Главная страница
Навигация по странице:

  • Самостоятельная работа по теме 1.1 Задание 1.

  • Цель занятия

  • Задание 3.

  • Задание 2.

  • Тип личности Сущностные характеристики Примеры

  • Гносеологическая позиция Представители Суть спора Сила аргументов

  • философия все самостоятельные. Самостоятельная работа по теме 1 Задание Дайте определение философии, перечислите ее функции. Ответ представьте в виде схемы Задание 2


    Скачать 48.78 Kb.
    НазваниеСамостоятельная работа по теме 1 Задание Дайте определение философии, перечислите ее функции. Ответ представьте в виде схемы Задание 2
    Дата03.08.2022
    Размер48.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия все самостоятельные.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #640113

     

    Самостоятельная работа по теме 1.1

    Цель занятия: закрепление знаний об основных категориях и понятиях философии, роли философии в жизни человека и общества, формирование умений применять их.

    Самостоятельная работа по теме 1.1

    Задание 1.Дайте определение философии, перечислите ее функции. Ответ представьте в виде схемы

    Задание 2.Раскройте смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность», используйте философские словари из сети Интернет.

    Задание 3.Проанализируйте высказывания.

    Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:

    а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости";

    б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

    в) "Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости";

    г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

    Самостоятельная работа по теме 1.2

    Цель занятия: закрепление знаний о философии античного мира и средних веков, формирование умений применять их.

    Задания для самостоятельной работы:

    Задание 1. Приведите пример философского диалога о добре и зле

    Подберите две цитаты Платона об идее.

    Подберите 6 высказываний Аристотеля об истине.

    Подберите 3 цитаты Августина Блаженного о времени

    Подберите 4 цитаты Фомы Аквинского об универсалиях.

    Задание  2. Заполните данную таблицу и проведите сравнительный анализ содержания онтологических и гносеологических проблем двух эпох — средних и Возрождения:

    Основные проблемы

    Схоластика

    Философия

    Возрождения

    Первооснова всего сущего







    Закономерность сущего







    Источник знания







    Метод и способы познания







    Что такое истина?







    Кто есть человек?







     

    Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы 

    Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

    3.1

    Аристотель полагал, что греческая философия начинается с Фалеса (625—547 гг. до н. э.). Цицерон утверждал то же самое: «Философия началась с Фалеса, он был первым».

    Как Вы думаете, на чем основываются эти утверждения? Почему Фалеса относили к «семи мудрецам» Эллады? За какие знания и изобретения?

    Проанализируйте его ответы на «хитрые» вопросы:

    Что прекраснее всего? — Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.

    Что самое общее для всех? — Надежда: ее имеет и тот, у кого нет ничего другого.

    Что трудно? — Познать самого себя.

    Когда мы будем жить лучше и справедливее всего? — Если сами не будем делать того, что другим запрещаем.

    Что вреднее всего? — Порок, он вредит всему. 

    3.2

    Какие философские проблемы разрабатывались представителями Элейской школы? Что такое апории Зенона Элейского? Назовите известные Вам. В чем их непреходящее значение (научное, гносеологическое)? Согласны ли Вы со следующим высказыванием и почему: «Заслуга Зенона в том, что он видел загадочность в для всех очевидном и, пытаясь понять и показать эту загадочность другим, вывел человеческий род на общее представление о том, что жить в мире и понимать его, а тем более знать или властвовать над всем — не одно и то же».

    3.3

    Как Вы понимаете знаменитое изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?

    Объясните его суждение: «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством знания «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

    3.4

    Какое общефилософское значение имеет рассуждение Августина о времени, которое дано им в произведении «Исповедь»? Почему он говорит, что, рассуждая о том, «что такое время», человеческий ум неизбежно впадает в парадоксы? Каким видом (типом) философствования представлено данное произведение? 

    3.5

    Как взаимосвязаны понятия «рефлексия», «душа», «субъективность», «Я» в философской системе Фомы Аквинского? Сущность человека — атрибутивная его характеристика или нет? Постигает ли человек свою сущность и каковы пути этого постижения? Аргументируйте свой ответ. 

    3.6

    Поскольку слово в христианском учении было в основании творения и, соответственно, являлось общим для всего сотворенного, то оно определило возникновение проблемы существования этого общего. Данная проблема в истории философии получила название проблемы «универсалий». В чем философский смысл учений об «универсалиях»? Как решали эту проблему представители трех философских учений — реализма, номинализма, концептуализма? 

    3.7

    В чем гносеологический смысл такого философского принципа: «Не следует умножать сущность без необходимости», который получил название «бритва Оккама»?

    3.8

    Характерными чертами духовного и культурного преобразования Западной Европы в XIV—XVI вв. являются гуманизм, интерес к античной культуре, естественно-научная направленность. Объясните, каковы причины этого и какое влияние на философское мышление оказало движение Ренессанса? Почему символом эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи?

    3.9

    В чем суть концепции развития Н. Кузанского? Почему мы говорим, что он создал теоретические предпосылки для построения новых, по сравнению с геоцентрической, картин мира, Вселенной? Назовите самые значительные его произведения.

    Объясните гносеологический смысл суждения Кузанского: «Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание».

    3.10

    Почему все произведения Н. Макиавелли (1469—1527) в 1559 г. были включены в первый «Индекс запрещенных книг»? Назовите эти произведения. В чем суть и какова философская основа его социально-политического учения? Объясните историческое значение понимания Макиавелли закономерностей общественного развития как необходимости соотношения свободной воли человека с этой необходимостью.

    Самостоятельная работа по теме 1.3


    Цель занятия: закрепление знаний о философии нового времени, формирование умений применять их.

    Задания для самостоятельной работы: 

    Задание 1.Составьте сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».

    Задание 2. Аргументируйте, почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?. Ответ не должен превышать одну страницу.

    Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы 

    Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

    3.1

    Анализ учения Ф. Бэкона о призраках .

    Почему мы говорим, что творчество Ф. Бэкона (1561—1626) знаменует начало формирования философского мышления Нового времени, становление новой философской проблематики?

    В чем гносеологическое значение сформулированных Бэконом четырех призраков (идолов — рода, пещеры, рынка, театра), осаждающих ум человека?

    В чем сущность разработанного им опытно-индуктивного метода исследования природы? За что им подвергается критике догматически-словесный, умозрительный уровень исследования, познания всего сущего, включая и природу?

    3.2

    Анализ произведения Декарта о правилах метода

    Объясните, почему философскую концепцию Декарта называют дуализмом. Назовите основные сочинения Р. Декарта (1596—1650), которые посвящены «математизации» (алгоритмизации) научной деятельности и в которых он формулирует принципы (требования) дедуктивного метода познания.

    Поясните гносеологический и методологический смысл его тезиса: «Я мыслю, следовательно, существую» (cogitoergosum).

    3.3

    Какие проблемы — общефилософские, государственные, социального устройства общества — рассматриваются Т. Г. Гоббсом (1588—1679) в трактате «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»? С каких философских позиций они решаются и в чем их историческое и современное значение?

    3.4

    Используя сравнительный метод, прокомментируйте суждения:

    «Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно… Добровольные действия проистекают из воли людей, но они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое требование и склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина — из другой в непрерывной цепи... то они проистекают из необходимости» (Т. Гоббс).

    «…Человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся и которая состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не сознают причин, коими они детерминируются», ибо человек «составляет часть всей природы, законом которой человеческая природа принуждена повиноваться и приспосабливаться к ней едва ли не бесчисленными способами» (Б. Спиноза).

    В чем сходство и различие в понимании данными мыслителями необходимости, детерминизма, свободы, свободы воли, познавательных возможностей (способностей) человека?

    3.5

    В чем новизна эмпиризма Дж. Локка (1632—1704)? В чем противоречивость его сенсуализма и что означает этот термин?

    Прокомментируйте его высказывания:

    «Познание никогда не будет в состоянии преодолеть все трудности и разрешить все вопросы».

    «Натуральная философия есть познание начал, свойств и действий вещей, каковы они сами по себе».

    «Действия людей — лучшие переводчики их мыслей».

    «Только практика совершенствует наш ум так же, как и тело».

    Почему он считается одним из теоретиков педагогики?

    3.6

    Одна из основных проблем, которой занимался Ж. Ж. Руссо (1712—1778), была проблема неравенства людей. В чем он видел причины неравенства людей? Когда, по его мнению, оно возникает? Какие пути предлагались им для преодоления этого неравенства? Реальны ли они? Каково философско-социологическое решение данной проблемы?

    3.7

    Как известно, философия И. Канта (1724—1804) является завершением и одновременно критикой философских учений эпохи Просвещения. В чем он видит ограниченность рационализма и эмпиризма? Почему в его учении о познании содержится идея диалектичности, противоречивости человеческого разума? В каком смысле он говорит, что «наука должна уступить место вере»? Какой моральный смысл вкладывает он в утверждение: «Человек — цель, а не средство»?

    3.8

    В чем историческая заслуга Ф. Шеллинга? Поясните сущность его принципа «тождества» духа и природы. В чем он видит «идеальность» природы? Определите, как в приведенном высказывании Шеллинга решается важнейший вопрос философии: «На деле материя не что иное, как дух, созерцаемый в равновесии своих деятельностей»?

    3.9

    Объясните следующие тезисы Гегеля:

    «Свобода существенно конкретна, вечным образом определена внутри себя и, следовательно, вместе с тем и необходима».

    «Государство — «предмет, в котором свобода изобретает и переживает свою объективность…».

    «Человеку принадлежит безграничная сила решений».

    «Человек есть столь многосторонняя вещь, что из него можно делать все…».

    «…Во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают…»

    3.10

    Назовите основные философские работы Л. Фейербаха (1804—1872). В чем видел мыслитель важнейшую задачу философии? Объясните его тезис: «Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие — субъект, мышление — предикат (предмет)».

    В чем сущность эвдемонизма Фейербаха? Почему его эвдемоническое обоснование нравственности в целом оказалось внеисторическим и ненаучным? Почему внеисторично (и ненаучно) утверждение о том, что субстанциальной основой ощущения людей являются их чувственные отношения (любовь)?

    Объясните, за что подвергается критике философская система Фейербаха. Почему его системой завершается период развития классической философии?

    Самостоятельная работа по теме 2.1


    Цель занятия: закрепление знаний об основах философского учения о бытии, формирование умений применять их.

    Задания для самостоятельной работы:

    Задание 1.Во "Введении в философию" Фридриха Паульсена предлагается отличить следующие основные формы бытия:

    -бытие вещей (тел), процессов;

    -бытие человека;

    -бытие духовного (идеального);

    -бытие социального.

    Является ли эта классификация полной?

    Найдется ли в ней место для явления, обозначенного в следующем фрагменте:

    "Всякое "что" - или это "дух", "мышление", "сознание", или "воля", или "сила", или "материя", или что-нибудь другое - мыслится именно только как содержание некоего "нечто", которое само по себе вообще не есть полное и определенное "что-то"... Но это "оно" или это там-, которое "имеет" или "дает" нам что-нибудь (в конечном результате, все вообще), совсем не есть пустое слово, лишенное смысла; все, что мы знаем или констатируем, в конечном результате вытекает из того, что мы стоим в какой-то связи с "оно" или с "тем"; и это "оно" или там" в самом деле "имеет" и "дает" нам все отдельное "это" и "то", оно обогащает нас бесконечными дарами - всем, что в нем "имеется" .

    Задание 2 Бытие есть то, что может быть определено (определить – установить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека.

    Какие еще представления о бытии известны вам из истории философии?

    Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы 

    Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

    3.1

    Прочитайте фрагмент из произведения древнегреческого философа Парменида "О природе".

    "...Остается только один разумный путь, который говорит: "ЕСТЬ" На нем – очень много знаков что сущее непорожденное, оно и не может погибнуть, целостное, однородное, непоколебимое и законченное. Оно не "было" и не "будет", так как она "есть" теперь – все вместе, одно, непрерывное. Ибо какое рождение будем взыскивать с него? Как и откуда оно выросло? Из не сущего? Этого я не позволяю тебе высказывать или думать, ибо нельзя ни высказывать, ни подумать: "не есть"... Так же как из сущего сила вероятности никогда не позволит рождаться чему-нибудь, кроме него самого...".

    В чем особенность такой постановки проблемы бытия? Какие характерные оценки бытия установил Парменид? Тождественны ли "бытие" и "сущее" в его понимании? Есть ли (являются ли бытием), с точки зрения Парменида, отдельные предметы, явления? Если нет, то можно ли о них подумать?

    3.2

    "Историческая ошибка сознания заключалась в выведении небытия. Собственно говоря, философия начинается с абсолютизации бытия, с выдумывания некоего вневременного, сущего начала, субстанциональной подоплеки, которая если и изменяется, то только в своих внешних свойствах... Впрочем, многие философы понимали, что небытие существует. Но и они думали, что небытие существует постольку, поскольку существует бытие. Я же утверждаю, что небытие не только существует, но что оно первичное и абсолютное. Бытие же относительное и вторичное в отношениях к небытию".

    Кто из известных Вам философов также признавал существование небытия? Как это ("Существование небытия") понимать? Что значит "первичность" и "абсолютность" небытия? Разве существует (и в качестве чего) при признании абсолютности небытия бытие?

    3.3

    Сопоставьте высказывания:

    ...Начало всякого бытия само не может пониматься как бытие; но не может также обозначаться как небытие; под небытием обычно понимается простое отсутствие, избавление бытия...; но, безусловно-сущему, наоборот, принадлежит всякое бытие, и значит, ему никак нельзя приписывать небытие в этом отрицательном смысле... Сущее не есть бытие, но ему принадлежит всякое бытие...". (Вл.В. Соловьев XLIII. Различие сущего от бытия. Сущее, как абсолютное. Абсолютное и его другое)

    "Бытие, если мыслить его само, собственное его, требует, чтобы мы отказались от того бытия, которое исследуется и объясняется всей метафизикой из сущего. Чтобы мыслить собственное бытие, требуется оставить его как основу сущего в пользу игривого давания... Бытие не есть. Бытие дано, дано как раскрытие присутствия".(В.В.Соловьев XLIII. Различие сущего от бытия. Сущее, как абсолютное. Абсолютное и его другое)

    Принадлежит ли Вл.Соловьев к тем, кто "мыслит бытие из сущего"? Одинаковый ли смысл вкладывают Хайдеггер и Соловьев в понятие "Сущее" в приведенных высказываниях, или разговор идет о совсем разных "Сущих"? Как вы понимаете последнее предложение из первого фрагмента ("Сущее не есть бытие...")? Что может обозначать "бытие не есть, бытие дано"?

    3.4

    "Положение "бытие" и "ничто" есть одно и то же кажется представлению или разуму таким парадоксальным, что они не хотят принимать его серьезно... Но так же, как правильно, что бытие и ничто едины, так же правильно, что они совсем разные, что одно не есть то, что есть другое"  (Г.В.Гегель)

    В каком смысле бытие и ничто (небытие) тождественны? Что является их единством ("продуктом взаимодействия")? Оригинален ли Гегель в своем понимании отношений между бытием и небытием? Как представлялись эти отношения, например, Платоном?

    3.5

    "Таким образом, существующее, сущность, бытие. Это последнее есть, собственно, проявление двух первых через Логос, а поэтому от него (это значит бытия) удобней вести развитие дальнейших логических категорий. Бытие есть отношения между существующим как таковым и сущностью или первой материей. Эта материя не есть существующее как таковое, она есть его другое; но она принадлежит ему как его сила -существующее есть настоящее начало и материи, значит начало своего иного. Начало же своего иного есть воля...'" (В.В.Соловьев)

    Попробуйте дать (точнее, выделить из приведенного текста) определения понятий "существующее", "сущность", "бытие", "логос". Можно ли среди этих понятий найти такое, в объем которого входят окружающие вещи, "явления природы", сами люди? Является ли содержание понятия "бытие", показанное здесь:

    а) единым, всеобщим для всей истории философии;

    б) наиболее характерным и точным ("классическим");

    в) одним из многих равноправных объяснений;

    г) фантастической конструкцией автора, продуктом исключительно его ума?

    Самостоятельная работа по теме 2.2


    Цель занятия: закрепление знаний о движении, пространстве и времени, формирование умений применять их.

    Задания для самостоятельной работы:

    Задание 1. Философия пространства и времени изучает следующие вопросы:

    -существуют ли пространство и время независимо от сознания;

    -существуют ли они независимо друг от друга;

    -в чём причина субъективно наблюдаемой однонаправленности времени;

    -вопросы сущности личности во времени;

    -существуют ли они независимо от материальных объектов.

    Какого вопроса, рассматриваемого философией пространства и времени, здесь не хватает? Опишите, в чем его суть

    Задание 2. Как вы понимаете выражение "движение абсолютно, а покой относителен"?

    Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы 

    Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы. 

    3.1

    Сопоставьте следующие высказывания:

    "Настоящее - не та точка, которая только, обозначает отмечаемое каждый раз в мыслях окончание "прошедшего" времени, видимость зафиксированного конца, - а действительное, наполненное, современное существует только тогда, когда осуществляется присутствие, встреча, отношения.

    ...Настоящее мгновенно не проходит: оно присутствует и длится. Объект же не есть продолжительность, он есть застой и остановка, омертвелость и оторванность, отсутствие отношений и бытия в современном. Сущности переживаются в настоящем, объективности - в прошедшем времени".

    "Субстрат, наполненность, полнота или содержание настоящего, собственно говоря: во все времена одно и то же. Но именно время, эта форма и граница нашего интеллекта - вот что делает невозможным непосредственное познание этого тождества... Существует одно настоящее, и оно существует постоянно, потому что оно представляет собой единую форму настоящего бытия. Нужно проникнуться тем убеждением, что прошлое не само по себе отличается от настоящего, а только в нашем восприятии, которое имеет своей формой время...".

    Предметом обоих высказываний является "настоящее" Что Вы находите общего в позициях авторов? В чем различия?

    3.2

    "В действительности не изменение есть продукт времени, а время есть продукт изменения. Время есть потому, что есть активность, творчество, переход от небытия к бытию, но эта активность и творчество разорваны не в вечности... Падшее время, время нашего мира есть результат падения, которое произошло внутри существования. Падение времени есть продукт объективности, когда все для всего стало объектом, расположенным снаружи. Невозможно сказать, что все вещи во времени. Это наивный взгляд. Время есть только состояние вещей. Другое состояние вещей приведет к угасанию времени"

    "С точки зрения диалектического материализма пространственно-временные свойства материального мира должны быть объяснены и выведены из самого этого мира. Реализация этого принципа стала важной на основе последовательного проведения идеи о всеобщем взаимодействии, которое выражает активность, самодвижение материи. Представление о взаимодействии как причине существования и изменения пространственно-временных свойств реального мира подтверждается всем ходом; развития современной науки".

    Проанализируйте эти высказывания. Отраженные в них взгляды на бытие, при некоторой схожести, существенно отличаются. Постарайтесь выделить, в чем эта схожесть и отличие. Примите во внимание следующие базисные положения диалектического материализма: "В мире нет ничего, кроме материи, которая движется, и материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени".

    3.3

    "Время не реальное, иллюзорное, время есть никчемность, отчуждение от вечности. Так думает индусская философия, Парменид, платонизм, Экхарт. Время имеет антологическое значение, через него раскрывается смысл. Так думает христианство, и этим обосновывается динамизм истории. Так думает и динамический эволюционизм... Действительная философия человеческого существования может придерживаться только другой точки зрения".

    Нужно ли понимать, что "другая точка зрения", подтверждающая реальность времени, отрицает реальность вечности? Поскольку речь идет о христианстве, вспомните его отношение к вечности, в частности, догмат о грехопадении. Как вы сами понимаете "вечность"?

    Самостоятельная работа по теме 3.1

    Цель занятия: закрепление знаний о личности человека и условиях ее формирования, формирование умений применять их.

    Задания для самостоятельной работы:

    Задание 1. Заполните таблицу

    Типология личности

    Тип личности

    Сущностные характеристики

    Примеры

    Деятели







    Мыслители







    Люди, живущие чувствами и эмоциями







    Люди, сделавшие своим делом милосердие







     

    Задание 2. Ответьте на вопросы

    1. Раздел философии, исследующий общие начала человеческой деятельности, социальных действий людей ____________________

    2. Специфически человеческая форма отношения к миру, активность людей, способ самореализации, обусловленный их потребностями, интересами, целями____________________

    3. Целеполагающая, предметно-преобразующая деятельность людей называется ___________________.

    4. Деятельность, связанная с освоением и преобразованием внешнего мира в сознании человека _______________________________

    5. Субъектом деятельности выступают ______, осуществляющие познавательные и практические действия в соответствии с необходимостью и своими целями.

    6. То, на что направлена деятельность человека____________________

    7. Избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем _____________________________

    8. Нужда в чем-либо, сознательно обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека_______________________________

    9. Мотивом человеческой деятельности выступает __________.

    10. Идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого человек предпринимает те или иные действия ______________________________

    11. Главный вид человеческой деятельности это - ___________________.

    12. Социальные действия (умственные или практические), в результате которых рождается новое ______________

    13. Постановка цели, планирование в соответствии с ней результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели _________________________________

    14. Какое из философских направлений особое место отводит практике? _________________________________

    15. Способность человека в соответствии со своими интересами и целями действовать ответственно _____________

    16. То, что представляет для человека, группы людей особую значимость, называется __________.

    17. Кто автор афоризма: «Цель оправдывает средства»? ___________________________

    18. Превалирование ценностей в деятельности людей, безоговорочное подчинение однажды выбранным поведенческим клише ведет к ________.

    19. Дискредитация ценностей ведет к _______.

    20. Социальное отношение к общественным ценностям, отражение субъектом социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий.

    21. Утверждение первичной, универсальной движущей силой бытия воли, индивидуальной или мировой, игнорирование объективных законов есть _______.

    22. Представителями этой мировоззренческой позиции были ________.

    23. Мировоззренческая установка, полагающая, что деятельность человека не решает проблем, так как его поступки, действия, жизнь и весь мировой процесс предопределены роком, судьбой, высшей божественной силой, называется ________.

    24. Есть два типа деятельности. Назовите их.

    25. Способность человека к реализации усилий, деятельность, направленная на достижение цели, а также способность к достижению цели, реализующаяся в деятельности.

    Задание  3. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса человека? Какие  критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

    Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

    А.И. Герцен: «Прогресс человека – процесс содержания мысли»; «Прогресс –неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью».

    Г. Спенсер: «Прогресс – не случайность, а необходимость».

    П.Л. Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

    Н.Г. Чернышевский: «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».

    Л.Н. Толстой: «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей».

    Ф.Д. Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

    Б. Ауэрбах: «неудовлетворенность – источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов».

    Задание 4. Проанализируйте каждый из этих тезисов. С чем можно согласиться, а что принципиально неприемлемо?

    "Понятие "жизнь" очень трудно целиком и полностью определить, с какой бы стороны мы не пытались к нему подойти, всегда остается ощущение, что оно ускользает от нас". (Фолсом К. Происхождение жизни: Маленький теплый водоем).

    "Жизнь - это экологическое свойство, она лишь на короткий миг проявляется как средство индивидуума".

    "Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимой в конечном счете энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности" (Гарольд Моровиц. Новое открытие разума)

    "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел". Однако, такая "...дефиниция жизни... весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а ...ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20.С82,84)

    "Нам не остается ничего другого, как признать, что жизнь пришла на Землю из мирового пространства, то есть из прежде населенных миров, что она подобно материи и энергии - вечна"(Леонид Поспелов. Размышляя об истоках жизни)

    Самостоятельная работа по теме 3.2


    Цель занятия: закрепление знаний о проблеме смысла жизни, свободе и ответственности, формирование умений применять их.

    Задания для самостоятельной работы:

    Задание 1.

    С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».

    Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?

     Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?

     В чем Вы видите смысл своей жизни? Ответ аргументируйте.

     

    Задание 2.

    Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.

    Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это –усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности…Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».

    Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

    Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность?

    Подтвердите примерами.

    Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».

     

    Задание 3. Укажите, какие проблемы ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды анализировались в философии, кто являлся разработчиками данной темы.

    Самостоятельная работа по теме 3.4

    Цель занятия: закрепление знаний о познании, его ферме и уровнях в философии, формирование умений применять их

    Задания для самостоятельной работы:

    Задание 1. Ответьте на вопросы, вписав ответ:

    1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой ____________________________

    2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности___________________

    3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания___________________

    4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии? ___________________

    5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом___________________

    6. Сомнение в достоверности добытых знаний___________________

    7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки___________________

    8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей___________________

    9. Способ теоретического освоения действительности___________________

    10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир___________________

    11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания___________________

    12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе___________________

    13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки___________________

    14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности___________________

    15. Отображение мира в духовных образах___________________

    16. Постижение действительности с помощью теоретических средств ___________________

    17. Виды духовно-познавательной деятельности___________________

    18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности___________________

    19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания___________________

    20. Способность к рациональному мышлению называется ___________________

    21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей___________________

    22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения-___________________

    23. Наука о законах и формах мышления___________________

    24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности___________________

    25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и богу___________________

    Задание 2. Заполните таблицу  

    Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии

    Гносеологическая установка

    Сущность

    Авторы и эпоха

    Скептицизм







    Агностицизм







    Гносеологический оптимизм







    Критицизм







     

    Задание 3. Заполните таблицу  

    Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами


    Гносеологическая позиция

    Представители

    Суть спора

    Сила аргументов

    Слабость аргументов

    Эмпиризм

     

     

     

     

    Рационализм

     

     

     

     

    Иррационализм

     

     

     

     

     

     

    Задание 4. "Интеллект и основанная на нем наука служат потребностям... человека, создающего искусственные орудия. Интеллект способен познать не сами вещи, а лишь отношения между ними. В силу этого, относительна и истина, которую дает наука. Лишь интуиции, вырастающей из непосредственного жизненного инстинкта, дано постичь абсолютную истину-жизнь в ее глубинных проявлениях..." (Анри Бергсон)

    Как вы относитесь к пониманию автором роли интуиции в познании?

    Можно ли абсолютно разделять познание самих вещей и отношений между ними?

    Самостоятельная работа по теме 3.5


    Цель занятия: закрепление знаний о философии и научной картине мира, формирование умений применять их

    Задания для самостоятельной работы:

    Задание 1.Покажите на конкретных примерах, как происходит смена научных парадигм. 

    Задание 2. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании? Какие общенаучные методы вы знаете? 

    Задание 3. Сопоставьте понятия «научно-технической революции» и «научно-технического прогресса». Объясните выражение «цена прогресса».  

    Задание 4. В статье "Что такое "антинаука"?

    Дж. Холтон пишет: "В понятии "антинаука" сплелось в одно множество самых разных смыслов и явлений, однако их объединяет общая направленность против того, что можно назвать "просвещением". В этом конгломерате смыслов необходимо отмечать его основные элементы и, в частности, иметь в виду следующие подразделения: настоящая наука ("хорошая", "злая", "нейтральная", "старая", "новая", которая возникает вновь), патологическая "наука" (это значит занятие людей, уверенных, что они создают "настоящую" науку, но на самом деле запутавшихся в плену своих болезненных фантазий и иллюзий); псевдонаука (астрология, "наука" о паранормальных явлениях, очевидная бессмыслица типа истории о "духах пирамид" и т.д.); сциентизм (чрезмерный энтузиазм верь: в силу науки, который проявляется в навязывании ненаучным отраслям культуры "научных" моделей и рецептов; чрезмерные претензии технократов, которые слепо надеются на всемогущество и чудодейственность науки и техники, как это, например, проявилось в пропаганде проекта "звездных войн".

    Что такое "антинаучное" сознание?

    К каким результатам может привести широкое распространение антинаучного сознания, в современном обществе?

    Самостоятельная работа по теме 3.6


    Цель занятия: закрепление знаний о связи философии и религии, формирование умений применять их.

    Задания для самостоятельной работы:

    Задание 1. Составьте сравнительную таблицу отличий философской, научной и религиозной истины

    Задание 2. Ответьте на вопрос: чем различаются между собой философия, религия и наука. 

    Задание 3. Объясните гносеологическую и аксиологическую сущность идеи двух истин — разума и веры. 

    Задание 4. Отец Панлю в романе "Чума" на исповеди говорил: "Итак, пришёл час раздумий. Вы думали, что достаточно один раз в неделю, в воскресенье, зайти в храм божий, чтобы в остальные шесть дней у вас были развязаны руки. Вы думали, что преклонив колена десять раз, вы загладите вашу преступную беспечность. Но Бог, он не терпел. Эти редкие повороты к небу не могут удовлетворить его ненасытную любовь. Ему хочется видеть вас постоянно, таково проявление его любви к вам и, честно говоря, единственное ее проявление. Вот почему, уставши ждать ваших посещений, он позволил бичу обрушиться на вас, как обрушился он на все увязшие в горах города с тех пор, как ведет свою историю род человеческий".

    Подумайте над этим отрывком. Какая связь существует между религиозным и моральным сознанием? Есть ли зависимость уровня духовности народа от его религиозности? Выделите социальные, психологические, гносеологические корни религиозного сознания.


    написать администратору сайта