философия. Самостоятельная работа 1.2. Самостоятельная работа 2 Одни копят, словно должны жить вечно, другие тратят, словно тотчас умрут. Идеи существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны
Скачать 16.33 Kb.
|
Самостоятельная работа 1.2 «Одни копят, словно должны жить вечно, другие тратят, словно тотчас умрут.» «Идеи существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны». «Чувственные вещи изменчивы и переходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, постоянного». «Всякая вещь, чтобы быть чем-то, должна чем-нибудь отличаться от всего другого. Сумма всех отличий данной вещи от всех прочих вещей есть ее идея, или ее смысл» Платон «Ложь и истина не находятся в вещах, а в мыслях. Связь и разделение находятся в мысли, но не в вещах» «Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.» «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.» «Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.» «Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.» «Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, несвойственно упорствовать в ошибке.» Аристотель «Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.» «Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его ещё нет; не могу измерить настоящего, потому что в нём нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но ещё не прошло?» «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю.» Блаженный Августин «Пусть мысли, заключённые в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, — процентами на него.» «Нет ничего в разуме (уме), чего бы не было раньше в ощущениях.» «Говоря о Боге, мы не можем установить, чем Он является, а лишь чем Он не является.» Фома Аквинский
В современной науке под бритвой Оккама обычно понимают общий принцип, утверждающий, что если существует несколько логически непротиворечивых объяснений какого-либо явления, объясняющих его одинаково хорошо, то следует, при прочих равных условиях, предпочитать самое простое из них. Содержание принципа можно свести к следующему: не надо без необходимости вводить новые законы, чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно исчерпывающе объяснить старыми законами. Следует обратить внимание на употреблённые выше обороты «одинаково хорошо», «при прочих равных условиях» и «исчерпывающе»: бритва Оккама требует предпочесть простое объяснение только в том случае, если оно объясняет явление не менее точно, чем сложное, учитывая весь известный на текущий момент массив наблюдений, то есть если отсутствуют объективные основания для того, чтобы предпочесть более сложное объяснение простому. Логически бритва Оккама базируется на принципе достаточного основания, введённом ещё Аристотелем, а в современном виде, сформулированном Лейбницем: утверждать существование объекта, явления, связи, закономерности и т. п. можно лишь при наличии оснований, то есть фактов или логических выводов из фактов, подтверждающих это суждение. Рассматривая простое и сложное объяснения с точки зрения этого принципа, легко увидеть, что, если простое объяснение является полным и исчерпывающим, то для введения в рассуждение дополнительных компонентов просто нет достаточных оснований. С другой стороны, если такие основания есть, значит простое объяснение уже не является полным и исчерпывающим (так как не охватывает эти основания), то есть условия для применения бритвы Оккама не выполняются. |