|
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВОГО КРИЗИСА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. Основы философии 1. Самостоятельная работа по теме Критерии Мифологическая картина мира
Блохина Вероника
Самостоятельная работа по теме 3.6.
Критерии
| Мифологическая картина
мира
| Обыденная картина
мира
| Религиозная (христианская) картина мира
| Современная картина
мира
| Один мир или несколько?
| Мир един, т.к. объединяет в себе естественное и сверхъестественное.
| Мир единый и единственный.
| Мир двойственен: наблюдается противопоставление абсолютного, сверхъестественного бытия, тождественного Богу, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. Миров два: тот, в котором обитает Бог, находятся рай и ад (мир сверхъестественный) и тот, в котором живут люди (естественный мир).
| Мир один и един: для физиков – материя, существующая в виде вещества и поля, в основе которых – одни и те же элементарные частицы; для астрономов главными характеристиками Вселенной являются одинаковые свойства во всех точках (однородность) и направлениях (изотропность).
| Каким образом он возник и что из себя представляет?
| Характерен антропоморфизм, поэтому возникновение мира описывается по аналогии с рождением человека: вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос, заключающий в себе источник жизни мира.
| Некритичная вера в определенный порядок мироустройства, представления о котором вносятся в сознание каждого человека из научных, религиозных, эзотерических, мифологических и других источников.
| Идея креационизма: сотворение мира Богом по Его свободной воле в течение некоторого времени (6 дней).
| Мир вечен, наша Вселенная самопроизвольно возникла из вакуума.
| Каковы его пространственно-временные характеристики?
| Время в мире понималось циклически (смена времен года, чередование дня и ночи, разливов и схождения в берега рек и т.п.).
Пространство характеризуется неоднородностью: есть освоенное, защищенное добрыми духами пространство, в котором появился и функционирует данный род со своим тотемом, т.е. родоначальником. А есть пространство другого тотема, злых для данного человека духов, где с ним возможны различные злоключения.
| Антропоцентричность: все строится вокруг самого человека.
| Пространство удвоено и неоднородно: пространство обычного эмпирического мира, где живут люди, и пространство запредельное: небо и адские слои.
Для христианства мировое время выстроено линейно. История – это путь, который имеет свое начало, череду важных промежуточных этапов - событий - и венчается концом.
| Пространство и время объективны и реальны, т.к. существуют независимо от сознания людей и познания ими этой объективной реальности. Нет явлений, которые существовали бы вне пространства или вне времени.
| Как появился человек и каково его место в мире?
| Человек не определялся как отдельное существо, он лишь представитель рода. Сущность рода определялась генетически – через возведение его к первопредку, тотему. Человек произошел от животного, небесного светила и растения или создан богами.
| Вопрос не стоит, потому что надо думать, как жить.
| Человек создан по образу и подобию божьему, но грешен.
| Появился как результат закономерностей эволюции (Дарвин), место человечества во Вселенной современной наукой объясняется через призму такого мироощущения как космизм. Оно рассматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции.
| Наука использует разум, логику, эксперимент (практический) — познание от мира. ... Религия использует веру и откровения — познание не от мира, а от Бога. Философия изучает общее, из общемировых законов выводя частные правила, как религия. Философия исследует трансцендентальное, познаваемое субъективно, как религия. Богословы утверждают, что мораль имеет божественное происхождение, а религия является ее хранительницей. Мораль, по их мнению, как и религия, предписана людям свыше, самим Богом и полностью зависит от религии, без которой не может быть истинной нравственности.
|
|
|