направляем его. Забавно: я говорю, что мы направляем осознавание - будто оно отличается от нас самих. Осознавание, энергия и сила воли - это все одно и то же. С данного момента мы будем использовать термин "осознавание". Когда другие люди перемещают осознавание из одной области в другую, мы называем это отвлечением внимания или мирской рассеянностью. Задача состоит в том, чтобы самому управлять движением осознавания. Как этому научиться? Удерживая внимание. Как действует внимание? Внимание - это осознавание, сконцентрированное на одной точке - как колибри, зависшая над цветком. Она не движется. Цветок не движется. Осознавание осознаёт цветок - замерло над ним. Чтобы осознавание парило над цветком, как колибри, вся нервная система физического тела и функции дыхания должны функционировать в определенном ритме. Поскольку вы никогда не тренировали так свое физическое тело и дыхание, нужно начать с ритмичного диафрагмичного дыхания, осуществляя вдох и выдох на одинаковое количество счетов. Вы можете начать тренировться прямо сейчас. После выполнения этого упражнения в течение продолжительного времени, тело и внешняя нервная система становятся тренированными, реагируют соотвественным образом, а осознавание остается внимательным. Вторник. УРОК 86. Второй шаг: коцентрация Затем мы автоматически переходим ко второму шагу - концентрации. Колибри, зависгая над цветком, удерживая внимание на самом цветке, начинает смотреть на цветок и концентрироваться на нем, изучать его, размышлять о нем, не отвлекаясь при этом на другой цветок - а то осознавание уйдет в сторону. Отвлечение осознавания в данном случае означает перевод его к другому цветку, в другую область разума. Оставьте идею о том, что мысли приходят в ваш разум и покидают его, наподобие гостей, приходящих к вам и покидающих вас. Придерживайтесь представления о том, что движется осознавание, а не мысль. Смотрите на осознавание, как на игрушку "йо-йо" на конце нити. Нить прикреплена к самому цетру энергии, а осознавание движется от этого центра и возвращается к нему назад. Осознавание может направляться к дереву и возвращаться назад, затем к земле - и снова назад. "Йо-йо" - хорошая аналогия, позволяющая понять, что собой представляет осознавание. Осознавание, удерживаемое в состоянии внимания, переходит к следующему вибрационному уровню - концентрации. Поставьте перед собой цветок. Дышите глубоко, как вы учились делать это раньше. Просто смотрите на цветок. Не надо таращиться и напрягайть глаза. Просто осознавайте его. Каждый раз, когда ваше осознавание направляется в другую область разума, с помощью своей силы воли возвращайте его, осознавайте снова цветок. Поступайте так до тех пор, пока будете осознавать лишь цветок, забыв о теле и дыхании. Затем начните концентрироваться на цветке. Это второй шаг. Думайте о цветке. Отправьтесь в ту область разума, где пребывают все цветы во всех фазах своего проявления, и концентрируйтесь на цветке. Перемещайтесь из одной области в другую - где находятся все стебли, к стеблю конкретного цветка, к корню, из которого этот цветок вырос, и к семени. Концентрируйтесь, концентрируйтесь и концентрируйтесь на цветке. Оставаться в мысленной области конкретного предмета, который вы осознаёте, и проходить через различные цветовые и звуковые вибрации мыслей - вот что означает концентрация. Как она действует? "Сила концентрации" - это только название. На самом деле вы направляете осознавание через область разума, которая содержит элементы, составляющие этот конкретный цветок, и постигаете, каким образом сочетание всех этих элементов сталог цветком. Среда. УРОК 87. Третий шаг: медитация Обретя способность удерживать осознавание, парящее на предмете нашей концентрации, мы приходим к огромным энергиям наблюдения. Так как мы не отвлекаемся, мы можем заглянуть внутрь (почти насквозь) того, на чем мы концентрируемся, и наблюдать его различные части, их взаимодействие. Как результат регулярной практики концентрации естественным образом приходит способность к наблюдению в повседневной жизни. Мы начинаем больше видеть, слышать и лучше чувствовать. Наши чувства становятся более проницательными и чувствительными. Чтобы полностью ввести осознавание в полноту медитации, необходимо культивировать наблюдение. Это ведет нас к следующему шагу - медитации. Медитация и концентрация - это практически одно и тоже, с той лишь разницей, что процесс медитации является более интенсивным, чем концентрация. Состояние медитации - это внимательное, близкое наблюдение индивидуальных элементов и энергий, из которых сосотоит конкретный цветок. Вы внимательно наблюдаете во внутренних слоях разума как растет цветок, как сформировано семя. Вы так внимательно наблюдаете за всем этим, что забываете о том, что являетесь физическим телом, конгломератом эмоций, забываете о дыхании. Вы находитесь в области разума, в которой существует цветок, откуда появились листья, корни и семя во всех своих фазах проявления. Все это происходит одновременно. И вы наблюдаете за всем этим, как будто оно действительно находится в той области разума, где находится цветок, на который вы сначала направили осознавание и приступили, впоследствии, к концентрации на этом цветке. Таким образом, вы медитируете на ту область разума, где определенный вид находится во всех стадиях своего проявления. Четверг. УРОК 88. Четвертый шаг: созерцание После медитации мы переходим в состояние созерцания. Созерцание - это глубокая концентрация во внутренних областях разума, в которых существуют цветок, определенный вид растения, к которому цветок относится, а также семя. Мы все глубже и глубже погружаемся внутрь энергии и жизни клеток цветка. Мы обнаруживаем, что энергия жизни клеток цветка является той же энергией, которая находится внутри нас самих. Мы приходим к созерцанию самой энергии, которую видим как свет. Если наше тело сознания легкое, мы можем увидеть свет в своей голове. В состоянии созерцания мы даже можем не осознавать сам свет, так как мы сознаём свет тогда, когда обладаем хотя бы небольшим сознанием темноты. Другими словами - это ваше естественное состояние и вы находитесь в состоянии глубокой задумчивости. В состоянии созерцания вы чрезвычайно сосредоточенны, не можете пошевелиться. Вот почему вы сидите так спокойно. Йогасвами однажды сказал: "Я погрузился так глубоко внутрь, что птица сидела на моей голове". Этим он хотел сказать то, что погрузился в такое глубокое состояние и был так неподвижен в течение долгого времени, что птица, сидя на голове, даже не знала, что сидит на голове человека - "Я погрузился так глубоко внутрь, что птица сидела на моей голове". Погрузитесь так глубоко, чтобы птица смогла сидеть на вашей голове. Добетесь такого состояния с помощью внимания, концентрации, медитации и созерцания внутренних энергий Вселенной. Когда вы находитесь в разуме энергии, в этом разреженном сознании, вы не сознаёте Землю или другие планеты. Вы являетесь сознанием области энергии, которая пронизвает собой Землю, пространство и планеты. Это и не совсем энергия: мы лишь тогда сознаём энергию, когда сознаём что-то, что похоже на энергию. Но это созерцание, самый источник того, что находится внутри и протекает через форму. Пятница. УРОК 89. Пятый шаг: самадхи Затем мы приходим к состоянию самадхи, самого глубокого самадхи, в котором мы, образно говоря, погружаемся в один атом энергии и движемся к первичному источнику всего. На самом деле этот опыт нельзя передать словами, так как вы не можете описать концепцию Атмана, этого глубокого состояния самадхи. Вы не можете это все описать словами, так как нет областей разума, вмещающих в себя Атман, а с другой стороны, для Атмана разум и сознание не существуют. Чтобы познать Атман, вы должны реализовать Его. После этого вы будете знать Его. До этого вы хотите Его реализации, но потом само желание реализации уходит прочь. Вы что-то потеряли. Вы потеряли вашу цель, состоящую в осуществлении Самореализации - потому что вы ее осуществили. Я достиг этого состояния самадхи, пройдя все пять вышеперечисленных ступеней. Меня научили этим ступеням в очень раннем возрасте. Я постепенно переходил от одной ступени к другой. "Как все просто. Где я находился, все это время блуждая вокруг, не будучи способным постичь очевидное?" Это прекрасно выражено в Чхандогья Упанишаде (7.25.1-3): "Бесконечное - внизу, вверху, за спиной, спереди, справа и слева. Я являюсь всем этим. Эта бесконечность является Атманом. Атман находится внизу, вверху, за спиной, спереди, справа и слева. Тот, кто знает это, медитирует на это знание и реализует истину Атмана - такой человек радуется в Атмане, наслаждается в Атмане, лиукет в Атмане. Он становится своим господином, гоподином все миров. Те, кто не знают этой истины, являются рабами. Тот, кто знает, медитирует на нее и реализует эту истину Атмана, находит, что все - изначальная энергия, эфир, огонь, вода и все другие элементы - разум, воля, речь, священные гимны и тексты, - вся Вселенная - исходит из Него". Суббота. УРОК 90. Погружение внутрь и возвращение Атман так прост. Чтобы реализовать Атман, вам нужно быть таким простым - не простоватым, но непривязанным. Осознавание должно обладать способностью легко перемещаться по разуму, подобно тому, как по лесу идет грациозный олень. Осознание должно двигаться по разуму так ловко, чтобы никакая вязкая субстанция разума не пристала к нему и не удерживала его в течение определенного периода времени. Лишь обладая такой стремительностью движения вы сможете быстро переместить осознавание к Источнику, в него самого - пока не выйдете из него, реализовав Атмана. Из этого события вы вынесете больше, чем привнесли в него. Можно объяснить Самореализацию и по другому. Представьте перед собой плавательный бассейн. Под поверхностью воды находится Атман. Назовем поверхность воды, ее поверхностный слой, глубиной созерцания, чистым сознанием, самой сверхчистой областью разума, самой очищенной областью разума чистого сознания. Через чистое сознание мы собираемся погрузиться в Атман. Назовем физическое тело осознаванием. Это - тело света, и оно собирается погрузиться в Атман, в глубины самадхи. Но для этого необходимо пройти через поверхность. Через чистое сознание. Итак, мы готовимся к этому. Внимание! Мы снимаем всю одежду. Мы одеваем купальный костюм и обходим бассейн по кругу. Мы готовы к этому великому погружению. Концентрация! Мы собираем все свои силы. Мы не вполне знаем, что с нами произойдет. Медитация! Мы тщательно изучаем бассейн. Мы всё тщательно осматриваем. Мы изучаем философию того, что собираемся сделать. Мы даже пытаемя измерить глубину Атмана. Мы разговариваем с людьми и спрашиваем: "Вы когда-либо прыгали в воду?" Некоторые говорят: "Нет, но я собираюсь когда-нибудь это сделать". Другие отвечают утвердительно. И вы спрашиваете их, могут ли они что-либо рассказать о своем опыте погружения. Они отвечают, что, к сожалению, не могут этого сделать. Тогда вы входите в созерцание. Вы просто стоите. Вы полность осознаёте, что стоите на краю Абсолюта. Вы во всё большой степени сознаёте, что находитесь на этом месте. Вы просто осознаёте процесс осознавания. Затем вы начинаете смеяться и прыгаете в бассейн. По мере того, как руки и голова погружаются в воду, они исчезают. Когда тело входит в воду, оно исчезает. Как только ноги погружаются в воду, они исчезают в ней. Мы смотрим на поверхность воды и больше вас не видим. Вы просто исчезли. По мере того, как вы выходите из состояния самадхи, сначала появляются руки, голова, затем грудь и торс. Затем появляются ноги и, наконец, ступни. Вы такой же, как и ранее, но внутри вы полностью чисты. Осознавание теперь имеет новый центр. Центр находится на дне бассейна, из которого вы вышли. Вы даже не можете говорить о нем. Выйдя, вы понимаете, что реализовали Атман. Перед погружением в воду вы знали много чего об Атмане. Вы могли процитировать тысячи высказываний о Нем. Вы знали так много. Но когда вы вышли из воды, вы вовсе ничего не знаете. Вы знаете, что обрели огромный опыт. Вы внутренне омылись. Затем вы входите в состояние созерцания - наслаждаетесь опытом. Потом вы начинаете медитировать, вынося новый опыт. В вас находится такое обширное пространство, что осознавание не может более охватывать его. Это огромное пространство, вы просто не можете через него пройти. Вы погружаетесь глубже и глубже и, внезапно, понимаете, что снова реализовали Атман. Вы снова погружаетесь глубже и глубже и, внезапно, понимаете, что снова реализовали Атмана. И все становится другим. Вы смотрите на мир изнутри. Вы смотрите на людей изнутри. Вы смотрите на человека, и немедленно перед вами проходит вся его жизнь. Вы смотрите на его лицо, и видите как выглядит его мать. Вы смотрите в его подсознание; вы видите как выглядит его дом. Вы видите его в возрасте десяти лет. Четырнадцати. Двадцати, двадцати пяти лет; теперь ему тридцать. И в это же самое время вы видите, как он будет выглядеть в сорок лет и так далее. Вы видите всю эту последовательность прямо сейчас. И тогда, после глубокого самадхи, вы действительно знаете, что разум во всех его проявлениях был сформирован давным давно. Он представляет собой завершенную форму. До реализации вы просто пытаетесь поверить в такой взгляд на разум. Эта концепция слишком широка, чтобы в нее поверить, потому что в определенные моменты, когда осознавание проходит через внешние области разума, он выглядит вовсе не таким. Наше видение ограничено. Воскресенье. УРОК 91. После Самореализации После глубокого самадхи Самореализации наш взгляд на мир в действительности нельзя назвать обширным; мы просто видим вещи такими, каковы они на самом деле. И это просто. Мы видим вещи такими, какие они есть и они, действительно, таковы - если смотреть изнутри наружу. Вы смотрите на дерево. Вы видите энергии дерева, действующие внутри него. После этого вы видите листья и кору, и вы видите все это одновременно. Это и есть Самореализация. Таковы пять шагов на пути к просветлению, которые вы должны пройти. Первый шаг, внимание, может быть самым трудным. Он формирует сильного, смелого солдата, отправляющегося на выполнение великой мисии за пределы осознавания. Как только мы называем осознавание вниманием, оно сразу же должно отделить себя от того, что оно перед этим осознавало. Если осознавание прикреплено к объекту осознавания, то оно думает, что является этим предметом. Оно не думает: "Я являюсь этой вещью", но все выглядит именно так. Когда мы отрываем осознавание от того, что оно осознает, тогда мы можем свободно двигаться по разуму: сначала в ограниченной его части, а затем эта область расширяется. Потом мы учимся концентрироваться, что пробуждает энергию наблюдения. Если вы обладаете вниманием и концентрацией, другие состояния приходит автоматически. Но для достижения Самореализации вы действительно должны желать ее больше, чем жизни. Вы должны желать достижения этого глубокого состояния самадхи больше жизни. Реализация Атмана, пребывающего за очищенными областями чистого сознания, дороже вашей жизни. Вы должны желать ее больше жизни. Запомните пять шагов: внимание, концентрация, медитация, созерцание, самадхи. Есть разные виды самадхи: савикальпа-самадхи, нирвикальпа-самадхи. Однако когда я говорю слово "самадхи", я имею в виду Самореализацию, Единение, Высшую цель, которую я только что описал. Она стоит того, чтобы ее искать. Она стоит того, чтобы к ней стремиться. Она стоит нашего существования на этой планете. Мы находимся на этой планете не для того, чтобы получить образование, приобретать вещи, делать деньги, одевать физическое тело, обзаводиться собственностью, кормить себя. Мы находимся на этой планете для реализации Атмана, именно с этой целью - чтобы направиться внутрь себя. Именно поэтому мы прибыли на эту планету и будем продолжать воплощаться на ней до тех пор, пока наше осознавание не вырастет в прекрасный большой мяч, достаточно прочный, чтобы двигаться через очищенные области разума (если мы сравниваем сознание с мячом, растущим от размера шарика для настольного тенниса до величины пляжного мяча) - и наконец мы здесь. Чтобы иметь представление об осознании, на уровне интеллекта мы должны сравнить осознавание с чем-либо. Получив это представление, уловив вибрацию и освободив осознавание от того, что оно осознаёт, мы в своем внутреннем поиске идем по пути к высшей цели. |