Самостоятельная работа по теме 1 Цель занятия закрепление знаний о психологических основах творческой деятельности детей, формирование умения применять их
Скачать 232.33 Kb.
|
Самостоятельная работа по теме 9.1 Цель занятия: закрепление знаний о психологических основах творческой деятельности детей, формирование умения применять их. Задание 1. Составьте подборку игр-упражнений по развитию воображения. При составлении подборки учитывайте следующие моменты: 1) соответствие возрастным особенностям 2) обеспеченность стимульным материалом 3) простота освоения для детей и родителей Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек. 2.Игра - упражнение «Три краски». Цель: развитие художественного восприятия и воображения. Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок? 3. Упражнение «Волшебные кляксы». Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. 4. Упражнение «Волшебная ниточка». Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению. 5. Игра – «Неоконченный рисунок». Цель: развитие творческого воображения. Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке. 6. Упражнение «Волшебники». Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения. Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый». 7. Упражнение «Танец». Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения. Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.) 8.Упражнение «О чем рассказала музыка». Цель: развитие творческого воображения. Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них. 9. Игра «Что это такое?» Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы. Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга. 10. Игра «Камешки на берегу». Цель:учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений. Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д. 11. Упражнение «Волшебная мозаика». Цель:учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов. Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов. 12. Игра «Поможем художнику». Цель:учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы. Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека. 13. Игра «Волшебные картинки». Цель:учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов. Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши. Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам. 14.Игра «Чудесные превращения». Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей. Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции. 15. Игра «Чудесный лес». Цель:учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения. Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы. Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие. 16. Игра «Перевертыши». Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках. 17. Игра «Разные сказки». Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель. Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность. Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка. 18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки». Цель: развитие творческого воображения. Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …». «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д. 19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий». Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий. Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д. Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д. 20. Игра «Сказочное животное (растение)». Цель: развитие творческого воображения. Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений). 21. Упражнение «Сказка – рассказ». Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии. После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна. Задание 2. Разработайте чек-лист создания в классе среды, развивающей творческие способности и нестандартное мышление. Креативные возможности. 1. Знание. Знакомство с методами творческого мышления. Чем больше у человека знаний о способах креативного мышления, тем чаще он творчески мыслит, и тем более успешно он может генерировать новые действенные идеи. Чтобы расширить свои познания, читайте и изучайте литературу по данной теме или же общайтесь с творческими людьми, которые могут моделировать успешные методы и подходы. 2. Точка контроля. Чувство контроля над обстоятельствами помогает людям уверенно следовать креативным альтернативам. И наоборот, чувство отсутствия контроля приводит к беспомощности. По этой причине внутренняя точка контроля важна для креативности. Позитивное мышление и прошлые успехи помогают развить чувство контроля, поэтому, если вы страдаете от ощущения беспомощности, работайте над своим настроением и ищите примеры собственных успехов. Внешняя точка контроля связана с депрессией. Если у вас депрессия, вам необходимо работать над этой проблемой (искать профессиональную помощь и поддержку), и только после этого вы можете рассчитывать на повышение креативности. 3. Уверенность. Уверенность человека в том, что он способен генерировать ценные креативные идеи и инсайты, расширяет его креативность. Практика творческого мышления увеличивает уверенность в тех случаях, когда перед вами стоят не очень сложные задачи, и то же время ваш опыт связан с реальной жизнью. Следовательно, чтобы повысить уверенность, необходимо работать над простыми проблемами и использовать креативный подход для решения повседневных задач. 4. Открытость мышления. Готовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы является важной составляющей креативного мышления. Чтобы развить открытость мышления, ищите примеры успешных людей и методик. Поставьте перед собой задачу общаться с людьми, которых вы не знаете, а также с теми из своих знакомых, которые вызывают у вас дискомфорт. Спрашивайте мнение этих людей по важным для них темам, обязательно старайтесь выслушать и понять ход мысли собеседника, даже если вы не согласны с ним. 5. Креативный опыт. Позитивный опыт людей, применивших творческое мышление для решения проблем или разработки лучших альтернатив, обладает большой ценностью. Он стимулирует дальнейшую креативность. Если у вас нет большого творческого опыта, вы можете компенсировать этот пробел, обратившись к тем, у кого он есть. Попросите творческого человека помочь вам найти подход к проблеме, над которой вы работаете. Его креативные идеи и опыт в различных подходах помогут вам узнать, как протекает процесс творческого мышления. И, конечно же, лучший способ приобрести необходимые навыки – применять креативный подход ко всей своей работе и персональным решениям. 6. Модели поведения. Общение с людьми, которые добились успеха благодаря своим личным творческим способностям, заметно стимулирует вашу собственную креативность. Вместе с тем очень сложно найти хорошие образцы для подражания. Если вы знакомы с успешными предпринимателями, построившими свой бизнес с нуля, можете не сомневаться: они – очень креативные люди, даже если от них самих этого не услышишь. Предприниматели часто думают, что только «художники» обладают творческими способностями. Старайтесь проводить время с бизнесменами, учеными, художниками и любыми другими людьми, которые кажутся вам креативными. 7. Поддержка лидеров. Поддержка руководителей приносит большую пользу. Если вам не предлагают поддержку, попробуйте попросить о ней. Если руководитель согласен с тем, что креативное мышление является частью вашей работы, тогда он с удовольствием окажет вам больше поддержки. В обратном случае вам придется практиковать «келейную креативность». Вы будете делиться идеями лишь после завершения работы над ними, но при этом у вас будет достаточно времени, чтобы критически оценить свои предложения. Вы будете держать свой мыслительный процесс внутри себя. 8. Открытость лидеров. Интерес к вашим идеям и предложениям и поощрения со стороны руководителей усиливают вашу креативность. В то же время многие начальники закрыты для неформального обмена творческими идеями. Попытайтесь найти удобное время или посредника для проведения в жизнь новых идей. Чаще всего руководитель, закрытый для вербального предложения, готов прочитать его в форме печатного сообщения или электронного письма. 9. Награды. Признание и более вещественные награды за креативность помогают стимулировать это качество. Если ваша рабочая среда не обеспечивает формальных поощрений за креативность, попытайтесь добиться неформальной позитивной оценки от руководителей и сослуживцев. Если вы выполнили какое-либо дело с помощью творческого мышления, старайтесь поощрить себя самого. 10. Подготовка. Тренинги открывают перед вами креативные методы и примеры, расширяют ваш опыт и оказывают поддержку креативному поведению. Запишитесь на любой доступный вам творческий семинар. Время от времени общественные организации и учебные заведения организуют недорогие курсы, которые вы можете посещать. Если таких курсов нет, займитесь самообучением. 11. Эмоциональная сила. Люди, не теряющие жизнерадостности перед лицом трудностей, способны управлять своим эмоциональным состоянием, избегать чрезмерных стрессов, беспокойства или депрессии. Здоровая диета, упражнения и достаточно сна помогут вам стать сильнее, а ваш эмоциональный тонус всегда будет высоким. 12. Широкий кругозор. Чем больше вы знаете, тем больше у вас материала для творческого мышления. Все время пробуйте что-то новое, посещайте новые места, читайте новые книги. Старайтесь проводить время с людьми, которые раньше не попадались на вашем пути. 13. Независимость. Чем больше независимости вы проявляете, формируя свое мнение и решая, какой избрать подход к проблеме, тем легче быть креативным. Если вы принимаете мнение другого человека и позволяете втянуть себя в дискуссию и некритично соглашаетесь с его выбором, значит, вы не умеете мыслить независимо. Независимо мыслящий человек находится в постоянном поиске. Чтобы укрепить внутреннюю независимость, не забывайте спрашивать себя, можете ли вы мысленно представить альтернативную точку зрения. 14. Отсутствие связанности. Людям с достаточно легкомысленным отношением к идеям, планам и решениям легче проявлять креативный подход. Они не связаны старыми идеями и свободны для рассмотрения новых альтернатив. Чтобы достичь подобного состояния, развивайте в себе искреннюю веру к собственным способностям выдвигать и реализовывать новые и лучшие креативные идеи. Иначе вам будет достаточно трудно решиться на то, чтобы отбросить все отжившее, и начать с чистого листа. Если вам недостает смелости, возможно, причина в том, что вами владеет пессимистический настрой. Больше оптимизма в мыслях. 15. Способность к игре. Чувство удовольствия от изучения новых идей и подходов – хороший актив по отношению к креативности. Люди с легким нравом лучше справляются со сложными проблемами и вопросами. Если у вас тяжелые времена, старайтесь не быть слишком серьезным. Возьмите перерыв для того, чтобы поиграть, посмеяться или выразить себя любым другим способом, который вам вернет юношескую веселость. Ищите людей, которые не принимают жизнь столь же серьезно, как вы, и поучитесь у них. 16. Упорство. Существует миф о том, что только вдохновение питает творчество. Абсурд. Каждой великой идее требуется время, чтобы вырасти и сформироваться. Упорство играет важнейшую роль: если вы привыкли сдаваться слишком быстро, поставьте перед собой количественные цели и тренируйте упорство. Побудите себя генерировать в два раза больше идей или удвойте время, которое вы тратите на обдумывание. 17. Способность к сопереживанию. Люди, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи других людей, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивайте в себе умение слушать (рассказывайте людям, что, по вашему мнению, они думают и чувствуют, и просите их поправить вас, если вы неправы). 18. Отношение к себе. Если вы считаете себя творческим человеком, то таковым вы и являетесь. Креативность в значительной мере базируется на отношении к себе – это скорее поведение, чем талант, и люди, чувствующие в себе творческую силу, действуют креативно. (Я бы добавил - образ жизни). 19. Изобретательность. Люди, часто думающие над новыми вещами, естественным образом хорошо справляются с другими креативными заданиями. Вероятно, изобретательство – хорошая практика для всех видов креативности. Если вы можете придумать десять новых способов сварить чашку хорошего кофе, то вам не составит труда придумать множество новаторских решений для сложной проблемы на работе или в личной жизни. Изобретать – это увлекательная игра, поэтому практикуйте ее, непрестанно задавая себе вопросы, как усовершенствовать что-то в своей компании или дома. 20. Способность нарушать границы. Располагая вещи в непривычной последовательности, вы нарушаете внутренние границы. Создание неожиданных групп является базовой творческой операцией, поэтому необходимо хорошо овладеть данным навыком. Вместо того чтобы просто перечислять единичные варианты, вы можете создать множество комбинаций с помощью формы «______ и_____». Объединяйте идеи в пары, эта методика поможет вам найти новые комбинации, преодолев привычные границы. 21. Понимание креативности. Люди, лучше понявшие глубинную сущность креативности, в результате становятся более творческими натурами. Чтобы овладеть данным преимуществом, изучайте учебные материалы, пользуйтесь анкетами (списками), подобными этой. 22. Самоанализ. Человек обязательно должен понимать принципы собственного творческого поведения. Благодаря этому он получает возможность развиваться. Люди, глубоко проанализировавшие свое мышление и творческие подходы, добиваются успеха в креативной работе. Чтобы достичь высокого уровня самоанализа, наблюдайте за собственным творческим процессом. Вы всегда используете определенные интеллектуальные стратегии? Вы постоянно работаете в одном и том же месте, в одно и то же время? Если так, осознанно измените привычные условия. Трансформируя подход, наблюдайте за изменениями результатов. Если вы будете больше экспериментировать со своими творческими методами, то со временем вы будете находить все лучшие и лучшие формулы креативности. Некоторым людям требуется соответствующее окружение или фоновая музыка, чтобы достичь оптимального творческого уровня. Познайте свое творческое "я", и вы сделаете множество подобных полезных открытий. 23. Сбалансированность чувств и мышления. Многие люди не могут добиться эмоциональной вовлеченности в творческую проблему. Их мышление оказывается скованным и ограниченным, и они не могут достичь той силы мысли, которая необходима для рождения идеи или решения. Точно так же одних эмоций недостаточно для многих креативных задач. Только объединив мысль и чувство, вы сможете направить свой разум на решение проблемы. Чтобы сбалансировать свой подход, время от времени останавливайтесь и спрашивайте себя: какие чувства вызывает во мне творческая работа, которой я занимаюсь; о чем я думаю. Эта методика поможет развить как рациональную, так и эмоциональную сторону творчества, и создаст здоровый баланс между мыслью и чувством. Попробуйте пригласить к совместной работе человека, обладающего тем, чего вам недостает: если у вас развито логическое мышление, найдите партнера, обладающего интуицией, для совместного мозгового штурма, и наоборот. 24. Смелость. Психологическая и интеллектуальная смелость помогает людям преодолевать препятствия на пути к креативному мышлению. Даже если вам недостает отваги в других областях, вы все равно можете развить в себе творческую смелость, просто осознав, что цена ошибки очень невелика. Ну что случится, если ваше креативное мышление не создаст ценную идею? По существу, творческая неудача не приводит ни к чему плохому. Вы всего лишь потеряете немного времени, практикуя креативные способности. Поэтому совсем не сложно убедить себя стать творчески мыслящими человеком, если вы поймете, какая именно смелость необходима для этого. 25. Способность пойти на риск. Если человек без колебаний рискует расстаться с чем-либо, то ему легче проявить креативность. Таким людям не приходится уговаривать себя попробовать новый подход. Если вы неохотно идете на риск, то должны отдавать себе в этом отчет, развивая свою креативность. Постарайтесь найти возможность делать запланированные рискованные ходы, когда последствия риска не очень страшны для вас. Например, поставьте перед собой задачу время от времени менять порядок повседневных дел – просто для того, чтобы понять, сколько существует различных подходов к одной и той же работе. Это упражнение требует творческого отношения к принятию рискованных решений, оно поможет вам преодолеть страх риска в креативной сфере. 26. Приоритет креативности. Люди, сделавшие креативность своим приоритетом, успешнее выполняют творческие задания, уделяя им больше усилий и времени. Если креативность не входит в число ваших приоритетов, измените порядок, которым вы руководствуетесь при выполнении каждодневных задач. Определите для себя больше творческих целей и поставьте перед собой задачу выполнять их в первую очередь. 27. Ответственность. Некоторые люди ответственно относятся к креативности. Они чувствуют в себе потенциал и считают, что обязаны использовать его. Это – здоровое отношение, в нем есть преданность творческому процессу. Мир требует от нас множество конкурирующих видов ответственности, поэтому мы сами должны сделать выбор и защитить свою креативность. Чтобы напомнить себе о своей креативной ответственности, просто скажите себе, что людей запоминают по тому новому, что они сделали, а не по рутинным вещам, доступным каждому! приобретете громадное чувство творческой ответственности. 28. Дисциплина. Несмотря на то, что креативность можно воспринимать как игру, для получения практических результатов придется приложить значительные усилия. Люди с высокодисциплинированным подходом к креативности чаще достигают творческих успехов, так как они тратят больше сил и времени на свою работу. Кроме того, такие люди используют больше креативных методов. Дисциплину достаточно просто приобрести: попытайтесь заносить то, чем вы занимаетесь, в творческий журнал, отмечая, какой тип креативной работы вы выполняете каждый день, сколько времени вы тратите на нее и каким подходом пользуетесь. Помимо этого, делайте записи обо всем, что вы прочитали или узнали о творческой деятельности, а также обо всех случаях, когда вы обсуждали эту тему с другими людьми. Само по себе ведение дневника поможет вам стать более дисциплинированными. 29. Здоровье. Здоровье и хорошее самочувствие благоприятно сказываются на креативности. Если у вас проблемы со здоровьем, то вы можете не заметить, что они связаны с творческими трудностями. Вместо того чтобы при плохом самочувствии заставлять себя творить, лучше предпринять решительное усилие и в первую очередь вложить время и энергию в собственное здоровье. Отдых, релаксация и правильное лечение подготовят вас к творческой деятельности. 30. Самообучение. Люди, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Если интерес к совершенствованию творческих навыков не является для вас естественной потребностью, тогда попробуйте посещать курсы, помогающие сфокусироваться на самосовершенствовании. На курсах вы приобретете привычку изучать креативность, после чего вы сами сможете наращивать собственные знания. |