Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль монголо-татарского нашествия в истории русского народа и его культуры

  • Конец татаро-монгольского ига и образование Московского государства

  • Последствия монголо-татарского вторжения на Русь

  • культурологя 4-1. Самостоятельная работа по теме Цель занятия закрепление знаний о древнерусской культуреа, формирование умения применять их


    Скачать 59.23 Kb.
    НазваниеСамостоятельная работа по теме Цель занятия закрепление знаний о древнерусской культуреа, формирование умения применять их
    Дата09.05.2022
    Размер59.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультурологя 4-1.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #518922
    страница2 из 3
    1   2   3

    Задание 2.  Разработайте презентацию на тему «Отражение монголо-татарского ига в литературном творчестве, обычаях русского народа». Отразите в своей презентации следующие аспекты:

    • потери в культуре, к которым привело монголо-татарское иго;

    • сближение культуры разных земель Руси;

    • заимствование культурных достижений Востока;

    • литература, живопись и архитектура различных периодов монголо-татарского ига.

    Роль монголо-татарского нашествия в истории русского народа

    и его культуры
    К концу ХП - началу ХШ веков монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховья Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах охота, земледелие и ремесла были развиты слабо.

    Монголо-татарское нашествие сыграло значительную роль в истории русского народа и оказало влияние на формирование этнической динамики славян, а, следовательно, и русской культуры. Появлялись и исчезали ремесла, численность населения достаточно резко сократилась, упал культурный уровень нации (впоследствии Россия отставала по культурному и техническому развитию от стран Европы), разрушение производительных сил, развитие местных культурных центров со спецификой монголо-татарского влияния. Татары не притесняли веры православной, несмотря на свою дикость, они уважали ее: на духовенство русское они никогда не налагали дани, не подвергали его даже и переписи.

    Два с половиной столетия ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа. Воспринимая завоевание как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Русские перенимали у татар некоторые боевые навыки, тактические приемы военных операций. Кое-что перешло в Россию и из ордынской экономики: всем известное слово «таможня» происходит от названия ордынского налога «тамга» (торговая пошлина), да и само слово «деньги» пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан башмак, колпак - эти и другие предметы одежды вместе с их названиями были переняты у восточных соседей. На несколько столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогах России.

    Взаимному проникновению культур способствовали и смешанные браки. Нередко русские юноши - москвичи, новгородцы, рязанцы - женились на татарках. Слияния народов при этом не происходило, но таких русско-тюркских семей становилось все больше. Иногда действовал и политический расчет - ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижным для княжеских родов. Позднее, после падения Золотой Орды, татарские вельможи стали переселяться в Россию и положили начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых, Глинских, Тургеневых, Шереметевых, Шахматовых, Урусовых перешли в православие, стали считаться российскими аристократами, и уже в XVШ веке никто не считал их потомков татарской знатью.

    Чтобы ужиться теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось усвоить их качества. Это было тем удобнее, что монголы, требуя покорности и дани, считая себя вправе жить на счет побежденных, не думали насиловать ни их веры, ни их народности. Они абсолютно никого не принуждали к перемене веры и за русским духовенством они полностью признавали его гражданские права. Татары были терпимы к православной вере не потому, что делали исключение для русских, а потому, что так они относились к вероисповеданиям всех покоренных ими народов. Полная веротерпимость была их общим правилом. Усматривается несколько причин полной лояльности татар к церкви:

    - первая причина - это то, что татары были язычниками, а язычники не воспринимают свою веру как единственно правильную и истинную и принимают другие веры также как верные.

    - второй причиной были побуждения политические.
    Темуджин объявлял и признавал себя за человека, которому богом предназначено покорить мир, чтобы создать одно единое государство. Но в мире существуют многие вероисповедания и принуждать людей к перемене веры означало бы возбуждать против себя вражду и ненависть. Темуджин объявляет полную и совершенную веротерпимость с покровительством верховной власти и фиксирует ее в своей знаменитой ясе.

    Там под страхом лишения престола и пожизненного заключения предписано, чтобы все веры, все равно какие, были терпимы и что служители этих вер - священники, врачи, ученые, подвижники и другие должны быть освобождены от всяких податей и налогов. Именно опираясь на Ясу и были выданы последующими правителями после Чингисхана ярлыки русскому духовенству.
    Конец татаро-монгольского ига

    и образование Московского государства
    Вследствие этого, в ХIII веке Киевская Русь распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую землю, между которыми шли бесконечные усобицы. Все это происходило на фоне критической ситуации, в которой оказалась Русь. Ей одновременно угрожала потеря независимости и с Запада – от литовцев, немцев и шведов, и с Востока – со стороны монголо-татарской Золотой Орды. Исключительно ответственные решения пришлось принимать Александру Невскому – великому князю Новгородскому. Он пришел к выводу, что угроза с Запада является для Руси смертельной. Поражение на этом направлении означало бы исчезновение Руси и ассимиляцию русского народа. Поскольку здесь победа в открытом сражении была вполне возможной, князь Александр решил принять идущий с этой стороны вызов. Победа над шведами и немецкими рыцарями подтвердили правильность сделанного выбора и устранили западную угрозу для Руси.

    Что касается восточной угрозы, то здесь открытое противостояние было практически невозможно: военное превосходство явно было на стороне Орды. Поэтому Александром Невским были использованы другие политические способы и средства. Русь при этом оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая длилась около двух с половиной веков (1243 г. – 1480 г.)

    Эта зависимость имела катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Частые набеги завоевателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных средств в виде дани – все это создало крайне неблагоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития экономики и культуры.

    Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установления ига стало резкое ослабление городов, от развития которых зависел общественный прогресс в феодальную эпоху. Разрушение городов, подрыв их экономики постоянной откачкой средств для выплаты дани в Орду, замедлили темпы их развития.

    Тяжелый урон понесла культура. Истребление и увод в плен массы ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства-основы материальной культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. На полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Когда строительство возобновилось, в конце XIII века, оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому так недолговечны были здания, возведенные в это время. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание. Пережили упадок живопись, прикладное искусство и другие области культуры.
    Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождается на базе прочных культурных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А.С. Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.

    Монголо-татарское нашествие привело к углублению феодальной раздробленности. Этому способствовала политика завоевателей - поощрение и разжигание междоусобной борьбы русских князей. Дальнейшее феодальное дробление русских земель обособляло местные культуры и усиливало в них локальные особенности. Однако в любом княжестве были силы, стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности, к государственному единству. Их настроения и активная борьба получили отражение в памятниках культуры, которые тем самым выходили далеко за рамки областных явлений и разрушали культурную обособленность феодальных центров.

    Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

    Для культуры этого времени характерна также идея неразрывной связи Руси XIV-XV веков с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Обращение к славному прошлому своей страны, к традициям и памятникам культуры времен независимости, к своей «античности» возбуждало патриотические чувства, внушало уверенность в успехе борьбы с иноземными поработителями. Эта тенденция отчетливо проявилась в устном народном творчестве, летописании, литературе, в политической мысли, архитектуре.

    В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до середины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры, хотя уже с конца XV века наблюдались признаки начавшегося возрождения. Внешние связи русской культуры в это время почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохранили общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры. Эти города, не испытавшие нашествия и погрома, сыграли большую роль в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени и оказали большое влияние на развитие культуры в других русских землях.
    Со второй половины XIV века начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая являлась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров.

    В 1380 г. Дмитрий Донской – великий князь Московский одержал победу на Куликовом поле над монголо-татарскими войсками, после чего зависимость Руси от Орды во многом стала номинальной. Дмитрий Донской впервые передал свое княжение Василию I без санкции Золотой Орды.

    Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей в культуре, идея единства Русской земли становится ведущей.

    С конца XIV века устанавливаются прочные связи с болгарской и сербской культурами. Оживленный обмен книжными богатствами происходил через монастыри Афона и Константинополя, в которых жили русские книжники, занимавшиеся переводами и переписыванием рукописей.

    После падения Константинополя в 1454 году русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства и получает название «Святая», что свидетельствовало о том, что на месте прежней возникла новая Русь – Московская. В 1480 году произошло знаменитое «стояние на Угре» войск хана Большой Орды Ахмата и великого князя Ивана III – в связи с отказом в 1476 году платить Орде ежегодную дань. В ноябре войска хана отступили и бежали, что означало конец русской зависимости от Орды. Русь стала суверенным государством и фактически и юридически. С конца XV века Русь называется Россией.


    Последствия монголо-татарского вторжения на Русь
    Каковы же были последствия завоевания княжеств монголо-татарами?

    В XI веке Русь достигла своего расцвета и стояла на одной ступени с европейскими странами по экономическому развитию и государственному устройству. Но нашествие монголо-татар остановило ее развитие, если не сказать отбросило на ступень ниже, в то время, как Европа продолжала идти вперёд. Хотя, как говорит Карамзин, неизвестно, как бы обернулась судьба России, если бы не татаро-монголы, а, скажем, шведы, поляки или литовцы захватили её.

    В городах произошли следующие изменения. В XI-XIII веках в русских городах постепенно зарождался тот самобытный уклад, который в Европе получил название «городской строй». Горожане на Руси активно боролись за городские вольности и играли важную роль в политических делах. В дальнейшем традиции «народоправства» не получили развития. После воцарения на Руси ордынского ига создались крайне неблагоприятные условия для формирования особого городского строя. Это связано с рядом причин. Города более всего пострадали от нашествия, они постоянно подвергались набегам и наездам ханских послов. В этих условиях замолкает древнее вече. Зато быстро идет усиление княжеской власти, поддержанной ханскими ярлыками из Сарая. Власть тысяцких постепенно сосредоточивается в руках крупных боярских семей и передается по наследству. В послемонгольский период угасают древние демократические обычаи, и в XIV-XV веках города становятся преимущественно княжескими центрами.

    Экономическое и культурное значение города во многом определялось тем, что здесь работали искусные ремесленники зодчие, каменотесы-резчики, мастера по «меди, серебру и золоту», иконописцы. Их изделия славились далеко за пределами Руси. Монгольское нашествие нанесло особенно тяжелый урон именно городскому ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину городской экономики.

    В средние века ремесло основывалось на ручной технике, а, следовательно, на навыках, передававшихся из поколения в поколение. Оборвалась связь мастер - подмастерье - ученик.

    Исследования показали, что в целом ряде ремесел во второй половине XIII века произошло падение или даже полное забвение сложной техники, ее огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киевской Руси.

    Что же стало с религией русского народа? Именно в период монголо-татарского ига христианство стало по-настоящему религией русского народа, так как религия - общая идеология - помогала им сплотиться в борьбе, «смягчая жестокие нравы, умеряя неистовые страсти, проповедуя и христианские, и государственные добродетели». Порабощение народа оказало влияние на его нравственный облик. Как считает Карамзин: «Русские, забыв гордость народную, выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых, обманывая татар, более обманывали и друг друга, откупались деньгами от насилия варваров, стали гораздо корыстолюбивее и гораздо бесчувственнее к обидам, к стыду...». Карамзин утверждает, что Российское государство, несмотря на 250 лет влияния восточной культуры, всё-таки осталось близко Европе, хотя сама Европа этого не признавала. Вероятно, в основе нравственности лежала общая религия. Но, всё же, Россия отстала. Она отстала от Европы, в частности, в судебном деле. «Русская Правда» перестала выполнять свои функции судебника, и судили «по совести» либо выясняли отношения в поединке. Такие «судебные» разбирательства были характерны для Европы X века.

    Отстала Россия и в военном искусстве. Европа развивала и совершенствовала тактику боя, а Россию спасали исключительно талантливые полководцы. Однако, были и положительные стороны. Открылись новые торговые пути взамен древнего пути «из варяг в греки»: с Востоком через Орду, с Константинополем и Западом через Дон - Азов.

    Великие московские князья сумели покончить с уделами и создать политически сплоченное Русское государство, несмотря на то, что отдельные его области, земли продолжали еще в течение двух веков жить самодовлеющей, обособленной одна от другой экономической жизнью. Здесь можно отметить три главные особенности формирования русской государственности:

    - во-первых, боевой строй государства;

    - во-вторых, неправовой характер внутреннего управления и общественного состава. Централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.

    - в-третьих, особенностью московского государственного порядка была неограниченная верховная власть с неопределенным пространством действия. Византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти. Основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство. Именно эти особенности и определили историческое развитие державы на последующие столетия.
    Архитектура
    После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII века в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб». С середины XIV века стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных храмов конца XIII – 1-й половины XIV веков, которым обмазка фасадов придавала монолитный облик.

    В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а также церкви, построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик Новгорода. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV века – поры расцвета новгородской республики, - полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым они совмещают живописность и пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка, рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх композиции.

    Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV веке Новгородских храмах появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковный.

    С XIV-XV веков в Новгороде появляются каменные жилые дома с подкладками и крыльцами. Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды.3 В других палатах стены членились лопатками горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI века. В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII века, закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю.
    С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х г.г. появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры.

    Во второй половине XIV века строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранними храмы конца XIV – начала XV веков, благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколоннами на фасадах.

    Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV века расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть посада была окружена в 1530-х годах каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально – кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы.

    Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов, имевших два – три яруса на подкладках, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо.

    Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками.

    В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII века во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного зала.
    Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада..

    От XIV-XVI веков сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI века – высокие, восьмигранные, крытый шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные крыши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых стен и резьбы галереи и крылец.

    Итак, мы видим, рост русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI века, являя собой высокое достижение московского зодчества. Эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV веков с монументальностью соборов XVI века. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы, присущие камню - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню.

    Дворцы в XVI веке эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это можно было сравнить Расширение культурных связей России с Западом содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVI века ордерные формы выполнялись в белом камне.
    1   2   3


    написать администратору сайта