КУЛЬТУРАЛОГИЯ 4. Самостоятельная работа по теме 4 Работу выполнил студент группы 8 до0920А1 Короткевич Снежана Ивановна
Скачать 0.6 Mb.
|
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: Культурология Тема самостоятельной работы: Самостоятельная работа по теме 1.4 Работу выполнил студент группы: 8 ДО-09/20А-1 Короткевич Снежана Ивановна Работу проверил и принял: Чепрунова Дарья Владимировна ________________________ «_____» ______________ 2021 г. Красноярск 2020 г. Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства. Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство: Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил. Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними. Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности. Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали. История возникновения и развития римского права Исторические предпосылки возникновения и развития римского права Под термином «римское право» (jus romanum) понимается правовой порядок, существовавший в римском государстве от основания Рима (753г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565г. н.э.). Римское право началось как право небольшого города Гольца на Апенинсоком полуострове в VIII веке до нашей эры и первоначально оно мало чем отличалось от правовых систем Греции и др. Но Рим стал расширяться за счет войн - от Гибралтар до Великобритании и до Малой Азии на востоке. Римляне считали, что все цивилизованное человечество входит в Римскую империю, а остальные - нецивилизованные. Все средиземноморье было под Римом. И в связи с этим, римским юристам для успокоения народов пришлось еще в III веке до нашей эры разрешать огромное количество различных торговых споров с иностранцами. В Риме к тому моменту имелось только гражданское право, субъектами которого являются только граждане империи, а на иностранцев оно не распространялось, а регулировать отношения как-то надо было. Ведь если никакой защиты иностранцам не давать, то никто не будет с ними торговать. Также надо было урегулировать отношения с лицами захваченных государств. В результате римлянам пришлось выработать очень жизненные правила, то есть пригодные для всего населения империи, этих взаимоотношений, которые мы называем римским частным правом[1]. Историю римского права принято делить на периоды: а) древнего римского права - jus civile (от возникновения римского государства до установления магистратуры перегринского претора - 753-242 г.г. до н.э.); б) классического, или преторского римского права (от установления магистратуры перегринских преторов до эдикта императора Каракаллы - от 242 года до н.э. до 212 года н.э.); в) период постклассического права, или единого императорского римского права (от эдикта Каракаллы до падения Западной римской империи или до смерти Юстиниана - от 212 до 476 или 565 года н.э.). Необходимо подчеркнуть, что указанные выше даты весьма условны. В жизни римское право лишь постепенно переходило из одного состояния в другое. В Древнейший период римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов. В течение классического периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового закона и филигранной юридической техники. Постклассический период характеризуется разложением рабовладельческого общества и государственности. В это время римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве этого периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что характерно для восточной части Римской империи. Для более глубокого изучения истории римского права, а также для специальных научных целей разработаны и более детализированные схемы периодизации. Так, многие ученые вслед за архаическим периодом выделяют в качестве особого этапа истории римского права предклассический период (III - I в.в. до н.э.). Такое вычленение предклассического периода имеет под собой серьезные основания, но оно в большей степени подходит для изучения истории римского права за рамками учебного курса. Таким образом, римское право имеет свои периоды развития, в которых приобретались различные изменения, преобразования и новые элементы. Гражданину принадлежат определенные права и свободы, необходимые для участия в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства. Их принято называть политическими правами и свободами. Политические права призваны обеспечить, с одной стороны, самостоятельность и независимость человека при решении общественных или государственных дел, а с другой - его активное включение в жизнь страны или отдельных коллективов. Эти права позволяют лицу совместно с другими участвовать в решении дел, стоящих перед обществом и государством, оказывать влияние на властные структуры. Рассмотрим политические права и свободы граждан подробно: право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на объединение, свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, право на личные и коллективные обращения в орган государства и местного самоуправления, право на равный доступ к гражданской службе, право на альтернативную гражданскую службу, право на участие в отправлении правосудия. Наиболее общим выражением политических прав и свобод граждан Российской Федерации является право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 45 Конституции РТ). Это право реализуется в ряде более узких по содержанию, но практически осуществляемых правах и свободах. К ним относятся: избирательное право, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на доступ к государственной службе и отправлению правосудия; право на свободное проведение собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирование; право на объединение в политические партии, общественные организации, профессиональные союзы; право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане имеют политическое право участвовать в управлении делами государства посредством референдума — всенародного голосования по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Примером непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами общества и государства служит всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В Российской Федерации и Республике Татарстан действует множество общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности. Право на объединение в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей предполагает, во-первых, образование гражданином на добровольной основе совместно с другими гражданами любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной формы), во-вторых, вступление гражданина в существующие общественные объединения, представляющие его интересы, в-третьих, воздержание от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ, ст. 44 Конституции РТ). Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Государственная служба выступает как форма осуществления нрава на управление делами государства. Правом поступления на государственную службу обладают граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. По закону есть ограничения в принятии на государственную службу или занятие государственной должности. Это, к примеру, возможно в случаях признания гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий. Граждане Российской Федерации и Республики Татарстан могут участвовать в рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах, то есть отправлении (осуществлении) правосудия, в качестве присяжных заседателей и народных заседателей. К неотъемлемым политическим правам и свободам личности относится право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ, ст. 43 Конституции PT). Через эти мероприятия граждане могут выразить свою волю и воздействовать на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и их публичного выражения. Это политическое право помогает обеспечить реальное народовластие. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Органы внутренних дел осуществляют охрану общественного порядка при проведении рассматриваемых мероприятий, предупреждают и пресекают противоправные действия. В случае необходимости виновные привлекаются к юридической ответственности. Конституционное право граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления объективно направлено как на улучшение деятельности этих органов, так и на защиту прав и свобод личности (ст.33 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Орган, в который поступило обращение, обязан в пределах своей компетенции рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок. Политические права и свободы граждан выступают как средство для участия в управлении государством. Предоставление и реализация политических прав связаны с обладанием российским или татарстанским гражданством (лица без гражданства и иностранцы их не имеют) и достижением определенного возраста (18 лет; для того чтобы стать депутатом Федерального Собрания — 21 год, судьей — 25 лет, Президентом — 35 лет, членом Конституционного суда — 40 лет). Всегда приятно, когда материал, написанный для читателей TOPWAR, находит свое применение еще и в качестве источника информации для… их детей! Ведь дети – наше будущее, хоть это и банально звучит, и они должны получать все самое лучшее, начиная с еды и заканчивая информацией. И очень хорошо, что взрослые читают эти материалы (или дают читать) своим детям-школьникам и это расширяет их кругозор и позволяет получить хорошие оценки. Не так давно один из «наших товарищей» высказал пожелание узнать побольше о восстаниях рабов в Древнем Риме и «рабской войне» под предводительством Спартака. Надеюсь, что этот материал для его сына-пятиклассника не опоздал…Поле распятых. Ф.А. Бронников (1827 – 1902). 1878 год. Ну, а начать придется с того, что Спартак был далеко не первым, хотя и самым известным вожаком восстания рабов. Но как часто восставали рабы в Древнем Риме? Оказывается – очень часто! Можно сказать, что они шли просто непрерывно, одно за другим! Например, у Дионисия Галикарнасского читаем о том, что рабы в Риме восставали уже в 501 г., и длилось это их восстание аж до 499 г. до н. э. То есть, случилось оно на заре римской истории, спустя всего 250 лет с момента его основания. Но надо учитывать, что сначала там и рабов-то было раз-два, и обчелся, а потом рабство носило там патриархальный характер. Так что 250 лет – это как раз тот срок, за который рабов в Риме стало… много! Ну а дальше, вслед за первым восстанием в 458 г. до н. э., то есть 40 лет спустя, последовало второе большое восстание под руководством Гердония, на борьбу с которым пришлось отправить сразу двух римских консулов, избранных в этом году, то есть масштаб его был совсем не мал! Другие римские историки сообщают о заговоре рабов, имевшем место в 419 г. до н. э. уже в самом Риме. Заговорщики хотели ночью поджечь Рим в разных местах, вызвать панику, после чего захватить Капитолий и другие, жизненно важные центры города, а затем убить всех своих господ, а их собственность и жен разделить поровну. Все прямо-таки по В.И. Ленину и… Шарикову! Но столь тщательно разработанный заговор сорвался: как всегда нашелся предатель, который всех и выдал, после чего зачинщиков схватили и казнили. Раб приносит господину табличку для письма. Деталь саркофага Валерия Петронинуса. Археологический музей в Милане. Здесь следует отметить, что богатство Рима зиждилось на самом безжалостном ограблении захваченных земель, откуда поступало не только злато-серебро, но и рабы в огромном количестве. Например, когда римляне взяли Тарент, в рабство продали сразу 30 тысяч человек. Разгром македонского царя Персея в 157 г. до н. э. дал еще столько же. Семпроний Гракх – папа известных свободолюбцев братьев Гракхов, в 177 г. до н. э., будучи на Сардинии, захватил более 30 тысяч жителей острова и всех обратил в рабов. Тит Ливий писал, что тогда рабов было так много, что слово «сардинец» стало нарицательным для любого дешевого товара, и в Риме стали говорить «дешев, как сард». Но погоня за рабами имела и свои негативные последствия, ведь в рабы попадали не только крестьяне, но и люди умные и образованные. Так, в 217 г. до н. э., когда Рим вел вторую Пуническую войну, потребовавшую от него немалого напряжения и сил, в Риме возник заговор рабов, о котором сообщает Тит Ливий. Рабы решили воспользоваться тяжелым положением своих господ и нанести им удар в спину. Заговор провалился опять же из-за одного раба, который получил в награду за предательство – «нет, не корзину печенья и не бочку варенья», свободу от рабства и деньги – большую денежную награду, так что быть предателем среди рабов было очень выгодно и, кстати, о том, насколько это выгодно – предавать товарищей, рабовладельцы информировали рабов регулярно! Считается, что зачинщиком готовившегося восстания был некий карфагенянин, стремившийся таким образом помочь соотечественникам. Наказали его «остроумно»: отрубили руки и выслали назад в Карфаген, так что хотя бы так, но свободу он обрел, а вот остальным 25 рабам-заговорщикам повезло меньше, и они были повешены. Вероятно, в заговоре участвовало много больше рабов, вот только их найти не удалось. В 198 г. до н.э. в городе Сетии, неподалеку от Рима, как сообщает все опять же Тит Ливий, готовилось еще одно выступление рабов. Случилось так, что именно там поселили заложников из среды карфагенской знати с целью обеспечить нерушимость мирного договора между Римом и Карфагеном. И здесь же было много рабов-карфагенян, взятых в плен в ходе войны. Вот этих-то рабов карфагенские заложники и начали агитировать поднять восстание. Поскольку зачинщиками являлись карфагенские рабы – люди одной национальности и одного языка, поэтому им было легко договориться между собой. По плану заговорщиков восстание должно было начаться одновременно в Сетии, Норбе, Цирцее, Пренесте – городах неподалеку от Рима. Намечался даже день выступления. В Сетии оно должно было начаться во время праздника с общественными играми и театральными представлениями, куда должны были прийти жители близко расположенных городов. Пока римляне должны были развлекаться играми, рабам нужно было захватить важные объекты городской инфраструктуры. Но и это восстание было сорвано, так как теперь план восстания выдали уже двое и сообщили о нем римскому претору Корнелию Лентулу. Римских рабовладельцев, когда они узнали об очередном заговоре, охватил неописуемый страх. Лентулу были представлены чрезвычайные полномочия и поручено самым жестоким образом расправиться с заговорщиками. Он тут же собрал отряд в две тысячи человек, прибыл в Сетию и начал расправу. Вместе с вожаками восстания схватили и казнили около двух тысяч рабов, причем для казни было достаточно малейшего подозрения в заговоре. Вроде бы мятеж удалось подавить, но стоило Лентулу уехать в Рим, как его известили, что часть заговорщиков среди рабов уцелела и готовится поднять восстание в Пренесте. Лентул отправился туда и предал смерти еще 500 рабов. Спустя два года поднялись рабы в Этрурии, к северу от Рима, причем римлянам пришлось отправить туда целый легион, что говорит о его массовости. Римским войскам было оказано отчаянное сопротивление. Более того, рабы вступили в самую настоящую битву с легионерами. Тит Ливий писал впоследствии, что количество убитых и взятых в плен было очень велико. Вожаков восстания по традиции распяли на крестах, а всех остальных – возвратили своим господам для совершения наказания. С 192 – 182 гг. до н.э. выступления рабов практически непрерывно происходили в южной части Италии (в Апулии, Лукании, Калабрии). Сенат регулярно отправлял туда войска, но сделать ничего не мог. Дошло до того, что в 185 г. до н.э. туда пришлось отправить с войсками претора Луция Постумия словно на войну. Центр заговора оказался в районе города Тарента, где схватили около 7000 рабов, многих из которых казнили. Однако ни подобного рода казни, ни естественная убыль число рабов в Риме не уменьшали. Напротив, оно лишь постоянно увеличивалось, а вместе с ним и опасность новых выступлений, заговоров и убийств. Например, в сатирическом романе Петрония, который жил уже при императоре Нероне, был изображен богатый вольноотпущенник, который просматривал списки рабов, появившихся на свет в его обширном имении, и выяснил, что всего за одни сутки рабов у него стало больше на 30 мальчиков и 40 девочек. Иные рабовладельцы могли выставить целые армии из рабов, так много их им принадлежало. И неудивительно, ведь только после похода Эмилия Павла в Эпир в рабство было обращено 150 тысяч пленных, а такой полководец как Марий, победивший племена кимвров и тевтонов в северной Италии, сделал рабами 90 тысяч тевтонов и еще 60 тысяч кимвров, взятых им в плен! Лукулл в землях Малой Азии и в Понте захватил так много народа, что рабов на рынках стали продавать всего за 4 драхмы (драхма – 25 копеек). Так что неудивительно, отчего римляне, в первую очередь, нападали на незатронутые войнами и густо населенные, богатые государства, либо территории «диких» народов, которые не могли им сопротивляться в силу своей более низкой культуры. Естественно, что рабы на землях Римского государства распределялись неравномерно. Например, их было очень много в Сицилии, где они занимались сельским хозяйством, и надо ли тому удивляться, что именно там одно за другим произошли два мощных восстания рабов. Первое – так называемое «восстание Евна», случившееся в 135 – 132 годах до н. э. Главой восстания стал бывший раб Евн, сириец по происхождению. Восстание началось в Энне, где восставшие убили всех самых злостных рабовладельцев, а затем выбрали себе царем Евна (после чего он сам себя назвал «царем Антиохом», а царство «Новосирийским») и даже организовали совет, куда были выбраны рабы, «наиболее выдающиеся по своему уму». Командиром войска был выбран грек Ахей, сумевший быстро собрать многочисленное войско, которое смогло отразить подразделения римской армии, направленные в Сицилию на усмирение восставших. Раб, закованный в кандалы, и так в них и умерший во время извержения Везувия. Гипсовый слепок. Музей в Помпеях. Естественно, что пример оказался заразительным, и по всей Сицилии начали вспыхивать восстания. Вскоре образовался другой очаг с центром в городе Агригенте, где его возглавил киликиец Клеон, под началом которого собралось пять тысяч восставших. Рабовладельцы, правда, решили, что это приведет к междоусобице и рабы начнут драться друг с другом. Но Клеон прибыл в Энну и добровольно подчинился Евну, а объединенная армия рабов начала походы против римлян. Теперь она насчитывала уже 200 тысяч человек, то есть представляла собой огромную силу. И даже если античные историки преувеличили эту цифру в десять раз, рабов все равно было много. Много больше, чем римлян, так что на пять лет они стали по сути дела хозяевами всего острова. Римские полководцы терпели от них поражение за поражением. Пришлось провести серьезную мобилизацию сил, как если бы в страну вторгся неприятель и отправить в Сицилию две консульские армии во главе с консулами Каем Фульвием Флакком, Люцием Кальпурнием Пизоном и преемником Пизона – консулом Публием Рупилием. Последний сумел победить рабов в нескольких сражениях, после чего он подошел к городу Тавромений и взял его в осаду. Запасы провизии закончились быстро, но рабы сражались, тем не менее, отчаянно, и не хотели сдаваться врагу. Но, как всегда, нашелся предатель - раб Серапион, который помог Рупилию взять Тавромений, после чего тот направился к столице «Новосирийского царства» – Энне. Защитой города руководили Клеон и Ахей. Клеон предпринял вылазку и «после героической борьбы, – сообщает Диодор Сицилийский, – пал, покрытый ранами». И здесь римлянам помогла измена, так как взять город, стоявший на скалистой возвышенности, иначе было бы очень трудно. Евна захватили в плен, отвезли в город Моргантину, бросили в тюрьму, где он и умер от ужасных условий содержания. Пока все это происходило, в 133 г. до н.э. вспыхнуло восстание в Пергаме под руководством Аристоника, продолжавшееся до 130 г. до н.э. Неизвестно, была ли между этими двумя восстаниями какая-нибудь связь, но то, что римлянам в результате пришлось сражаться сразу на два фронта, несомненно. Диодор Сицилийский, описывая это восстание рабов в Пергамском царстве, сообщал: «Аристоник добивался неприличествующей ему царской власти, а рабы безумствовали вместе с ним благодаря притеснениям господ и повергали многие города в великие несчастья». Тетрадрахма царя Эвмена II 197 – 159 гг. до н.э. Берлин, музей Пергамон. Что до самого Пергамского царства, где произошло столь важное событие, то оно образовалось после распада державы Александра Македонского в 280 г. до н.э. Оно славилось своим богатством, но самостоятельность его была призрачной. Царь Аттал III. Берлин, Пергамон. И когда умер царь Аттал III, а свое царство завещал Риму, чаша народного терпения переполнилась. Началось восстание против римлян, которое как раз и возглавил Аристоник (сын царской наложницы), побочный брат царя, имевший по греческим законам право на трон своего брата. На стороне Аристоника выступили и многие города, не желавшие попасть под власть римлян: Левки, Колофон, Миндос и др. Хотя Аристоник и воспитывался при царском дворе, но простого люда не гнушался и активно призывал в свое войско и рабов, и бедняков. В итоге его выступление приняло не только антиримский характер, но и фактически стало восстанием рабов и бедноты. Интересно, что к Аристонику бежал близкий друг Тиберия Гракха – философ Блоссий, и стал его советником, хотя это, конечно, и не означает, что оба они были «революционеры». Тем не менее, Аристонику пришла в голову отличная идея: он провозгласил, что его целью является создание «Государства солнца», где все будут равны. Все его граждане являлись «гражданами солнца» (гелиополитами), что, впрочем, не удивительно, так как именно на Востоке скалярные культы были очень популярны. Аристоник взял множество городов и одержал целый ряд побед над римлянами. Причем сумел даже разгромить римскую армию во главе с консулом Публием Лицинием Крассом, причем сам Красс посчитал себя настолько опозоренным, что, по сути, инициировал свое убийство и лишился головы! В 130 г. до н.э. бороться с Аристоником отправили консула Марка Перперну – человека решительного и безжалостного. Именно он окончательно добил войска восставших рабов в Сицилии и распял побежденных на крестах, так что Сенат надеялся, что столь же успешно он будет действовать и на Востоке. И он действительно со всей поспешностью прибыл в Малую Азию и неожиданным ударом, которого Аристоник не ожидал, разбил его войска. Вождь восстания был вынужден укрыться в городе Стратоникее. Город, естественно, был осажден, затем был вынужден сдаться, ну а Аристоника пленили и отправили в Рим, он был задушен в тюрьме по приказанию сената. Блоссий смерти друга не пережил, но жизни лишил себя сам. Классовое общество – это общество, разделенное по определенным признакам на группы – классы. Хотя это понятие в основном относят к XIX и первой половине XX века, деление людей на определенные категории существовало еще раньше, вплоть до истоков человеческой цивилизации. Фото: www.cartooningcapitalism.com Основатель понятия Впервые понятие «классовое общество» было введено Максом Вебером. Его идея разделения общества на классы была подхвачена другими видными учеными XIX века. Одним из них был Карл Маркс, который создал собственную теорию. Согласно этой теории, все общество делилось на три основные категории: капиталисты – лица, владеющие собственностью; рабочие и крестьяне – не имеющие собственности, но способные продавать свой труд за определенное вознаграждение; интеллигенция – не имеют собственности (или она незначительна) и занимаются деятельностью, не связанной с производством, созданием и распределением капитала. Капиталисты, согласно теории Карла Маркса, имеют большие накопления. Они получают доход в виде ренты, процентных и арендных платежей либо за счет прибыли предприятия, которым владеют. Рабочие и крестьяне не имеют ни собственности, ни средств, ни производства. Они вынуждены их арендовать или приобретать у капиталистов, либо работать на них. Между капиталистами и рабочими существует непримиримая вражда, так как их интересы противоположны. Капиталист желает, чтобы рабочий производил больше, а получал меньше. Рабочий, наоборот, старается делать поменьше, а получать побольше. Фото: infed.org Дуалистическое деление на общественные классы имело множество недостатков, один из которых – слишком упрощенная схема и малое количество категорий. Уже тогда социум было слишком сложным, и существовало значительно большее число классов, чем это описано в теории Маркса. К тому же во многих случаях интересы капиталистов и рабочих не были противоположны. Современная структура общества Современные социологи выработали иной способ определения иерархии статусов в обществе и общественных отношениях. Так, появился процесс стратификации на слои – страты. Согласно такой классификации, общественные классы следует рассматривать как определенные слои, которые отличаются друг от друга по конкретным признакам. Они не являются строго структурированными, а образуют сложную мозаику. Главными признаками, по которым людей приписывают к той или иной страте, являются: Уровень дохода. Социальное положение в иерархии конкретной профессии. Уровень интеллекта (образования). Возраст. Наличие/отсутствие собственности (квартиры, машины, предприятия и пр.). Сфера деятельности, профессия. Круг интересов и знакомых. Современные социологи делят все общество на 9 слоев или на три основных: высший, средний и низший. Такое деление на классы капиталистического общества больше соответствует действительности. Кто входит в высший класс Высший класс делится на три слоя: верхний, средний и низший. По такому же принципу делятся и остальные два. Верхний слой высшего класса включает в себя лиц, обладающих самым высоким статусом, доходом, влиянием. В него входят высшие сановники, правители, депутаты, представители крупных транснациональных компаний, известные ученые и артисты. Средний слой состоит из владельцев крупных и средних предприятий, губернаторов. Низший слой высшего класса представлен директорами и управленцами крупных компаний, главами районов, областными депутатами и судьями. Средний класс Высший слой среднего класса в капиталистическом обществе включает в себя руководителей госучреждений (школ, больниц), предпринимателей средних предприятий, полицейских и военных высоких чинов, представителей местной интеллигенции (профессора вузов, ректоры). Средний слой среднего класса состоит из педагогов вузов и профессиональных училищ, индивидуальных предпринимателей малых предприятий, программистов, мастеров спорта, дизайнеров, архитекторов. Низший слой этого класса включает в себя учителей, врачей, высококвалифицированных рабочих. Низший класс Низший класс имеет также три слоя, верхний из которых занимают рабочие профессии: швея, повар, плотник, фрезеровщик, водители, каменщик и другие. Средний слой низшего класса занимают профессии, не требующих особой квалификации, но за выполнение которых неплохо платят: рабочие на стройках, дорожные работники, сиделки, санитары. Самую низшую ступень занимают безработные и люди, занимающиеся антисоциальной деятельностью, а также те, у кого отсутствует какая-либо собственность. Безусловно, главным параметром, по которому того или иного индивидуума причисляют к тому или иному классу или слою, является уровень дохода. Престижная работа чаще всего является одновременно высокооплачиваемой. Так как профессий много (более 3000), а уровень образования не всегда удается определить объективно, то в большинстве случаев статус и принадлежность человека к тому или иному слою в основном определяют по уровню его дохода и объему властных полномочий, которые есть у него. Такова классовая стратификация современного общества. Попытки построить бесклассовое общество В истории человечества были попытки построить бесклассовое общество, и даже было написано несколько книг о том, как это можно сделать и какие преимущества в будущем получат экспериментаторы. К сожалению или к счастью, все попытки построить подобный социум потерпели неудачу, включая советский эксперимент. На смену прежней классовой структуре общества пришла новая, в которой существовала еще более жесткая иерархия и система распределения благ. Фото: teachingunderground.blogspot.com Основную долю производимого всем обществом пирога брали представители партийной номенклатуры, остальным доставались куски поменьше. Тем, кто по каким-либо причинам не вписывался в систему распределения, доставались совсем крохи, либо вообще ничего. Главным капиталом в таком обществе были родственные связи, знакомства, блат, принадлежность к определенной этнической группе. Так попытка построить равноправный социум привела к созданию классового общества с еще более жесткой иерархией и высокими порогами для перехода из низшей категории к высшей. Античный период Прообраз классового общества существовал еще в древние античные времена. Разделение социума на определенные группы существовало еще во времена Древнего Египта, Рима и Греции. В этих государствах в основном все общество делилось на два класса: свободных граждан и рабов. Позднее в Древнем Риме была разработана система шестиклассового общества, в которой самое низкое положение занимали пролетарии. Их материальное положение нередко было хуже, чем у рабов. Но у первых была свобода, и они считались гражданами. Фото: www.historyonthenet.com Отношение свободных граждан к рабам в разных странах было разным. Так, в Древнем Египте невольниками становились в основном в случае невыплаты долгов, поэтому отношение к ним было таким же, как к свободным. За убийство раба судили так же, как за убийство свободного. В Древнем Риме и Греции ситуация была иная. Люди попадали в рабство в результате войн, их сгоняли с их территорий в города стран-завоевателей. Поэтому и отношение к ним было, как к военным трофеям. Раб был приравнен к скоту. Хозяин мог его убить, и ему бы за это ничего не было. Рабство в такой форме сохранилось и после падения Римской империи. Второй расцвет оно получило во время колониальных завоеваний, в основном в Америке, где просуществовало до середины XIX века. Касты в Индии В Индии за многовековую историю образовалась своя система иерархии – кастовое общество. От рождения человек принадлежит к какой-либо одной касте и должен вести определенный образ жизни и заниматься конкретным делом. Например, если он родился в семье брахмана, то он должен стать брахманом, в семье военного – военным и т. д. Переход из одной в другую был запрещен. Все блага распределялись в соответствии с тем, к какой касте принадлежит индивидуум. Более высокие категории получали больший объем благ, чем все остальные. Средневековый феодализм В Средневековой Европе на смену римской системе пришла новая структура классового расслоения общества. Это было деление на сословия. Подобная модель не была строго вертикальной, как это может показаться на первый взгляд. Существовало дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и городские ремесленники. Фото: searcharchives.vancouver.ca Во главе государства стоял король, но власть его не была абсолютной, а сам он был зависим от своих поданных. Так, в истории Европы были нередки случаи, когда вассалы восставали против своего патрона. Представители духовенства также могли выступить против государя, а тот, в свою очередь, мог пойти против своих вассалов и даже против Папы Римского. В те времена огромное значение имели не только (и не столько) родовитость, сколько наличие больших земельных наделов и запасов золота. Широко была распространена торговля дворянскими титулами. Также деньги давали возможность графу или барону нанять большое войско и выступить против короля. Из всех сословий только два были, по сути, бесправны – это крестьяне и ремесленники, но со временем ситуация начала меняться. Деньги уже тогда имели большое значение в образовании классового общества. От Средневековья до наших дней Постепенно, по мере развития общества, городские ремесленники объединялись в мануфактуры. Одни из них богатели, другие разорялись и переходили на работу к богачам. Так появлялись фабрики и заводы. Крестьянство также начало расслаиваться. Часть крестьян богатела и становилась крупными фермерами, остальные вынуждены были продавать свои наделы и идти либо в город, где они становились простыми рабочими, либо батраками к фермерам. Большая часть дворянства к началу Промышленной революции разорилась и перешла в класс мелких чиновников – буржуа. Остальные, кто сумел сберечь капитал, заняли посты повыше. По сути, общество разделилось на класс капиталистов, рабочих, интеллигенции (большую ее часть составляли буржуа), чиновников и священнослужителей. Но такая стратификация социума, содержащая в себя элементы как классового, так и сословного деления, не могла существовать долго. По мере усложнения структуры общества, появления новых профессий и разнице в привычках и уровне жизни разных групп людей, стал меняться подход к определению различных слоев общества и соотнесению того или иного индивида к определенной категории. Какое общество является классовым сегодня? Да любое. Ответ на этот вопрос можно выразить просто – деление общества на группы лиц, обладающих определенными признаками, существовало всегда, и так будет и в будущем. Задание 2. Составьте сравнительную таблицу «Специфика культуры Греции'>Древней Греции и Древнего Рима».
|