Рус.яз№2.1. Самостоятельная работа по теме 2 Система языка и её стилистическая характеристика. на тему 1 Фонетика современного русского литературного языка
Скачать 33.07 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство) Дисциплина: Русский язык и культура речи. Самостоятельная работа по теме 2 «Система языка и её стилистическая характеристика». на тему: №2.1 «Фонетика современного русского литературного языка». Выполнил: Преподаватель: Пинаева Ирина Юрьевна Литература. Источники интернета. Учебный материал по теме №2.1 «Фонетика современного русского литературного языка». https://lingvotech.com/fonetproc Задание 1. Подготовьте письменное сообщение (на тему «Фонетические процессы русского языка». Ответ: Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка. Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний. Фонетические процессы - это изменения звуков, происходящие во времени: один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время. Одни фонетические процессы связаны с взаимодействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются комбинаторными), другие обусловлены позицией звука в слове и не связаны воздействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются позиционными). К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: редукция; оглушение; озвончение; смягчение; уподобление; упрощение. 1.Редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] - [д^ма] - [дъь^вои]. 2.Оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п]. 3.Озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з']делать; отбор - о[д]бор. 4.Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть. 5.Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий ( например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш'], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш']ина, [т']астъе, ичи[ц]а. 6.Упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце - [с'э'рцъ], солнце - [сонцъ]. Задание 2. Найдите звонкие и глухие согласные. Какие из них являются парными, а какие непарным. Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека (Булгаков). Ответ: Парные звонкие согласные: да, следует, первую, этого, страшного, майского, вечера, будочки, во, Бронной, оказалось, одного, человека. Парные глухие согласные: следует отметить, первую, странность, этого, страшного, майского, только, будочки, всей [фс’э́j], параллельной, оказалось, человека. Непарные звонкие согласные: следу[j]ет, отметить, перву[j]ю странность, страшного, майского, не, только, но всей, алле[j]е, параллельной Малой Бронной, улице, не, оказалось, ни, одного, человека. Непарные глухие согласные: вечера, будочки, улице, человека. Найдите твёрдые и мягкие согласные. Определите, как твёрдость и мягкость обозначена на письме. Есть ли согласные, мягкость которых не отражена на письме? Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нём. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки… И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить глумливая. Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык… Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что всё кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца. – Фу ты чёрт! – воскликнул редактор. – Ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! (Булгаков) Ответ: На мягкость согласного указывает ь: приключилась, странность, икать, провалилось, вернулось, столь, сильный, бежать, маленькой, сажень, заметить, жизнь, кончилось, растворилось. На мягкость согласного указывают последующие гласные буквы е, ё, ю, я, и: приключилась, касающаяся, Берлиоза, внезапно, перестал, сердце, мгновенье, вернулось, засевшей, в нём, кроме, охватил, необоснованный, сильный, захотелось, бежать, Патриарших, без, оглядки, сгустился, перед, ним, соткался, гражданин, престранного, вида, маленькой, головке, жокейский, картузик, клетчатый, пиджачок, гражданин, плечах, неимоверно, физиономия, заметить, глумливая, необыкновенным, явлениям, не привык, овладел, Берлиозом, увидел, всё, марево, растворилось, сердца, воскликнул, редактор, у меня, сейчас, не сделался. Мягкость шипящих [ч’] и [щ’] не отражается на письме; написание гласных после этих согласных отражает лишь традицию (ча, ща, чу, щу, че, ще, чё, че, чо и т.д.): приключилась, касающаяся, тотчас, клетчатый, пиджачок, плечах, выскочила, чёрт. Не отражается мягкость шипящих [ч’] и [щ’] и в написании сочетаний чн, чщ и др.: прозрачный, кончилось. Твёрдость шипящих [ж], [ш] и звука [ц] неотражается на письме; написание гласных после этих согласных отражает лишь традицию (жи, ши, же, ше, ца, жа, ша и т.д.): сердце, жокейский, сажень, засевшей, прошу, же, бежать, с Патриарших, жизнь, ужас, сердца, жары. [ш] произносится твёрдо в форме 2-го лица единственного числа глаголов перед ь: знаешь. Пермь - 2021 |