культурологя 4-1. Самостоятельная работа по теме Цель занятия закрепление знаний о древнерусской культуреа, формирование умения применять их
Скачать 59.23 Kb.
|
Декоративно-прикладное искусство и летописание Продолжая тему развития культуры в послемонгольский период, нельзя не сказать о декоративно-прикладном искусстве. Возрождение декоративно-прикладного искусства было осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен, и ряд навыков ремесла утрачен. С середины XIV века оживляется ювелирное искусство. Оклад «Евангелия боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными фигурами в многолопастных обрамлениях и с тончайшей сканью, яшмовый потир работы Ивана Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы», воспроизводящие формы шатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши, литой с чеканкой панагиар новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясность формы и орнамента, подчеркивающего строение предмета. В XVI веке чеканка и скань дополняются финифтью. В XVI веке развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия. Московская и сольвычегодская финифть, теряя в тонкости исполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. По заказу Строгановых в Сольвычегодске изготовляются предметы «усольского дела», расписанные яркими сказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются сюжетные изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. С XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме изделий. Со 2-й половины XVI века и в черни нарастает узорчатость, распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более строгий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV веков в ней используется орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVI веке ее причудливые растительные узоры приобретают чисто русский характер. Увлечение в XVI веке пышной орнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из золота. В памятниках резьбы по кости XV века видны не изжитые формы «звериного стиля» в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко-художественного музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия. Искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно хороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом. До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI веков. Таков острый по силуэту Людогощенский крест из Новгорода, украшенный сложным орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянных изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работы мастера Амвросия. В XVI веке в деревянную резьбу проникают элементы восточного искусства. Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру она долгое время сохраняла связь с иконописью. В XVI веке появляется «золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как хохломская. Роспись распространяется на стены, оконное стекло, резной декор в интерьере. Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают поверхность предметов. Эти мотивы просуществовали в русских областях вплоть до последнего времени. Бытовая керамика XIV-XV веков груба и примитивна по форме. Лишь с XVI века применяются «морение» и вощение. На флягах XVI века появляется геометрическая орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур. Многие изделия воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно влияние деревянной резьбы. С конца XV века фигурные балясины и красные терракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло- охряной глазурью, включаются в декор фасадов. Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI века сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой. Набойки XIV-XVI веков наряду с геометрическими и растительными мотивами, восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные и западные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVI века появляется трех - и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVI веков существовало высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы «Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVI веке получает распространение золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Летопись продолжала оставаться в XIV - XV веках ведущим жанром русской литературы. Со второй половины XIV века московское летописание приобрело общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и, особенно в литературе и устном народном творчестве. Куликовской битве были посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний: «Сказание о Мамаевом побоище» и поэма «Задонщина». XIV - XV века формируется московская архитектурная школа. Уникальными памятниками архитектуры являются построенные в начале XV века Собор Успения в Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова монастырей. Расцвет русской живописи Творчество великих художников Древней Руси, иконописца - Феофана Грека и Андрея Рублева Продолжая тему расцвета русской культуры, нельзя не сказать о русской живописи, которая возрождается в первые десятилетия после монголо-татарского нашествия. В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII века определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII века: ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупный рисунок, декоративная яркость цвета. На исполненной Алексой Петровым храмовой иконе церкви Николы на Липне Николай чудотворец представлен как внимательный наставник и помощник людям. Округлые линии, нарядная орнаментация отразили воздействие декоративных тенденций народного творчества. В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись долгое время развивалась на домонгольской основе. Художественные мастерские были сосредоточены на архиерейских и княжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовый княжеский характер. Ростовские иконы XIII-XIV веков характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом. Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено литературное повествовательное начало. С Ярославлем связано несколько выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV веков. Торжественной красотой выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не установлено. В 70-80-х годах XIII века возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия. Для не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны белесые высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого. Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем. В XIV века с началом широкого строительства каменных храмов возрождается фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова по стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи 2-й половины XIV века более свободны по характеру. Одни из них исполнены выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря. Высокого роста достигла живопись в Москве в конце XIV – начале XV веков. Успешно развивается монументальная новгородская живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший в4 Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века, уже зрелым живописцем и отдал мастерство новой родине. Лучшей работой Феофана, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице. К фрескам Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине близки по манере исполнения фрески церкви Федора Стратилата. Одни исследователи считают их произведением Феофана, другие – работой его учеников. Замечательным памятником новгородской живописи был и комплекс фресок Волотовской церкви, в котором ярко проявились свобода художественного творчества, стремление преодолеть традиционные каноны церковной живописи. Эти фрески отличали предельная динамика в построении композиции, глубокая эмоциональная насыщенность. По-иному выглядят фрески церкви спаса на Ковалеве, которым свойственны черты аскетизма. Исследователи видят в них влияние художественной южнославянской традиции и считают, что они написаны сербскими художниками. В XV веке монументальная живопись все более усваивала догматические черты официально-церковной идеологии. Но в Новгороде иконописание еще оставалась связанным с демократическими кругами, о чем свидетельствовали простота трактовки сюжетов, широкое распространение икон популярных в народе святых, воспринимающих на себя функции языческих божеств – покровителей хозяйственных различных занятий. Расширялись узкие рамки религиозной тематики. На рубеже XIV-XV веков Феофан Грек стал главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили росписи соборов и теремов Кремля. Наиболее достоверными творениями художника в Москве считаются иконы деисусного чина Благовещенского собора начала XV века: «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». Иконостас Благовещенского собора – древнейший из дошедших до нас, так называемых русских высоких иконостасов, в становлении которых большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи. Высокий иконостас включает в себя пять основных рядов: - местный - с иконами, особо почитаемыми в данной местности, обязательно включающий икону, в честь которой построен храм; - деисусный - основной ряд иконостаса, в центре его икона Христа, которую с двух сторон окружают изображения Богородицы, Иоанна Предтечи и предстоящих святых; - праздничный - состоит из икон, посвященных двунадесятым праздникам, установленным церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа; - пророческий - собирает иконы, посвященные пророчествам, знамениям, в центре него обязательно «Богоматерь Знамение», праотеческий – представляет ветхозаветную церковь, в центре него размещена икона «Троица», вокруг нее изображения праотцев церкви. В шестом, дополнительном, ряду могут изображаться Страсти Христовы. Невозможно не отметить стиль величайшего художника Руси – Андрея Рублева. Первые семь икон праздничного ряда Благовещенского иконостаса связывают с его именем. Андрей Рублев родился около 1360 года. Он был монахом Троице – Сергиева монастыря, а затем – Спасо - Андроникова. Сообщение о его участии совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в росписи Благовещенского собора содержатся в летописях под 1405 годом. Вторично его имя упомянуто под 1408 годом, когда Андрей Рублев расписывал Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным, из стенописи которого лучше всего сохранились сцены страшного суда, а затем они украсили фресками и иконами Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря. Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора в Звенигороде. В этих работах проявились характерные черты рублевского стиля, которому свойственна лирическая умиротворенность. Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем в живописи Феофана. Иконы Звенигородского чина: «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас» - воплощение идеалов художника и прекрасная характеристика его живописной манеры. Самое совершенное произведение Рублева – икона «Троица». В Святой Троице как нераздельной осуждалась раздробленность и проповедовала соборность, а в Троице как неслиянно осуждалось иноземное иго, и содержался призыв к освобождению. В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Стиль московского мастера, глубоко национальный по своей сути, отличавшийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил лицо не только московской школы живописи, но и всей русской художественной культуры.деревянный дворец в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Заключение По моему мнению, вихрь монгольского нашествия стёр с лица земли замечательные памятники древнерусской культуры, т.к. в огне пожарищ погибли произведения древнерусских архитекторов, художников, летописцев и ремесленников о которых слагали песни и сказания, писали летописи. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен, и некому было передать новым поколениям скопившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени. Однако, при анализе дальнейшего развития политической, социальной, культурной стороны жизни, я выяснила, что Русь приобрела в результате монголо-татарского завоевания: - самобытную политическую культуру (самодержавие); - крепкую православную церковь (православие); - правосознание; - переписи, подати; - ямскую службу (смена лошадей по пути следования); - военные приёмы; - некоторые слова; - имена, фамилия. Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождавшаяся на базе прочных культурных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо – татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре. Мы исследовали и доказали, что русская культура не умерла в огне нашествия, а с конца XIII начала XIV века начинается ее возрождение, а именно: - оформление нового жанра устного народного творчества – жанра исторической песни; - развитие письменности и книжного дела; - развитие русской и житийной литературы; - расцвет русской живописи и архитектуры; - наступление нового этапа в развитии русского зодчества. |